Как помочь выпускнику определиться с выбором профессии




Дискуссии школьников на образовательных площадках, в том числе и на онлайн-платформе Znanija.com, показывают, что многие юноши и девушки почти до выпускных экзаменов не могут выбрать колледж или вуз. Родителям не стоит критиковать их за это, поскольку из-за неопределенности у выпускников и без того повышена тревожность. Гораздо конструктивней поддержать и помочь, ведь выбор – дело непростое, которому тоже нужно учиться. Что можно предпринять прямо сейчас, рассказывает Михал Гвяздовски, управляющий директор Znanija.com в России, Польше и Румынии.

Как помочь выпускнику определиться с выбором профессии

Помочь определиться с предпочтениями

Очень часто проблема самоопределения связана с отсутствием знаний о многообразии современных профессий. В этом случае школьнику при поддержке родителей или педагога стоит отдельно проработать этот вопрос, изучить онлайн-каталоги и рейтинги популярных специальностей, отмечая для себя привлекательные варианты. 

Взрослым, в свою очередь, необходимо объяснить подростку, что современный рынок профессий очень быстро меняется и нужно быть готовым к периодической смене деятельности – тогда шансов на трудоустройство больше и шире возможности для развития. Поэтому в первую очередь следует определиться, какие сферы деятельности привлекают и чем бы хотелось заниматься в широком смысле, не ограничиваясь рамками конкретных специальностей: решать технические задачи, работать с информацией, помогать людям, развивать бизнес, заботиться о природе… Осознание собственных предпочтений – принципиальный фактор при выборе профессии. 


Также стоит разобраться, какие условия работы кажутся наиболее привлекательными. Одним нравится находиться в офисе, другим – разъезжать по разным местам, кто-то предпочитает командную деятельность, а кто-то продуктивней работает самостоятельно. Если сформировать достаточно подробный список таких предпочтений и ограничений, а затем сопоставить с интересующими профессиями, то, скорее всего, появится несколько ориентиров для выбора. 

Следовать правилу: если есть возможность – учиться дальше

В связи со стремительным развитием технологий и постоянными изменениями на рынке труда набирает актуальность концепция непрерывного обучения в течение всей жизни, еще называемая lifelong learning. Поэтому важно настраивать школьника на то, что если есть возможность учиться дальше после школы – лучше ее использовать. К тому же обучение необходимо не только для трудоустройства, но и для общего интеллектуального и личностного роста. 

А вот формат может быть разным – от учебы в вузе и колледже до прохождения коммерческих курсов. Можно учиться как в очном, так и в заочном формате, совмещать работу с обучением. Если школьник настроен на поступление в университет, но пока не готов определиться с профессией, целесообразно обратить внимание на специальности широкого профиля, в целом соответствующие интересам, – такие имеются как в гуманитарных, так и в технических вузах. Затем уже можно будет выбрать специализацию более конкретно. 

Заранее спланировать разные варианты развития событий

При подготовке к выпускным экзаменам полезно продумать несколько возможных путей дальнейшей жизни, в зависимости от результатов ГИА. Это поможет школьнику понять, что даже неудача на экзамене – это не катастрофа, почувствовать уверенность в будущем и меньше бояться предстоящих испытаний. 

Если с первого раза не удастся поступить в вуз, тоже не стоит паниковать. Можно пойти другим путем. К примеру, начать с колледжа или техникума по выбранному направлению, чтобы получить базовую специальность и возможность трудоустройства, а потом продолжить обучение в вузе уже по сокращенной программе. 


Также можно использовать следующий год, чтобы как следует разобраться в себе, заняться волонтерской деятельностью, а одновременно подтянуть знания для повторной сдачи вступительных экзаменов. В европейских странах подростки нередко поступают именно так, есть даже понятие gap year (дословно: «пропущенный год»), когда выпускники отправляются в путешествие, чтобы набраться жизненного опыта и самоопределиться, ведь во время учебы не всегда есть возможность как следует поразмыслить над своими интересами и планами на жизнь. Такой период тоже предполагает несколько вариантов: устроиться на работу, чтобы оценить интересующие направления на практике, поучиться на курсах, пройти тесты по профориентации, заняться подробным изучением вузовских программ. 

Дать возможность выпускнику самостоятельно сделать выбор

Самое главное – чтобы школьник сделал осознанный выбор, с учетом своих интересов и предпочтений, а не навязанный родителями. Безусловно, в процессе размышлений о будущем необходимо советоваться с близкими, но окончательное решение подростку нужно принять самому, чтобы нести ответственность за собственный выбор, не перекладывая ее на других, и заниматься тем делом, которое действительно увлекает.

Также стоит помнить, что выбор дальнейшего направления учебы или работы делается не раз и навсегда. При желании можно будет изменить ход событий: перейти на другой факультет, даже уйти из вуза или, наоборот, поступить, ведь увлеченный человек постоянно находится в процессе поиска себя и познания нового, а это открывает множество интересных возможностей.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)