Высокие технологии для школ: новые решения и трудности реализации



Что происходит на мировом и внутреннем рынке учебного оборудования? Готовы ли школы к использованию технологических решений? Как реализуются и оцениваются меры правительства по поддержке отечественных производителей оборудования для школ? На эти и другие вопросы отвечает Олег Александрович Поваляев, генеральный директор ООО «Научные развлечения», участник онлайн-выставки «Идеальный переход из детского сада в школу. Технологии и оборудование для образования и развития», которую проводил наш портал в декабре минувшего года.

Олег Поваляев об оборудовании для школ

Олег Александрович, на российском рынке учебное оборудование представлено достаточно широко. Почему же, на ваш взгляд, о нем так мало знают в большинстве школ? 

Оборудования действительно много, и конкуренция между производителями высокая. Но образовательный рынок имеет ряд особенностей. К примеру, важные решения принимаются вышестоящими лицами без уведомления подчиненных. То есть у образовательных организаций нет возможности определять и обеспечивать свои нужды самостоятельно; у методистов школ пропадает интерес к тематическим выставкам, специальной литературе. Полагаю, именно с этим может быть связана проблема небольшой представленности отечественной продукции в классах.

В настоящее время в рамках национального проекта «Образование» реализуется федеральная инициатива по «созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точки роста»)». Сможет ли это существенно повлиять на ситуацию?

Мы знаем об этом проекте и позитивно его оцениваем. Он может рассматриваться в качестве старта для хорошего технологического оснащения образовательных организаций. Сейчас на рынке представлены разные типы оборудования: и цифровые лаборатории, и оборудование для проведения экзаменов (например, ОГЭ,) и робототехника. Но хватит ли сил сделать его в достаточном объеме и нужного качества, чтобы оснастить 4 тысячи школ, которые участвуют в проекте? С нашей точки зрения, доступна частичная реализация цели. Разумеется, мы заинтересованы в участии в проекте и постараемся сделать все возможное, чтобы он был воплощен в жизнь. 

Готовы ли школы к принятию технологических образовательных решений?

Педагог заинтересован в том, чтобы быть на шаг впереди своих учеников, а для этого нужно владеть современным инструментарием. Да, производители оборудования порой сталкиваются с сопротивлением со стороны школ, но связано это, как правило, с тем, что предлагаемая продукция не соответствует потребностям и запросам учителей. Мы стараемся это учитывать и не внедрять «технологии ради технологий».

Какой проект вашей компании вы считаете наиболее успешным? 

Цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии». На занятиях с лабораторией эксперименты по окружающему миру дети проводят с датчиками в виде божьих коровок. Мы сделали так, чтобы ребята начиная с четырех лет постигали азы естественных наук, еще не научившись читать и писать, – а это достаточно важная задача. Мне кажется, нам удалось ее решить за счет качественного программного обеспечения в мультипликационной упаковке. Главный герой программы – ученый Наураша – интерактивный, он помогает проводить эксперименты и очень нравится детям. Продукт оказался востребованным: в настоящий момент датчики «Божьи коровки» используют более 12 000 образовательных организаций России и ближнего зарубежья. 

Олег Поваляев об оборудовании для школ

Насколько эффективны, по вашему мнению, меры, принимаемые правительством для поддержки российских производителей учебного оборудования? 

Сам факт нашего расположения в «Технополисе “Москва”» уже свидетельствует о значительной поддержке со стороны государства. Особая экономическая зона предоставляет хорошую инфраструктуру и налоговые преференции. Здесь очень комфортно работать. Мы чувствуем помощь и заботу со стороны наших партнеров, но без сложностей не обходится. 

С точки зрения рынка одна из самых больших проблем – трудность прогнозирования. «Точки роста» довольно редкая история. Возможно, если бы такие проекты проводились в меньшем масштабе, но с большей регулярностью, а их правила были бы прозрачны для участников, это существенно упростило бы прогнозирование и планирование разработок. Что касается преференций в области экспорта-импорта оборудования, всегда есть оборотная сторона. Если мы будем создавать самый дешевый продукт для отечественного образования, есть риск, что понизится качество продукции, и мы станем глобально неконкурентоспособными. Считаю, что самое важное – сохранять возможность глобальной конкуренции, быть представленными не только на российском, но и на мировом рынке. Только в этом случае можно делать хороший продукт. В некоторой степени у нас наблюдается излишняя «защита от внешних сил». 

Еще один проблемный момент – торги. Здесь мы действительно ощущаем некоторое давление со стороны законодательства в части установленного приоритета цены перед качеством. Очень сложно выиграть, если перед тобой стоит единственная задача: сделать самый дешевый продукт. Между тем мы гордимся, что создаем уникальное оборудование.

Нам известно, что ваша компания осуществляет поставки в Японию. Но ведь эта продукция была разработана для России…

Проблемы образования универсальны для школ всего мира. Мы видим затухание интереса к естественно-научным дисциплинам, а пробудить его нам помогают робототехника и стандарты STEAM-образования. Мы предложили в Японии свои решения и получили заказы. 

Олег Поваляев об оборудовании для школ

Чей зарубежный опыт, в свою очередь, заимствовали «Научные развлечения»?

Разумеется, мы перенимаем опыт крупных европейских и американских компаний, только с адаптацией к российским реалиям.

Приведу пример. В школах США фактически отсутствует такой вид образовательной деятельности, как фронтальная лабораторная работа. Американские компании производят оборудование для так называемых практикумов – этот вид занятий несколько отличается от лабораторных экспериментов. Сотрудники нашей компании вначале тщательно изучают американское оборудование, а затем не копируют наработки коллег, а модифицируют их, приводят в соответствие с требованиями, предъявляемыми к фронтальным лабораторным работам в российских школах. Пример не единственный, но достаточно наглядный, и подобных можно привести множество. 

Каковы планы компании на ближайшее будущее? 

Идей достаточно много. Во-первых, хочется выставить «Проектную диагональ», которая уже готова. Это глобальный концепт – от поставки оборудования в дошкольные организации до создания целой образовательной среды. Также мы сейчас занимаемся разработкой отраслевых проектных лабораторий: в них дети выполняют проекты, направленные на профориентацию, что позволит им в будущем избрать тот или иной профиль деятельности. Нам важно, чтобы выпускники школ не оставались на перепутье. Ведь молодежь – это и есть наше лучшее будущее.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)