Учитель-методист, учитель-наставник: проект нагрудных знаков

2020-08-19T13:13:54.341Z
10 0

Сергей Кравцов неоднократно заявлял, что Минпросвещения без устали трудится над созданием условий для непрерывного профессионального развития педагогов и повышением престижа профессии. Недальновидные учителя считают, что для повышения престижа неплохо было бы увеличить зарплату, но это слишком простой и очевидный путь. Первоочередные меры министерства не столь очевидны, но весьма затейливы – апробация с сентября 2021 года новой системы аттестации учителей в школах и внедрение новых должностей и квалификационных категорий: учитель-методист, учитель-наставник. Педагогическое сообщество не желает оставаться в стороне и предлагает проект нагрудных знаков для новых должностей и квалификационных категорий.

Даешь больше знаков!

В нашей стране для школьных педагогов предусмотрено не так много почетных званий и знаков отличия: «Народный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель Российской Федерации», нагрудный знак «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации», почетное звание «Ветеран сферы воспитания и образования».

Преподаватель истории лицея Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Лицей НИУ ВШЭ) Энвер Абдулаев, автор школьных учебников, практикумов и методических пособий, разработал проект знаков новых должностей и квалификационных категорий. Возможно, кому-то эскизы Энвера Нажмутиновича покажутся не совсем серьезными, шутливыми, но всегда следует помнить, что в каждой шутке есть доля правды.

Преподаватель истории с изрядной долей серьезности и ответственности относится к своему проекту.

Не нужно думать, что мне делать больше нечего! А то только критикуют: дескать, связи никакой нет между «новой системой аттестации», «внедрением новых должностей и квалификационных категорий» и «созданием условий для непрерывного профессионального развития педагогов». Верить надо – будет связь! Свяжут так, что мало не покажется, – пишет Энвер Абдулаев.

Сова – символ учености

Преподаватель истории Лицея НИУ ВШЭ разработал эскизы знаков «Учитель», «Старший учитель», «Учитель-методист» и «Учитель-наставник».

Внимательно рассмотрите все детали и подписи! Каждый элемент проекта заслуживает, на мой взгляд, лестных слов, настолько точны, выразительны и символичны сами эскизы и поясняющие подписи к ним.

Чего стоит только хохолок как символ профессионального задора и энтузиазма и выбор меди в качестве материала для изготовления знака «Учитель» с прозрачным намеком – служить предстоит долго-долго, почти как медному котелку. А распахнутые крылья совы-наставницы как символ полностью раскрывшегося профессионального потенциала? Точнейшее попадание. Впрочем, повторю еще раз: выразительны все детали. Ничего удивительного в этом нет, колоссальный опыт – более 30 лет научно-педагогического стажа – помогает Энверу Нажмутиновичу точно подмечать и отражать все нюансы и особенности учительской профессии.

Зная о любви чиновников к любым наградам и знакам отличия, автор проекта подчеркивает, что знаки предлагается вручать только учителям, то есть тем, кто работает непосредственно с детьми. Правда, тут же смягчает требование: золотой знак можно в виде исключения поднести министру от благодарного учительского сообщества – «ведь он нам всем надставник, отец родной».

Коллеги обсуждают и дополняют

Эскизы Энвера Абдулаева не оставили равнодушными его коллег, причем речь не только о комплиментах, коих было немало: «Браво! Отлично! Прекрасная работа!»

Из предложений, дополняющих эскизы, отмечу название учебного предмета, которое можно поместить на свитке, и два варианта изготовления знака – в виде значка для мужчин и в виде кулона для женщин.

Табличку с названием должности сова держит в закрытом клюве, и коллеги очень точно подметили символизм: откроешь клюв – лишишься должности.

Учителя-пенсионеры с чудо-пенсией в 13 тыс. рублей отметили, что золотой знак «Учитель-наставник» мог бы заметно повысить уровень их благосостояния.

