Игры для повышения самооценки ребенка

Sat Jan 12 2019 12:04:00 GMT+0000 (GMT)
3 0 132

Все родители хотят, чтобы их ребенок был успешным. Высоких результатов достигают люди с положительной самооценкой. Это качество не врожденное, а формируется в первые годы жизни малыша и сильно влияет на его дальнейшую судьбу. Дошкольник еще не может оценить себя сам, он видит себя глазами родителей. Поэтому важно грамотно реагировать на удачи и промахи ребенка, а также тренировать положительное отношение к себе с помощью различных игр. 

В каком возрасте формируется самооценка у ребенка

Уже в раннем возрасте карапуз хочет признания со стороны взрослого. Всеми своими действиями он говорит взрослому: «Смотри, как я умею бросать игрушки!», «Смотри, как я ползаю!» При этом малыш ожидает одобрения и восхищения: «Как здорово у тебя получается!», «Ты молодец!» Такие похвалы - это уже фундамент успешности ребенка в будущем.

Особенно важный период в развитии ребенка - «кризис 3-х лет». В этом возрасте его любимым выражением становится «я сам!». От реакции взрослых на это стремление к самостоятельности часто зависят успехи и неудачи во взрослой жизни. К примеру, карапуз хочет помыть тарелку. И важно, чтобы его инициативу поддерживали, даже если тарелка будет разбита. Когда малыша начинают ругать за то, что он что-то разлил или сломал, у него формируется стремление к избеганию неудач. Постепенно он будет усваивать установку: «Лучше я этого делать не буду. Вдруг у меня получится плохо? Если я не справлюсь, мама будет меня ругать! Я буду плохим!» В результате у ребенка с трудом будут формироваться такие качества, как ответственность, самостоятельность, уверенность и лидерство.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается уже сознательная мотивация к достижению успеха или избеганию неудач. Малыш уже понимает, каким образом можно достичь нужного результата. Он предпочитает заниматься тем, что хорошо получается, и начинает скрывать свои провалы. Порой он готов даже соврать, чтобы выставить себя в лучшем свете. Такие моменты озадачивают многих родителей, но не стоит ставить кроху на место. Стремление быть хорошим (а еще лучше - самым хорошим) – совершенно естественное желание для ребенка в возрасте 5-6 лет. У большинства дошкольников завышенная самооценка. В данном возрасте это - абсолютная норма. По мере взросления самооценка начинает падать. Ребенок чаще встречается с оценкой своих действий окружающими и уже сам может понять, что результаты его труда не всегда на высоте. Уже к третьему классу школы у большинства детей проявляется либо адекватная, либо заниженная самооценка. И вот примерно к 12 годам падение самооценки достигает самой низшей точки. Если же самооценка занижена у дошкольника, стоит отнестись к этому вопросу серьезно и проверить уровень тревожности, его отношение к страхам и при необходимости обратиться к специалистам для коррекции.

Подводные камни воспитания на пути к успеху:

  • игнорирование успехов и указание на недостатки. Из лучших побуждений родители боятся перехвалить сына или дочку и словно бы не замечают того, что хорошо получается. В результате ребенку не удается почувствовать, что старшие ценят его достижения. Исправлять ошибки нужно очень аккуратно и желательно после слов одобрения;
  • излишняя опека. Это может привести к тому, что ребенок не научится справляться с трудностями и перестанет ставить перед собой какие-либо задачи; 
  • завышенные требования. Родители воспитывают своих детей через понятие «должен»: «Ты должен быть хорошим мальчиком», «Когда вырастешь, будешь доктором, как мама», «Ты не должна меня позорить своим поведением» и т. п. Вырастая, такой ребенок всю жизнь старается приблизиться к какому-то идеальному образцу. Он ставит перед собой нереальные цели и задачи, а порой не может ответить на вопросы: «какой я?», «чего же я хочу на самом деле?».

