Опережающие и отстающие: делить ли школьников по способностям

2019-06-20T12:49:16.718Z
15 9

Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал в прямом эфире одного из телеканалов о необходимости перехода столичных школ на индивидуальные образовательные траектории для учащихся. Он отметил, что все дети обладают разными способностями, поэтому необходимо «выстраивать индивидуальный график движения вперед». Возможна ли реализация этой идеи – разбираемся.

Рассказывая о возможностях Московской электронной школы, Сергей Собянин сформулировал задачу столичных школ следующим образом: 

У ребят разные способности, разные возможности, и московская школа должна, с помощью той же МЭШ, выстраивать индивидуальный график движения вперед. 

Сергей Собянин

Далее мэр Москвы подчеркнул значимость индивидуальной образовательной траектории для выявления и развития талантов детей и описал свое видение индивидуализации обучения: 

Если ты отстаешь, то тебе должны подгружать [материалы], чтобы ты вышел на средний уровень, если ты опережаешь ребят, то тебе должны давать материалы, которые бы тебя уводили дальше и дальше вперед.

Сергей Собянин

Мнения разделились

Наши читатели активно обсуждали на странице ActivityEdu.ru в Facebook деление школьников на опережающих и отстающих. Многие вспоминали классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), коррекционные школы и классы повышенного уровня содержания образования (ПУСО): 

Были коррекционные школы, которые уничтожили. Надо не детей делить, а разделить [образовательные] комплексы на школы, которые в них входят, и дать школам и родителям самим решать, кто, где и по какой программе будет учиться. Были классы КРО и ПУСО. Сейчас все изъято и уничтожено.

ActivityEdu.ru в Facebook

Необходимость разделения школьников на классы читатели объясняли так: 

Классы, как правило, разноуровневые. Ориентир идет на слабого ребенка, а значит, тормозим развитие сильных. В этой связи классы коррекции нужны. Ведь цели тоже разные, кому-то достаточно базового уровня, а кто-то требует по своему развитию большего.

 подписчики страницы ActivityEdu.ru в Facebook


Выходит, предложение мэра Москвы встречено с энтузиазмом? Или разделение на классы – КРО, ПУСО и обычные – это один подход, а деление школьников в классах на опережающих и отстающих – это совсем другое?

подписчики страницы ActivityEdu.ru в Facebook

Кто-то из читателей протестовал против любого разделения: 

А кто будет отбирать особо одаренных? Или как на голосовании в шоу “Голос”? Что по нашей традиции и будет. Ну кто со “связями и возможностями” согласится, чтобы их чада были не в числе одаренных?

подписчики страницы ActivityEdu.ru в Facebook

Попробуем разобраться.

МЭШ для индивидуальных траекторий

Сергей Собянин отнюдь не случайно, на мой взгляд, сделал акцент на Московской электронной школе. По замыслу мэра Москвы и руководителей столичного образования, МЭШ должна обеспечить индивидуализацию обучения. Но обеспечивает ли?

Учитель русского языка и литературы школы № 1368, автор 22 уроков МЭШ Светлана Растворова считает, что платформа помогает индивидуализировать обучение: 

Например, на уроке я могу дать группе отстающих учеников тест, детям посильнее – работу в приложении, а совсем сильным – анализ эпизода в группе. <…> Потом я даю всем задание, пока они его пишут, проверяю работы. МЭШ позволяет найти отдельный подход если не к каждому ученику, то к каждой мини-группе точно.

Светлана Растворова

Редакция ActivityEdu подробно рассказывала о МЭШ. К сожалению, пока эта платформа не позволяет говорить о полноценной индивидуализации обучения. Речь идет лишь о возможности загрузки разных файлов отдельными группами учеников.

Еще решительнее высказывается заместитель министра просвещения Марина Ракова, подчеркивая, что цифровая образовательная среда должна сама анализировать цифровой след ученика и «автоматически выдавать тот контент, который может либо возместить пробел в основном обучении, либо дополнить имеющиеся знания». 

Кроме того, по мнению замминистра, «если ребенок интересуется чем-то другим в социальных сетях, платформа сможет предложить интересный именно ему контент».

Каким образом цифровая среда будет извлекать информацию о ребенке из социальных сетей, Марина Ракова не говорит. Хочется верить, что чиновник не имеет в виду общественный уклад, описанный в знаменитой антиутопии Джорджа Оруэлла.

