Задания «из жизни» на ОГЭ по математике: мода или веление времени

2020-04-03T10:37:53.573Z
11 0

Родители девятиклассников, которым предстоит сдавать основной государственный экзамен (ОГЭ) по математике, в панике: некоторые задания выглядят по меньшей мере непривычно. Например, школьник должен рассчитать экономию владельца дачного участка от использования газового отопления вместо электрического и определить, сколько упаковок тротуарной плитки понадобится, чтобы выложить дорожки и площадку перед гаражом. Наш обозреватель приводит примеры заданий «из жизни», а также разбирается, чем обусловлены такие изменения, – желанием научить детей применять математические знания на практике или стремлением улучшить результаты страны в международных исследованиях качества образования.

ОГЭ по математике

Разработчик КИМ разъясняет

Руководитель комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов (КИМ) по математике, директор Центра педагогического мастерства (ЦПМ) Иван Ященко считает, что в нашем математическом образовании традиционно хромает связь с практикой.

Задания в школьных учебниках зачастую слишком рафинированы, подогнаны под готовые уравнения. В жизни все гораздо сложнее. И очень важно не просто знать формулу, но и суметь ее применить, – утверждает Иван Ященко.

По его словам, все задания были широко апробированы в прошлые годы. Педагогам перестроиться было непросто, зато от родителей поступают самые положительные отзывы.

По моим наблюдениям, единодушие в оценке изменений отсутствует: мнения учителей математики, родителей и детей, которым предстоит сдавать ОГЭ в этом году, варьируются в широких пределах.

Давайте разбираться, действительно ли страшны задания «из жизни», мотивируют ли они детей изучать математику и какой эффект мы получим от изменений, внесенных в КИМ.

Непривычные рисунки и тексты

В методических материалах Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) подчеркивается, что в результате освоения программы выпускники должны, в частности, «научиться преобразованию знания и его применению в учебных и внеучебных ситуациях». На сайте ФИПИ любой желающий может скачать демонстрационные варианты ОГЭ-2020 по всем предметам.

Первые 5 из 26 заданий ОГЭ по математике вполне можно назвать ориентированными на практику применения знаний во «внеучебных ситуациях». Для выполнения заданий 1-4 необходимо внимательно рассмотреть «план домохозяйства».

Пример задания ОГЭ по математике

Рисунок из демонстрационного варианта ОГЭ-2020 по математике

Перед выполнением заданий школьнику рекомендуется внимательно прочитать текст под рисунком. Разумеется, в этом нет ничего необычного, но он, прямо скажем, не совсем привычный. Приведем его полностью.

На плане изображено домохозяйство по адресу: с. Авдеево, 3-й Поперечный пер., д. 13 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота.

При входе на участок справа от ворот находится баня, а слева – гараж, отмеченный на плане цифрой 7. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеется сарай (подсобное помещение), расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2). Перед жилым домом имеются яблоневые посадки.

Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1м×1м. Между баней и гаражом имеется площадка площадью 64 кв. м, вымощенная такой же плиткой.

К домохозяйству подведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.

Непривычность проявляется в деталях: зачем, например, указан точный адрес домохозяйства, если в дальнейшем он нигде не используется? По всей видимости, разработчики таким способом уходят от традиционных формулировок привычных задач из учебников и приближают описание к реальной жизни. В квитанциях, справках, текстах банковских договоров, как правило, содержится много не самой важной информации, сквозь которую приходится продираться.

План домохозяйства рассмотрели? Текст прочитали? Тогда переходим к заданиям.

Проверьте свои математические способности

Итак, приступаем. Желаю успеха!

Задание 1.

Пример задания ОГЭ по математике

Предлагаю вам решить, имеет ли это задание какое-то отношение к математике. Во времена моей юности схематичный план школьной территории мы рисовали на географии. Как и положено, с учетом масштаба, разумеется.

Напомню, что задание предлагается выпускнику 9-го класса, а не начальной школы.

Совет: не торопитесь смотреть правильные ответы (в конце статьи), сначала выполните все задания.

Задание 2.

Пример задания ОГЭ по математике

Сколько тротуарных плиток требуется, считать на экране компьютера, конечно, сложнее, чем на бумажном листе, как это делают выпускники 9-го класса на экзамене. Поэтому вам, уважаемые читатели, возможно, понадобится чуть больше времени.

Подсказка: «полтора землекопа» – это неправильный ответ в одной из задачек из замечательного советского мультика «В стране невыученных уроков»; здесь тоже не должно получиться «полутора упаковок».

Задание 3.

Пример задания ОГЭ по математике

Здесь обойдемся без советов и подсказок – задание довольно простое.

Задание 4.