Игры для развития положительной самооценки и самоидентификации

С раннего детства у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие стереотипы, ценностные ориентации и гендерная идентичность благодаря механизму самоидентификации. Это безоценочное представление ребенка о себе (принятие своего пола, имени, внешности), о том, каким он хочет быть (как папа, мама и т. д.), чем будет заниматься (буду полицейским, врачом), о своем характере, социальной роли (дочь, сын, ученик), навыках и возможностях.

В зависимости от той картины, которая складывается у ребенка в процессе его самоидентификации, у него обозначается и траектория самооценки. Это - эмоционально-оценочный компонент образа «Я». Здесь ребенок сопоставляет образ реального «Я» (каким ребенок видит сам себя) с образом идеального «Я» (каким ребенок желает себя видеть).

Игры для самоидентификации

«Уверенность»

«Нарисуй себя сильным и уверенным в трудной ситуации». Поговорите с ребенком о том, что он чувствует, когда видит себя в образе героя.

Вариант 1. Предложите ребенку нарисовать свои успехи, достижения, заслуги. Это может быть конкретный или абстрактный рисунок. Обсудите с художником то, что он нарисовал.

Вариант 2. «Представь и нарисуй себя в виде дерева (цветка, солнышка). А теперь давай подумаем и напишем над каждой веточкой (лепестком, лучиком) что-нибудь хорошее о тебе». Здесь можно написать какие-то качества ребенка: добрый, умный и т. д., а также какие-либо его достижения: убирает сам игрушки, завязывает шнурки и т. д.

«Рисование в зеркалах» (от 6 лет)

Выдаем ребенку три листочка. Это - «зеркала». Пусть он нарисует в них себя в соответствии с надписями: «Я глазами родителей», «Я глазами друзей», «Каким я вижу себя». Обсудите рисунки: чем отличаются изображения, а чем похожи; каковы положительные и отрицательные стороны ребенка.

«Семья»

Разыгрываем бытовую ситуацию из жизни семьи с помощью игрушек. Пусть малыш играет роль кого-либо из родителей. Это покажет, как он видит модель своей семьи и с кем себя идентифицирует. Если у ребенка были ситуации, где он чувствовал себя не очень комфортно, в этой ролевой игре он может все изменить, что способствует его самоутверждению.

Вариант. Ребенок рисует семейный портрет.

«Ромашка с именем» 

Сделать аппликацию или рисунок с изображением ромашки. В центре цветка ребенок пишет сам или с помощью родителей свое имя, а на лепестках – ласкательные производные от имени, семейные прозвища, как называют друзья. На лепесток с обращением, которое ребенку нравится больше всего, пусть он наклеит бабочку.

Игры для повышения самооценки

Для развития уверенности в себе подойдут игры, где ребенок может почувствовать себя лидером.

«Мое отражение»

Один участник игры показывает какие-либо движения, настроение, мимику. Задача «отражения» - все точно повторить. Через одну-две минуты меняемся ролями.

Вариант. Выполнять действия, противоположные тем, что показывает ведущий. Например, один участник игры раскидывает руки в стороны, другой – скрещивает руки на груди и т. д.

Музыкальные и художественные игры дают практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания.  Когда окружающие с интересом относятся к творческой активности ребенка, он и сам начинает оценивать себя положительно. Поэтому здесь главное правило для родителей – одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка, независимо от их содержания, формы и качества. 

«Импровизация на ударных инструментах»

Игра на ударных инструментах раскрепощает и стимулирует способность проявлять инициативу в нестандартной ситуации.

Ребенку предлагают показать, как он будет бить в барабан, если ему грустно, весело и т. д.

Вариант. Пробарабанить то чувство, какое он сам хочет или какое испытывает в данный момент, а родители должны отгадать, что он изобразил.

«Следуй за мной»

Это упражнение дает возможность взять на себя инициативу.

Ребенок рисует изображение по частям. После каждой линии или какого-нибудь фрагмента рисунка он на некоторое время показывает свой рисунок, позволяя остальным участникам скопировать его. Только ведущий знает, что получится в итоге. В конце сравниваем результаты всех участников игры и обсуждаем, что похоже, а что нет.

Почувствовать себя свободным и раскрепощенным помогут ребенку подвижные игры. 