Читатели, разумеется, заметили, что в одной из подписей «наставник» превратился в «наДставника». Можно предположить, что намеренное искажение звучания и значения слова подчеркивает формальный характер, который может иметь наставничество в современных реалиях.

НСУР, ФОТ и зарплаты

Примерно год назад в одной из статей мы подробно рассматривали Национальную систему учительского роста (НСУР). Авторы НСУР говорили о введении модели вертикального роста преподавателей, которая состоит из трех ступеней: учитель – старший учитель (учитель-методист) – ведущий учитель (учитель-наставник).

Говорили и том, что проект НСУР предусматривает пересмотр существующих ставок, чтобы оплата учительского труда стала более справедливой. В зависимости от полученной категории педагогам полагаются доплаты. Возможно, если бы внедрение новых должностей и квалификационных категорий сопровождалось увеличением фонда оплаты труда (ФОТ) в каждой образовательной организации, то какого-то эффекта и можно было добиться. Если же ФОТ останется неизменным, то все сведется к перераспределению скудных учительских зарплат. Разумеется, исключительно под соусом справедливости.

Счетная палата сообщает, что расходов бюджета РФ на образование в размере 3,6% валового внутреннего продукта (ВВП) недостаточно. И едва ли сейчас есть основания надеяться на увеличение бюджетных расходов на школьное образование, а без этого рост зарплат, к сожалению, невозможен.

Злая шутка

В заключение поясню, почему я считаю возможным с иронией и сарказмом говорить о таких серьезных вещах, как должности и квалификационные категории учителей, и поддерживать шутливый, как может показаться, проект Энвера Абдулаева.

Дело в том, что в эскизах, выполненных учителем истории, я вижу отражение наших школьных реалий, а внедрение новых квалификационных категорий вместо повышения зарплаты воспринимаю как очень злую и неуместную шутку чиновников.

Ирония и сарказм помогают жить и работать даже в не самых простых условиях, когда непрофессиональные действия чиновников не только не способствуют, но и мешают учителям выполнять свою работу.


Читайте также
Комментарии (0)
2020-08-19T13:13:54.341Z
10 0

Учитель-методист, учитель-наставник: проект нагрудных знаков


Сергей Кравцов неоднократно заявлял, что Минпросвещения без устали трудится над созданием условий для непрерывного профессионального развития педагогов и повышением престижа профессии. Недальновидные учителя считают, что для повышения престижа неплохо было бы увеличить зарплату, но это слишком простой и очевидный путь. Первоочередные меры министерства не столь очевидны, но весьма затейливы – апробация с сентября 2021 года новой системы аттестации учителей в школах и внедрение новых должностей и квалификационных категорий: учитель-методист, учитель-наставник. Педагогическое сообщество не желает оставаться в стороне и предлагает проект нагрудных знаков для новых должностей и квалификационных категорий.

Даешь больше знаков!

В нашей стране для школьных педагогов предусмотрено не так много почетных званий и знаков отличия: «Народный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель Российской Федерации», нагрудный знак «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации», почетное звание «Ветеран сферы воспитания и образования».

Преподаватель истории лицея Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Лицей НИУ ВШЭ) Энвер Абдулаев, автор школьных учебников, практикумов и методических пособий, разработал проект знаков новых должностей и квалификационных категорий. Возможно, кому-то эскизы Энвера Нажмутиновича покажутся не совсем серьезными, шутливыми, но всегда следует помнить, что в каждой шутке есть доля правды.

Преподаватель истории с изрядной долей серьезности и ответственности относится к своему проекту.

Не нужно думать, что мне делать больше нечего! А то только критикуют: дескать, связи никакой нет между «новой системой аттестации», «внедрением новых должностей и квалификационных категорий» и «созданием условий для непрерывного профессионального развития педагогов». Верить надо – будет связь! Свяжут так, что мало не покажется, – пишет Энвер Абдулаев.

Сова – символ учености

Преподаватель истории Лицея НИУ ВШЭ разработал эскизы знаков «Учитель», «Старший учитель», «Учитель-методист» и «Учитель-наставник».

