После ВПР: больше аналитических отчетов – выше качество образования




Институт стратегии развития образования Российской академии образования (ИСРО РАО) разработал для Минпросвещения методические рекомендации по итогам осенних Всероссийских проверочных работ (ВПР). Наш обозреватель пытается разобраться, есть ли хотя бы капля пользы и здравого смысла в 33-страничном документе, поможет ли педагогам «дорожная карта», что разработчики рекомендаций понимают под «дефицитами в виде несформированных планируемых результатов в разрезе каждого конкретного обучающегося» и где учителя возьмут время на подготовку разнообразных аналитических отчетов, а также внесение изменений в рабочие программы и другие документы.

По итогам ВПР

Школы и учителя получили рекомендации

Министр просвещения Сергей Кравцов обещал, что после осенних ВПР школы и педагоги получат методическую поддержку:

После проведения этой диагностики школы, учителя получат соответствующие рекомендации и будет выстроена необходимая методическая работа. К этой работе мы привлечем педагогические вузы, институты повышения квалификации, методические службы.

По всей видимости, документ, о котором пойдет речь, – это и есть обещанный министром результат интеллектуальных усилий лучших методических сил страны.

Полное название документа, разработанного ИСРО РАО для Минпросвещения, – «Методические рекомендации по организации образовательного процесса общеобразовательных организаций на уровне основного общего образования на основе результатов ВПР, проведенных в сентябре – октябре 2020 года».

По замыслу разработчиков методических рекомендаций, для эффективной организации и корректировки образовательного процесса с учетом результатов ВПР необходимо предусмотреть следующие этапы: аналитический, организационно-методический, обучающий, оценочный и рефлексивный.

Сроки, ответственные лица, результаты и форматы итоговых документов для каждого этапа приведены в «Примерном плане мероприятий». Для тех, кто не знает, что такое план мероприятий, указана расшифровка: «дорожная карта». Действительно, план – это что-то простое и привычное, едва ли учителя можно удивить планом, в то время как «дорожная карта» – это совсем другое дело, это словосочетание намекает на сложный маршрут и солидный объем задач, которые предстоит решить на увлекательном пути корректировки образовательного процесса.

Структура документа: 8 страниц отводится на общие положения и описание этапов, 21 страница – на «дорожную карту», 4 страницы – на рекомендуемое оформление рассмотрений, согласований и утверждений всех изменений, которые предстоит внести в рабочие программы по предметам, учебным курсам и внеурочной деятельности.

По итогам ВПР

«Дефициты в разрезе»

Неизгладимое впечатление производит язык документа. К примеру, на аналитическом этапе учителям-предметникам предписано провести анализ результатов ВПР:

В результате проведенного анализа определяются проблемные поля, дефициты в виде несформированных планируемых результатов для каждого обучающегося, класса, параллели, образовательной организации по каждому учебному предмету, по которому выполнялась процедура ВПР, на основе данных о выполнении каждого из заданий участниками, получившими разные баллы за работу.

Для чего нужны эти неудобоваримые конструкции от «лучших методистов страны»: в результате анализа результатов определяются дефициты в виде несформированных результатов? Типичная реакция педагогов на этот набор слов: «Интересно, они сами понимают, что пишут?»

На следующем – организационно-методическом – этапе слова «дефициты каждого обучающегося» наполнились «новым» смыслом. По мнению сотрудников ИСРО РАО, по результатам ВПР были выявлены «дефициты в разрезе каждого конкретного обучающегося». Это принципиально: не каждого, а каждого конкретного, и не просто так, а обязательно в разрезе. Не удивлюсь, если в следующем документе встретится «чисто конкретный обучающийся». Разумеется, в разрезе.


Можно утверждать, что документ изобилует уродливыми конструкциями: «дефицитами в разрезе», «результатами в виде несформированных результатов», «проблемными полями» и «конкретными обучающимися».

Справки и отчеты для повышения качества образования

Школы и учителя привыкли к бессмысленным, написанным на канцелярите циркулярам, рекомендациям и распоряжениям министерств, ведомств и управлений образования, поэтому важнее другое: что, согласно методическим рекомендациям, предстоит сделать и в каком виде отчитаться об исполнении. Для удобства составим список для каждого этапа со сроками исполнения. Будем признательны учителям-предметникам за примерную оценку трудозатрат на разработку и написание аналитических справок, приложений к рабочим программам, индивидуальных образовательных маршрутов и аналитических отчетов, а также на внесение изменений в рабочие программы, технологические карты занятий и положение о внутренней системе оценки качества образования.

Аналитический этап

Аналитические справки о «дефицитах в виде несформированных результатов» в разрезе каждого обучающегося, класса, параллели, образовательной организации (до 1 декабря 2020 года).

Организационно-методический этап

Изменения в рабочие программы по учебному предмету, по учебному курсу, по курсу внеурочной деятельности, в образовательные программы (в части развития универсальных учебных действий), в технологические карты учебных занятий и индивидуальные образовательные маршруты (до 1 декабря 2020 года).

Обучающий этап

Проведение занятий (15 ноября – 27 декабря 2020 года).

Оценочный этап

Изменения в положение о внутренней системе оценки качества образования (31 декабря 2020 года); текущая, тематическая и промежуточная (четвертная, триместровая, полугодовая) оценка обучающихся (15 ноября – 27 декабря 2020 года); аналитический отчет о результатах оценивания (27 декабря 2020 года – 17 января 2021 года).

Рефлексивный этап

Аналитический отчет о повышении качества реализации образовательной программы основного общего образования на основе результатов ВПР (27 декабря 2020 года – 17 января 2021 года).

Впечатляет объем предстоящей работы? А как иначе, если министр просвещения обещал поддержку. Судя по всему, это и есть поддержка – в виде дополнительной (неоплачиваемой!) работы.

Обратите внимание, как внятно сформулировано, что должно быть в итоговом аналитическом отчете. Он должен быть не о качестве образования, а непременно о повышении качества. А разве может быть по-другому после разработки и написания педагогами такого количества аналитических справок и отчетов?

Красивые слова о комфортных условиях работы

Уважаемые учителя-предметники, заместители руководителей образовательных организаций по учебно-воспитательной работе и руководители, попробуйте ответить на вопрос: чем помогли вам 33-страничные методические рекомендации от ИСРО РАО и Минпросвещения?

Может быть, вы не знали, что результаты диагностических работ нужно анализировать, а потом учитывать при планировании образовательного процесса? Или откровением для вас стали должности лиц, которые рассматривают, согласовывают и утверждают изменения в рабочих программах? Вопросы, разумеется, риторические.

В конце октября, выступая на коллегии Минпросвещения, Сергей Кравцов с выражением произносил правильные и красивые слова:

Наши усилия будут сосредоточены на создании для педагогов комфортных условий работы.

Не слова, а услада для ушей педагога:

Необходимо <…> освободить время для творческой работы учителя с детьми, убрав излишнюю бюрократическую нагрузку.

По мнению министра, ноябрьские методические рекомендации, предписывающие учителям-предметникам в период с 15 ноября 2020 года по 17 января 2021 года подготовить целую кучу аналитических справок и отчетов, – это, вероятно, и есть «создание для педагогов комфортных условий» и «освобождение времени для творческой работы с детьми».

Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (1)