«Счастливый танец»

«Придумай свой танец, когда ты чувствуешь радость». Присутствующие дети или родители тоже танцуют, стараясь повторить движения ребенка. Потом солист меняется местами с кем-то другим. 

«Полный назад!»

Благодаря тому, что ребенку удается сделать что-то непривычное для себя, повышается его самооценка.  В конце игры он с гордостью может сказать: «Я это сделал! Я это могу». Фон - спокойная инструментальная музыка. 

«Ты видел, как машина может ехать не только вперед, но и назад. Давай попробуем такую игру. Ты будешь идти ко мне спиной вперед, не оглядываясь, а я буду ловить тебя. Слушай внимательно, я буду говорить, куда нужно ехать». 

Взрослый становится на колени на небольшом расстоянии от ребенка, руки разводит в стороны и зовет ребенка. «Медленно начинай идти назад… Я здесь… Я смотрю, как ты идешь… Я жду тебя… Как я радуюсь, что ты идешь ко мне… Ты уже близко ко мне… Сейчас я тебя обниму…» Говорите все время, пока ребенок не окажется у вас в руках. С помощью интонации передайте радость от того, что ребенок делает: «Ты очень хорошо это сделал!»

Когда ребенок почувствует себя увереннее, можно увеличить расстояние, которое надо пройти спиной вперед, а затем и попросить юного водителя увеличить скорость, пусть он попробует побежать таким образом.

Образно-ролевые игры хороши тем, что здесь ребенок может примерить на себя любой образ. Возможно проигрывание такого поведения, которое пока еще недоступно ребенку в жизни. Это позволяет ему «быть на голову выше самого себя, своего обычного поведения» (Л. С. Выготский). Важно еще и то, что в таких играх ребенок всегда чувствует себя успешным: правильно все, что он делает, по-своему разыгрывая тот или иной образ. При этом он чувствует себя хозяином своего поведения, получая от этого неизбежное удовлетворение, что формирует и поддерживает его положительную самооценку.

«Кто как ходит»

По заданию нужно изобразить ту или иную походку. Например, как ходит человек по раскаленному песку или по скользкому льду, солдат или балерина, крадущийся человек или человек, у которого неудобная обувь. Все участники игры показывают свой вариант походки. 

Вариант. Изобразить различных животных, виды спорта.

«Разные собачки» (лошадки, зайчики, воробьи и т. д.)

«Собаки, как и люди, непохожи друг на друга по характеру и ведут себя по-разному. Изобрази песика: упрямого, шаловливого, капризного, злого, радостного, застенчивого, храброго и т. д.».

Тест «Какой я?»

Методика помогает определить уровень самооценки дошкольника. Ребенок оценивает себя сам по десяти различным положительным качествам личности. Тестировать лучше детей в возрасте от 4-х лет, так как до этого возраста они еще слабо осознают свои личностные качества и не в состоянии дать правильную оценку своего поведения.

Оценка результатов:

  • ответы типа «да» - 1 балл;
  • ответы типа «нет» - 0 баллов;
  • ответы типа «затрудняюсь ответить» и «иногда» - 0,5 балла.

Самооценка ребенка определяется по общей сумме набранных баллов.

Выводы об уровне самооценки:

  • 10 баллов – очень высокий;
  • 8-9 баллов – высокий;
  • 4-7 баллов – средний;
  • 2-3 балла – низкий;
  • 0-1 балл – очень низкий.

Памятка для родителей

  • любите ребенка безусловной любовью просто за то, что он есть;
  • не допускайте накопления отрицательных эмоций вокруг занятия, к которому вы хотите приобщить малыша;
  • вместе обсуждайте детские радости и горести;
  • сами старайтесь вести себя уверенно и рассказывайте о своих успехах;
  • больше хвалите ребенка, чаще замечайте его успехи;
  • сравнивайте ребенка только с самим собой (что он раньше не умел делать, а теперь научился).Педагог о том, как «тренировать» положительное отношение к себе в различных играх.
Читайте также
Комментарии (0)

Игры для повышения самооценки ребенка

3 0 132

Sat Jan 12 2019 12:04:00 GMT+0000 (GMT)

Ирина Ермолаева
Подписаться

Все родители хотят, чтобы их ребенок был успешным. Высоких результатов достигают люди с положительной самооценкой. Это качество не врожденное, а формируется в первые годы жизни малыша и сильно влияет на его дальнейшую судьбу. Дошкольник еще не может оценить себя сам, он видит себя глазами родителей. Поэтому важно грамотно реагировать на удачи и промахи ребенка, а также тренировать положительное отношение к себе с помощью различных игр. 

