«Проект 500+»: повысят ли министерские методички качество образования

2020-07-20T13:58:47.454Z
66 1

В апреле этого года врио главы Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил порталу «Будущее России. Национальные проекты», что примерно 5,5 из 16,5 млн школьников России «не осваивают минимальный базис образования по тем или иным предметам» школьной программы, и анонсировал совместный проект Минпросвещения и Рособрнадзора. Спустя три месяца Минпросвещения объявило о запуске проекта поддержки школ с низкими образовательными результатами «500+» под лозунгом «Важен каждый ученик». Полагаете, что для повышения качества образования планируется повысить зарплаты и снизить учебную нагрузку учителей? Увы, вовсе нет. Чиновники собираются направить в школы управленцев, а также повысить предметную и методическую компетентность педагогов. Давайте разбираться, почему опытные учителя все чаще оценивают деятельность прожектеров из Минпросвещения крылатой фразой В. И. Ленина: «Страшно далеки они от народа».

Почему «500+»

Возможно, вы удивитесь, но название проекта связано с 1000-балльной шкалой, которая используется в международных сопоставительных исследованиях качества образования. Если, к примеру, в исследовании PISA (Programme for International Student Assessment – Международная программа по оценке достижений учащихся) средние баллы 15-летних школьников какой-то страны превышают значение 500, можно утверждать, что в этой стране высокий уровень качества образования. В 2018 году школьники лишь 12 стран и территорий смогли продемонстрировать средние баллы выше 500 и по читательской, и по математической, и по естественно-научной грамотности.

Таким образом, название проекта «500+» отражает задачу достижения каждой российской школой уровня подготовки учеников, соответствующего баллам выше 500 по шкале PISA.

А как обстоят дела сейчас? В PISA-2018 наши школьники показали следующие результаты: средний балл по читательской грамотности – 479, по математической – 489, по естественно-научной – 478. Среди 79 стран и территорий, принимавших участие в исследовании, Россия располагается в начале четвертого десятка. 

Наблюдается заметное отставание от лидеров рейтинга. Так, например, средний балл четырех китайских провинций (Пекина, Шанхая, Цзянсу и Гуандуна) по естественно-научной грамотности равен 590, то есть 15-летние российские школьники уступили китайским сверстникам по этому виду грамотности 112 баллов, что соответствует примерно трем годам обучения.

Отметим большой разброс в результатах российских школ. Результаты четверти образовательных организаций, участвовавших в исследовании, позволяют попасть в топ-10 стран, но у другой четверти школ баллы очень низкие, соответствующие местам ниже 50-го.

Цель проекта «500+»

На этапе целеполагания все выглядит достойно:

Проект «500+» призван оказать содействие в достижении глобальной цели, обозначенной в указе президента по вхождению России в число 10 стран – лидеров по качеству общего образования.

Действительно, Россию категорически не устраивает нынешнее место в начале четвертого десятка в рейтинге PISA, и мы очень хотим, чтобы наше школьное образование было лучшим или одним из лучших в мире.

В странах, которые сейчас являются лидерами по качеству общего образования, давно поняли важность работы со школами и учениками, испытывающими определенные трудности в обучении. Декларирует это понимание и Минпросвещения:

Реализация проекта усилит работу ведомства по повышению качества образования, обеспечив при этом поддержку школ с низкими образовательными результатами, работающих в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учащихся с проблемами в обучении.

Формулировки «оказать содействие в достижении глобальной цели», «усилить работу по повышению качества образования», «обеспечить поддержку школ» звучат весьма убедительно, но вот дальше… Если выражаться максимально политкорректно, все остальное в проекте вызывает недоумение.

Что-то пошло не так

Уверенное поступательное движение к намеченной цели (десятке стран – лидеров по качеству школьного образования) не задалось сразу, уже на старте. Минпросвещения и Роспотребнадзор утвердили хитроумный показатель – «средневзвешенное место РФ в группе международных исследований качества подготовки обучающихся». Зачем, спросите вы, так сложно? Ответ очевиден: чтобы замаскировать провальные результаты 15-летних российских школьников в PISA.

Для этого при расчете «средневзвешенного места РФ» учитываются результаты учеников 4-х классов. Дело в том, что в 2016 году в исследовании PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study – Международное исследование качества чтения и понимания текста) наши четвероклассники заняли 1-е место в мире, а в 2015 году в исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study – Международное исследование качества математического и естественно-научного образования) 4-е место по естественно-научной грамотности.