Пример задания ОГЭ по математике

Совет и подсказка: не забывайте про масштаб рисунка и воспользуйтесь теоремой Пифагора.

Пятое задание должно понравиться тем, кто любит умножать и делить в столбик. Калькулятором на ОГЭ пользоваться нельзя.

Задание 5.

Пример задания ОГЭ по математике

Решили все пять заданий? Вот теперь можно посмотреть правильные ответы в конце статьи. Надеюсь, результаты вас не сильно огорчили.

Будет ли прок от изменений КИМ

Современные школьники, по мнению главы комиссии по разработке КИМ для ОГЭ и ЕГЭ по математике, изучая школьные предметы, задают правильные вопросы: зачем мне это нужно, где я смогу это использовать? Поэтому, продолжает Иван Ященко, мы просто обязаны предложить интересный курс математики, который бы мотивировал ребенка.

С необходимостью мотивации сложно спорить, но как задачи, которые способен решить ученик начальной школы, будут мотивировать девятиклассников? «Справа от ворот находится баня. Определите, какой цифрой она обозначена на плане». Иван Валерьевич, вы действительно полагаете, что так можно проверить уровень математической подготовки выпускника 9-го класса и мотивировать его?

На мой взгляд, практические задания в ОГЭ по математике нужны, но они не должны быть такого уровня: найдите гипотенузу прямоугольного треугольника, если катеты равны 6 и 8. Это, кстати, из задачи определения кратчайшего расстояния между жилым домом и гаражом в домохозяйстве, расположившемся в 3-м Поперечном переулке.

Подводя итог, выскажу соображение, что задания 1-4 из демонстрационного варианта ОГЭ-2020, которые мы рассмотрели, по моему мнению, не принесут выпускникам 9-го класса пользы, но и не причинят вреда. Примеры, ориентированные на применение математических знаний для решения практических задач, могли бы помочь нашим школьникам подготовиться к исследованию PISA, но для этого они должны быть гораздо сложнее.

Соглашусь с Иваном Ященко: до 30-40% ошибок на экзаменах связаны с тем, что ученик что-то не так прочитал или неправильно понял условие. Возможно, школьники научатся внимательнее читать – это, пожалуй, единственный плюс от появления в ОГЭ по математике подобных заданий.

Ответы

Задание 1: 3461.

Задание 2: 23.

Задание 3: 68.

Задание 4: 10.

Задание 5: 500.


Читайте также
Комментарии (0)
2020-04-03T10:37:53.573Z
11 0

Задания «из жизни» на ОГЭ по математике: мода или веление времени


Родители девятиклассников, которым предстоит сдавать основной государственный экзамен (ОГЭ) по математике, в панике: некоторые задания выглядят по меньшей мере непривычно. Например, школьник должен рассчитать экономию владельца дачного участка от использования газового отопления вместо электрического и определить, сколько упаковок тротуарной плитки понадобится, чтобы выложить дорожки и площадку перед гаражом. Наш обозреватель приводит примеры заданий «из жизни», а также разбирается, чем обусловлены такие изменения, – желанием научить детей применять математические знания на практике или стремлением улучшить результаты страны в международных исследованиях качества образования.

ОГЭ по математике

Разработчик КИМ разъясняет

Руководитель комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов (КИМ) по математике, директор Центра педагогического мастерства (ЦПМ) Иван Ященко считает, что в нашем математическом образовании традиционно хромает связь с практикой.

Задания в школьных учебниках зачастую слишком рафинированы, подогнаны под готовые уравнения. В жизни все гораздо сложнее. И очень важно не просто знать формулу, но и суметь ее применить, – утверждает Иван Ященко.

По его словам, все задания были широко апробированы в прошлые годы. Педагогам перестроиться было непросто, зато от родителей поступают самые положительные отзывы.

По моим наблюдениям, единодушие в оценке изменений отсутствует: мнения учителей математики, родителей и детей, которым предстоит сдавать ОГЭ в этом году, варьируются в широких пределах.

Давайте разбираться, действительно ли страшны задания «из жизни», мотивируют ли они детей изучать математику и какой эффект мы получим от изменений, внесенных в КИМ.

Непривычные рисунки и тексты

В методических материалах Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) подчеркивается, что в результате освоения программы выпускники должны, в частности, «научиться преобразованию знания и его применению в учебных и внеучебных ситуациях». На сайте ФИПИ любой желающий может скачать демонстрационные варианты ОГЭ-2020 по всем предметам.

Первые 5 из 26 заданий ОГЭ по математике вполне можно назвать ориентированными на практику применения знаний во «внеучебных ситуациях». Для выполнения заданий 1-4 необходимо внимательно рассмотреть «план домохозяйства».