В каком возрасте формируется самооценка у ребенка

Уже в раннем возрасте карапуз хочет признания со стороны взрослого. Всеми своими действиями он говорит взрослому: «Смотри, как я умею бросать игрушки!», «Смотри, как я ползаю!» При этом малыш ожидает одобрения и восхищения: «Как здорово у тебя получается!», «Ты молодец!» Такие похвалы - это уже фундамент успешности ребенка в будущем.

Особенно важный период в развитии ребенка - «кризис 3-х лет». В этом возрасте его любимым выражением становится «я сам!». От реакции взрослых на это стремление к самостоятельности часто зависят успехи и неудачи во взрослой жизни. К примеру, карапуз хочет помыть тарелку. И важно, чтобы его инициативу поддерживали, даже если тарелка будет разбита. Когда малыша начинают ругать за то, что он что-то разлил или сломал, у него формируется стремление к избеганию неудач. Постепенно он будет усваивать установку: «Лучше я этого делать не буду. Вдруг у меня получится плохо? Если я не справлюсь, мама будет меня ругать! Я буду плохим!» В результате у ребенка с трудом будут формироваться такие качества, как ответственность, самостоятельность, уверенность и лидерство.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается уже сознательная мотивация к достижению успеха или избеганию неудач. Малыш уже понимает, каким образом можно достичь нужного результата. Он предпочитает заниматься тем, что хорошо получается, и начинает скрывать свои провалы. Порой он готов даже соврать, чтобы выставить себя в лучшем свете. Такие моменты озадачивают многих родителей, но не стоит ставить кроху на место. Стремление быть хорошим (а еще лучше - самым хорошим) – совершенно естественное желание для ребенка в возрасте 5-6 лет. У большинства дошкольников завышенная самооценка. В данном возрасте это - абсолютная норма. По мере взросления самооценка начинает падать. Ребенок чаще встречается с оценкой своих действий окружающими и уже сам может понять, что результаты его труда не всегда на высоте. Уже к третьему классу школы у большинства детей проявляется либо адекватная, либо заниженная самооценка. И вот примерно к 12 годам падение самооценки достигает самой низшей точки. Если же самооценка занижена у дошкольника, стоит отнестись к этому вопросу серьезно и проверить уровень тревожности, его отношение к страхам и при необходимости обратиться к специалистам для коррекции.

Подводные камни воспитания на пути к успеху:

  • игнорирование успехов и указание на недостатки. Из лучших побуждений родители боятся перехвалить сына или дочку и словно бы не замечают того, что хорошо получается. В результате ребенку не удается почувствовать, что старшие ценят его достижения. Исправлять ошибки нужно очень аккуратно и желательно после слов одобрения;
  • излишняя опека. Это может привести к тому, что ребенок не научится справляться с трудностями и перестанет ставить перед собой какие-либо задачи; 
  • завышенные требования. Родители воспитывают своих детей через понятие «должен»: «Ты должен быть хорошим мальчиком», «Когда вырастешь, будешь доктором, как мама», «Ты не должна меня позорить своим поведением» и т. п. Вырастая, такой ребенок всю жизнь старается приблизиться к какому-то идеальному образцу. Он ставит перед собой нереальные цели и задачи, а порой не может ответить на вопросы: «какой я?», «чего же я хочу на самом деле?».

