Актуальные педагогические кейсы «Университета детства»: ровесничество

Партнерский материал
2020-06-26T14:21:20.721Z
16 0

В начале июня состоялась первая международная практическая онлайн-конференция «Университет детства: крутые практики». Организатором выступил благотворительный фонд развития дошкольного образования, ориентированного на ребенка «Университет детства», при поддержке Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, а также филантропической организации «Рыбаков фонд». В сессиях конференции, которая длилась три дня, практикующие педагоги и психологи, методисты образовательных организаций и общественные деятели из Италии, Китая, США, Финляндии и России представили инновационные образовательные практики и поделились опытом решения воспитательных задач. В одном из выступлений спикер Елена Аккуратова, режиссер-педагог, эксперт в области педагогических компетенций, почетный работник общего образования России, представила несколько практических заданий, которые можно использовать педагогам детских садов и начальной школы в рамках подхода «ровесническое образование». Мы попросили Елену Анатольевну подробнее рассказать о сути ровеснического образования, этапах развития этого подхода и практике его реализации.

Елена Анатольевна, в чем суть подхода «ровесническое образование»? 

Ровесничество − это ощущение себя равным в отношениях со сверстниками. Это непередаваемое чувство единения, братства в среде людей, составляющих единое поколение. 

Потребность в ровесничестве появляется у детей во второе пятилетие жизни, и взрослые могут помочь ее реализовать, применяя принципы ровеснического образования − практики, направленной на развитие детей не в рамках модели авторитарного преподавания, вертикальной передачи знаний, а через работу организованных групп ровесников, в которых дети самостоятельно получают знания, обсуждают учебные задания, работают вместе над проектами и находят точки соприкосновения через обсуждаемые темы. 

И в чем плюсы работы в сообществе?

При работе в группах складываются условия для естественного обсуждения приобретенного опыта, получения критики, появляется возможность делиться своими умозаключениями. Обладая определенной свободой выбора методов достижения цели и решения задач, дети учатся самостоятельности в работе, критической оценке предпринятых действий и результатов. Кроме того, в педагогике ровесничества обеспечивается коммуникация в рабочих группах, что, в свою очередь, способствует преодолению эгоцентризма, приобретается навык понимания позиции других, адекватности реакции.   

Какова же роль воспитателя?

Роль педагога заключается в сохранении, поддержке и развитии во всех видах образовательного процесса той общности, в которой дети успешно работают. 

Задача педагога – помочь ребенку в формировании образа «грамотно действующего лица». Освоение детьми такого образа — это фундамент признания. И здесь ценна реакция воспитателя, его наблюдение за ребенком. 

Иногда нужно «проявить» малыша перед сверстниками, а иногда организовать их реакцию на его старания и умения. Кроме того, воспитатель создает ситуации, где происходит признание детей друг другом через образ «грамотно действующего лица». 

Наблюдения воспитателя нужны еще и для того, чтобы заметить, к какой деятельности ребенок проявляет наибольший интерес, а где у него что-то не получается.

Он также делает все возможное, чтобы дети слушали и слышали друг друга. К примеру, ребенок сказал что-то очень тихо – воспитатель не повторяет его слова всем остальным, а предлагает ребятам устроить минуту тишины и выслушать товарища. Воспитатель должен изобретать все новые и новые способы наладить коммуникацию и организовать совместную работу, игру, поиск в группах детей.

Какие есть подсказки для педагога?

Выделяются критерии, на которые педагог может ориентироваться, организуя детское сообщество. К ним относят частоту обращения детей друг к другу, изменение дистанции между детьми, речевую активность и манеру общения, направленность обращения к педагогу, ко всей группе, к сверстнику, виды разговоров. 

Какие важные аспекты процесса обучения можно выделить?

Освоение основ грамоты строится на использовании знаковых объектов. К таковым относятся таблицы «Аквариум», «Улица домов для чисел», «Информационная сетка чисел», «Росчерки», «Элементы букв в квадратах». 

Выделяются принципы обучения грамоте: 

  • сохранение единства устной и письменной форм речи на основе единства обучения чтению и письму; знакомство со знаковыми системами; 
  • выявление слога как меры сохранения, восприятия и порождения речи; 
  • сохранение специфики дошкольного стиля обучения средствами освоения рукописной записи; 
  • осуществление единства голосовых, зрительных, слуховых и двигательных впечатлений с использованием организации единого пространства действий детей. 

В ровесническом образовании обучение письму и чтению неразрывны. На сегодняшний день этот подход активно развивается, и высокие результаты были получены в более чем двадцати регионах России: Красноярском крае, Кемеровской, Московской, Ростовской, Смоленской, Челябинской и других областях.

Существуют ли направления внутри педагогики ровесничества?

Еще на стадии разработки ровеснической методики возникло несколько направлений. В их числе социоигровая педагогика. Она объединила в себе театральную педагогику с учительским мастерством. Оказалась, что театральные формы работы очень помогают учить в школе и воспитывать в дошкольном учреждении. 