Внимательно рассмотрите все детали и подписи! Каждый элемент проекта заслуживает, на мой взгляд, лестных слов, настолько точны, выразительны и символичны сами эскизы и поясняющие подписи к ним.

Чего стоит только хохолок как символ профессионального задора и энтузиазма и выбор меди в качестве материала для изготовления знака «Учитель» с прозрачным намеком – служить предстоит долго-долго, почти как медному котелку. А распахнутые крылья совы-наставницы как символ полностью раскрывшегося профессионального потенциала? Точнейшее попадание. Впрочем, повторю еще раз: выразительны все детали. Ничего удивительного в этом нет, колоссальный опыт – более 30 лет научно-педагогического стажа – помогает Энверу Нажмутиновичу точно подмечать и отражать все нюансы и особенности учительской профессии.

Зная о любви чиновников к любым наградам и знакам отличия, автор проекта подчеркивает, что знаки предлагается вручать только учителям, то есть тем, кто работает непосредственно с детьми. Правда, тут же смягчает требование: золотой знак можно в виде исключения поднести министру от благодарного учительского сообщества – «ведь он нам всем надставник, отец родной».

Коллеги обсуждают и дополняют

Эскизы Энвера Абдулаева не оставили равнодушными его коллег, причем речь не только о комплиментах, коих было немало: «Браво! Отлично! Прекрасная работа!»

Из предложений, дополняющих эскизы, отмечу название учебного предмета, которое можно поместить на свитке, и два варианта изготовления знака – в виде значка для мужчин и в виде кулона для женщин.

Табличку с названием должности сова держит в закрытом клюве, и коллеги очень точно подметили символизм: откроешь клюв – лишишься должности.

Учителя-пенсионеры с чудо-пенсией в 13 тыс. рублей отметили, что золотой знак «Учитель-наставник» мог бы заметно повысить уровень их благосостояния.

Читатели, разумеется, заметили, что в одной из подписей «наставник» превратился в «наДставника». Можно предположить, что намеренное искажение звучания и значения слова подчеркивает формальный характер, который может иметь наставничество в современных реалиях.

НСУР, ФОТ и зарплаты

Примерно год назад в одной из статей мы подробно рассматривали Национальную систему учительского роста (НСУР). Авторы НСУР говорили о введении модели вертикального роста преподавателей, которая состоит из трех ступеней: учитель – старший учитель (учитель-методист) – ведущий учитель (учитель-наставник).

Говорили и том, что проект НСУР предусматривает пересмотр существующих ставок, чтобы оплата учительского труда стала более справедливой. В зависимости от полученной категории педагогам полагаются доплаты. Возможно, если бы внедрение новых должностей и квалификационных категорий сопровождалось увеличением фонда оплаты труда (ФОТ) в каждой образовательной организации, то какого-то эффекта и можно было добиться. Если же ФОТ останется неизменным, то все сведется к перераспределению скудных учительских зарплат. Разумеется, исключительно под соусом справедливости.

Счетная палата сообщает, что расходов бюджета РФ на образование в размере 3,6% валового внутреннего продукта (ВВП) недостаточно. И едва ли сейчас есть основания надеяться на увеличение бюджетных расходов на школьное образование, а без этого рост зарплат, к сожалению, невозможен.

Злая шутка

В заключение поясню, почему я считаю возможным с иронией и сарказмом говорить о таких серьезных вещах, как должности и квалификационные категории учителей, и поддерживать шутливый, как может показаться, проект Энвера Абдулаева.

Дело в том, что в эскизах, выполненных учителем истории, я вижу отражение наших школьных реалий, а внедрение новых квалификационных категорий вместо повышения зарплаты воспринимаю как очень злую и неуместную шутку чиновников.

Ирония и сарказм помогают жить и работать даже в не самых простых условиях, когда непрофессиональные действия чиновников не только не способствуют, но и мешают учителям выполнять свою работу.

Читайте также
Комментарии (0)