Зарплаты директоров школ отличаются в 30 раз: почему так происходит



Доход директора образовательной организации в нашей стране – это открытая информация, которую любой желающий без труда найдет на сайтах соответствующих управлений или департаментов. Поражает разброс: годовой доход директора сельской школы в отдаленном районе Республики Алтай может составлять менее трехсот тысяч рублей, в то время как для директора московской школы даже доход в объеме девять миллионов рублей в год не является пределом. Почему так получается и можно ли исправить ситуацию?

Предпосылки колоссального разрыва

Согласно ст. 349.5 Трудового кодекса Российской Федерации данные о среднемесячной заработной плате директоров школ и их заместителей в обязательном порядке ежегодно до 15 мая размещаются в сети Интернет.

Зарплата директора складывается из должностного оклада и дополнительных компенсационных и стимулирующих выплат.

Должностной оклад повышается при наличии почетных званий («Народный учитель РФ», «Заслуженный учитель РФ» и аналогичные), ордена («За заслуги перед Отечеством»), ученой степени кандидата или доктора наук. Помимо этого, на размер оклада влияет среднесписочная численность учеников, которая определяется по статистическим данным за минувший год, а также особенности деятельности образовательной организации: наличие центра военной подготовки, обучения детей с ОВЗ, реализации семейных форм обучения, дошкольных групп, интерната.

К компенсационным относятся выплаты: за работу в ночное время, праздничные, выходные и нерабочие дни; за работу в опасных или вредных условиях труда; за сверхурочную работу.

Стимулирующие выплаты производятся за эффективность профессиональной деятельности, качество выполняемых работ и стаж непрерывной работы, внедрение здоровьесберегающих технологий. К стимулирующим выплатам относятся и премии, которые начисляются за высокие показатели успеваемости и победы на школьных олимпиадах.

Яркие примеры финансового неравенства

Независимо от того, идет ли речь о Москве, Самарской области или Республике Алтай, доходы директоров школ, расположенных в одном районе субъекта РФ, могут отличаться в 3-4 раза, а директор крупной московской школы может зарабатывать в 30 раз больше, чем его коллега из небольшой образовательной организации, расположенной в отдаленном районе Республики Алтай.

Приведем несколько примеров. На сайте управления образования администрации муниципального образования Усть-Коксинский район Республики Алтай в разделе «Коррупции.NET» в файле «Сведения о доходах директоров школ за 2018 год» видим разброс годовых доходов от 290 701 до 894 928 рублей.

На сайте управления образования Казани в разделе «Противодействие коррупции» знакомимся со сведениями о доходах директоров образовательных учреждений Авиастроительного района и обнаруживаем, что максимальный (2 021 205 рублей) и минимальный (609 511 рублей) годовые доходы директоров отличаются в 3,3 раза.

Департамент образования и науки Москвы предоставляет сгруппированную по административным округам информацию о доходах руководителей образовательных организаций в 2018 году. В Южном административном округе, к примеру, разрыв в доходах директоров составил 4,5 раза – от 2 004 842 до 8 989 516 рублей.

Это точно в одной стране?

Факт отличия доходов руководителей образовательных организаций, расположенных в одном районе города или республики, в 3-4 раза – это, безусловно, не самый позитивный показатель нашего школьного образования, но этот разрыв хотя бы можно объяснить, опираясь на приведенные выше факторы, влияющие на размер зарплаты.

Сложнее, по моему мнению, объяснить отличия в 30,9 раза между годовыми доходами директоров московской и алтайской школ. Речь, подчеркнем, идет не о доходах от ведения бизнеса или продажи личного имущества, а исключительно о заработной плате и премиях.

Должен ли труд директора школы, расположенной в Усть-Коксинском районе Республики Алтай, оплачиваться государством в 30 с лишним раз скромнее, чем труд директора московской образовательной организации? Безусловно, нужно учитывать, что столичная школа, о которой идет речь, фактически представляет собой крупный образовательный комплекс, но едва ли это может служить убедительным обоснованием такого колоссального разрыва.

Известны исследования, показывающие, что в России разница в размерах зарплат руководства и рядовых сотрудников составляет 12,5 раз, в то время как в странах Западной Европы и США – всего 3,5 раза. Сильное расслоение по уровню доходов в нашей экономике – факт хорошо известный, но отличия в 30 раз, на мой взгляд, быть не должно, причем снижать разброс в доходах нужно за счет существенного увеличения зарплаты директора алтайской школы, а не сокращения уровня оплаты труда руководителя крупного образовательного комплекса в Москве.

Для полноты картины добавлю, что при сопоставлении доходов руководителей крупных образовательных центров в Москве и таких же в регионах отличий в 30 раз обнаружить не удалось, хотя и маленькими разбросы не назовешь. Так, например, уже упоминавшийся годовой доход директора одной из московских школ (8 989 516 рублей) превышает доход руководителя крупного образовательного центра в Самарской области (1 401 027 рублей) в 6,4 раза.

Заключение

Нет никаких сомнений в том, что руководители крупных московских школ, которые стабильно входят в первую десятку «Рейтинга вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников», должны иметь высокие зарплаты, но точно так же я уверен и в необходимости достойной оплаты работы директора скромной школы даже в самом отдаленном населенном пункте нашей страны.

Выравниванию, на мой взгляд, послужила бы прозрачная формула начисления зарплаты руководителя общеобразовательной организации. 


Мы недавно объясняли, почему для экономики страны качественное образование обычных детей из обычных школ не менее важно, чем успехи на олимпиадах и высокие баллы ЕГЭ учащихся из школ с заметными образовательными достижениями. Доходы руководителя и педагогов обычных школ из отдаленных уголков России – это индикатор отношения к этой проблеме.

О том, что такая проблема существует, свидетельствует недавняя новость на портале ActivityEdu: зарплата каждого пятого работника сферы образования оказалась меньше 15 тысяч рублей.

24 июня в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации», на которых обсуждались в том числе зарплаты педагогов.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (3)