Школа отстает от детей. Что с этим делать?

2019-09-24T13:50:00.000Z
9 1

Представим больницу и операционную 100 лет назад и сейчас. Теперь проделаем то же самое с самолетом, театром, кинотеатром... А если представить себе школьный класс начала прошлого века и сегодняшний – произошли ли изменения? Такое упражнение предложил проделать директор по международным образовательным программам KidZania Гер Граус на панельной дискуссии «Чему учить детей в 2019, чтобы преуспеть в 2030?» Спикер уверен, что кардинальных преобразований в школе не произошло, разве что доска теперь не черная, а белая, и пишут на ней не мелом, а маркером. А вот дети, по мнению Гера Грауса, напротив, очень изменились, и к ним требуется совершенно иной подход.

Дискуссия состоялась в рамках Московского международного форума «Город образования». В ней приняли участие руководитель PR-отдела Центра креативных технологий TUMO Зара Будагян и старший директор по решениям для обучения ACTNext, преподаватель Гарвардского университета Игал Розен.

Дети нового поколения

Современные дети, или поколение Z, с самого раннего возраста отлично ориентируются в интернете, практически у каждого пятилетнего ребенка есть своя страница в «Инстаграме», аккаунт с танцами в «ТикТоке» и блог в «Ютьюбе» по распаковке заказанных на AliExpress игрушек.


По мнению преподавателя Гарвардского университета Игала Розена, школа всегда готовила учеников к будущему, но сейчас это стало настоящей проблемой. Дети меняются стремительно и ежедневно, и какими будут нынешние первоклассники через 11 лет − представить невозможно.

Для того чтобы соответствовать образовательным запросам нынешнего поколения, учителю необходимо «становиться индивидуальным предпринимателем – каждый раз сталкиваться с изменениями» − считает директор по международным образовательным программам KidZania Гер Граус. В противном случае дети не будут подготовлены к будущему.

Что может сделать учитель

Позаимствовать опыт из успешного дополнительного образования

Когда ребенок слышит слово «школа», он представляет себе много требований, долгие уроки, на которых нужно слушать что-то, что ему не интересно, вписываться в рамки и выполнять то, чего он сам не хочет. Визуально ему представляется класс, в котором висят портреты А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, а, может, и лозунг В.И. Ленина «Учиться, учиться и еще раз учиться».

Все это было уместно лет 20 назад, но не сегодня. Классическая школа устарела и требует серьезных преобразований. Что можно сделать? Например, интегрировать в образовательный процесс игровые элементы, изменить методы преподавания, организовать школьное пространство в более свободной форме.

На «Городе образования» Зара Будагян рассказала о том, как проходят занятия в центре креативных технологий TUMO - организации дополнительного образования в Армении, осуществляющей подготовку подростков с 12 до 18 лет технологиям и дизайну.

Там нет разделения детей по успеваемости, возрасту или интересам, вместо классических кабинетов с партами − open space, ученикам на занятиях предоставлена свобода передвижений и возможность переделывать интерьер для себя. Учащимся не ставят оценки, они сами выбирают предметы из 14 направлений (от анимации до программирования), могут менять свой учебный график, а обучение подразумевает получение постоянного практического опыта.

По словам Зары, на данный момент сотрудники этого центра совместно с Министерством образования Армении решают, как интегрировать опыт центра креативных технологий в общеобразовательные школы. Применить такой опыт целиком в российских школах, конечно, сложно. Но можно принять во внимание некоторые отдельные элементы, начиная с интерьера класса и заканчивая методами преподавания, проработать их и внедрить в традиционный образовательный процесс.

Не запрещать, а объяснять

Если ученик переписывается на уроке и листает ленту «Инстаграма», учитель может его попросить отложить телефон до конца урока. Но все-таки задача педагога − заинтересовать школьника на занятии настолько, чтобы у того не появилось желания заглядывать в смартфон не в учебных целях.

Конечно, должны быть телефоны во время урока – иначе мы вернемся к тому времени, когда писали перьями. Проблема не в технологиях, а в нас! Скучное преподавание приводит к плохому поведению, а хорошее преподавание ведет к успеху. 

