Краеведение в детском саду: о программе «И ты увидишь, мир прекрасен!»

2019-08-12T15:13:51.951Z
1 0

В конце 90-х – начале 2000-х педагоги и воспитатели центра развития ребенка №2350 в районе Новокосино кропотливо работали над программой по краеведо-туристской деятельности. Все началось с идеи - научить воспитанников познавать окружающий мир в процессе наблюдений. Из года в год педагоги детского сада прорабатывали специальные мероприятия – походы в лес, прогулки по микрорайону, экскурсии в город, организовывали и проводили их, после - делали работу над ошибками и снова проводили. Так продолжалось несколько лет, пока весь полученный опыт не был преобразован в программу по краеведо-туристскому направлению «И ты увидишь, мир прекрасен!» Какие идеи она в себя включала и как сегодня эти наработки можно применять в системе образовательной дошкольной организации, рассказала соавтор курса, опытный педагог Надежда Ермачкова.

Замысел – идея – цель

Краеведо-туристская деятельность (КТД) – комплекс мероприятий (тематических прогулок, экскурсий и походов), через которые ребенок активно включается в процесс освоения ближайшего природного и социального окружения. КТД обогащает систему работы детского сада и позволяет в комплексе решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, развивая ребенка интеллектуально, нравственно и физически. На занятиях у воспитанника формируются представления и понятия об окружающих его предметах, развивается самостоятельность, наблюдательность, и, наконец, закаляется организм.

Программа «И ты увидишь, мир прекрасен!» создавалась для дошкольников, исходя из концепции «Школа жизни – окружающий мир». Главная цель, которую авторы курса ставили перед собой, – приблизить образовательную деятельность ребенка к реальной окружающей жизни через различные интересные ему мероприятия. Например, воспитанник знакомится с дикими и домашними животными благодаря походу в зоопарк и в живой уголок. Важно, чтобы воспитанник детского сада уже с раннего возраста сам стремился узнать о месте, в котором живет, и получал ответы на свои вопросы через собственные наблюдения. Кроме того, по мнению авторов, программа может способствовать усилению обучения патриотической направленности.

Программ разработана для поэтапного развития умений, знаний и навыков у воспитанников средней, старшей и подготовительной групп.

Практическая польза для детей

Курс помогает ребенку ближе познакомиться с окружающим миром и осознать свое место в нем. Занятия в рамках краеведо-туристской деятельности способствуют развитию интеллекта малыша и физической формы, формируют образно-наглядное мышление, они дают возможность развивать в ребенке творческие способности, элементы самостоятельности, формируют навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Рассмотрим практическую пользу на примере. Когда ребенок рисует овраг, то чаще всего он основывается на своих впечатлениях от просмотра иллюстраций в книге, реже опирается на собственные наблюдения. С занятиями по программе «И ты увидишь, мир прекрасен!» воспитанник сначала видит этот овраг в лесу, потом обсуждает его со своими одногруппниками и воспитателями, после возвращается в детский сад и рисует его, основываясь на своих воспоминаниях и впечатлениях. Как следствие, иллюстрации становятся выразительнее, а рассказ эмоциональнее.

Курс вносит вклад в нравственное воспитание дошкольников, развивает доброе, заботливое отношение к природе и людям. Кроме того, программа играет большую роль при подготовке детей к школе.

Как строятся занятия

Весь курс рассчитан на два года и построен таким образом, чтобы занятия в нем тесно переплетались с характерными для этого возраста занятиями. Все занятия проходят на свежем воздухе и в игровой форме.

Работа с детьми строится по циклам – временам года. В каждый цикл включаются выходы как в природную среду (парки, лес, зоопарк и живой уголок), так и в социальную (к историческим и памятным местам).

Основные темы и объекты изучения: «Моя семья», детский сад, микрорайон, «Наша Москва», «Мы россияне» и «Природа и мы». В разных циклах воспитатели намеренно повторно обращаются к одним и тем же природным и социальным объектам, что углубляет и закрепляет знания, умения и навыки ребенка, учит его сравнивать свой опыт с прошлым.

