Развиваем речь и слух у малыша 1,5-3 лет. Советы родителям от педагога

Thu Nov 29 2018 11:13:26 GMT+0000 (GMT)
7 0

За первые три года жизни в ребенке можно заложить много важных и полезных качеств. Важно не упустить это время и дать малышу базу для будущего успешного развития. В статье педагог рассказывает, какие развивающие игры и занятия можно предложить малышу в 1,5–3 года.

Как и чем заниматься с малышом

В период от года до трех лет у детей формируется познавательная активность, развиваются основные психические процессы, творческие возможности, закладываются навыки взаимоотношений с другими людьми. Самые лучшие учителя и воспитатели для ребенка – его родители. Делая что-либо вместе с ними, малыш развивается быстрее всего. В этом возрасте еще никто не может сказать, какими способностями обладает ребенок, кем он станет. Чтобы раскрыть его потенциал, папы и мамы должны обращать пристальное внимание на то, что интересно малышу именно сегодня. Ведь без учета его индивидуальности обучение будет неэффективным.

Как «учить» малышей

Подражание. В раннем возрасте обучение наиболее успешно идет по принципу подражания, когда рядом папа или мама делают все вместе с ребенком. И хотя малыши от природы очень любознательны, но только взрослый может показать, что лопаткой копают, а карандашом рисуют. Объяснять, как это делается, бесполезно. Только наблюдая за родителями и повторяя их движения и слова, малыш усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя и становится более самостоятельным. Если «из педагогических соображений» родители оставляют ребенка один на один с решением трудной для него задачи, таким образом они лишь замедляют развитие своего чада. 

Игра. Знакомить с чем-то новым маленького ученика можно только через совместную игру со взрослым. Играя с крохой, зеркально отражайте его действия. Например, он выбирает игру с кубиками и говорит: «Я возьму желтый!» – а вы отвечаете: «Замечательно! Тогда я возьму синий». Покажите, что вы поддерживаете задумку ребенка. Это поможет ему почувствовать свою значимость. Постепенно постарайтесь усложнять задания, таким образом и происходит обучение. Чем старше становится ребенок, тем больше побуждайте его действовать уже по словесной инструкции и по воображению.

По возможности старайтесь, чтобы в игре были начало, продолжение и конец. Например, вы решили поиграть, как курочка клюет зернышки.

Начало: «Сейчас мы поиграем в курочку».

Середина: выкладываем на стол игрушку (птичку), лист бумаги и пластилин. «Пришла к нам в гости... Кто пришел? Правильно, курочка. Говорит курочка: “Ко-ко-ко!” Давай покормим курочку». Показываем, как нужно отщипывать небольшие кусочки пластилина. Приклеиваем их на бумагу – это крошки. Все действия комментируем: «Это у нас хлеб. На, курочка, хлеб!»

Конец: «Курочка пошла домой». 

Повторения. Часто у малышей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Наблюдения за этими повторяющимися действиями помогут родителям подобрать ключ к разгадке интересов ребенка. 

Задания. Как можно чаще давайте крохе возможность сделать что-то самому. Это лучший способ познакомить его с окружающим миром. Пусть, например, принесет свою игрушку. Такое задание учит удерживать внимание на определенном предмете. 

Общение и поощрение. В течение дня комментируйте свои действия и объясняйте, что и зачем вы делаете, рассказывайте о том, что вас окружает.

На прогулке.

 – Посмотри, какая сегодня погода. Да, хорошая, солнышко светит. А что это на дорожке? Это камушки. Посмотри, какие они. Круглые? Пойдем дальше. Вот цветочек. Какого он цвета? Желтого. А еще покажи мне цветочек. Здесь много цветов?

Когда ребенок что-то говорит, дослушайте его до конца и не старайтесь исправить все ошибки сразу. 

Если хотите, чтобы малыш развивался быстрее, хвалите его и не командуйте. Почаще настраивайте, что у него все получится. Отмечайте даже небольшие достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Например, можно сказать: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, молодец!»

