Почему студентов приходится переучивать: мнения преподавателей

2018-11-19T10:05:04.920Z
18 0

Судя по рассказам первокурсников, чуть ли не первое, что они слышат на парах: «Забудьте, чему вас учили в школе!» Некоторые преподаватели при этом добавляют: «А есть ли что забывать?» Попробуем разобраться, есть ли в этом вопросе доля правды, и выясним, какие претензии к школьной системе обучения накопились у преподавателей Новосибирского госуниверситета (НГУ) и Новосибирского государственного технического университета (НГТУ).


Отсутствие базовых навыков 

По мнению преподавателей, первокурсникам зачастую недостает умения отделять главное от второстепенного и приходить от общего к частному. Это касается как предмета в целом, так и отдельно взятых параграфов. 

Есть ощущение, что в школе все меньше приучают детей трудиться: навык преодолевать возникающие сложности у большинства ребят отсутствует, − отмечает ассистент кафедры электронных приборов факультета радиотехники и электроники НГТУ Дарья Боровикова. – Если появилась проблема, студенту тяжело. Если предметы даются легко, значит ты не узнаешь нового. Учеба — это постоянное преодоление себя. Только к четвертому курсу ситуация меняется.

Старший преподаватель физического факультета НГУ Дарья Серебрякова провела исследование среди школьников учебно-научного спеццентра университета, чтобы узнать, как они контролируют свою учебу. И частично поняла, почему вчерашним старшеклассникам тяжело адаптироваться к первому курсу университета:

У школьников наблюдалась отрицательная корреляция между параметрами «гибкость» (способность человека скорректировать постановку своих целей и задач) и «фиксация» (способность «закрепиться» на одной задаче и искать способы ее решения). 

Дарья Серебрякова

А вот студенты второго курса показали видимые успехи в адаптации к образовательному процессу. 

Проблемы с точными науками

На первом курсе, сетуют преподаватели, приходится вместе со студентами заново осваивать школьную программу.

Сейчас первокурсники приходят менее подготовленными по точным наукам. Во всяком случае, уровень знания физики стал ниже за последнее время, − отмечает завкафедрой физико-технической информатики НГУ Иван Логашенко. – Если преподавать студентам физику по той же программе, что и 20 лет назад, то будет, вероятно, 80 двоек из 100, а раньше было бы 10. Очевидно, что если старые подходы не работают, значит студенты изменились, но человеческий мозг трансформироваться за это время не мог. Следовательно, поменялись предварительные знания первокурсников.

ЕГЭ – друг, враг или так?

Преподаватели вузов признают: ЕГЭ (единый госэкзамен) неплох как способ оценки знаний, но сильно мешает будущим студентам. По большому счету, ЕГЭ – это тестовая система, в которой почти нет места творчеству и выражению мысли. Ученики теряют способность анализировать, зазубривая бесконечные параграфы. В итоге они тренируют свою способность вспоминать нужные ответы. А если не выходит, они теряются и не понимают, что предпринять. 

Надо работать над тем, какие критерии используются во время ЕГЭ, − советует Иван Логашенко. – Например, в том, что касается физики, будущим абитуриентам обязательно должны предлагаться задачи простые и нешаблонного типа, позволяющие выделить тех, кто обладает физическим мышлением: способных не просто хорошо выучить и запомнить законы, а сделать на их основе теоретические построения и практические выводы.  

Пути решения

Преподаватели предлагают два пути исправления ситуации: создание спецкурсов для старшеклассников и проведение карьерных консультаций. 

Мы создали курс «Введение в электронику», который читают студенты кафедры для учащихся профильных инженерных классов, − делится примером Дарья Боровикова.

Важно в подготовке учащихся уделять больше внимания карьерному консультированию, − уверяет замдекана геолого-геофизического факультета НГУ, доцент кафедры общей и региональной геологии Николай Матушкин. – Поэтому сотрудники нашего факультета ездят в школы и рассказывают ученикам о геологии в целом, о факультете, о возможностях трудоустройства и различных карьерных траекториях. 


Полный текст оригинала доступен по ссылке.