Вячеслав Михайлович Букатов внутри социоигровой педагогики начал разрабатывать драмогерменевтику.  Герменевтика — искусство понимания текстов. Драмогерменевтика — это соединение театра, педагогики и герменевтики. Например, аудитории предлагается текст, в котором нужно посчитать количество строк, слов с буквой «р», найти самое длинное слово. Когда задание выполнено, обсуждаем результаты. Таким образом мы создаем ситуацию секрета и в то же время осваиваем текст.  

В чем особенность социоигрового подхода?

Чтобы все, о чем я говорила на занятиях, происходило и в жизни, нужно применять особые правила. 

Первое — это игра. Как легко можно существовать в игре, потом так же легко можно и работать. 

Второе − правило малой группы. Возможность говорить и быть услышанным в малой группе появляется у всех детей.

Третье − правило движения. Взаимодействуя, дети не сидят на месте, они свободны в перемещении. 

Четвертое — правило обратной связи. Согласно ему, то, что сделала одна группа, судит не педагог, а другая группа. Это правило можно реализовать по принципу «угадай, дополни, отличись, проверь, повтори». Например, выходит группа произнести собранное из пазлов слово. Вторая группа оценивает, хором ли было произнесено слово. Третья повторяет слово. Четвертая придумывает свое слово, которое подходит по смыслу. 

И еще одно правило − режиссура. Если коротко, его смысл в том, что любое задание должно преподноситься в интересной форме.   

Как строится учебный процесс? 

Все организовано в систему: имеются модель образовательного процесса, структура организации, система подготовки педагога, средства построения совместной работы, педагогические технологии.  

Наглядно можно представить работу таким образом: педагог создает ситуации совместной парной и групповой работы. А приобретенные знания, умения, навыки становятся результатом социальных процессов. При этом педагог мотивирует ребенка внести вклад в выполнение общего задания. Решение многих вопросов передается от педагога детям. 

Возможно ли применение принципа ровесничества в инклюзивном образовании?

Я считаю, вполне. Но очень многое зависит от квалификации и настроя педагога. 

Почему идеи ровесничества актуальны сегодня?

Обучение детей в детском саду – область, в которой педагоги всегда испытывают трудности. Практика показывает, что применение школьных форм обучения, прежде всего правил урочной системы, совершенно в этом не помогают. В детском саду получение новых знаний должно быть игрой, своеобразным поиском, открытием, которое совершает ребенок. А идея ровесничества подразумевает максимальное взаимодействие детей друг с другом. Взрослые начинают выступать лишь наставниками-наблюдателями. Результат: ребенок не только начинает любить учиться, но и завоевывает авторитет и уважение сверстников. 


Читайте также
Комментарии (0)
2020-06-26T14:21:20.721Z
16 0

Актуальные педагогические кейсы «Университета детства»: ровесничество

Партнерский материал

В начале июня состоялась первая международная практическая онлайн-конференция «Университет детства: крутые практики». Организатором выступил благотворительный фонд развития дошкольного образования, ориентированного на ребенка «Университет детства», при поддержке Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, а также филантропической организации «Рыбаков фонд». В сессиях конференции, которая длилась три дня, практикующие педагоги и психологи, методисты образовательных организаций и общественные деятели из Италии, Китая, США, Финляндии и России представили инновационные образовательные практики и поделились опытом решения воспитательных задач. В одном из выступлений спикер Елена Аккуратова, режиссер-педагог, эксперт в области педагогических компетенций, почетный работник общего образования России, представила несколько практических заданий, которые можно использовать педагогам детских садов и начальной школы в рамках подхода «ровесническое образование». Мы попросили Елену Анатольевну подробнее рассказать о сути ровеснического образования, этапах развития этого подхода и практике его реализации.

Елена Анатольевна, в чем суть подхода «ровесническое образование»? 

Ровесничество − это ощущение себя равным в отношениях со сверстниками. Это непередаваемое чувство единения, братства в среде людей, составляющих единое поколение. 

Потребность в ровесничестве появляется у детей во второе пятилетие жизни, и взрослые могут помочь ее реализовать, применяя принципы ровеснического образования − практики, направленной на развитие детей не в рамках модели авторитарного преподавания, вертикальной передачи знаний, а через работу организованных групп ровесников, в которых дети самостоятельно получают знания, обсуждают учебные задания, работают вместе над проектами и находят точки соприкосновения через обсуждаемые темы. 

И в чем плюсы работы в сообществе?

При работе в группах складываются условия для естественного обсуждения приобретенного опыта, получения критики, появляется возможность делиться своими умозаключениями. Обладая определенной свободой выбора методов достижения цели и решения задач, дети учатся самостоятельности в работе, критической оценке предпринятых действий и результатов. Кроме того, в педагогике ровесничества обеспечивается коммуникация в рабочих группах, что, в свою очередь, способствует преодолению эгоцентризма, приобретается навык понимания позиции других, адекватности реакции.   

Какова же роль воспитателя?

Роль педагога заключается в сохранении, поддержке и развитии во всех видах образовательного процесса той общности, в которой дети успешно работают. 

Задача педагога – помочь ребенку в формировании образа «грамотно действующего лица». Освоение детьми такого образа — это фундамент признания. И здесь ценна реакция воспитателя, его наблюдение за ребенком. 

