Почему студентов приходится переучивать: мнения преподавателей

Mon Nov 19 2018 10:05:04 GMT+0000 (GMT)

Судя по рассказам первокурсников, чуть ли не первое, что они слышат на парах: «Забудьте, чему вас учили в школе!» Некоторые преподаватели при этом добавляют: «А есть ли что забывать?» Попробуем разобраться, есть ли в этом вопросе доля правды, и выясним, какие претензии к школьной системе обучения накопились у преподавателей Новосибирского госуниверситета (НГУ) и Новосибирского государственного технического университета (НГТУ).

Отсутствие базовых навыков 

По мнению преподавателей, первокурсникам зачастую недостает умения отделять главное от второстепенного и приходить от общего к частному. Это касается как предмета в целом, так и отдельно взятых параграфов. 

- Есть ощущение, что в школе все меньше приучают детей трудиться: навык преодолевать возникающие сложности у большинства ребят отсутствует,- отмечает ассистент кафедры электронных приборов факультета радиотехники и электроники НГТУ Дарья Боровикова. – Если появилась проблема, студенту тяжело. Если предметы даются легко, значит ты не узнаешь нового. Учеба — это постоянное преодоление себя. Только к четвертому курсу ситуация меняется.

Старший преподаватель физического факультета НГУ Дарья Серебрякова провела исследование среди школьников учебно-научного спеццентра университета, чтобы узнать, как они контролируют свою учебу. И частично поняла, почему вчерашним старшеклассникам тяжело адаптироваться к первому курсу университета:

- У школьников наблюдалась отрицательная корреляция между параметрами «гибкость» (способность человека скорректировать постановку своих целей и задач) и «фиксация» (способность «закрепиться» на одной задаче и искать способы ее решения).

А вот студенты второго курса показали видимые успехи в адаптации к образовательному процессу. 

Проблемы с точными науками

На первом курсе, сетуют преподаватели, приходится вместе со студентами заново осваивать школьную программу.

- Сейчас первокурсники приходят менее подготовленными по точным наукам. Во всяком случае, уровень знания физики стал ниже за последнее время, - отмечает завкафедрой физико-технической информатики НГУ Иван Логашенко. – Если преподавать студентам физику по той же программе, что и 20 лет назад, то будет, вероятно, 80 двоек из 100, а раньше было бы 10. Очевидно, что если старые подходы не работают, значит студенты изменились, но человеческий мозг трансформироваться за это время не мог. Следовательно, поменялись предварительные знания первокурсников.

ЕГЭ – друг, враг или так?

Преподаватели вузов признают: ЕГЭ (единый госэкзамен) неплох как способ оценки знаний, но сильно мешает будущим студентам. По большому счету, ЕГЭ – это тестовая система, в которой почти нет места творчеству и выражению мысли. Ученики теряют способность анализировать, зазубривая бесконечные параграфы. В итоге они тренируют свою способность вспоминать нужные ответы. А если не выходит, они теряются и не понимают, что предпринять. 

- Надо работать над тем, какие критерии используются во время ЕГЭ, - советует Иван Логашенко. – Например, в том, что касается физики, будущим абитуриентам обязательно должны предлагаться задачи простые и нешаблонного типа, позволяющие выделить тех, кто обладает физическим мышлением: способных не просто хорошо выучить и запомнить законы, а сделать на их основе теоретические построения и практические выводы.  

Пути решения

Преподаватели предлагают два пути исправления ситуации: создание спецкурсов для старшеклассников и проведение карьерных консультаций. 

- Мы создали курс «Введение в электронику», который читают студенты кафедры для учащихся профильных инженерных классов, - делится примером Дарья Боровикова.

- Важно в подготовке учащихся уделять больше внимания карьерному консультированию, - уверяет замдекана геолого-геофизического факультета НГУ, доцент кафедры общей и региональной геологии Николай Матушкин. – Поэтому сотрудники нашего факультета ездят в школы и рассказывают ученикам о геологии в целом, о факультете, о возможностях трудоустройства и различных карьерных траекториях. 