Читайте также
Комментарии (0)
2018-11-19T10:05:04.920Z
18 0

Почему студентов приходится переучивать: мнения преподавателей


Судя по рассказам первокурсников, чуть ли не первое, что они слышат на парах: «Забудьте, чему вас учили в школе!» Некоторые преподаватели при этом добавляют: «А есть ли что забывать?» Попробуем разобраться, есть ли в этом вопросе доля правды, и выясним, какие претензии к школьной системе обучения накопились у преподавателей Новосибирского госуниверситета (НГУ) и Новосибирского государственного технического университета (НГТУ).

Отсутствие базовых навыков 

По мнению преподавателей, первокурсникам зачастую недостает умения отделять главное от второстепенного и приходить от общего к частному. Это касается как предмета в целом, так и отдельно взятых параграфов. 

Есть ощущение, что в школе все меньше приучают детей трудиться: навык преодолевать возникающие сложности у большинства ребят отсутствует, − отмечает ассистент кафедры электронных приборов факультета радиотехники и электроники НГТУ Дарья Боровикова. – Если появилась проблема, студенту тяжело. Если предметы даются легко, значит ты не узнаешь нового. Учеба — это постоянное преодоление себя. Только к четвертому курсу ситуация меняется.

Старший преподаватель физического факультета НГУ Дарья Серебрякова провела исследование среди школьников учебно-научного спеццентра университета, чтобы узнать, как они контролируют свою учебу. И частично поняла, почему вчерашним старшеклассникам тяжело адаптироваться к первому курсу университета:

У школьников наблюдалась отрицательная корреляция между параметрами «гибкость» (способность человека скорректировать постановку своих целей и задач) и «фиксация» (способность «закрепиться» на одной задаче и искать способы ее решения). 

Дарья Серебрякова

А вот студенты второго курса показали видимые успехи в адаптации к образовательному процессу. 

Проблемы с точными науками

На первом курсе, сетуют преподаватели, приходится вместе со студентами заново осваивать школьную программу.

Сейчас первокурсники приходят менее подготовленными по точным наукам. Во всяком случае, уровень знания физики стал ниже за последнее время, − отмечает завкафедрой физико-технической информатики НГУ Иван Логашенко. – Если преподавать студентам физику по той же программе, что и 20 лет назад, то будет, вероятно, 80 двоек из 100, а раньше было бы 10. Очевидно, что если старые подходы не работают, значит студенты изменились, но человеческий мозг трансформироваться за это время не мог. Следовательно, поменялись предварительные знания первокурсников.

ЕГЭ – друг, враг или так?

Преподаватели вузов признают: ЕГЭ (единый госэкзамен) неплох как способ оценки знаний, но сильно мешает будущим студентам. По большому счету, ЕГЭ – это тестовая система, в которой почти нет места творчеству и выражению мысли. Ученики теряют способность анализировать, зазубривая бесконечные параграфы. В итоге они тренируют свою способность вспоминать нужные ответы. А если не выходит, они теряются и не понимают, что предпринять. 

Надо работать над тем, какие критерии используются во время ЕГЭ, − советует Иван Логашенко. – Например, в том, что касается физики, будущим абитуриентам обязательно должны предлагаться задачи простые и нешаблонного типа, позволяющие выделить тех, кто обладает физическим мышлением: способных не просто хорошо выучить и запомнить законы, а сделать на их основе теоретические построения и практические выводы.  

Пути решения

Преподаватели предлагают два пути исправления ситуации: создание спецкурсов для старшеклассников и проведение карьерных консультаций. 

Мы создали курс «Введение в электронику», который читают студенты кафедры для учащихся профильных инженерных классов, − делится примером Дарья Боровикова.

Важно в подготовке учащихся уделять больше внимания карьерному консультированию, − уверяет замдекана геолого-геофизического факультета НГУ, доцент кафедры общей и региональной геологии Николай Матушкин. – Поэтому сотрудники нашего факультета ездят в школы и рассказывают ученикам о геологии в целом, о факультете, о возможностях трудоустройства и различных карьерных траекториях. 


Полный текст оригинала доступен по ссылке.

Читайте также
Комментарии (0)