Отличные результаты учеников начальной школы замаскировали провальные показатели наших 15-летних школьников, и средневзвешенное место РФ на старте оказалось равным 14,5. До вожделенной десятки, казалось бы, рукой подать.

Иллюстрация взята со страницы нацпроекта «Образование» на сайте Минпросвещения (добавлено значение рассчитанного текущего средневзвешенного места РФ)

Но стартовала Россия, к большому сожалению, не в том направлении: к концу 2019 года вместо запланированного 12-го места мы оказались на 16-м, то есть не приблизились к десятке лучших стран, а отдалились от нее.

Комплекс мер от Минпросвещения

Диагноз поставлен правильно: в России наблюдается колоссальный разрыв в образовательных результатах лучших и худших школ. Речь, разумеется, не о том, чтобы сравнивать достижения школьников, к примеру, из Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) МГУ и образовательной организации, расположенной в небольшом городе, в которой не хватает учителей, нет профильных классов и давно не было ремонта. Речь о другом: о повышенном внимании к способным, талантливым, мотивированным ученикам и об игнорировании проблем детей, испытывающих трудности в обучении.

Проект «500+», безусловно, привлекает внимание к проблемам школ, работающих в сложных социально-экономических условиях, и детей, которые испытывают трудности в освоении учебной программы, но давайте посмотрим, какие меры Минпросвещения предлагает для того, чтобы уровень подготовки учеников во всех школах России соответствовал баллам выше 500 по шкале PISA.

Во-первых, в штате школ, по замыслу Минпросвещения, должны появиться руководители с большим управленческим опытом, а также методисты и высококвалифицированные педагоги-наставники. К сожалению, в пресс-релизе не указано, собирается ли Сергей Кравцов направить в отстающие образовательные организации (их порядка 250 в более чем 20 регионах) лучших управленцев и методистов Минпросвещения или региональных министерств и ведомств, но директора и педсостав 250 школ страны уже замерли в ожидании министерских назначенцев.

Во-вторых, «для расширения возможностей образовательных программ и занятий к работе в данных школах также будут привлечены студенты старших курсов педвузов». Сложно интерпретировать смысл этой фразы. Предположу, что студенты помогут немного смягчить остроту проблемы кадрового дефицита в некоторых регионах.

В-третьих, планируется сформировать и направить в школы «методики адресной поддержки школ», над разработкой которых сейчас трудятся «опытные научно-исследовательские коллективы».

Что же, по замыслу разработчиков проекта «500+», произойдет в 250 школах после реализации предложенных мер?

Фрагмент новости, опубликованной на сайте Минпросвещения

Понимаете теперь, почему треть школьников страны «не осваивают минимальный базис образования по тем или иным предметам»? Просто им никогда не преподавали исследовательскую деятельность.

Забыли о зарплате и нагрузке учителей

Министерство просвещения делает вид, что качество образования вообще не зависит от условий работы и оплаты труда. Об этом в проекте «500+» нет ни слова, там речь только о методиках от ученых из НИИ, о десанте опытных управленцев и необходимости повысить методическую и предметную компетентность педагогов.

Вероятно, речь идет об аттестации и «новых оценочных технологиях» для учителей, о которых в недавнем интервью говорил глава Минпросвещения Сергей Кравцов:

Еще один большой пласт работы – это работа с учителями. Тут предстоит сделать очень много. В частности, необходимо навести порядок в системе аттестации учителей, определить оценочные технологии. Сейчас программы переподготовки педагогов не отвечают запросам учителей и отстают от современных требований, но мы уже в активном процессе изменений и обновлений.

Чиновники из Минпросвещения уверены, что директора не так управляют, а педагоги не так учат, и предлагают комплекс, как им представляется, эффективных мер. Сложно предположить, что они не догадываются об очевидном: можно разработать чудодейственную методику «адресной поддержки», но не получить при этом намеченных результатов, если не обеспечить учителю нормальные условия работы. Фразы о «творческих педагогических лабораториях» и «внутришкольных системах профессионального развития» звучат издевательски по отношению к учителям, которые для получения нормальной зарплаты вынуждены трудиться на полторы-две ставки. Ни на творчество, ни на полноценную работу с детьми, испытывающими проблемы в обучении, сил не остается. О зарплате не ниже средней по региону при работе на одну ставку в большинстве субъектов РФ учителя могут лишь мечтать.

