«Мы приходим в детский сад...» История дошкольного образования в России

2018-09-27T12:48:23.320Z
5 0

Ровно 155 лет назад был открыт первый детский сад в России.

Как это было, что изменилось с тех пор и каковы перспективы развития дошкольного образования в нашей стране, читайте в этой статье.

Царская Россия: первые детские сады

27 сентября в России с подачи журнала «Обруч», газет «Детский сад со всех сторон» и «Дошкольное образование» отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. Впервые это произошло в 2004гор году. Почему именно 27 сентября? 

В этот день в 1863 году Софья Андреевна Люгебиль на Васильевском острове в Санкт-Петербурге открыла самый первый детский сад в нашей стране. Сразу внесем ясность. Широко распространено мнение, что это был первый детский сад на территории современной России, но отнюдь не Российской империи. Бытует мнение, что первое такое учреждение открыл в 1859 году Франц Фридрих Седмиградский в Гельсингфорсе (теперь это город Хельсинки, столица Финляндии). На самом деле Седмиградский скончался в 1855 году, завещав все свои деньги на строительство школы либо сиротского приюта. И лишь в 1905 (!) году в Гельсингфорсе были построены на эти средства школа и детский сад. Надо сказать, что оба учреждения работают до сих пор.

В общем, сад г-жи Люгебиль – действительно первый в нашей стране.

Сама Софья Андреевна – супруга петербургского профессора и педагога Карла Люгебиля – была последовательницей немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фребеля, который, кстати, и придумал в 1837 году сам термин «детский сад» (буквальный перевод нем. Kindergarten). Он считал, что дети – цветы жизни, а ухаживать за ними должны садовницы, то есть воспитательницы. В открытом Софьей Любегиль садике большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли под присмотром «садовниц», которые не слишком ограничивали своих воспитанников. Родители могли свободно наблюдать за малышами и получать педагогические консультации от сотрудниц сада. В 1869 году «детище» Любегиль прекратило свое существование. Причиной стала нехватка средств. 

В 1866 году в Санкт-Петербурге супруги Аделаида Семеновна и Яков Миронович Симоновичи начали издавать «Детский сад» – первый в России журнал о дошкольном воспитании. В журнале рассказывалось о методиках – в том числе европейских – обучения дошколят. В издании принимал участие Константин Дмитриевич Ушинский. Параллельно Симоновичи организовали платный детский сад для детей обеспеченных родителей. В занятиях с малышами Аделаида Семеновна и Яков Миронович руководствовались педагогическими идеями Ушинского о глубоко национальном характере образования.

Дети Хитрового рынка в приюте-яслях попечительства 2 и 3 участков Мясницкой части. Фотография из книги И.Ф.Горностаева «Дети рабочих и городские попечительства о бедных в Москве», 1900-й год

В том же 1866 году «Общество дешевых квартир» для детей работниц Санкт-Петербурга открыло первый бесплатный детский сад. Его посещали малыши из бедных семей. Они изучали Священное писание, молитвы, играли в подвижные игры и занимались рукоделием. В общем, пока мамы работали, дошколята проводили время весело, с пользой и под присмотром взрослых. В саду работала швейная мастерская по пошиву детского белья, прачечная, общая кухня, начальная школа. Идиллию нарушило отсутствие спонсоров. Спустя недолгое время детский сад закрыли из-за отсутствия финансирования. 

В Москве детские сады появились в 1866 году. Первый из них был создан при пансионе фрейлен девиц Герке. В следующие два года дошкольные учреждения открыли в Смоленске, Иркутске, Воронеже, Тбилиси, Ораниенбауме. В 1870-е годы детские сады появились в Варшаве, Киеве, Одессе, Ташкенте и других городах Российской империи. Все эти учреждения были частными и платными. 

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество организовывало курсы и лекции для воспитательниц, проводились платные Фребелевские курсы разной продолжительности: летние, годичные и трёхгодичные. Однако кадров не хватало, и к 1914 году в России существовало всего 150 садов, их посещали 4 000 детей. Правда, ассортимент учреждений был широк: платные и бесплатные, для детей дворян, рабочих и интеллигенции, а также приюты для сирот. Открывались садики на квартирах либо в одном помещении с женскими гимназиями. 

Советский Союз: да здравствует социализм

20 ноября 1917 года была принята «Декларация по дошкольному воспитанию». Так стартовала государственная программа дошкольного образования в нашей стране. Документ определил главные принципы: доступность и бесплатность общественного воспитания для всех детей дошкольного возраста. С этого момента детсадовское движение развивалось неслыханными темпами. Если в 1918 году функционировало 400 дошкольных учреждений, то через два года их было уже 4723 – почти в двенадцать раз больше. К этому времени их посещало около 250 000 детей. 

