Иллюстрации против мультфильмов, или тайная сила книжек с картинками

2019-03-04T12:24:49.809Z
8 0

Для чего нам нужно чаще читать ребенку книги и почему так важны иллюстрации? На эти вопросы ответит небольшое эссе о новой книге Меган Гурдон «Зачарованный час: чудесная сила чтения вслух в эпоху рассеянного внимания».

Миллионы людей смотрели видео с шотландской бабушкой, читающей книжку ребенку и буквально покатывающейся со смеху. Удобно устроившись на диване со своим внуком, Дженис Кларк продолжает хохотать, когда перелистывает страницы книги «Wonky Donkey» (англ. – шаткий/хромой ослик). Скрипучий голос бабушки звучит очень забавно, за ней весело наблюдать, но настоящий герой видео – малыш. Находясь рядом, он полностью очарован книгой. В следующем видео он старше, взгляд прикован к иллюстрациям, глаза расширяются от удивления каждый раз, когда бабушка переворачивает страницу. Малыш и не подозревал, что его снимают, все его внимание захвачено картинками в книге.

Происходящее с этим ребенком одновременно и очевидно и чудесно. Бабушка плачет от смеха, когда читает сказку, а ее внук все это впитывает — это очевидно. Чудо же скрыто внутри развивающегося мозга ребенка, там сливаются вместе звук голоса бабушки, теплота ее близости и, что особенно важно, иллюстрации, которые остаются неподвижными, и все это в совокупности оказывает влияние на когнитивную систему малыша.

В этот момент происходит связь и синхронизация различных областей мозга:

  • мозжечка, области у основания черепа, которая предположительно отвечает за развитие навыков;
  • сети пассивного режима работы мозга, которая ответственна за такие процессы, как самоанализ, творчество и самопознание;
  • сверточной нейронной сети, нацеленной на эффективное распознавание образов; 
  • семантической сети, позволяющей мозгу извлекать смысл из слов и выражений;
  • зрительного восприятия, которое отвечает за обработку визуальной информации.

И все это происходит именно в то время, когда оно необходимо для развития ребенка. В первый год жизни мозг удваивается в размерах. Ко второму дню рождения ребенка формируются синапсы, необходимые для развития высших когнитивных функции. А к тому времени, когда наш малыш задует пять свечей на своем праздничном торте, он пройдет через такие этапы, как освоение языка и эмоциональный контроль, у ребенка сформируется зрение, слух, привычные способы реагирования на внешние воздействия. Ранний опыт и нейронные сети помогут выстроить дерево его сознания и заложат фундамент будущих мыслей и фантазий, сформируют воображение.

Стоит обратить внимание на то, что когнитивные и поведенческие исследования могут многое нам рассказать о развитии ребенка и динамической силе иллюстрированной книги. Врачи детского центра чтения и грамотности Цинциннати использовали МРТ-сканеры для изучения этих вопросов, а также придумали подходящий сказочный термин: «эффект Златовласки».

В ходе небольшого исследования 2018 года с участием 27 детей в возрасте около 4 лет исследователи наблюдали, как детский мозг реагирует на различные стимулы. Как и в случае с первой миской каши, которую Златовласка находит в доме трех медведей, звук голоса рассказчика сам по себе казался «слишком холодным», чтобы заставить детские мозговые сети полностью включиться. Как и вторая каша, которую пробует Златовласка, анимация, которую дети видели на экране телевизора или планшета, была «слишком горячей», - очень много всего происходит, слишком быстро, чтобы дети могли осознать то, что они видели. Мозг маленьких детей не испытывает трудностей с восприятием ярких, быстро движущихся изображений, как показывает опыт и подтверждает МРТ-сканирование, но головокружительная скорость и множество образов в мультфильме не дают им времени для развития более глубоких когнитивных способностей.

Детские книжки

Так же, как Златовласка вздыхает с облегчением, когда пробует кашу из третьей миски и понимает, что она «в самый раз», так и маленький ребенок может расслабиться при чтении книжки с картинками. Понимание того, что он видит и слышит, – это своеобразное приятное испытание для ребенка. Есть время поразмыслить над этой историей и установить связь между настоящим ослом, которого он когда-то видел, и «шатким осликом» из иллюстрированной книги Крейга Смита. Участие в процессе совместно со взрослым, которое приносит ребенку новый опыт, настолько жизненно важно и продуктивно, что чтение вслух «стимулирует оптимальные модели развития мозга» (как говорится в статье 2014 года Американской академии педиатрии), укрепляя нейронные связи, которые позволят ему обрабатывать более сложные сюжеты по мере взросления.