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Такой подход убивает инициативу и развивает неуверенность в себе.

Зоны развития

Речь и коммуникация: чтение сказок и стихов, разыгрывание различных сюжетов с помощью игрушек или картинок. Расширение активного и пассивного словаря. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Сенсорное развитие: знакомство с формами, цветами, количеством (один – много), качественными понятиями (широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий, большой – маленький). Развитие представлений о величине, высоте предмета, положении его в пространстве.

Тактильное восприятие: знакомство с различными материалами, умение узнавать их на ощупь, игры с водой и песком.

Знакомство с окружающим миром: получение представлений о бытовых предметах, продуктах, явлениях природы, животных, транспорте, человеке. 

Познавательные процессы: развитие различных видов памяти и внимания.

Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей: лепка, рисование, аппликация.

Спортивные навыки: развитие ловкости, реакции, силы, координации при помощи подвижных игр, танцев и легкого массажа.

Какие игрушки нужны:

  • различные пирамидки и прочие игрушки для нанизывания;
  • сортеры и другие приспособления для проталкивания предметов в отверстия;
  • предметы с пуговицами, шнурками, кнопками, липучками;
  • фигуры разного цвета, величины и формы;
  • сюжетные игрушки. 

Развитие речи

  • Используйте возможности для развития речи, которые встречаются в повседневной жизни. Например, вы гуляли, и малыш заинтересовался лужей. Дома можно поиграть с водичкой. Поставьте перед ребенком тарелку с водой. Шлепаем ладошкой, приговаривая: «Плюх-плюх!» Заодно можно познакомить юного исследователя с понятиями «теплый – холодный». Налейте в две емкости теплую и холодную воду. Когда дотрагиваемся вместе с крохой до теплой воды, улыбаемся и объясняем, что это теплая вода, а когда опускаем руку в холодную, морщимся, «греем» руку.
  • Побуждайте ребенка вступать в диалог. Задавайте наводящие вопросы, которые будут провоцировать малыша на ответ. Например, рисуете картинку. «Где у нас будет солнышко? Покажи, где? Оно будет большое или маленькое? А травка? Какого цвета?» и т. д.
  • Придумывайте небольшие истории, которые будут стимулировать звукоподражание у ребенка. Также можно инсценировать сказки, где можно озвучивать героев. Например, в «Теремке» мышка: «пи-пи», лягушка: «ква-ква», волк: «у-у-у», медведь: «ы-ы-ы». Сопровождать игру лучше с помощью игрушек или картинок. Очень эффективны песенки и стихи с включением слогов для подражания. Главное, чтобы речь взрослого была эмоциональной, образной и отчетливой. Во время беседы ребенку должны быть видны ваши губы. 
  • В упражнения нужно включать следующие слоги: пи-пи, ба-па, ду-ду, ту-ту, би-би, динь-динь, ау, мяу, ко-ко, кря-кря, тик-тик, гав-гав, му-му, ме-ме , бе-бе, ква-ква, ав-ав, тяф-тяф, ку-ку, гу-гу, ку-ка-ре-ку.

Мышка

«Жила-была мама-мышка. И говорила она вот так: “Пи-пи-пи”. И был у нее маленький мышонок. Он говорил вот так: “Пи-пи-пи” (Произносим более высоким голосом.). Однажды мышонок проголодался и стал звать маму. 

– Как пищит мышонок? 

Прибежала мама и сказала, что покормит его. 

– Как мама-мышка пищит?

Мышонок наелся и заснул».

Упражнение повторяется несколько раз.

Забиваем гвоздики

«Однажды сильный ветер повредил крышу домика. В этом домике жил зайка. Он решил починить крышу и взял молоток. Он стучит по дощечке и забивает гвоздики: “Па-па-па!”

Давай поможем зайчику починить крышу (Ребенок стучит кулачком и повторяет слог “па”.).