Уберите прожектеров – позовите профессионалов

Складывается впечатление, что пройти аттестацию должны в первую очередь чиновники из Минпросвещения и Рособрнадзора. Их квалификация и способность эффективно управлять школьным образованием вызывает большие сомнения. 

Согласно указу президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года, наша страна должна к 2024 году войти в топ-10 стран по качеству общего образования, но пока результаты лишь ухудшаются.

В декабре этого года должны быть объявлены итоги международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2019, и в кулуарах уже звучат мрачные прогнозы экспертов об ухудшении результатов российских школьников 4-х и 8-х классов по сравнению с предыдущим циклом. А это значит, что мы продолжим движение вниз.

Что же делать? Первоочередная мера – обеспечение гарантированной зарплаты каждому учителю не ниже средней по региону при работе на одну ставку.

Кроме того, хотелось бы получить от Минпросвещения внятный ответ на вопрос, почему выпускники нашей начальной школы занимают 1-е место в мире в международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS, а к 15 годам, то есть примерно к 9-му классу, падают в конец третьего – начало четвертого десятка в мировом рейтинге PISA по читательской грамотности?

И еще один важный, на мой взгляд, момент: существующий подход к кадровому комплектованию Минпросвещения и Рособрнадзора глубоко ошибочен. В профильном министерстве и надзорном ведомстве фактически нет бывших учителей и директоров школ с большим опытом работы в сложных социально-экономических условиях, не понаслышке знакомых с проблемами детей, которых по разным причинам сложно учить и научить. Такие педагоги-практики никогда не станут рассылать по городам и весям бессмысленные циркуляры и разрабатывать прожекты, которые никогда не будут реализованы.

Уверен, многие сталкивались с подобными инструкциями и методичками, которые только мешают продуктивно работать. В таких случаях я часто вспоминаю роман Вениамина Каверина «Два капитана» и строчку из письма Ивана Львовича Татаринова:

…горько мне думать о всех делах, которые я мог бы совершить, если бы мне не то что помогли, а хотя бы не мешали.


Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.


Читайте также
Комментарии (1)
2020-07-20T13:58:47.454Z
66 1

«Проект 500+»: повысят ли министерские методички качество образования


В апреле этого года врио главы Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил порталу «Будущее России. Национальные проекты», что примерно 5,5 из 16,5 млн школьников России «не осваивают минимальный базис образования по тем или иным предметам» школьной программы, и анонсировал совместный проект Минпросвещения и Рособрнадзора. Спустя три месяца Минпросвещения объявило о запуске проекта поддержки школ с низкими образовательными результатами «500+» под лозунгом «Важен каждый ученик». Полагаете, что для повышения качества образования планируется повысить зарплаты и снизить учебную нагрузку учителей? Увы, вовсе нет. Чиновники собираются направить в школы управленцев, а также повысить предметную и методическую компетентность педагогов. Давайте разбираться, почему опытные учителя все чаще оценивают деятельность прожектеров из Минпросвещения крылатой фразой В. И. Ленина: «Страшно далеки они от народа».

Почему «500+»

Возможно, вы удивитесь, но название проекта связано с 1000-балльной шкалой, которая используется в международных сопоставительных исследованиях качества образования. Если, к примеру, в исследовании PISA (Programme for International Student Assessment – Международная программа по оценке достижений учащихся) средние баллы 15-летних школьников какой-то страны превышают значение 500, можно утверждать, что в этой стране высокий уровень качества образования. В 2018 году школьники лишь 12 стран и территорий смогли продемонстрировать средние баллы выше 500 и по читательской, и по математической, и по естественно-научной грамотности.

Таким образом, название проекта «500+» отражает задачу достижения каждой российской школой уровня подготовки учеников, соответствующего баллам выше 500 по шкале PISA.

А как обстоят дела сейчас? В PISA-2018 наши школьники показали следующие результаты: средний балл по читательской грамотности – 479, по математической – 489, по естественно-научной – 478. Среди 79 стран и территорий, принимавших участие в исследовании, Россия располагается в начале четвертого десятка. 

Наблюдается заметное отставание от лидеров рейтинга. Так, например, средний балл четырех китайских провинций (Пекина, Шанхая, Цзянсу и Гуандуна) по естественно-научной грамотности равен 590, то есть 15-летние российские школьники уступили китайским сверстникам по этому виду грамотности 112 баллов, что соответствует примерно трем годам обучения.