Большая часть скрытой магии чтения вслух связана как раз с теми самыми любопытными глазами и впитывающим взглядом. Рассматривая книгу вместе со взрослым, ребенок развивает способность к «совместному вниманию», замечая то, что видят другие, и следуя их взгляду. Это явление обладает огромной силой, оно способствует развитию исполнительных функций - набора навыков, который включает в себя способности запоминать детали и обращать внимание. Дети «учатся естественным образом регулировать свое внимание, когда они сосредоточены на задаче. Им интересно делать это совместно, будучи окруженными заботой, теплотой и отзывчивостью», – объясняют Дэвид Дикенсон и его коллеги из Университета Вандербильта.

Было доказано, что динамичные телешоу ухудшают исполнительную функцию у маленьких детей всего за девять минут просмотра. И это не единственная проблема. Младенцы смотрят на взрослых, чтобы увидеть, куда обращен их взгляд, поэтому, если мы постоянно заняты нашими электронными устройствами, они тоже привлекут взгляд малышей. Но то, что на экране увидят они, может быть совершенно не тем, что мы хотим, чтобы они видели. Как писала психолог Кэтрин Штайнер-Адэр: «Младенцы часто огорчены, когда смотрят на своего родителя для установления контакта и обнаруживают, что родитель отвлечен или не заинтересован. Исследования показывают, что им особенно не нравится отсутствие эмоций на лице матери, что может ассоциироваться с грустью, однако, именно такой вид мы нередко имеем, когда пробегаем глазами текст, смотрим в сторону, говорим по телефону или заняты экранами своих смартфонов».

Учитывая, что родители, бабушки и дедушки в любом случае тратят время на гаджеты, важно сопоставлять их использование со временем интенсивного взаимодействия с малышами. Посмотрите вниз, чтобы уловить взгляд ребенка во время чтения книги, поймайте его пытливый взгляд,—эти простые действия синхронизируют мозговые импульсы малыша и взрослого, как показывают недавние исследования Кембриджского университета. Младенцы в исследовании издавали намного больше звуков, если они были в контакте со взрослым, что наводит на мысль о взаимосвязи таких простых действий и того, как рано ребенок начнет говорить. Чтение иллюстрированных книг, таким образом, имеет двойной эффект: оно исключает негативные последствия от времени, проведенного перед экраном, и дает позитивный эффект в виде приобретения новых навыков и развития мозга.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-03-04T12:24:49.809Z
8 0

Иллюстрации против мультфильмов, или тайная сила книжек с картинками


Для чего нам нужно чаще читать ребенку книги и почему так важны иллюстрации? На эти вопросы ответит небольшое эссе о новой книге Меган Гурдон «Зачарованный час: чудесная сила чтения вслух в эпоху рассеянного внимания».

Миллионы людей смотрели видео с шотландской бабушкой, читающей книжку ребенку и буквально покатывающейся со смеху. Удобно устроившись на диване со своим внуком, Дженис Кларк продолжает хохотать, когда перелистывает страницы книги «Wonky Donkey» (англ. – шаткий/хромой ослик). Скрипучий голос бабушки звучит очень забавно, за ней весело наблюдать, но настоящий герой видео – малыш. Находясь рядом, он полностью очарован книгой. В следующем видео он старше, взгляд прикован к иллюстрациям, глаза расширяются от удивления каждый раз, когда бабушка переворачивает страницу. Малыш и не подозревал, что его снимают, все его внимание захвачено картинками в книге.

Происходящее с этим ребенком одновременно и очевидно и чудесно. Бабушка плачет от смеха, когда читает сказку, а ее внук все это впитывает — это очевидно. Чудо же скрыто внутри развивающегося мозга ребенка, там сливаются вместе звук голоса бабушки, теплота ее близости и, что особенно важно, иллюстрации, которые остаются неподвижными, и все это в совокупности оказывает влияние на когнитивную систему малыша.

В этот момент происходит связь и синхронизация различных областей мозга:

  • мозжечка, области у основания черепа, которая предположительно отвечает за развитие навыков;
  • сети пассивного режима работы мозга, которая ответственна за такие процессы, как самоанализ, творчество и самопознание;
  • сверточной нейронной сети, нацеленной на эффективное распознавание образов; 
  • семантической сети, позволяющей мозгу извлекать смысл из слов и выражений;
  • зрительного восприятия, которое отвечает за обработку визуальной информации.

И все это происходит именно в то время, когда оно необходимо для развития ребенка. В первый год жизни мозг удваивается в размерах. Ко второму дню рождения ребенка формируются синапсы, необходимые для развития высших когнитивных функции. А к тому времени, когда наш малыш задует пять свечей на своем праздничном торте, он пройдет через такие этапы, как освоение языка и эмоциональный контроль, у ребенка сформируется зрение, слух, привычные способы реагирования на внешние воздействия. Ранний опыт и нейронные сети помогут выстроить дерево его сознания и заложат фундамент будущих мыслей и фантазий, сформируют воображение.

