«Учителя на дистанционке нам ничего не объясняли…» Верить ли детям?



В первый день всероссийского совещания для педагогов «Августовка Учи.ру» на круглом столе «Домашнее задание, которое не задавали» обсуждали, как семья и школа справились с дистанционным обучением. В одном из выступлений были приведены характерные высказывания детей и родителей. Школьники сетовали, что учителя ничего им не объясняли, а родители утверждали, что именно на них легла основная нагрузка по обучению детей, а также говорили о низком качестве учебников. Как относиться к таким высказываниям полноправных участников образовательных отношений?

Объем и география исследований

Кандидат социологических наук, ведущий эксперт Лаборатории проектирования содержания образования Института образования Высшей школы экономики (Инобра ВШЭ) Мария Добрякова поделилась результатами исследований, которые проводились в июне-июле 2020 года.

Все приведенные в статье иллюстрации взяты из презентации выступления Марии Добряковой на круглом столе всероссийского совещания для педагогов «Августовка Учи.ру».

Предлагаем читателям познакомиться с «живыми» высказываниями детей и их родителей о дистанционном обучении.

Дети говорили в один голос: «Нам не объясняли»

Мария Добрякова предположила, с чем может быть связана такая реакция детей.

Ребенок привык в школе к тому, что ему все дают в готовом, переработанном виде. Ему дают готовый контент, который он должен запомнить, или готовый алгоритм решения примера, задачи, а от самого ребенка требуется запомнить и воспроизвести это. Он почти не бывает в ситуации, когда от него требуется подумать самостоятельно. Он к этому не приучен, он это не привык делать, и потому ситуация, когда учитель ничего, грубо говоря, не «разжевал», стала для него шоком, – считает ведущий эксперт Лаборатории проектирования содержания образования Инобра ВШЭ.

Родители согласны с детьми

Недавно портал ActivityEdu познакомил читателей с результатами масштабного проекта «Школьный барометр», в рамках которого администрация школ, учителя, родители и дети сформулировали свое отношение к переходу на дистанционное обучение. Многие родители при анкетировании отметили, что «дети нуждаются в значительной поддержке от нас в решении школьных заданий», и выражали опасение, что ребенок отстанет из-за перехода на дистант.

Может ли ребенок разобраться сам

Ребенок не выработал привычку читать самостоятельно и выбирать необходимую информацию. Это сложный когнитивный навык, который, как мы знаем по другим исследованиям, развит, к сожалению, далеко не у всех детей, причем не только в начальной, но и средней школе, – объясняет Мария Добрякова.

Родители: «Учебники не помогали разобраться»

Многие родители сочли нынешние учебники, по которым учились дети, непонятными. Там сложный язык… <…> Возможно, стоит задуматься о том, чтобы как-то иначе формулировать то, что пишется в учебниках, – полагает эксперт.

«Спихнули все на родителей»

Многие родители, по словам Марии Добряковой, говорили, что ребенку трудно сесть, взять себя в руки, начать что-то делать, потому что дома многое отвлекало. Родителям приходилось подталкивать ребенка, заставлять его учиться, и это отнимало у них много сил, в то время как при традиционном формате обучения такая нагрузка ложится обычно на учителя.

Родители и дети: «Не хватало живого общения»

Результаты уже упоминавшегося проекта «Школьный барометр» подтверждают приведенные высказывания: дети скучают по школе и общению с друзьями и учителями.

Ждем ваши комментарии

Что вы, уважаемые читатели, думаете об этих высказываниях?

Отражают ли они, по вашему мнению, суть происходившего в период дистанта или являются всего лишь частным мнением?

Должны ли эти высказывания стать предметом размышлений для педагогов и администрации школ или, напротив, их можно считать надуманными и не заслуживающими внимания?

Завершим на оптимистичной ноте


Полную видеозапись круглого стола «Домашнее задание, которое не задавали. Как семья и школа справились с дистанционным обучением» можно посмотреть здесь.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (1)