Вот и все готово! Теперь зайчик пойдет играть в свой домик».

Кто пришел в гости?

Подготовьте несколько игрушек или картинок из тех животных, которые уже известны малышу. 

«В гости к зайчику собрались гости. 

– Тук-тук-тук! Кто-то стучит в дверь. Давай спросим: “Кто стучит?”

(Мама отвечает: «Мяу-мяу».)

– Кто же это? Правильно, котенок. Давай поговорим, как котенок. Как его можно позвать? Иди в гости к зайке, котенок». 

Потом приходят другие гости.

Когда ребенок уже освоил слоги, можно вводить в речь короткие слова («мама», «папа», «дай», «на», «киса», «утя») и короткие фразы («Где мама?», «Там мяч», «Вот ложка», «Дай зайку», «Петя хороший мальчик»). И только потом можно переходить к стихам. Делать это лучше путем договаривания слов и фраз. 

Например, в игре «Дом большой, дом маленький» произносим: «У медведя дом большой...» – и делаем паузу. Ребенок договаривает: «Ой-ой-ой!» Следующий этап – делаем паузу после слова «дом».

Дом большой, дом маленький

– Давай поиграем в мишку и зайку. Я буду говорить стишок и показывать движения, а ты повторяй за мной!

У медведя дом большой:

ОЙ-ОЙ-ОЙ!

(Говорим низким голосом, поднимаем руки вверх.)

А у зайки маленький:

АЙ-АЙ-АЙ!

(Говорим высоким голосом, приседаем на корточки.)

Мишка наш пошел домой:

ОЙ-ОЙ-ОЙ!

(Говорим низким голосом, идем вразвалку.)

Да и крошка-заинька:

АЙ-АЙ-АЙ!

(Говорим тонким голосом, прыгаем на двух ногах.)

Развиваем слух

Чтобы ребенок правильно говорил, он должен хорошо различать на слух различные звуки.

Волшебная коробочка

Положите 2-3 шумовых музыкальных инструмента в коробку: барабан, колокольчик, деревянные ложки, маракас (можно сделать из киндер-сюрприза, насыпав туда крупу), бубенцы и т. д. Пусть малыш пошумит, погремит и запомнит их звучание. А потом можно включить какую-то приятную музыку и «украсить» ее.

Когда ребенок запомнит звучание инструментов, можно поиграть так: пусть где-то за ширмой или за спиной игрушка «поиграет», а ребенок угадает, на чем она «играла».

Упражнения на дыхание

Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, говорят тихо. У них нарушается плавность речи, они недоговаривают слова или говорят на вдохе с захлебыванием. 

Вдыхаем через нос или рот, набираем полную грудь воздуха, выдыхаем плавно, губы складываем трубочкой и не сжимаем. Нельзя выдыхать через нос (в этом случае можно зажать ребенку ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).

Дыхательные упражнения быстро утомляют ребят, даже могут вызвать головокружение, поэтому они должны быть короткими. Тренировать дыхание можно также, сдувая пушинки с одуванчиков, задувая свечки, выдувая мыльные пузыри.

Ковер-самолет

Садимся на большой кусок материи в удобной позе и представляем, как взлетаем: «фу-фу-фу», как ковер летит и свистит: «с-с-с», как гудит: «м-м-м», как садится: «и-и-и».

Ветер (дыхательная гимнастика)

Для этого упражнения нужно вырезать из бумаги листики деревьев.

Дует легкий ветерок: «Ф-ф-ф…»

И качает так листок: «Ф-ф-ф…» (Выдох спокойный, ненапряженный.)

Дует сильный ветерок: «Ф-ф-ф…»

И качает так листок: «Ф-ф-ф…» (Выдох активный.)