Гер Граус

Создавать условия для творчества

В современной школе не обойтись без креативности, значение которой часто недооценивают. Креативность подразумевает творческий процесс, в ходе которого создается что-то совершенно новое. Желание творить можно пробудить в каждом ребенке, для этого школе нужно создать такие условия, в которых он будет делать это с удовольствием.

Нередко профессии делят на творческие и технические. Я считаю, не может быть технической профессии без креатива. Если ты пишешь код или игру, ты не можешь не создавать что-то новое. Нет некреативных людей, есть ситуации, в которых не хочется творить, − уверена руководитель PR-отдела центра креативных технологий TUMO Зара Будагян.

Мотивировать на обучение и аргументировать задания

В силах учителя − сохранить и поддерживать интерес школьников. Он может создать такие условия для своих учеников, в которых те захотят становиться лучше, узнавать новое, меняться и самообразовываться.

Если в прошлом ученики слушали учителя на уроке просто потому, что он учитель, в настоящем – этого недостаточно. Педагог современной школы должен аргументировать каждое свое задание, чтобы ученик понял: он выполняет его не потому, что нужно, а потому что понимает, зачем ему это нужно.

С цифровыми технологиями учителю тоже стоит подружиться, но не забывать, что технологии – лишь инструменты, и полностью заменить хорошего педагога они не могут.

Пробудить в ребенке интерес к обучению − вызов, с которым сегодня сталкивается учитель. Он сможет подготовить школьника к будущему, если всегда будет на один-два шага впереди.

Школа за 100 лет кардинально не изменилась

Мы ничего не изменили, и это наша вина. Мы не изменились и не изменили достаточно для того, чтобы наши дети могли сами написать свою историю в будущем. Мы должны постараться исправить эту ошибку. 

Гер Граус

Активное использование цифровых технологий в обучении доказывает, что образовательные организации на самом деле претерпели большое количество преобразований. В процессе упражнения на сравнение, предложенного Граусом, стало очевидно − менее всего изменился театр, но не школа.


Читайте также
Комментарии (1)
2019-09-24T13:50:00.000Z
9 1

Школа отстает от детей. Что с этим делать?


Представим больницу и операционную 100 лет назад и сейчас. Теперь проделаем то же самое с самолетом, театром, кинотеатром... А если представить себе школьный класс начала прошлого века и сегодняшний – произошли ли изменения? Такое упражнение предложил проделать директор по международным образовательным программам KidZania Гер Граус на панельной дискуссии «Чему учить детей в 2019, чтобы преуспеть в 2030?» Спикер уверен, что кардинальных преобразований в школе не произошло, разве что доска теперь не черная, а белая, и пишут на ней не мелом, а маркером. А вот дети, по мнению Гера Грауса, напротив, очень изменились, и к ним требуется совершенно иной подход.

Дискуссия состоялась в рамках Московского международного форума «Город образования». В ней приняли участие руководитель PR-отдела Центра креативных технологий TUMO Зара Будагян и старший директор по решениям для обучения ACTNext, преподаватель Гарвардского университета Игал Розен.

Дети нового поколения

Современные дети, или поколение Z, с самого раннего возраста отлично ориентируются в интернете, практически у каждого пятилетнего ребенка есть своя страница в «Инстаграме», аккаунт с танцами в «ТикТоке» и блог в «Ютьюбе» по распаковке заказанных на AliExpress игрушек.


По мнению преподавателя Гарвардского университета Игала Розена, школа всегда готовила учеников к будущему, но сейчас это стало настоящей проблемой. Дети меняются стремительно и ежедневно, и какими будут нынешние первоклассники через 11 лет − представить невозможно.

Для того чтобы соответствовать образовательным запросам нынешнего поколения, учителю необходимо «становиться индивидуальным предпринимателем – каждый раз сталкиваться с изменениями» − считает директор по международным образовательным программам KidZania Гер Граус. В противном случае дети не будут подготовлены к будущему.