Игры для развития положительной самооценки и самоидентификации

С раннего детства у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие стереотипы, ценностные ориентации и гендерная идентичность благодаря механизму самоидентификации. Это безоценочное представление ребенка о себе (принятие своего пола, имени, внешности), о том, каким он хочет быть (как папа, мама и т. д.), чем будет заниматься (буду полицейским, врачом), о своем характере, социальной роли (дочь, сын, ученик), навыках и возможностях.

В зависимости от той картины, которая складывается у ребенка в процессе его самоидентификации, у него обозначается и траектория самооценки. Это - эмоционально-оценочный компонент образа «Я». Здесь ребенок сопоставляет образ реального «Я» (каким ребенок видит сам себя) с образом идеального «Я» (каким ребенок желает себя видеть).

Игры для самоидентификации

«Уверенность»

«Нарисуй себя сильным и уверенным в трудной ситуации». Поговорите с ребенком о том, что он чувствует, когда видит себя в образе героя.

Вариант 1. Предложите ребенку нарисовать свои успехи, достижения, заслуги. Это может быть конкретный или абстрактный рисунок. Обсудите с художником то, что он нарисовал.

Вариант 2. «Представь и нарисуй себя в виде дерева (цветка, солнышка). А теперь давай подумаем и напишем над каждой веточкой (лепестком, лучиком) что-нибудь хорошее о тебе». Здесь можно написать какие-то качества ребенка: добрый, умный и т. д., а также какие-либо его достижения: убирает сам игрушки, завязывает шнурки и т. д.

«Рисование в зеркалах» (от 6 лет)

Выдаем ребенку три листочка. Это - «зеркала». Пусть он нарисует в них себя в соответствии с надписями: «Я глазами родителей», «Я глазами друзей», «Каким я вижу себя». Обсудите рисунки: чем отличаются изображения, а чем похожи; каковы положительные и отрицательные стороны ребенка.

«Семья»

Разыгрываем бытовую ситуацию из жизни семьи с помощью игрушек. Пусть малыш играет роль кого-либо из родителей. Это покажет, как он видит модель своей семьи и с кем себя идентифицирует. Если у ребенка были ситуации, где он чувствовал себя не очень комфортно, в этой ролевой игре он может все изменить, что способствует его самоутверждению.

Вариант. Ребенок рисует семейный портрет.

«Ромашка с именем» 

Сделать аппликацию или рисунок с изображением ромашки. В центре цветка ребенок пишет сам или с помощью родителей свое имя, а на лепестках – ласкательные производные от имени, семейные прозвища, как называют друзья. На лепесток с обращением, которое ребенку нравится больше всего, пусть он наклеит бабочку.

Игры для повышения самооценки

Для развития уверенности в себе подойдут игры, где ребенок может почувствовать себя лидером.

«Мое отражение»

Один участник игры показывает какие-либо движения, настроение, мимику. Задача «отражения» - все точно повторить. Через одну-две минуты меняемся ролями.

Вариант. Выполнять действия, противоположные тем, что показывает ведущий. Например, один участник игры раскидывает руки в стороны, другой – скрещивает руки на груди и т. д.

Музыкальные и художественные игры дают практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания.  Когда окружающие с интересом относятся к творческой активности ребенка, он и сам начинает оценивать себя положительно. Поэтому здесь главное правило для родителей – одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка, независимо от их содержания, формы и качества. 

«Импровизация на ударных инструментах»

Игра на ударных инструментах раскрепощает и стимулирует способность проявлять инициативу в нестандартной ситуации.

Ребенку предлагают показать, как он будет бить в барабан, если ему грустно, весело и т. д.

Вариант. Пробарабанить то чувство, какое он сам хочет или какое испытывает в данный момент, а родители должны отгадать, что он изобразил.

«Следуй за мной»

Это упражнение дает возможность взять на себя инициативу.

Ребенок рисует изображение по частям. После каждой линии или какого-нибудь фрагмента рисунка он на некоторое время показывает свой рисунок, позволяя остальным участникам скопировать его. Только ведущий знает, что получится в итоге. В конце сравниваем результаты всех участников игры и обсуждаем, что похоже, а что нет.

