Высокое качество столичного образования: в чем секрет успехов Москвы




Результаты международных сопоставительных исследований качества школьного образования показывают, что баллы московских школьников существенно выше средних по Европе. Рейтинг лучших школ России по конкурентоспособности выпускников, подготовленный агентством RAEX, возглавляют столичные образовательные организации. В олимпиадных рейтингах регионов РФ, составленных обозревателем портала ActivityEdu, лидирует Москва. Чем обусловлено высокое качество столичного образования – грамотными управленческими решениями властей или же отличным финансированием школ, высокими зарплатами учителей и социально-экономическим статусом семей, заметно превосходящим средний российский уровень? Наш обозреватель размышляет, можно ли получить точный ответ на этот вопрос.

Качество столичного образования: в чем секрет успехов Москвы

Высокие места Москвы в TIMSS-2019

Совсем недавно мы радовались высоким баллам и местам российских школьников 4-х и 8-х классов в Международном исследовании качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2019 (Trends in Mathematics and Science Study). Особенно впечатлило 3-е место (из 58 стран – участниц исследования) российских четвероклассников по естествознанию.

В исследовании TIMSS‑2019 принимала участие не только Россия в целом, но и Москва, выступившая как отдельная территория. Независимая выборка столицы включала 154 образовательные организации города, которые были отобраны Международным центром тестирования. В Москве в исследовании приняли участие 4401 учащийся 4‑х классов и 4327 учащихся 8‑х классов.

Ниже приведены списки стран-лидеров TIMSS-2019 по классам и направлениям с учетом результатов Москвы и других отдельных территорий, участвовавших в исследовании. Можно утверждать, что результаты столичных школьников превзошли самые смелые ожидания.

Качество столичного образования: в чем секрет успехов Москвы

Десятки стран-лидеров по естествознанию (места, занятые в рейтинге отдельными территориями, не указаны)

Четвероклассники Москвы и Сингапура показали по естественно-научному направлению самые высокие результаты (595 баллов по 1000-балльной международной шкале) среди всех стран и отдельных территорий, участвовавших в TIMSS-2019. Столичные ученики 4-х и 8-х классов превзошли своих сверстников из других регионов России на 28 и 24 балла соответственно.

Качество столичного образования: в чем секрет успехов Москвы

Десятки стран-лидеров по математике (места, занятые в рейтинге отдельными территориями, не указаны)

Места столичных школьников в мировом рейтинге по математике оказались скромнее, чем по естествознанию, но уступила Москва лишь азиатским странам, в то время как лучшие европейские страны по средним баллам остались далеко позади. Ученики 4-х и 8-х классов московских школ превзошли своих сверстников из других регионов России на 26 и 32 балла соответственно.

Высокие места Москвы в PISA-2018

Еще больший контраст между баллами учащихся столичных школ и средними общероссийскими баллами, а также местом Москвы и России в мировом рейтинге наблюдается в исследовании PISA-2018 (Programme for International Student Assessment).

Если средние общероссийские баллы PISA-2018 позволяют отнести нашу страну лишь к середнякам мирового рейтинга (из 78 стран-участниц у России 31-е место по читательской грамотности, 30-е по математической и 33-е по естественно-научной), то 15-летние ученики образовательных организаций Москвы уверенно обосновались среди лидеров мирового рейтинга.

Ниже приведены списки стран-лидеров PISA-2018 по читательской, математической и естественно-научной грамотности с учетом результатов Москвы и других отдельных территорий, участвовавших в исследовании.

Качество столичного образования: в чем секрет успехов Москвы

Десятки стран-лидеров PISA-2018 (места, занятые в рейтинге отдельными территориями, не указаны)

В исследовании PISA-2018 участвовали 163 столичные школы и 7871 учащийся: 151 школа и 7289 учащихся – в независимой выборке Москвы как отдельной территории, 12 школ и 582 учащихся – в общей выборке РФ.

Из европейских стран только Эстония и только по одному виду функциональной грамотности – естественно-научной – смогла показать баллы, превышающие московские. По читательской грамотности Москва расположилась на 3-м месте среди всех стран и отдельных территорий, уступив лишь четырем провинциям (Пекин, Шанхай, Цзянсу и Гуандун), которые в этом исследовании представляли Китай, и Сингапуру.

Лидерство Москвы на школьных олимпиадах

Успехи представителей московских образовательных организаций на школьных предметных олимпиадах всероссийского и международного уровней доказывают лидерство столичного образования и в этом сегменте.

