Маргарита Русецкая: Отбор абитуриентов-филологов стоит ужесточить



Ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Маргарита Русецкая поделилась своими взглядами на качество знаний по русскому языку, которые получают ученики в школе, и рассказала, почему необходим новый подход к подготовке учителей-филологов. 

Фото: Владимир Трефилов/РИА Новости

Одна из важных задач школы − развивать речевые компетенции учащихся

В последние годы в СМИ и социальных сетях все чаще встречаются высказывания о падении грамотности, снижении уровня речевых компетенций молодежи, засорении нашего родного языка иноязычными словами, жаргонизмами, громоздкими бюрократическими конструкциями. С одной стороны, с этим трудно не согласиться. С другой – объективные данные, итоги единого государственного экзамена, говорят, что не все так плохо, скорее даже, все неплохо. В 2017 году средний балл ЕГЭ по русскому языку составил 69,1, в 2018 году – 70,9, а в 2019 – 69,5. Это очень хорошие результаты.

Однако итоги другой аттестации – экспериментальной устной части основного государственного экзамена по русскому языку для выпускников 9-х классов, который проводился в качестве эксперимента в 2019 году, показали, что порядка 30% школьников не справились с устной частью ОГЭ. И это неудивительно: только письменное тестирование не может быть единственной и релевантной формой контроля речевых компетенций. Школьников необходимо учить аргументированно выступать, поддерживать диалог, отстаивать свою позицию.

Необходимо развивать речевые компетенции школьников с тем, чтобы воспитать гармоничную языковую личность. Это понятие включает развитие речевых компетенций, умение владеть устной, письменной и электронной коммуникацией.

Как видим, задача сложная, и (не умаляя возможности и роли родителей и семьи, будем реалистами) ложится она в основном на плечи школьных педагогов.

Мне бы хотелось обратить внимание на роль школьного учителя в формировании развитой языковой личности, владеющей всеми нюансами и богатствами родной речи.

Отбор абитуриентов-филологов стоит ужесточить

Принципиально важным в деле подготовки учителей родного языка является серьезный отбор абитуриентов и качество учебных планов.

Учителя-предметники готовятся сегодня в рамках программ не только педагогического, но и классического – филологического образования. Но на классические направления идут более сильные абитуриенты, нежели на педагогические.

По данным мониторинга НИУ ВШЭ, средний балл ЕГЭ абитуриентов по направлению «педагогическое образование» в 2019 году составил 64, а, например, по направлению «филология» – 72. На педагогические направления нередко принимаются выпускники школ с тройками по профилирующим предметам. К примеру, берут ребят, получивших на ЕГЭ по русскому всего 48–53 балла! 

Сложно сказать, почему это происходит, вероятно, свою роль играет необходимость заполнить контрольные цифры приема, реализовать госзадание по подготовке кадров. Тем не менее, факт остается фактом: в педагогические вузы попадают ребята с тройками по русскому языку.

Вузы могут и должны устанавливать минимальные пороги ЕГЭ хотя бы на уровне 65 баллов по профильным предметам. Так, в Институте Пушкина нижний порог для профильного предмета – русского языка – 75 баллов. Для нас это принципиально важно. Мы не гонимся за количеством поданных заявлений. Мы просто не принимаем документы у абитуриентов с баллами ниже 75 по русскому языку, потому что понимаем, что такой студент не сможет освоить предлагаемый нами уровень сложности и быть хорошим специалистом.

Выход – дополнительная подготовка и классы с углубленным изучением русского языка

Нужна система, выстроенная, как в Москве (и некоторых других регионах): предуниверситетские классы, классы углубленного изучения предметов. Гуманитарные классы – это, пожалуй, лучшая возможность для вузов помогать школе, готовить ребят, прекрасно владеющих, в том числе, русским языком. 

Нужно признать, что существует также проблема формирования образовательных программ. Не всегда отбор дисциплин идет в интересах студентов – будущих учителей. Решающую роль подчас играет управленческая задача: необходимость обеспечить нагрузку штатным сотрудникам.

Выход есть. Это сетевое сотрудничество, дистанционное обучение, совместные программы с профильными вузами.

Стоит разработать экзамен на вход в педагогическую профессию

Перед окончанием вуза для студентов должна быть оценка на соответствие стандарту педагогической деятельности. Для преподавателей русского языка он есть, но каким инструментом оценить соответствие этому стандарту? Это большая сложная методическая работа. 

Нам нужен выпускной демонстрационный экзамен на вход в педагогическую профессию, в основе которого – требования профессионального стандарта «Педагог» и независимая оценка профессионального сообщества. Задача – доработать такой экзамен в профессию, где каждый выпускник, который пойдет работать в школу, мог бы продемонстрировать свободное владение словом – и устным, и письменным, и цифровым, и готовность передавать эти навыки своим будущим ученикам.

Текст обращения предоставлен пресс-службой Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)