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый: «А-а-а-а…»,

Рябиновый: «И-и-и…»,

Березовый: «О-о-о…»,

Дубовый: «У-у-у…» 

(М. Ю. Картушина)

Читайте также
Комментарии (0)

Развиваем речь и слух у малыша 1,5-3 лет. Советы родителям от педагога

7 0

Thu Nov 29 2018 11:13:26 GMT+0000 (GMT)

Ирина Ермолаева
Подписаться

За первые три года жизни в ребенке можно заложить много важных и полезных качеств. Важно не упустить это время и дать малышу базу для будущего успешного развития. В статье педагог рассказывает, какие развивающие игры и занятия можно предложить малышу в 1,5–3 года.

Как и чем заниматься с малышом

В период от года до трех лет у детей формируется познавательная активность, развиваются основные психические процессы, творческие возможности, закладываются навыки взаимоотношений с другими людьми. Самые лучшие учителя и воспитатели для ребенка – его родители. Делая что-либо вместе с ними, малыш развивается быстрее всего. В этом возрасте еще никто не может сказать, какими способностями обладает ребенок, кем он станет. Чтобы раскрыть его потенциал, папы и мамы должны обращать пристальное внимание на то, что интересно малышу именно сегодня. Ведь без учета его индивидуальности обучение будет неэффективным.

Как «учить» малышей

Подражание. В раннем возрасте обучение наиболее успешно идет по принципу подражания, когда рядом папа или мама делают все вместе с ребенком. И хотя малыши от природы очень любознательны, но только взрослый может показать, что лопаткой копают, а карандашом рисуют. Объяснять, как это делается, бесполезно. Только наблюдая за родителями и повторяя их движения и слова, малыш усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя и становится более самостоятельным. Если «из педагогических соображений» родители оставляют ребенка один на один с решением трудной для него задачи, таким образом они лишь замедляют развитие своего чада. 

Игра. Знакомить с чем-то новым маленького ученика можно только через совместную игру со взрослым. Играя с крохой, зеркально отражайте его действия. Например, он выбирает игру с кубиками и говорит: «Я возьму желтый!» – а вы отвечаете: «Замечательно! Тогда я возьму синий». Покажите, что вы поддерживаете задумку ребенка. Это поможет ему почувствовать свою значимость. Постепенно постарайтесь усложнять задания, таким образом и происходит обучение. Чем старше становится ребенок, тем больше побуждайте его действовать уже по словесной инструкции и по воображению.

По возможности старайтесь, чтобы в игре были начало, продолжение и конец. Например, вы решили поиграть, как курочка клюет зернышки.

Начало: «Сейчас мы поиграем в курочку».

Середина: выкладываем на стол игрушку (птичку), лист бумаги и пластилин. «Пришла к нам в гости... Кто пришел? Правильно, курочка. Говорит курочка: “Ко-ко-ко!” Давай покормим курочку». Показываем, как нужно отщипывать небольшие кусочки пластилина. Приклеиваем их на бумагу – это крошки. Все действия комментируем: «Это у нас хлеб. На, курочка, хлеб!»

Конец: «Курочка пошла домой». 

Повторения. Часто у малышей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Наблюдения за этими повторяющимися действиями помогут родителям подобрать ключ к разгадке интересов ребенка. 

Задания. Как можно чаще давайте крохе возможность сделать что-то самому. Это лучший способ познакомить его с окружающим миром. Пусть, например, принесет свою игрушку. Такое задание учит удерживать внимание на определенном предмете. 

Общение и поощрение. В течение дня комментируйте свои действия и объясняйте, что и зачем вы делаете, рассказывайте о том, что вас окружает.

На прогулке.

 – Посмотри, какая сегодня погода. Да, хорошая, солнышко светит. А что это на дорожке? Это камушки. Посмотри, какие они. Круглые? Пойдем дальше. Вот цветочек. Какого он цвета? Желтого. А еще покажи мне цветочек. Здесь много цветов?

Когда ребенок что-то говорит, дослушайте его до конца и не старайтесь исправить все ошибки сразу. 

Если хотите, чтобы малыш развивался быстрее, хвалите его и не командуйте. Почаще настраивайте, что у него все получится. Отмечайте даже небольшие достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Например, можно сказать: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, молодец!»