Иногда нужно «проявить» малыша перед сверстниками, а иногда организовать их реакцию на его старания и умения. Кроме того, воспитатель создает ситуации, где происходит признание детей друг другом через образ «грамотно действующего лица». 

Наблюдения воспитателя нужны еще и для того, чтобы заметить, к какой деятельности ребенок проявляет наибольший интерес, а где у него что-то не получается.

Он также делает все возможное, чтобы дети слушали и слышали друг друга. К примеру, ребенок сказал что-то очень тихо – воспитатель не повторяет его слова всем остальным, а предлагает ребятам устроить минуту тишины и выслушать товарища. Воспитатель должен изобретать все новые и новые способы наладить коммуникацию и организовать совместную работу, игру, поиск в группах детей.

Какие есть подсказки для педагога?

Выделяются критерии, на которые педагог может ориентироваться, организуя детское сообщество. К ним относят частоту обращения детей друг к другу, изменение дистанции между детьми, речевую активность и манеру общения, направленность обращения к педагогу, ко всей группе, к сверстнику, виды разговоров. 

Какие важные аспекты процесса обучения можно выделить?

Освоение основ грамоты строится на использовании знаковых объектов. К таковым относятся таблицы «Аквариум», «Улица домов для чисел», «Информационная сетка чисел», «Росчерки», «Элементы букв в квадратах». 

Выделяются принципы обучения грамоте: 

  • сохранение единства устной и письменной форм речи на основе единства обучения чтению и письму; знакомство со знаковыми системами; 
  • выявление слога как меры сохранения, восприятия и порождения речи; 
  • сохранение специфики дошкольного стиля обучения средствами освоения рукописной записи; 
  • осуществление единства голосовых, зрительных, слуховых и двигательных впечатлений с использованием организации единого пространства действий детей. 

В ровесническом образовании обучение письму и чтению неразрывны. На сегодняшний день этот подход активно развивается, и высокие результаты были получены в более чем двадцати регионах России: Красноярском крае, Кемеровской, Московской, Ростовской, Смоленской, Челябинской и других областях.

Существуют ли направления внутри педагогики ровесничества?

Еще на стадии разработки ровеснической методики возникло несколько направлений. В их числе социоигровая педагогика. Она объединила в себе театральную педагогику с учительским мастерством. Оказалась, что театральные формы работы очень помогают учить в школе и воспитывать в дошкольном учреждении. 

Вячеслав Михайлович Букатов внутри социоигровой педагогики начал разрабатывать драмогерменевтику.  Герменевтика — искусство понимания текстов. Драмогерменевтика — это соединение театра, педагогики и герменевтики. Например, аудитории предлагается текст, в котором нужно посчитать количество строк, слов с буквой «р», найти самое длинное слово. Когда задание выполнено, обсуждаем результаты. Таким образом мы создаем ситуацию секрета и в то же время осваиваем текст.  

В чем особенность социоигрового подхода?

Чтобы все, о чем я говорила на занятиях, происходило и в жизни, нужно применять особые правила. 

Первое — это игра. Как легко можно существовать в игре, потом так же легко можно и работать. 

Второе − правило малой группы. Возможность говорить и быть услышанным в малой группе появляется у всех детей.

Третье − правило движения. Взаимодействуя, дети не сидят на месте, они свободны в перемещении. 

Четвертое — правило обратной связи. Согласно ему, то, что сделала одна группа, судит не педагог, а другая группа. Это правило можно реализовать по принципу «угадай, дополни, отличись, проверь, повтори». Например, выходит группа произнести собранное из пазлов слово. Вторая группа оценивает, хором ли было произнесено слово. Третья повторяет слово. Четвертая придумывает свое слово, которое подходит по смыслу. 

И еще одно правило − режиссура. Если коротко, его смысл в том, что любое задание должно преподноситься в интересной форме.   

Как строится учебный процесс? 

Все организовано в систему: имеются модель образовательного процесса, структура организации, система подготовки педагога, средства построения совместной работы, педагогические технологии.  

Наглядно можно представить работу таким образом: педагог создает ситуации совместной парной и групповой работы. А приобретенные знания, умения, навыки становятся результатом социальных процессов. При этом педагог мотивирует ребенка внести вклад в выполнение общего задания. Решение многих вопросов передается от педагога детям. 

Возможно ли применение принципа ровесничества в инклюзивном образовании?

Я считаю, вполне. Но очень многое зависит от квалификации и настроя педагога. 

Почему идеи ровесничества актуальны сегодня?

Обучение детей в детском саду – область, в которой педагоги всегда испытывают трудности. Практика показывает, что применение школьных форм обучения, прежде всего правил урочной системы, совершенно в этом не помогают. В детском саду получение новых знаний должно быть игрой, своеобразным поиском, открытием, которое совершает ребенок. А идея ровесничества подразумевает максимальное взаимодействие детей друг с другом. Взрослые начинают выступать лишь наставниками-наблюдателями. Результат: ребенок не только начинает любить учиться, но и завоевывает авторитет и уважение сверстников. 

Читайте также
Комментарии (0)