В чем отличие от классов КРО

На первый взгляд, переход на индивидуальные образовательные траектории позволяет избавиться от необходимости отправлять детей, которые не справляются с программой, в коррекционный класс, но не торопитесь с выводами, прочитайте, что пишет наша читательница: 

«Я работала в таком коррекционном классе. После первого года обучения учителя давали список учеников, не выполняющих базовый уровень. Их по всей параллели собирали в один класс, из 90-100 детей человек 12-15. Этих детей обучали по упрощенной программе. Учитель сам составлял ее, бывало, что на одной букве сидишь или 1 плюс 2 объясняешь по 2-3 часа. Учитель получал 20 % надбавки. Это были 90-е годы».

Возможна ли реализация идеи индивидуализации обучения в больших классах, когда на 30-40 человек приходится один учитель? Полагаю, этот вопрос можно считать риторическим.

Другие варианты

Германскую школьную премию в 2019 году получила начальная школа из города Хамм (Северный Рейн – Вестфалия). Многие уроки там проводятся по следующей схеме: дети, которые успешно справляются с программой, могут пойти в специальные помещения, чтобы самостоятельно изучать тему или работать над проектом, в то время как с оставшимися учениками занимается учитель. Такой подход позволяет педагогу сосредоточиться на работе с небольшими группами школьников, испытывающих проблемы с усвоением материала.

Модель, эффективно функционирующую в немецкой начальной школе, к сожалению, сложно использовать в наших реалиях.

Открытые вопросы

Стремление руководителей московского образования реализовать право обучающихся на индивидуальные образовательные траектории заслуживает внимания, но открытым, с моей точки зрения, остается вопрос эффективности.

Возможно ли, на ваш взгляд, с помощью МЭШ или какой-либо другой цифровой платформы воплотить в жизнь идею индивидуализации обучения, если в классе 30-40 детей и у них разный уровень способностей? Вместе учатся те, кто в состоянии освоить лишь упрощенную программу, и те, кто легко справляется с программой повышенной сложности.

Какая из моделей представляется вам более эффективной – с разделением на классы КРО, ПУСО и обычные или с разделением только внутри класса на отстающих и опережающих?


Читайте также
Комментарии (9)
2019-06-20T12:49:16.718Z
15 9

Опережающие и отстающие: делить ли школьников по способностям


Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал в прямом эфире одного из телеканалов о необходимости перехода столичных школ на индивидуальные образовательные траектории для учащихся. Он отметил, что все дети обладают разными способностями, поэтому необходимо «выстраивать индивидуальный график движения вперед». Возможна ли реализация этой идеи – разбираемся.

Рассказывая о возможностях Московской электронной школы, Сергей Собянин сформулировал задачу столичных школ следующим образом: 

У ребят разные способности, разные возможности, и московская школа должна, с помощью той же МЭШ, выстраивать индивидуальный график движения вперед. 

Сергей Собянин

Далее мэр Москвы подчеркнул значимость индивидуальной образовательной траектории для выявления и развития талантов детей и описал свое видение индивидуализации обучения: 

Если ты отстаешь, то тебе должны подгружать [материалы], чтобы ты вышел на средний уровень, если ты опережаешь ребят, то тебе должны давать материалы, которые бы тебя уводили дальше и дальше вперед.

Сергей Собянин

Мнения разделились

Наши читатели активно обсуждали на странице ActivityEdu.ru в Facebook деление школьников на опережающих и отстающих. Многие вспоминали классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), коррекционные школы и классы повышенного уровня содержания образования (ПУСО): 

Были коррекционные школы, которые уничтожили. Надо не детей делить, а разделить [образовательные] комплексы на школы, которые в них входят, и дать школам и родителям самим решать, кто, где и по какой программе будет учиться. Были классы КРО и ПУСО. Сейчас все изъято и уничтожено.

ActivityEdu.ru в Facebook

Необходимость разделения школьников на классы читатели объясняли так: 

Классы, как правило, разноуровневые. Ориентир идет на слабого ребенка, а значит, тормозим развитие сильных. В этой связи классы коррекции нужны. Ведь цели тоже разные, кому-то достаточно базового уровня, а кто-то требует по своему развитию большего.

 подписчики страницы ActivityEdu.ru в Facebook


Выходит, предложение мэра Москвы встречено с энтузиазмом? Или разделение на классы – КРО, ПУСО и обычные – это один подход, а деление школьников в классах на опережающих и отстающих – это совсем другое?