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Такой подход убивает инициативу и развивает неуверенность в себе.

Зоны развития

Речь и коммуникация: чтение сказок и стихов, разыгрывание различных сюжетов с помощью игрушек или картинок. Расширение активного и пассивного словаря. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Сенсорное развитие: знакомство с формами, цветами, количеством (один – много), качественными понятиями (широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий, большой – маленький). Развитие представлений о величине, высоте предмета, положении его в пространстве.

Тактильное восприятие: знакомство с различными материалами, умение узнавать их на ощупь, игры с водой и песком.

Знакомство с окружающим миром: получение представлений о бытовых предметах, продуктах, явлениях природы, животных, транспорте, человеке. 

Познавательные процессы: развитие различных видов памяти и внимания.

Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей: лепка, рисование, аппликация.

Спортивные навыки: развитие ловкости, реакции, силы, координации при помощи подвижных игр, танцев и легкого массажа.

Какие игрушки нужны:

  • различные пирамидки и прочие игрушки для нанизывания;
  • сортеры и другие приспособления для проталкивания предметов в отверстия;
  • предметы с пуговицами, шнурками, кнопками, липучками;
  • фигуры разного цвета, величины и формы;
  • сюжетные игрушки. 

Развитие речи

  • Используйте возможности для развития речи, которые встречаются в повседневной жизни. Например, вы гуляли, и малыш заинтересовался лужей. Дома можно поиграть с водичкой. Поставьте перед ребенком тарелку с водой. Шлепаем ладошкой, приговаривая: «Плюх-плюх!» Заодно можно познакомить юного исследователя с понятиями «теплый – холодный». Налейте в две емкости теплую и холодную воду. Когда дотрагиваемся вместе с крохой до теплой воды, улыбаемся и объясняем, что это теплая вода, а когда опускаем руку в холодную, морщимся, «греем» руку.
  • Побуждайте ребенка вступать в диалог. Задавайте наводящие вопросы, которые будут провоцировать малыша на ответ. Например, рисуете картинку. «Где у нас будет солнышко? Покажи, где? Оно будет большое или маленькое? А травка? Какого цвета?» и т. д.
  • Придумывайте небольшие истории, которые будут стимулировать звукоподражание у ребенка. Также можно инсценировать сказки, где можно озвучивать героев. Например, в «Теремке» мышка: «пи-пи», лягушка: «ква-ква», волк: «у-у-у», медведь: «ы-ы-ы». Сопровождать игру лучше с помощью игрушек или картинок. Очень эффективны песенки и стихи с включением слогов для подражания. Главное, чтобы речь взрослого была эмоциональной, образной и отчетливой. Во время беседы ребенку должны быть видны ваши губы. 
  • В упражнения нужно включать следующие слоги: пи-пи, ба-па, ду-ду, ту-ту, би-би, динь-динь, ау, мяу, ко-ко, кря-кря, тик-тик, гав-гав, му-му, ме-ме , бе-бе, ква-ква, ав-ав, тяф-тяф, ку-ку, гу-гу, ку-ка-ре-ку.

Мышка

«Жила-была мама-мышка. И говорила она вот так: “Пи-пи-пи”. И был у нее маленький мышонок. Он говорил вот так: “Пи-пи-пи” (Произносим более высоким голосом.). Однажды мышонок проголодался и стал звать маму. 

– Как пищит мышонок? 

Прибежала мама и сказала, что покормит его. 

– Как мама-мышка пищит?

Мышонок наелся и заснул».

Упражнение повторяется несколько раз.

Забиваем гвоздики

«Однажды сильный ветер повредил крышу домика. В этом домике жил зайка. Он решил починить крышу и взял молоток. Он стучит по дощечке и забивает гвоздики: “Па-па-па!”

Давай поможем зайчику починить крышу (Ребенок стучит кулачком и повторяет слог “па”.).