Пример задания ОГЭ по математике

Рисунок из демонстрационного варианта ОГЭ-2020 по математике

Перед выполнением заданий школьнику рекомендуется внимательно прочитать текст под рисунком. Разумеется, в этом нет ничего необычного, но он, прямо скажем, не совсем привычный. Приведем его полностью.

На плане изображено домохозяйство по адресу: с. Авдеево, 3-й Поперечный пер., д. 13 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота.

При входе на участок справа от ворот находится баня, а слева – гараж, отмеченный на плане цифрой 7. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеется сарай (подсобное помещение), расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2). Перед жилым домом имеются яблоневые посадки.

Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1м×1м. Между баней и гаражом имеется площадка площадью 64 кв. м, вымощенная такой же плиткой.

К домохозяйству подведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.

Непривычность проявляется в деталях: зачем, например, указан точный адрес домохозяйства, если в дальнейшем он нигде не используется? По всей видимости, разработчики таким способом уходят от традиционных формулировок привычных задач из учебников и приближают описание к реальной жизни. В квитанциях, справках, текстах банковских договоров, как правило, содержится много не самой важной информации, сквозь которую приходится продираться.

План домохозяйства рассмотрели? Текст прочитали? Тогда переходим к заданиям.

Проверьте свои математические способности

Итак, приступаем. Желаю успеха!

Задание 1.

Пример задания ОГЭ по математике

Предлагаю вам решить, имеет ли это задание какое-то отношение к математике. Во времена моей юности схематичный план школьной территории мы рисовали на географии. Как и положено, с учетом масштаба, разумеется.

Напомню, что задание предлагается выпускнику 9-го класса, а не начальной школы.

Совет: не торопитесь смотреть правильные ответы (в конце статьи), сначала выполните все задания.

Задание 2.

Пример задания ОГЭ по математике

Сколько тротуарных плиток требуется, считать на экране компьютера, конечно, сложнее, чем на бумажном листе, как это делают выпускники 9-го класса на экзамене. Поэтому вам, уважаемые читатели, возможно, понадобится чуть больше времени.

Подсказка: «полтора землекопа» – это неправильный ответ в одной из задачек из замечательного советского мультика «В стране невыученных уроков»; здесь тоже не должно получиться «полутора упаковок».

Задание 3.

Пример задания ОГЭ по математике

Здесь обойдемся без советов и подсказок – задание довольно простое.

Задание 4.

Пример задания ОГЭ по математике

Совет и подсказка: не забывайте про масштаб рисунка и воспользуйтесь теоремой Пифагора.

Пятое задание должно понравиться тем, кто любит умножать и делить в столбик. Калькулятором на ОГЭ пользоваться нельзя.

Задание 5.

Пример задания ОГЭ по математике

Решили все пять заданий? Вот теперь можно посмотреть правильные ответы в конце статьи. Надеюсь, результаты вас не сильно огорчили.

Будет ли прок от изменений КИМ

Современные школьники, по мнению главы комиссии по разработке КИМ для ОГЭ и ЕГЭ по математике, изучая школьные предметы, задают правильные вопросы: зачем мне это нужно, где я смогу это использовать? Поэтому, продолжает Иван Ященко, мы просто обязаны предложить интересный курс математики, который бы мотивировал ребенка.

С необходимостью мотивации сложно спорить, но как задачи, которые способен решить ученик начальной школы, будут мотивировать девятиклассников? «Справа от ворот находится баня. Определите, какой цифрой она обозначена на плане». Иван Валерьевич, вы действительно полагаете, что так можно проверить уровень математической подготовки выпускника 9-го класса и мотивировать его?

На мой взгляд, практические задания в ОГЭ по математике нужны, но они не должны быть такого уровня: найдите гипотенузу прямоугольного треугольника, если катеты равны 6 и 8. Это, кстати, из задачи определения кратчайшего расстояния между жилым домом и гаражом в домохозяйстве, расположившемся в 3-м Поперечном переулке.

Подводя итог, выскажу соображение, что задания 1-4 из демонстрационного варианта ОГЭ-2020, которые мы рассмотрели, по моему мнению, не принесут выпускникам 9-го класса пользы, но и не причинят вреда. Примеры, ориентированные на применение математических знаний для решения практических задач, могли бы помочь нашим школьникам подготовиться к исследованию PISA, но для этого они должны быть гораздо сложнее.

Соглашусь с Иваном Ященко: до 30-40% ошибок на экзаменах связаны с тем, что ученик что-то не так прочитал или неправильно понял условие. Возможно, школьники научатся внимательнее читать – это, пожалуй, единственный плюс от появления в ОГЭ по математике подобных заданий.

Ответы

Задание 1: 3461.

Задание 2: 23.

Задание 3: 68.

Задание 4: 10.

Задание 5: 500.

Читайте также
Комментарии (0)