Стоит обратить внимание на то, что когнитивные и поведенческие исследования могут многое нам рассказать о развитии ребенка и динамической силе иллюстрированной книги. Врачи детского центра чтения и грамотности Цинциннати использовали МРТ-сканеры для изучения этих вопросов, а также придумали подходящий сказочный термин: «эффект Златовласки».

В ходе небольшого исследования 2018 года с участием 27 детей в возрасте около 4 лет исследователи наблюдали, как детский мозг реагирует на различные стимулы. Как и в случае с первой миской каши, которую Златовласка находит в доме трех медведей, звук голоса рассказчика сам по себе казался «слишком холодным», чтобы заставить детские мозговые сети полностью включиться. Как и вторая каша, которую пробует Златовласка, анимация, которую дети видели на экране телевизора или планшета, была «слишком горячей», - очень много всего происходит, слишком быстро, чтобы дети могли осознать то, что они видели. Мозг маленьких детей не испытывает трудностей с восприятием ярких, быстро движущихся изображений, как показывает опыт и подтверждает МРТ-сканирование, но головокружительная скорость и множество образов в мультфильме не дают им времени для развития более глубоких когнитивных способностей.

Детские книжки

Так же, как Златовласка вздыхает с облегчением, когда пробует кашу из третьей миски и понимает, что она «в самый раз», так и маленький ребенок может расслабиться при чтении книжки с картинками. Понимание того, что он видит и слышит, – это своеобразное приятное испытание для ребенка. Есть время поразмыслить над этой историей и установить связь между настоящим ослом, которого он когда-то видел, и «шатким осликом» из иллюстрированной книги Крейга Смита. Участие в процессе совместно со взрослым, которое приносит ребенку новый опыт, настолько жизненно важно и продуктивно, что чтение вслух «стимулирует оптимальные модели развития мозга» (как говорится в статье 2014 года Американской академии педиатрии), укрепляя нейронные связи, которые позволят ему обрабатывать более сложные сюжеты по мере взросления.

Большая часть скрытой магии чтения вслух связана как раз с теми самыми любопытными глазами и впитывающим взглядом. Рассматривая книгу вместе со взрослым, ребенок развивает способность к «совместному вниманию», замечая то, что видят другие, и следуя их взгляду. Это явление обладает огромной силой, оно способствует развитию исполнительных функций - набора навыков, который включает в себя способности запоминать детали и обращать внимание. Дети «учатся естественным образом регулировать свое внимание, когда они сосредоточены на задаче. Им интересно делать это совместно, будучи окруженными заботой, теплотой и отзывчивостью», – объясняют Дэвид Дикенсон и его коллеги из Университета Вандербильта.

Было доказано, что динамичные телешоу ухудшают исполнительную функцию у маленьких детей всего за девять минут просмотра. И это не единственная проблема. Младенцы смотрят на взрослых, чтобы увидеть, куда обращен их взгляд, поэтому, если мы постоянно заняты нашими электронными устройствами, они тоже привлекут взгляд малышей. Но то, что на экране увидят они, может быть совершенно не тем, что мы хотим, чтобы они видели. Как писала психолог Кэтрин Штайнер-Адэр: «Младенцы часто огорчены, когда смотрят на своего родителя для установления контакта и обнаруживают, что родитель отвлечен или не заинтересован. Исследования показывают, что им особенно не нравится отсутствие эмоций на лице матери, что может ассоциироваться с грустью, однако, именно такой вид мы нередко имеем, когда пробегаем глазами текст, смотрим в сторону, говорим по телефону или заняты экранами своих смартфонов».

Учитывая, что родители, бабушки и дедушки в любом случае тратят время на гаджеты, важно сопоставлять их использование со временем интенсивного взаимодействия с малышами. Посмотрите вниз, чтобы уловить взгляд ребенка во время чтения книги, поймайте его пытливый взгляд,—эти простые действия синхронизируют мозговые импульсы малыша и взрослого, как показывают недавние исследования Кембриджского университета. Младенцы в исследовании издавали намного больше звуков, если они были в контакте со взрослым, что наводит на мысль о взаимосвязи таких простых действий и того, как рано ребенок начнет говорить. Чтение иллюстрированных книг, таким образом, имеет двойной эффект: оно исключает негативные последствия от времени, проведенного перед экраном, и дает позитивный эффект в виде приобретения новых навыков и развития мозга.

Читайте также
Комментарии (0)