Вот и все готово! Теперь зайчик пойдет играть в свой домик».

Кто пришел в гости?

Подготовьте несколько игрушек или картинок из тех животных, которые уже известны малышу. 

«В гости к зайчику собрались гости. 

– Тук-тук-тук! Кто-то стучит в дверь. Давай спросим: “Кто стучит?”

(Мама отвечает: «Мяу-мяу».)

– Кто же это? Правильно, котенок. Давай поговорим, как котенок. Как его можно позвать? Иди в гости к зайке, котенок». 

Потом приходят другие гости.

Когда ребенок уже освоил слоги, можно вводить в речь короткие слова («мама», «папа», «дай», «на», «киса», «утя») и короткие фразы («Где мама?», «Там мяч», «Вот ложка», «Дай зайку», «Петя хороший мальчик»). И только потом можно переходить к стихам. Делать это лучше путем договаривания слов и фраз. 

Например, в игре «Дом большой, дом маленький» произносим: «У медведя дом большой...» – и делаем паузу. Ребенок договаривает: «Ой-ой-ой!» Следующий этап – делаем паузу после слова «дом».

Дом большой, дом маленький

– Давай поиграем в мишку и зайку. Я буду говорить стишок и показывать движения, а ты повторяй за мной!

У медведя дом большой:

ОЙ-ОЙ-ОЙ!

(Говорим низким голосом, поднимаем руки вверх.)

А у зайки маленький:

АЙ-АЙ-АЙ!

(Говорим высоким голосом, приседаем на корточки.)

Мишка наш пошел домой:

ОЙ-ОЙ-ОЙ!

(Говорим низким голосом, идем вразвалку.)

Да и крошка-заинька:

АЙ-АЙ-АЙ!

(Говорим тонким голосом, прыгаем на двух ногах.)

Развиваем слух

Чтобы ребенок правильно говорил, он должен хорошо различать на слух различные звуки.

Волшебная коробочка

Положите 2-3 шумовых музыкальных инструмента в коробку: барабан, колокольчик, деревянные ложки, маракас (можно сделать из киндер-сюрприза, насыпав туда крупу), бубенцы и т. д. Пусть малыш пошумит, погремит и запомнит их звучание. А потом можно включить какую-то приятную музыку и «украсить» ее.

Когда ребенок запомнит звучание инструментов, можно поиграть так: пусть где-то за ширмой или за спиной игрушка «поиграет», а ребенок угадает, на чем она «играла».

Упражнения на дыхание

Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, говорят тихо. У них нарушается плавность речи, они недоговаривают слова или говорят на вдохе с захлебыванием. 

Вдыхаем через нос или рот, набираем полную грудь воздуха, выдыхаем плавно, губы складываем трубочкой и не сжимаем. Нельзя выдыхать через нос (в этом случае можно зажать ребенку ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).

Дыхательные упражнения быстро утомляют ребят, даже могут вызвать головокружение, поэтому они должны быть короткими. Тренировать дыхание можно также, сдувая пушинки с одуванчиков, задувая свечки, выдувая мыльные пузыри.

Ковер-самолет

Садимся на большой кусок материи в удобной позе и представляем, как взлетаем: «фу-фу-фу», как ковер летит и свистит: «с-с-с», как гудит: «м-м-м», как садится: «и-и-и».

Ветер (дыхательная гимнастика)

Для этого упражнения нужно вырезать из бумаги листики деревьев.

Дует легкий ветерок: «Ф-ф-ф…»

И качает так листок: «Ф-ф-ф…» (Выдох спокойный, ненапряженный.)

Дует сильный ветерок: «Ф-ф-ф…»

И качает так листок: «Ф-ф-ф…» (Выдох активный.)

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый: «А-а-а-а…»,

Рябиновый: «И-и-и…»,

Березовый: «О-о-о…»,

Дубовый: «У-у-у…» 

(М. Ю. Картушина)

Читайте также
Комментарии (0)