Почувствовать себя свободным и раскрепощенным помогут ребенку подвижные игры. 

«Счастливый танец»

«Придумай свой танец, когда ты чувствуешь радость». Присутствующие дети или родители тоже танцуют, стараясь повторить движения ребенка. Потом солист меняется местами с кем-то другим. 

«Полный назад!»

Благодаря тому, что ребенку удается сделать что-то непривычное для себя, повышается его самооценка.  В конце игры он с гордостью может сказать: «Я это сделал! Я это могу». Фон - спокойная инструментальная музыка. 

«Ты видел, как машина может ехать не только вперед, но и назад. Давай попробуем такую игру. Ты будешь идти ко мне спиной вперед, не оглядываясь, а я буду ловить тебя. Слушай внимательно, я буду говорить, куда нужно ехать». 

Взрослый становится на колени на небольшом расстоянии от ребенка, руки разводит в стороны и зовет ребенка. «Медленно начинай идти назад… Я здесь… Я смотрю, как ты идешь… Я жду тебя… Как я радуюсь, что ты идешь ко мне… Ты уже близко ко мне… Сейчас я тебя обниму…» Говорите все время, пока ребенок не окажется у вас в руках. С помощью интонации передайте радость от того, что ребенок делает: «Ты очень хорошо это сделал!»

Когда ребенок почувствует себя увереннее, можно увеличить расстояние, которое надо пройти спиной вперед, а затем и попросить юного водителя увеличить скорость, пусть он попробует побежать таким образом.

Образно-ролевые игры хороши тем, что здесь ребенок может примерить на себя любой образ. Возможно проигрывание такого поведения, которое пока еще недоступно ребенку в жизни. Это позволяет ему «быть на голову выше самого себя, своего обычного поведения» (Л. С. Выготский). Важно еще и то, что в таких играх ребенок всегда чувствует себя успешным: правильно все, что он делает, по-своему разыгрывая тот или иной образ. При этом он чувствует себя хозяином своего поведения, получая от этого неизбежное удовлетворение, что формирует и поддерживает его положительную самооценку.

«Кто как ходит»

По заданию нужно изобразить ту или иную походку. Например, как ходит человек по раскаленному песку или по скользкому льду, солдат или балерина, крадущийся человек или человек, у которого неудобная обувь. Все участники игры показывают свой вариант походки. 

Вариант. Изобразить различных животных, виды спорта.

«Разные собачки» (лошадки, зайчики, воробьи и т. д.)

«Собаки, как и люди, непохожи друг на друга по характеру и ведут себя по-разному. Изобрази песика: упрямого, шаловливого, капризного, злого, радостного, застенчивого, храброго и т. д.».

Тест «Какой я?»

Методика помогает определить уровень самооценки дошкольника. Ребенок оценивает себя сам по десяти различным положительным качествам личности. Тестировать лучше детей в возрасте от 4-х лет, так как до этого возраста они еще слабо осознают свои личностные качества и не в состоянии дать правильную оценку своего поведения.

Оценка результатов:

  • ответы типа «да» - 1 балл;
  • ответы типа «нет» - 0 баллов;
  • ответы типа «затрудняюсь ответить» и «иногда» - 0,5 балла.

Самооценка ребенка определяется по общей сумме набранных баллов.

Выводы об уровне самооценки:

  • 10 баллов – очень высокий;
  • 8-9 баллов – высокий;
  • 4-7 баллов – средний;
  • 2-3 балла – низкий;
  • 0-1 балл – очень низкий.

Памятка для родителей

  • любите ребенка безусловной любовью просто за то, что он есть;
  • не допускайте накопления отрицательных эмоций вокруг занятия, к которому вы хотите приобщить малыша;
  • вместе обсуждайте детские радости и горести;
  • сами старайтесь вести себя уверенно и рассказывайте о своих успехах;
  • больше хвалите ребенка, чаще замечайте его успехи;
  • сравнивайте ребенка только с самим собой (что он раньше не умел делать, а теперь научился).Педагог о том, как «тренировать» положительное отношение к себе в различных играх.
Читайте также
Комментарии (0)