В 1918 году профессор Константин Николаевич Корнилов вместе с коллегами создал во 2-м Московском государственном университете педагогический факультет с дошкольным отделением (спустя несколько лет факультет был преобразован в Московский государственный педагогический институт). 

Годом позже в Москве прошел первый Всесоюзный съезд по дошкольному воспитанию. 

В 1928 году начал издаваться ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание» для преподавателей и воспитателей дошкольных учреждений. Правда, термин «детский сад» не использовался: в 1920 – 1930-е годы такие заведения назывались «детский очаг» либо просто «очаг».  

Прогулка в советском детском саду

В 1934 году вышла первая «Программа работы детского сада». Четыре года спустя были опубликованы «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателей детского сада». Устав определял задачи, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений. Руководство содержало методические указания по работе с детьми. 

В 1937 году Совнарком выпустил специальное постановление о создании ведомственных детских садов. Двумя годами позже были установлены типовые штаты сотрудников для садиков каждого вида и ведомственной принадлежности. 

Уже к 1940-му году детский сад посещали 2 000 000 мальчиков и девочек. К 1976 году число воспитанников в 120 000 дошкольных учреждений увеличилось до 12 000 000, а в 1991 году их стало 15 000 000. 

В послевоенные годы появились ясли-сад, куда принимали детей уже с двухмесячного возраста. Страна нуждалась в работниках, и, по замыслу государства, ничто – даже материнство – не должно было отвлекать женщину от трудовых свершений. 

В 1960-е годы был разработан единый для всех дошкольных учреждений документ, определяющий программу их работы. Авторами регламента стали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. В 1980-е годы этот документ сменила Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. 

Российская Федерация: дети – наше будущее 

Распад Советского Союза и пришедшие за ним годы разрухи и неустроенности затронули все сферы жизни бывших советских граждан. Это повлияло и на ситуацию с дошкольным образованием. Часть детских садов пришлось закрыть: резкий спад рождаемости, недостаток финансирования, отсутствие кадров. Пострадали в том числе и ведомственные детские сады, которые всегда считались на порядок лучше обычных, поскольку были закреплены за определенными предприятиями или организациями. В период кризиса многие из этих учреждений закрывались либо переходили на режим строжайшей экономии. Тогда даже сотрудникам нечем было платить зарплату, что уж говорить о содержании детских садов. Внезапно освободившиеся помещения – чтобы не простаивали – перепродавали, сдавали в аренду или вовсе бросали на произвол судьбы. В последнем случае не было денег даже на элементарную охрану садовской территории – имущество разворовывалось, кое-где селились бомжи. 

Да, часть дошкольных учреждений продолжала работать, но и им было далеко до уровня советских учреждений. Нехватка денежных средств ощущалась буквально во всем: общая обстановка, качество питания, оснащение в группах, дефицит спортивного и музыкального оборудования. 

Постепенно ситуация в стране менялась, менялась и ситуация с детскими садами. После разрухи 90-х пришло время стабильности. Это сразу отразилось на демографической ситуации. В 2000-е годы резко повысилась рождаемость. Большую роль сыграла программа материнского капитала. В результате тех немногих детских садов, что выжили в «смутное время», стало катастрофически не хватать. Уже в 2012 году более 2 000 000 детей ждали очереди, чтобы попасть в садик. 

Беби-бум продолжается и сейчас. Это, конечно, радует. Но чтобы ребенок попал в садик к трем годам – то есть к концу маминого декретного отпуска – родители должны вставать на учет в гороно сразу после появления малыша на свет. Правда, для льготных категорий (мать-одиночка или многодетная мать) очередь немного короче. 

Современный детский сад в Шадринске

Переломить ситуацию решили на государственном уровне. В последние годы было построено множество новых садов, число которых постоянно растет. Уже появились населенные пункты, в которых проблема дефицита мест в детских садах полностью решена. 

Сейчас ассортимент дошкольных учреждений достаточно широк: от стандартного государственного садика до частного или семейного. По всей России их функционирует почти 46 000. В это число входят ясли, детские сады, группы кратковременного пребывания и центры дошкольного образования. Посещает их 6 000 000 детей. 

Приоритетным стало повышение качества дошкольного образования. В рамках государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» формируется современная качественная предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях, создается эффективная система психолого-педагогической экспертизы, учебно-методической и электронной продукции. Один из ключевых принципов – максимальная реализация потенциала каждого ребенка. 

Пять лет назад впервые в российской истории был принят совершенно особый ФГОС – федеральный государственный стандарт дошкольного образования. 

Любые вложения в сферу дошкольного образования – наиболее эффективны для повышения качества последующего обучения и выравнивания стартовых возможностей наших детей. 