При составлении олимпиадного рейтинга регионов по итогам Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) мы учитывали не только количество завоеванных олимпиадных дипломов, но и число школьников в каждом регионе. В 2019 году рейтингование производилось по количеству завоеванных дипломов в расчете на 10 тысяч учеников 7–11-х классов, а в 2020-м, с учетом изменения регламента ВсОШ из-за пандемии, – в расчете на одну тысячу школьников 11-х классов. Изменение регламента и показателя, несомненно, оказало влияние на рейтинг, но лидер остался неизменным: в 2020 году, как и в 2019-м, на первой строчке расположилась Москва.

Похожая картина наблюдается и на международном уровне. Из статьи «Пандемия – не помеха: наши победы на международных олимпиадах – 2020» вы можете узнать, что на международных предметных олимпиадах тон задают столичные школьники: из 28 медалей, завоеванных членами сборной России в 2020 году, больше половины – 17 медалей (10 золотых и 7 серебряных) – приходится на представителей Москвы.

Как объяснить отличные результаты Москвы

Достижения столичных школьников можно перечислять долго. Очень приятно вспоминать и победу в декабре 2020 года на V Международной олимпиаде мегаполисов, и четвертое место в мире по глобальным компетенциям, и второе – по финансовой грамотности в рамках PISA-2018, но гораздо важнее попытаться разобраться, за счет чего Москва добивается таких превосходных показателей. 

Недавно российский исследовательский и аналитический Центр перспективных управленческих решений (ЦПУР) объявил результаты конкурса грантов «Доказательная политика. Исследования на данных». Одним из победителей стал проект «Кейс Новой Москвы: как изменились школы в результате присоединения муниципалитетов к столице» Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования Высшей школы экономики (Инобр ВШЭ).

Молодые исследователи Инобра ВШЭ собираются выяснить, что лежит в основе «московского чуда». Стажер-исследователь Анастасия Котликова так формулирует две полярные точки зрения на феномен высоких результатов Москвы:

Есть несколько разных подходов к пониманию причин высоких образовательных результатов столицы. Это богатый регион, где высокое финансирование школ наложилось на высокий социально-экономический статус семей. Есть масса подтверждений, что школьники с высоким статусом показывают лучшие результаты. Другая точка зрения: сработали управленческие и образовательные реформы, заложенные в «Московский стандарт образования».

Любые результаты проекта могут дать толчок развитию российского школьного образования. Если выяснится, что все дело в грамотной стратегии и разумных управленческих решениях, тогда команда Департамента образования и науки города Москвы должна заменить неэффективных руководителей Минпросвещения и Рособрнадзора, объявивших главным инструментом повышения качества образования в стране Всероссийские проверочные работы (ВПР). Московские школьники уже давно в десятке лучших стран мира, в то время как средние общероссийские баллы в исследовании PISA позволяют нашей стране рассчитывать лишь на статус середняков мирового рейтинга.

Если же выяснится, что превосходные результаты Москвы обусловлены отличным финансированием школ, высокими зарплатами учителей и заметно превосходящим средний российский уровень социально-экономическим статусом семей, то правительство РФ должно принять к сведению: для попадания в десятку лучших по качеству общего образования стран необходимо обеспечить в регионах соизмеримый со столичным уровень учительских зарплат и финансирования школ.

Отделить зерна от плевел

Каким же образом исследователи Инобра ВШЭ собираются установить главные причины образовательных достижений столичных школьников? Реально ли отделить зерна от плевел?

Исследователи полагают, что идеальные условия для эксперимента были созданы в результате присоединения к столице в 2012 году большой территории – Новой Москвы. «Контрольной группой» будут школы Подмосковья, а «экспериментальной» – чуть больше тридцати школ, перешедших под юрисдикцию Москвы, в которых начал внедряться столичный образовательный стандарт, но социально-экономический статус учеников при этом фактически остался прежним.


Участники проекта планируют собрать данные об изменении результатов школьников и их образовательных траекторий, а также проверить причинно-следственные связи с различными компонентами московского образовательного стандарта. Эконометрический анализ позволит подтвердить или опровергнуть гипотезу о решающем вкладе финансирования в рост результатов. Для оценки влияния управленческих решений на результаты планируется использовать квазиэкспериментальные методы анализа: для этого новомосковским образовательным организациям будут подобраны школы-«близнецы» из тех регионов, где внедрялись лишь отдельные компоненты московского стандарта.


Предлагаю не опережать события и дождаться итогов проекта, но не могу не заметить, что для устойчивого роста образовательных результатов требуются, как правило, и разумные управленческие решения, и соответствующее финансирование. Если кто-то знает город, область или регион, где учителя получают зарплату 20-30 тысяч рублей, работая на полторы-две ставки, и добиваются при этом образовательных результатов, близких к столичным, дайте, пожалуйста, знать. Уверен, ЦПУР обязательно выделит грант для исследования этого феномена.

Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)