«Подростки не вступают в половую связь, не желая пробовать новое»

2019-03-07T13:12:14.356Z
11 0

Публикуем доклад кандидата психологических наук, доцента МГМУ имени И. М. Сеченова Натальи Богачевой на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования», который прошел в Институте образования Высшей школы экономики (ВШЭ). Тема доклада – «Мифы о поколении Z». 

Критическое восприятие у подростков

По словам Богачевой, один из распространенных мифов о поколении Z звучит так: у подростков отсутствует критическое мышление, которое связывают с развитием грамотности и чтением литературы. Дети меньше читают, не могут осваивать навыки мышления, полагает общество. Распространенное мнение – технологии не оставляют места для раздумий, у детей развивается клиповое мышление. По мнению Богачевой, проверка этого термина затруднительна. 

Если мы будем рассматривать чтение книг, включая «цифру», окажется, что подростки читают больше, чем 30-летние в том же году. Уровень сложности этих книг до определенного возраста увеличивается. 

Наталья Богачева, кандидат психологических наук, доцент МГМУ имени И. М. Сеченова

Исходя из этого, считает Богачева, неверно считать, что подростки верят во все, что им говорят, а скорее, наоборот. К примеру, уровень критического восприятия рекламы у них значительно выше, чем у взрослых. Это влияет и на меняющиеся предпочтения детей. 

По мнению ученых, все меньше подростков употребляют алкоголь в том возрасте, в котором не должны. Меньше вступают в раннюю половую связь, меньше не пристегиваются. Это можно принимать как за большую благоразумность, так и за неспособность и нежелание в принципе пробовать что-то новое.  

Наталья Богачева, кандидат психологических наук, доцент МГМУ имени И. М. Сеченова

Что такое поколение Z

Представителями поколения Z называют тех, кто цифровые открытия (VR, 3D, планшеты и т. д.) воспринимает как технологии не будущего, а настоящего. Принято полагать, что поколение Z интересуется наукой и технологиями, не исключая из этого списка искусство. Считается, что это первое по-настоящему цифровое поколение, которое появилось во времена глобализации и постмодернизма. 

Ключевыми характеристиками развития подростков являются такие ценности, как свобода и самовыражение, ориентация на индивидуальность. 

В этом исследовании рамки развития поколения Z составляют 15–20 лет. Это цикл, за который успевает вырасти и сформироваться человек.

Компьютерные игры

По словам Богачевой, произвольное внимание – сложный приобретаемый ресурсоемкий навык. В проблемах с ним и обвиняют подростков. Ученые, исследуя влияние компьютерных игр на способность удерживать внимание, пришли к мнению, что компьютерные игры на самом деле тренируют внимание и носят характер терапии, вопреки популярному мнению.

Общение в интернете нельзя назвать ограниченным

Цифровые технологии обеспечивают сферу социальных контактов между детьми и подростками. Одна из опасностей соцсетей – кибербуллинг. Существует связь между цифровыми технологиями и полнотой детей, а это является очным фактором травли в живом общении, утверждает Богачева.

Еще одна опасность – так называемая фейсбучная депрессия. Это пассивное просматривание чужих лент и новостей, приводящее к мысли, что жизнь других людей более насыщенна. Однако это вводит в депрессию не только подростков, но и взрослых людей, превращаясь в бич не одного поколения, а всего человечества.

При этом анализ показывает, что цифровое общение выполняет основные функции живого, а значит, способно его заменять. Общение в интернете, по мнению ученых, нельзя назвать обезличенным и ограниченным. Более того, интернет может становиться источником моральной поддержки.

Отцы и дети

Есть термин «ювенойя». Он означает боязнь молодежи, когда старшее поколение во всем критикует младшее. На самом деле, термин отражает извечную проблему конфликта поколений. Ювенойя призывает думать, что с молодым поколением все не так и «кончится плохо».

Одним из мифов является утверждение, что современному поколению Z не свойственен конфликт отцов и детей. Разрыв поколений должен быть характерен для всего мира и усиливаться из-за неравномерного владения технологиями. Есть много данных, что установки и ценности детей (доверие или недоверие полиции, например) транслируются в семье, а не другими путями. Хотя разрыв и существует, связь между поколениями не утрачена. 

Наталья Богачева, кандидат психологических наук, доцент МГМУ имени И. М. Сеченова 

Поговорили и о понятии многозадачности, которая, по мнению общества, свойственна детям поколения Z с пеленок. По словам Богачевой, треть современных подростков – плохие мультитаскеры, то есть не справляются с многозадачностью. 

В заключение докладчик подчеркнула, что будет ошибкой полагаться на то, что дети уже сами знают, как пользоваться технологиями. Задача родителей – формировать у детей понимание того, чем на самом деле эти технологии являются. 

Мнение профессора Натальи Толстых

Мифы выглядят интереснее, чем их развенчание. Мы это поколение сможем обсудить только в 2030-е годы. Докладчик это понимает, но все равно говорит о поколении. На самом деле, речь идет об очень большом возрастном интервале: кто-то подростки, кто-то студенты, а кто-то еще не родился. Ценностные ориентиры формируются в подростковом возрасте. А многозадачность с трех месяцев. Но все размывается в разговоре о современных детях. Это неудачный ход. Мифы интересны с точки зрения не детей, а взрослых, которые про этих детей сочиняют мифы. А также с точки зрения взаимоотношения поколений.