Отметим большой разброс в результатах российских школ. Результаты четверти образовательных организаций, участвовавших в исследовании, позволяют попасть в топ-10 стран, но у другой четверти школ баллы очень низкие, соответствующие местам ниже 50-го.

Цель проекта «500+»

На этапе целеполагания все выглядит достойно:

Проект «500+» призван оказать содействие в достижении глобальной цели, обозначенной в указе президента по вхождению России в число 10 стран – лидеров по качеству общего образования.

Действительно, Россию категорически не устраивает нынешнее место в начале четвертого десятка в рейтинге PISA, и мы очень хотим, чтобы наше школьное образование было лучшим или одним из лучших в мире.

В странах, которые сейчас являются лидерами по качеству общего образования, давно поняли важность работы со школами и учениками, испытывающими определенные трудности в обучении. Декларирует это понимание и Минпросвещения:

Реализация проекта усилит работу ведомства по повышению качества образования, обеспечив при этом поддержку школ с низкими образовательными результатами, работающих в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учащихся с проблемами в обучении.

Формулировки «оказать содействие в достижении глобальной цели», «усилить работу по повышению качества образования», «обеспечить поддержку школ» звучат весьма убедительно, но вот дальше… Если выражаться максимально политкорректно, все остальное в проекте вызывает недоумение.

Что-то пошло не так

Уверенное поступательное движение к намеченной цели (десятке стран – лидеров по качеству школьного образования) не задалось сразу, уже на старте. Минпросвещения и Роспотребнадзор утвердили хитроумный показатель – «средневзвешенное место РФ в группе международных исследований качества подготовки обучающихся». Зачем, спросите вы, так сложно? Ответ очевиден: чтобы замаскировать провальные результаты 15-летних российских школьников в PISA.

Для этого при расчете «средневзвешенного места РФ» учитываются результаты учеников 4-х классов. Дело в том, что в 2016 году в исследовании PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study – Международное исследование качества чтения и понимания текста) наши четвероклассники заняли 1-е место в мире, а в 2015 году в исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study – Международное исследование качества математического и естественно-научного образования) 4-е место по естественно-научной грамотности.

Отличные результаты учеников начальной школы замаскировали провальные показатели наших 15-летних школьников, и средневзвешенное место РФ на старте оказалось равным 14,5. До вожделенной десятки, казалось бы, рукой подать.

Иллюстрация взята со страницы нацпроекта «Образование» на сайте Минпросвещения (добавлено значение рассчитанного текущего средневзвешенного места РФ)

Но стартовала Россия, к большому сожалению, не в том направлении: к концу 2019 года вместо запланированного 12-го места мы оказались на 16-м, то есть не приблизились к десятке лучших стран, а отдалились от нее.

Комплекс мер от Минпросвещения

Диагноз поставлен правильно: в России наблюдается колоссальный разрыв в образовательных результатах лучших и худших школ. Речь, разумеется, не о том, чтобы сравнивать достижения школьников, к примеру, из Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) МГУ и образовательной организации, расположенной в небольшом городе, в которой не хватает учителей, нет профильных классов и давно не было ремонта. Речь о другом: о повышенном внимании к способным, талантливым, мотивированным ученикам и об игнорировании проблем детей, испытывающих трудности в обучении.

Проект «500+», безусловно, привлекает внимание к проблемам школ, работающих в сложных социально-экономических условиях, и детей, которые испытывают трудности в освоении учебной программы, но давайте посмотрим, какие меры Минпросвещения предлагает для того, чтобы уровень подготовки учеников во всех школах России соответствовал баллам выше 500 по шкале PISA.

Во-первых, в штате школ, по замыслу Минпросвещения, должны появиться руководители с большим управленческим опытом, а также методисты и высококвалифицированные педагоги-наставники. К сожалению, в пресс-релизе не указано, собирается ли Сергей Кравцов направить в отстающие образовательные организации (их порядка 250 в более чем 20 регионах) лучших управленцев и методистов Минпросвещения или региональных министерств и ведомств, но директора и педсостав 250 школ страны уже замерли в ожидании министерских назначенцев.