Читайте также
Комментарии (0)

«Мы приходим в детский сад...» История дошкольного образования в России

5 0

2018-09-27T12:48:23.320Z

Марина Севастьянова
Подписаться

Ровно 155 лет назад был открыт первый детский сад в России.

Как это было, что изменилось с тех пор и каковы перспективы развития дошкольного образования в нашей стране, читайте в этой статье.

Царская Россия: первые детские сады

27 сентября в России с подачи журнала «Обруч», газет «Детский сад со всех сторон» и «Дошкольное образование» отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. Впервые это произошло в 2004гор году. Почему именно 27 сентября? 

В этот день в 1863 году Софья Андреевна Люгебиль на Васильевском острове в Санкт-Петербурге открыла самый первый детский сад в нашей стране. Сразу внесем ясность. Широко распространено мнение, что это был первый детский сад на территории современной России, но отнюдь не Российской империи. Бытует мнение, что первое такое учреждение открыл в 1859 году Франц Фридрих Седмиградский в Гельсингфорсе (теперь это город Хельсинки, столица Финляндии). На самом деле Седмиградский скончался в 1855 году, завещав все свои деньги на строительство школы либо сиротского приюта. И лишь в 1905 (!) году в Гельсингфорсе были построены на эти средства школа и детский сад. Надо сказать, что оба учреждения работают до сих пор.

В общем, сад г-жи Люгебиль – действительно первый в нашей стране.

Сама Софья Андреевна – супруга петербургского профессора и педагога Карла Люгебиля – была последовательницей немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фребеля, который, кстати, и придумал в 1837 году сам термин «детский сад» (буквальный перевод нем. Kindergarten). Он считал, что дети – цветы жизни, а ухаживать за ними должны садовницы, то есть воспитательницы. В открытом Софьей Любегиль садике большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли под присмотром «садовниц», которые не слишком ограничивали своих воспитанников. Родители могли свободно наблюдать за малышами и получать педагогические консультации от сотрудниц сада. В 1869 году «детище» Любегиль прекратило свое существование. Причиной стала нехватка средств. 

В 1866 году в Санкт-Петербурге супруги Аделаида Семеновна и Яков Миронович Симоновичи начали издавать «Детский сад» – первый в России журнал о дошкольном воспитании. В журнале рассказывалось о методиках – в том числе европейских – обучения дошколят. В издании принимал участие Константин Дмитриевич Ушинский. Параллельно Симоновичи организовали платный детский сад для детей обеспеченных родителей. В занятиях с малышами Аделаида Семеновна и Яков Миронович руководствовались педагогическими идеями Ушинского о глубоко национальном характере образования.

Дети Хитрового рынка в приюте-яслях попечительства 2 и 3 участков Мясницкой части. Фотография из книги И.Ф.Горностаева «Дети рабочих и городские попечительства о бедных в Москве», 1900-й год

В том же 1866 году «Общество дешевых квартир» для детей работниц Санкт-Петербурга открыло первый бесплатный детский сад. Его посещали малыши из бедных семей. Они изучали Священное писание, молитвы, играли в подвижные игры и занимались рукоделием. В общем, пока мамы работали, дошколята проводили время весело, с пользой и под присмотром взрослых. В саду работала швейная мастерская по пошиву детского белья, прачечная, общая кухня, начальная школа. Идиллию нарушило отсутствие спонсоров. Спустя недолгое время детский сад закрыли из-за отсутствия финансирования. 

В Москве детские сады появились в 1866 году. Первый из них был создан при пансионе фрейлен девиц Герке. В следующие два года дошкольные учреждения открыли в Смоленске, Иркутске, Воронеже, Тбилиси, Ораниенбауме. В 1870-е годы детские сады появились в Варшаве, Киеве, Одессе, Ташкенте и других городах Российской империи. Все эти учреждения были частными и платными. 

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество организовывало курсы и лекции для воспитательниц, проводились платные Фребелевские курсы разной продолжительности: летние, годичные и трёхгодичные. Однако кадров не хватало, и к 1914 году в России существовало всего 150 садов, их посещали 4 000 детей. Правда, ассортимент учреждений был широк: платные и бесплатные, для детей дворян, рабочих и интеллигенции, а также приюты для сирот. Открывались садики на квартирах либо в одном помещении с женскими гимназиями. 

Советский Союз: да здравствует социализм

20 ноября 1917 года была принята «Декларация по дошкольному воспитанию». Так стартовала государственная программа дошкольного образования в нашей стране. Документ определил главные принципы: доступность и бесплатность общественного воспитания для всех детей дошкольного возраста. С этого момента детсадовское движение развивалось неслыханными темпами. Если в 1918 году функционировало 400 дошкольных учреждений, то через два года их было уже 4723 – почти в двенадцать раз больше. К этому времени их посещало около 250 000 детей. 