На занятиях дети наблюдают явления природы, знакомятся с экскурсионными объектами, упражняются в освоении туристских навыков и умений, преодолевают препятствия, играют на свежем воздухе, учатся контактировать друг с другом и со взрослыми. Каждый цикл завершается праздником.

Занятия продуманы таким образом, чтобы от цикла к циклу ребенок совершенствовал свои первоначальные туристские знания и умения: ориентирование на местности, работу с планом и чертежом маршрута, правила поведения в походе, на прогулке, в транспорте, преодоление природных препятствий, оборудование бивака, подготовку туристского снаряжения и т. д

Подготовка к занятиям и подведение итогов

Каждое занятие обязательно предусматривает три этапа работы: подготовку, само занятие и подведение итогов. В процессе подготовки воспитатели внимательно изучают маршруты, читают соответствующую литературу, рассматривают иллюстрации, беседуют с детьми и проводят с ними дидактические игры.

При подведении итогов дети делятся своими впечатлениями, отражая их в рисунках: изображают схему маршрута, составляют из собственных иллюстраций рассказ о походе, изготавливают макеты.

Интеграция в программу дошкольной организации

Краеведо-туристскую деятельность в детском саду можно на объединить с другими видами деятельности, дополняя и совершенствуя их и одновременно развивая КТД в сочетании с ними. Несмотря на то, что программа «И ты увидишь, мир прекрасен!» разрабатывалась как специфический и самостоятельный курс, ее элементы позволяют дополнить и углубить уже имеющиеся в детском саду базовые программы близкими и понятными ребенку источниками познания.

Главное, что требуется для успешной реализации программы «И ты увидишь, мир прекрасен!» в рамках краеведо-туристской деятельности, – осознание педагогом значимости этих занятий для развития детей, его желание и готовность к совместной работе и творческим контактам друг с другом.


Программа «Ты увидишь, мир прекрасен!»


Другие программы этого направления:



Читайте также
Комментарии (0)
2019-08-12T15:13:51.951Z
1 0

Краеведение в детском саду: о программе «И ты увидишь, мир прекрасен!»


Редакция ActivityEdu
Подписаться

В конце 90-х – начале 2000-х педагоги и воспитатели центра развития ребенка №2350 в районе Новокосино кропотливо работали над программой по краеведо-туристской деятельности. Все началось с идеи - научить воспитанников познавать окружающий мир в процессе наблюдений. Из года в год педагоги детского сада прорабатывали специальные мероприятия – походы в лес, прогулки по микрорайону, экскурсии в город, организовывали и проводили их, после - делали работу над ошибками и снова проводили. Так продолжалось несколько лет, пока весь полученный опыт не был преобразован в программу по краеведо-туристскому направлению «И ты увидишь, мир прекрасен!» Какие идеи она в себя включала и как сегодня эти наработки можно применять в системе образовательной дошкольной организации, рассказала соавтор курса, опытный педагог Надежда Ермачкова.

Замысел – идея – цель

Краеведо-туристская деятельность (КТД) – комплекс мероприятий (тематических прогулок, экскурсий и походов), через которые ребенок активно включается в процесс освоения ближайшего природного и социального окружения. КТД обогащает систему работы детского сада и позволяет в комплексе решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, развивая ребенка интеллектуально, нравственно и физически. На занятиях у воспитанника формируются представления и понятия об окружающих его предметах, развивается самостоятельность, наблюдательность, и, наконец, закаляется организм.

Программа «И ты увидишь, мир прекрасен!» создавалась для дошкольников, исходя из концепции «Школа жизни – окружающий мир». Главная цель, которую авторы курса ставили перед собой, – приблизить образовательную деятельность ребенка к реальной окружающей жизни через различные интересные ему мероприятия. Например, воспитанник знакомится с дикими и домашними животными благодаря походу в зоопарк и в живой уголок. Важно, чтобы воспитанник детского сада уже с раннего возраста сам стремился узнать о месте, в котором живет, и получал ответы на свои вопросы через собственные наблюдения. Кроме того, по мнению авторов, программа может способствовать усилению обучения патриотической направленности.