Во-вторых, «для расширения возможностей образовательных программ и занятий к работе в данных школах также будут привлечены студенты старших курсов педвузов». Сложно интерпретировать смысл этой фразы. Предположу, что студенты помогут немного смягчить остроту проблемы кадрового дефицита в некоторых регионах.

В-третьих, планируется сформировать и направить в школы «методики адресной поддержки школ», над разработкой которых сейчас трудятся «опытные научно-исследовательские коллективы».

Что же, по замыслу разработчиков проекта «500+», произойдет в 250 школах после реализации предложенных мер?

Фрагмент новости, опубликованной на сайте Минпросвещения

Понимаете теперь, почему треть школьников страны «не осваивают минимальный базис образования по тем или иным предметам»? Просто им никогда не преподавали исследовательскую деятельность.

Забыли о зарплате и нагрузке учителей

Министерство просвещения делает вид, что качество образования вообще не зависит от условий работы и оплаты труда. Об этом в проекте «500+» нет ни слова, там речь только о методиках от ученых из НИИ, о десанте опытных управленцев и необходимости повысить методическую и предметную компетентность педагогов.

Вероятно, речь идет об аттестации и «новых оценочных технологиях» для учителей, о которых в недавнем интервью говорил глава Минпросвещения Сергей Кравцов:

Еще один большой пласт работы – это работа с учителями. Тут предстоит сделать очень много. В частности, необходимо навести порядок в системе аттестации учителей, определить оценочные технологии. Сейчас программы переподготовки педагогов не отвечают запросам учителей и отстают от современных требований, но мы уже в активном процессе изменений и обновлений.

Чиновники из Минпросвещения уверены, что директора не так управляют, а педагоги не так учат, и предлагают комплекс, как им представляется, эффективных мер. Сложно предположить, что они не догадываются об очевидном: можно разработать чудодейственную методику «адресной поддержки», но не получить при этом намеченных результатов, если не обеспечить учителю нормальные условия работы. Фразы о «творческих педагогических лабораториях» и «внутришкольных системах профессионального развития» звучат издевательски по отношению к учителям, которые для получения нормальной зарплаты вынуждены трудиться на полторы-две ставки. Ни на творчество, ни на полноценную работу с детьми, испытывающими проблемы в обучении, сил не остается. О зарплате не ниже средней по региону при работе на одну ставку в большинстве субъектов РФ учителя могут лишь мечтать.

Уберите прожектеров – позовите профессионалов

Складывается впечатление, что пройти аттестацию должны в первую очередь чиновники из Минпросвещения и Рособрнадзора. Их квалификация и способность эффективно управлять школьным образованием вызывает большие сомнения. 

Согласно указу президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года, наша страна должна к 2024 году войти в топ-10 стран по качеству общего образования, но пока результаты лишь ухудшаются.

В декабре этого года должны быть объявлены итоги международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2019, и в кулуарах уже звучат мрачные прогнозы экспертов об ухудшении результатов российских школьников 4-х и 8-х классов по сравнению с предыдущим циклом. А это значит, что мы продолжим движение вниз.

Что же делать? Первоочередная мера – обеспечение гарантированной зарплаты каждому учителю не ниже средней по региону при работе на одну ставку.

Кроме того, хотелось бы получить от Минпросвещения внятный ответ на вопрос, почему выпускники нашей начальной школы занимают 1-е место в мире в международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS, а к 15 годам, то есть примерно к 9-му классу, падают в конец третьего – начало четвертого десятка в мировом рейтинге PISA по читательской грамотности?

И еще один важный, на мой взгляд, момент: существующий подход к кадровому комплектованию Минпросвещения и Рособрнадзора глубоко ошибочен. В профильном министерстве и надзорном ведомстве фактически нет бывших учителей и директоров школ с большим опытом работы в сложных социально-экономических условиях, не понаслышке знакомых с проблемами детей, которых по разным причинам сложно учить и научить. Такие педагоги-практики никогда не станут рассылать по городам и весям бессмысленные циркуляры и разрабатывать прожекты, которые никогда не будут реализованы.

Уверен, многие сталкивались с подобными инструкциями и методичками, которые только мешают продуктивно работать. В таких случаях я часто вспоминаю роман Вениамина Каверина «Два капитана» и строчку из письма Ивана Львовича Татаринова:

…горько мне думать о всех делах, которые я мог бы совершить, если бы мне не то что помогли, а хотя бы не мешали.


Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.

Читайте также
Комментарии (1)