В 1918 году профессор Константин Николаевич Корнилов вместе с коллегами создал во 2-м Московском государственном университете педагогический факультет с дошкольным отделением (спустя несколько лет факультет был преобразован в Московский государственный педагогический институт). 

Годом позже в Москве прошел первый Всесоюзный съезд по дошкольному воспитанию. 

В 1928 году начал издаваться ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание» для преподавателей и воспитателей дошкольных учреждений. Правда, термин «детский сад» не использовался: в 1920 – 1930-е годы такие заведения назывались «детский очаг» либо просто «очаг».  

Прогулка в советском детском саду

В 1934 году вышла первая «Программа работы детского сада». Четыре года спустя были опубликованы «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателей детского сада». Устав определял задачи, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений. Руководство содержало методические указания по работе с детьми. 

В 1937 году Совнарком выпустил специальное постановление о создании ведомственных детских садов. Двумя годами позже были установлены типовые штаты сотрудников для садиков каждого вида и ведомственной принадлежности. 

Уже к 1940-му году детский сад посещали 2 000 000 мальчиков и девочек. К 1976 году число воспитанников в 120 000 дошкольных учреждений увеличилось до 12 000 000, а в 1991 году их стало 15 000 000. 

В послевоенные годы появились ясли-сад, куда принимали детей уже с двухмесячного возраста. Страна нуждалась в работниках, и, по замыслу государства, ничто – даже материнство – не должно было отвлекать женщину от трудовых свершений. 

В 1960-е годы был разработан единый для всех дошкольных учреждений документ, определяющий программу их работы. Авторами регламента стали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. В 1980-е годы этот документ сменила Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. 

Российская Федерация: дети – наше будущее 

Распад Советского Союза и пришедшие за ним годы разрухи и неустроенности затронули все сферы жизни бывших советских граждан. Это повлияло и на ситуацию с дошкольным образованием. Часть детских садов пришлось закрыть: резкий спад рождаемости, недостаток финансирования, отсутствие кадров. Пострадали в том числе и ведомственные детские сады, которые всегда считались на порядок лучше обычных, поскольку были закреплены за определенными предприятиями или организациями. В период кризиса многие из этих учреждений закрывались либо переходили на режим строжайшей экономии. Тогда даже сотрудникам нечем было платить зарплату, что уж говорить о содержании детских садов. Внезапно освободившиеся помещения – чтобы не простаивали – перепродавали, сдавали в аренду или вовсе бросали на произвол судьбы. В последнем случае не было денег даже на элементарную охрану садовской территории – имущество разворовывалось, кое-где селились бомжи. 

Да, часть дошкольных учреждений продолжала работать, но и им было далеко до уровня советских учреждений. Нехватка денежных средств ощущалась буквально во всем: общая обстановка, качество питания, оснащение в группах, дефицит спортивного и музыкального оборудования. 

Постепенно ситуация в стране менялась, менялась и ситуация с детскими садами. После разрухи 90-х пришло время стабильности. Это сразу отразилось на демографической ситуации. В 2000-е годы резко повысилась рождаемость. Большую роль сыграла программа материнского капитала. В результате тех немногих детских садов, что выжили в «смутное время», стало катастрофически не хватать. Уже в 2012 году более 2 000 000 детей ждали очереди, чтобы попасть в садик. 

Беби-бум продолжается и сейчас. Это, конечно, радует. Но чтобы ребенок попал в садик к трем годам – то есть к концу маминого декретного отпуска – родители должны вставать на учет в гороно сразу после появления малыша на свет. Правда, для льготных категорий (мать-одиночка или многодетная мать) очередь немного короче. 

Современный детский сад в Шадринске

Переломить ситуацию решили на государственном уровне. В последние годы было построено множество новых садов, число которых постоянно растет. Уже появились населенные пункты, в которых проблема дефицита мест в детских садах полностью решена. 

Сейчас ассортимент дошкольных учреждений достаточно широк: от стандартного государственного садика до частного или семейного. По всей России их функционирует почти 46 000. В это число входят ясли, детские сады, группы кратковременного пребывания и центры дошкольного образования. Посещает их 6 000 000 детей. 

Приоритетным стало повышение качества дошкольного образования. В рамках государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» формируется современная качественная предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях, создается эффективная система психолого-педагогической экспертизы, учебно-методической и электронной продукции. Один из ключевых принципов – максимальная реализация потенциала каждого ребенка. 

Пять лет назад впервые в российской истории был принят совершенно особый ФГОС – федеральный государственный стандарт дошкольного образования. 

Любые вложения в сферу дошкольного образования – наиболее эффективны для повышения качества последующего обучения и выравнивания стартовых возможностей наших детей. 

Читайте также
Комментарии (0)