Полный текст оригинала доступен по ссылке

Читайте также
Комментарии (0)

Почему студентов приходится переучивать: мнения преподавателей

Педагоги сибирских вузов рассказывают о подготовке первокурсников
Mon Nov 19 2018 10:05:04 GMT+0000 (GMT)

Судя по рассказам первокурсников, чуть ли не первое, что они слышат на парах: «Забудьте, чему вас учили в школе!» Некоторые преподаватели при этом добавляют: «А есть ли что забывать?» Попробуем разобраться, есть ли в этом вопросе доля правды, и выясним, какие претензии к школьной системе обучения накопились у преподавателей Новосибирского госуниверситета (НГУ) и Новосибирского государственного технического университета (НГТУ).

Отсутствие базовых навыков 

По мнению преподавателей, первокурсникам зачастую недостает умения отделять главное от второстепенного и приходить от общего к частному. Это касается как предмета в целом, так и отдельно взятых параграфов. 

- Есть ощущение, что в школе все меньше приучают детей трудиться: навык преодолевать возникающие сложности у большинства ребят отсутствует,- отмечает ассистент кафедры электронных приборов факультета радиотехники и электроники НГТУ Дарья Боровикова. – Если появилась проблема, студенту тяжело. Если предметы даются легко, значит ты не узнаешь нового. Учеба — это постоянное преодоление себя. Только к четвертому курсу ситуация меняется.

Старший преподаватель физического факультета НГУ Дарья Серебрякова провела исследование среди школьников учебно-научного спеццентра университета, чтобы узнать, как они контролируют свою учебу. И частично поняла, почему вчерашним старшеклассникам тяжело адаптироваться к первому курсу университета:

- У школьников наблюдалась отрицательная корреляция между параметрами «гибкость» (способность человека скорректировать постановку своих целей и задач) и «фиксация» (способность «закрепиться» на одной задаче и искать способы ее решения).

А вот студенты второго курса показали видимые успехи в адаптации к образовательному процессу. 

Проблемы с точными науками

На первом курсе, сетуют преподаватели, приходится вместе со студентами заново осваивать школьную программу.

- Сейчас первокурсники приходят менее подготовленными по точным наукам. Во всяком случае, уровень знания физики стал ниже за последнее время, - отмечает завкафедрой физико-технической информатики НГУ Иван Логашенко. – Если преподавать студентам физику по той же программе, что и 20 лет назад, то будет, вероятно, 80 двоек из 100, а раньше было бы 10. Очевидно, что если старые подходы не работают, значит студенты изменились, но человеческий мозг трансформироваться за это время не мог. Следовательно, поменялись предварительные знания первокурсников.

ЕГЭ – друг, враг или так?

Преподаватели вузов признают: ЕГЭ (единый госэкзамен) неплох как способ оценки знаний, но сильно мешает будущим студентам. По большому счету, ЕГЭ – это тестовая система, в которой почти нет места творчеству и выражению мысли. Ученики теряют способность анализировать, зазубривая бесконечные параграфы. В итоге они тренируют свою способность вспоминать нужные ответы. А если не выходит, они теряются и не понимают, что предпринять. 

- Надо работать над тем, какие критерии используются во время ЕГЭ, - советует Иван Логашенко. – Например, в том, что касается физики, будущим абитуриентам обязательно должны предлагаться задачи простые и нешаблонного типа, позволяющие выделить тех, кто обладает физическим мышлением: способных не просто хорошо выучить и запомнить законы, а сделать на их основе теоретические построения и практические выводы.  

Пути решения

Преподаватели предлагают два пути исправления ситуации: создание спецкурсов для старшеклассников и проведение карьерных консультаций. 

- Мы создали курс «Введение в электронику», который читают студенты кафедры для учащихся профильных инженерных классов, - делится примером Дарья Боровикова.

- Важно в подготовке учащихся уделять больше внимания карьерному консультированию, - уверяет замдекана геолого-геофизического факультета НГУ, доцент кафедры общей и региональной геологии Николай Матушкин. – Поэтому сотрудники нашего факультета ездят в школы и рассказывают ученикам о геологии в целом, о факультете, о возможностях трудоустройства и различных карьерных траекториях. 


Полный текст оригинала доступен по ссылке

Читайте также
Комментарии (0)