Наталья Толстых, профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» МГПУ

Читайте также
Комментарии (0)

«Подростки не вступают в половую связь, не желая пробовать новое»

11 0

2019-03-07T13:12:14.356Z

Редакция ActivityEdu
Подписаться

Публикуем доклад кандидата психологических наук, доцента МГМУ имени И. М. Сеченова Натальи Богачевой на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования», который прошел в Институте образования Высшей школы экономики (ВШЭ). Тема доклада – «Мифы о поколении Z». 

Критическое восприятие у подростков

По словам Богачевой, один из распространенных мифов о поколении Z звучит так: у подростков отсутствует критическое мышление, которое связывают с развитием грамотности и чтением литературы. Дети меньше читают, не могут осваивать навыки мышления, полагает общество. Распространенное мнение – технологии не оставляют места для раздумий, у детей развивается клиповое мышление. По мнению Богачевой, проверка этого термина затруднительна. 

Если мы будем рассматривать чтение книг, включая «цифру», окажется, что подростки читают больше, чем 30-летние в том же году. Уровень сложности этих книг до определенного возраста увеличивается. 

Наталья Богачева, кандидат психологических наук, доцент МГМУ имени И. М. Сеченова

Исходя из этого, считает Богачева, неверно считать, что подростки верят во все, что им говорят, а скорее, наоборот. К примеру, уровень критического восприятия рекламы у них значительно выше, чем у взрослых. Это влияет и на меняющиеся предпочтения детей. 

По мнению ученых, все меньше подростков употребляют алкоголь в том возрасте, в котором не должны. Меньше вступают в раннюю половую связь, меньше не пристегиваются. Это можно принимать как за большую благоразумность, так и за неспособность и нежелание в принципе пробовать что-то новое.  

Наталья Богачева, кандидат психологических наук, доцент МГМУ имени И. М. Сеченова

Что такое поколение Z

Представителями поколения Z называют тех, кто цифровые открытия (VR, 3D, планшеты и т. д.) воспринимает как технологии не будущего, а настоящего. Принято полагать, что поколение Z интересуется наукой и технологиями, не исключая из этого списка искусство. Считается, что это первое по-настоящему цифровое поколение, которое появилось во времена глобализации и постмодернизма. 

Ключевыми характеристиками развития подростков являются такие ценности, как свобода и самовыражение, ориентация на индивидуальность. 

В этом исследовании рамки развития поколения Z составляют 15–20 лет. Это цикл, за который успевает вырасти и сформироваться человек.

Компьютерные игры

По словам Богачевой, произвольное внимание – сложный приобретаемый ресурсоемкий навык. В проблемах с ним и обвиняют подростков. Ученые, исследуя влияние компьютерных игр на способность удерживать внимание, пришли к мнению, что компьютерные игры на самом деле тренируют внимание и носят характер терапии, вопреки популярному мнению.

Общение в интернете нельзя назвать ограниченным

Цифровые технологии обеспечивают сферу социальных контактов между детьми и подростками. Одна из опасностей соцсетей – кибербуллинг. Существует связь между цифровыми технологиями и полнотой детей, а это является очным фактором травли в живом общении, утверждает Богачева.

Еще одна опасность – так называемая фейсбучная депрессия. Это пассивное просматривание чужих лент и новостей, приводящее к мысли, что жизнь других людей более насыщенна. Однако это вводит в депрессию не только подростков, но и взрослых людей, превращаясь в бич не одного поколения, а всего человечества.

При этом анализ показывает, что цифровое общение выполняет основные функции живого, а значит, способно его заменять. Общение в интернете, по мнению ученых, нельзя назвать обезличенным и ограниченным. Более того, интернет может становиться источником моральной поддержки.

Отцы и дети

Есть термин «ювенойя». Он означает боязнь молодежи, когда старшее поколение во всем критикует младшее. На самом деле, термин отражает извечную проблему конфликта поколений. Ювенойя призывает думать, что с молодым поколением все не так и «кончится плохо».

Одним из мифов является утверждение, что современному поколению Z не свойственен конфликт отцов и детей. Разрыв поколений должен быть характерен для всего мира и усиливаться из-за неравномерного владения технологиями. Есть много данных, что установки и ценности детей (доверие или недоверие полиции, например) транслируются в семье, а не другими путями. Хотя разрыв и существует, связь между поколениями не утрачена. 

Наталья Богачева, кандидат психологических наук, доцент МГМУ имени И. М. Сеченова 

Поговорили и о понятии многозадачности, которая, по мнению общества, свойственна детям поколения Z с пеленок. По словам Богачевой, треть современных подростков – плохие мультитаскеры, то есть не справляются с многозадачностью. 

В заключение докладчик подчеркнула, что будет ошибкой полагаться на то, что дети уже сами знают, как пользоваться технологиями. Задача родителей – формировать у детей понимание того, чем на самом деле эти технологии являются. 

Мнение профессора Натальи Толстых

Мифы выглядят интереснее, чем их развенчание. Мы это поколение сможем обсудить только в 2030-е годы. Докладчик это понимает, но все равно говорит о поколении. На самом деле, речь идет об очень большом возрастном интервале: кто-то подростки, кто-то студенты, а кто-то еще не родился. Ценностные ориентиры формируются в подростковом возрасте. А многозадачность с трех месяцев. Но все размывается в разговоре о современных детях. Это неудачный ход. Мифы интересны с точки зрения не детей, а взрослых, которые про этих детей сочиняют мифы. А также с точки зрения взаимоотношения поколений.

Наталья Толстых, профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» МГПУ

Читайте также
Комментарии (0)