Что может сделать учитель

Позаимствовать опыт из успешного дополнительного образования

Когда ребенок слышит слово «школа», он представляет себе много требований, долгие уроки, на которых нужно слушать что-то, что ему не интересно, вписываться в рамки и выполнять то, чего он сам не хочет. Визуально ему представляется класс, в котором висят портреты А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, а, может, и лозунг В.И. Ленина «Учиться, учиться и еще раз учиться».

Все это было уместно лет 20 назад, но не сегодня. Классическая школа устарела и требует серьезных преобразований. Что можно сделать? Например, интегрировать в образовательный процесс игровые элементы, изменить методы преподавания, организовать школьное пространство в более свободной форме.

На «Городе образования» Зара Будагян рассказала о том, как проходят занятия в центре креативных технологий TUMO - организации дополнительного образования в Армении, осуществляющей подготовку подростков с 12 до 18 лет технологиям и дизайну.

Там нет разделения детей по успеваемости, возрасту или интересам, вместо классических кабинетов с партами − open space, ученикам на занятиях предоставлена свобода передвижений и возможность переделывать интерьер для себя. Учащимся не ставят оценки, они сами выбирают предметы из 14 направлений (от анимации до программирования), могут менять свой учебный график, а обучение подразумевает получение постоянного практического опыта.

По словам Зары, на данный момент сотрудники этого центра совместно с Министерством образования Армении решают, как интегрировать опыт центра креативных технологий в общеобразовательные школы. Применить такой опыт целиком в российских школах, конечно, сложно. Но можно принять во внимание некоторые отдельные элементы, начиная с интерьера класса и заканчивая методами преподавания, проработать их и внедрить в традиционный образовательный процесс.

Не запрещать, а объяснять

Если ученик переписывается на уроке и листает ленту «Инстаграма», учитель может его попросить отложить телефон до конца урока. Но все-таки задача педагога − заинтересовать школьника на занятии настолько, чтобы у того не появилось желания заглядывать в смартфон не в учебных целях.

Конечно, должны быть телефоны во время урока – иначе мы вернемся к тому времени, когда писали перьями. Проблема не в технологиях, а в нас! Скучное преподавание приводит к плохому поведению, а хорошее преподавание ведет к успеху. 

Гер Граус

Создавать условия для творчества

В современной школе не обойтись без креативности, значение которой часто недооценивают. Креативность подразумевает творческий процесс, в ходе которого создается что-то совершенно новое. Желание творить можно пробудить в каждом ребенке, для этого школе нужно создать такие условия, в которых он будет делать это с удовольствием.

Нередко профессии делят на творческие и технические. Я считаю, не может быть технической профессии без креатива. Если ты пишешь код или игру, ты не можешь не создавать что-то новое. Нет некреативных людей, есть ситуации, в которых не хочется творить, − уверена руководитель PR-отдела центра креативных технологий TUMO Зара Будагян.

Мотивировать на обучение и аргументировать задания

В силах учителя − сохранить и поддерживать интерес школьников. Он может создать такие условия для своих учеников, в которых те захотят становиться лучше, узнавать новое, меняться и самообразовываться.

Если в прошлом ученики слушали учителя на уроке просто потому, что он учитель, в настоящем – этого недостаточно. Педагог современной школы должен аргументировать каждое свое задание, чтобы ученик понял: он выполняет его не потому, что нужно, а потому что понимает, зачем ему это нужно.

С цифровыми технологиями учителю тоже стоит подружиться, но не забывать, что технологии – лишь инструменты, и полностью заменить хорошего педагога они не могут.

Пробудить в ребенке интерес к обучению − вызов, с которым сегодня сталкивается учитель. Он сможет подготовить школьника к будущему, если всегда будет на один-два шага впереди.

Школа за 100 лет кардинально не изменилась

Мы ничего не изменили, и это наша вина. Мы не изменились и не изменили достаточно для того, чтобы наши дети могли сами написать свою историю в будущем. Мы должны постараться исправить эту ошибку. 

Гер Граус

Активное использование цифровых технологий в обучении доказывает, что образовательные организации на самом деле претерпели большое количество преобразований. В процессе упражнения на сравнение, предложенного Граусом, стало очевидно − менее всего изменился театр, но не школа.

Читайте также
Комментарии (1)