Программ разработана для поэтапного развития умений, знаний и навыков у воспитанников средней, старшей и подготовительной групп.

Практическая польза для детей

Курс помогает ребенку ближе познакомиться с окружающим миром и осознать свое место в нем. Занятия в рамках краеведо-туристской деятельности способствуют развитию интеллекта малыша и физической формы, формируют образно-наглядное мышление, они дают возможность развивать в ребенке творческие способности, элементы самостоятельности, формируют навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Рассмотрим практическую пользу на примере. Когда ребенок рисует овраг, то чаще всего он основывается на своих впечатлениях от просмотра иллюстраций в книге, реже опирается на собственные наблюдения. С занятиями по программе «И ты увидишь, мир прекрасен!» воспитанник сначала видит этот овраг в лесу, потом обсуждает его со своими одногруппниками и воспитателями, после возвращается в детский сад и рисует его, основываясь на своих воспоминаниях и впечатлениях. Как следствие, иллюстрации становятся выразительнее, а рассказ эмоциональнее.

Курс вносит вклад в нравственное воспитание дошкольников, развивает доброе, заботливое отношение к природе и людям. Кроме того, программа играет большую роль при подготовке детей к школе.

Как строятся занятия

Весь курс рассчитан на два года и построен таким образом, чтобы занятия в нем тесно переплетались с характерными для этого возраста занятиями. Все занятия проходят на свежем воздухе и в игровой форме.

Работа с детьми строится по циклам – временам года. В каждый цикл включаются выходы как в природную среду (парки, лес, зоопарк и живой уголок), так и в социальную (к историческим и памятным местам).

Основные темы и объекты изучения: «Моя семья», детский сад, микрорайон, «Наша Москва», «Мы россияне» и «Природа и мы». В разных циклах воспитатели намеренно повторно обращаются к одним и тем же природным и социальным объектам, что углубляет и закрепляет знания, умения и навыки ребенка, учит его сравнивать свой опыт с прошлым.

На занятиях дети наблюдают явления природы, знакомятся с экскурсионными объектами, упражняются в освоении туристских навыков и умений, преодолевают препятствия, играют на свежем воздухе, учатся контактировать друг с другом и со взрослыми. Каждый цикл завершается праздником.

Занятия продуманы таким образом, чтобы от цикла к циклу ребенок совершенствовал свои первоначальные туристские знания и умения: ориентирование на местности, работу с планом и чертежом маршрута, правила поведения в походе, на прогулке, в транспорте, преодоление природных препятствий, оборудование бивака, подготовку туристского снаряжения и т. д

Подготовка к занятиям и подведение итогов

Каждое занятие обязательно предусматривает три этапа работы: подготовку, само занятие и подведение итогов. В процессе подготовки воспитатели внимательно изучают маршруты, читают соответствующую литературу, рассматривают иллюстрации, беседуют с детьми и проводят с ними дидактические игры.

При подведении итогов дети делятся своими впечатлениями, отражая их в рисунках: изображают схему маршрута, составляют из собственных иллюстраций рассказ о походе, изготавливают макеты.

Интеграция в программу дошкольной организации

Краеведо-туристскую деятельность в детском саду можно на объединить с другими видами деятельности, дополняя и совершенствуя их и одновременно развивая КТД в сочетании с ними. Несмотря на то, что программа «И ты увидишь, мир прекрасен!» разрабатывалась как специфический и самостоятельный курс, ее элементы позволяют дополнить и углубить уже имеющиеся в детском саду базовые программы близкими и понятными ребенку источниками познания.

Главное, что требуется для успешной реализации программы «И ты увидишь, мир прекрасен!» в рамках краеведо-туристской деятельности, – осознание педагогом значимости этих занятий для развития детей, его желание и готовность к совместной работе и творческим контактам друг с другом.


Программа «Ты увидишь, мир прекрасен!»


Другие программы этого направления:


Читайте также
Комментарии (0)