подписчики страницы ActivityEdu.ru в Facebook

Кто-то из читателей протестовал против любого разделения: 

А кто будет отбирать особо одаренных? Или как на голосовании в шоу “Голос”? Что по нашей традиции и будет. Ну кто со “связями и возможностями” согласится, чтобы их чада были не в числе одаренных?

подписчики страницы ActivityEdu.ru в Facebook

Попробуем разобраться.

МЭШ для индивидуальных траекторий

Сергей Собянин отнюдь не случайно, на мой взгляд, сделал акцент на Московской электронной школе. По замыслу мэра Москвы и руководителей столичного образования, МЭШ должна обеспечить индивидуализацию обучения. Но обеспечивает ли?

Учитель русского языка и литературы школы № 1368, автор 22 уроков МЭШ Светлана Растворова считает, что платформа помогает индивидуализировать обучение: 

Например, на уроке я могу дать группе отстающих учеников тест, детям посильнее – работу в приложении, а совсем сильным – анализ эпизода в группе. <…> Потом я даю всем задание, пока они его пишут, проверяю работы. МЭШ позволяет найти отдельный подход если не к каждому ученику, то к каждой мини-группе точно.

Светлана Растворова

Редакция ActivityEdu подробно рассказывала о МЭШ. К сожалению, пока эта платформа не позволяет говорить о полноценной индивидуализации обучения. Речь идет лишь о возможности загрузки разных файлов отдельными группами учеников.

Еще решительнее высказывается заместитель министра просвещения Марина Ракова, подчеркивая, что цифровая образовательная среда должна сама анализировать цифровой след ученика и «автоматически выдавать тот контент, который может либо возместить пробел в основном обучении, либо дополнить имеющиеся знания». 

Кроме того, по мнению замминистра, «если ребенок интересуется чем-то другим в социальных сетях, платформа сможет предложить интересный именно ему контент».

Каким образом цифровая среда будет извлекать информацию о ребенке из социальных сетей, Марина Ракова не говорит. Хочется верить, что чиновник не имеет в виду общественный уклад, описанный в знаменитой антиутопии Джорджа Оруэлла.

В чем отличие от классов КРО

На первый взгляд, переход на индивидуальные образовательные траектории позволяет избавиться от необходимости отправлять детей, которые не справляются с программой, в коррекционный класс, но не торопитесь с выводами, прочитайте, что пишет наша читательница: 

«Я работала в таком коррекционном классе. После первого года обучения учителя давали список учеников, не выполняющих базовый уровень. Их по всей параллели собирали в один класс, из 90-100 детей человек 12-15. Этих детей обучали по упрощенной программе. Учитель сам составлял ее, бывало, что на одной букве сидишь или 1 плюс 2 объясняешь по 2-3 часа. Учитель получал 20 % надбавки. Это были 90-е годы».

Возможна ли реализация идеи индивидуализации обучения в больших классах, когда на 30-40 человек приходится один учитель? Полагаю, этот вопрос можно считать риторическим.

Другие варианты

Германскую школьную премию в 2019 году получила начальная школа из города Хамм (Северный Рейн – Вестфалия). Многие уроки там проводятся по следующей схеме: дети, которые успешно справляются с программой, могут пойти в специальные помещения, чтобы самостоятельно изучать тему или работать над проектом, в то время как с оставшимися учениками занимается учитель. Такой подход позволяет педагогу сосредоточиться на работе с небольшими группами школьников, испытывающих проблемы с усвоением материала.

Модель, эффективно функционирующую в немецкой начальной школе, к сожалению, сложно использовать в наших реалиях.

Открытые вопросы

Стремление руководителей московского образования реализовать право обучающихся на индивидуальные образовательные траектории заслуживает внимания, но открытым, с моей точки зрения, остается вопрос эффективности.

Возможно ли, на ваш взгляд, с помощью МЭШ или какой-либо другой цифровой платформы воплотить в жизнь идею индивидуализации обучения, если в классе 30-40 детей и у них разный уровень способностей? Вместе учатся те, кто в состоянии освоить лишь упрощенную программу, и те, кто легко справляется с программой повышенной сложности.

Какая из моделей представляется вам более эффективной – с разделением на классы КРО, ПУСО и обычные или с разделением только внутри класса на отстающих и опережающих?

Читайте также
Комментарии (9)