Обратная сторона дистанта: родители об обучении детей через интернет

2020-06-25T15:24:10.537Z
12 0

Учебный год, вторая половина которого из-за начавшейся пандемии коронавируса стала настоящим испытанием и для педагогов, и для учеников, и для их родителей, завершился. Но разговоры о дистанционном обучении, на которое были вынуждены перейти российские школы, до сих пор не утихают. Чтобы выяснить, какие именно аспекты онлайн-обучения волновали родителей больше всего, довольны ли они дистантом и с какими проблемами пришлось столкнуться детям, образовательная компания MAXIMUM Education провела опрос своих подписчиков, ста тысяч родителей учеников 5–11-х классов со всей страны. Приводим некоторые результаты этого онлайн-исследования. 

В ходе проведенного опроса выяснилось, что 75% родителей считают перевод на дистанционное обучение в условиях пандемии оправданной мерой. Пожалуй, это все, что можно отнести к однозначно позитивным результатам, поскольку другие показатели во многом демонстрируют недовольство обучением детей через интернет.

Лишь 14% поставили этой форме обучения высший балл – пятерку, 19% – четверку, 32% – тройку, 17% – двойку и 18% – единицу.

Из множества причин столь низких оценок можно выделить несколько основных, высказывания родителей в отношении которых говорят сами за себя.

1. Уроки как таковые в режиме онлайн полноценно не велись.

Онлайн-уроков не было. Детям задавали домашнюю работу без объяснений. Причем требовали выполнить все задания. Но при этом двойки не ставили: не сделал – получи тройку. Вывод ребенка: зачем что-то делать? К тому же третий семестр, итоговая оценка в принципе уже выставлена. Одним словом, у нас не было никакого обучения. 

Не соблюдались требования к продолжительности урока, объему домашнего задания, использовались разные способы передачи информации ребенку, дети круглые сутки проводили за компьютером. 

Неприятно удивило халатное отношение некоторых педагогов к обучению, желание быстро сделать “абы как” и заняться своим делом. Хотя я уверен, при наличии единой качественной платформы и при условии, что у ребенка будет возможность учиться, общаясь с учителем, задавая вопросы, ведя беседу, консультируясь при необходимости, дистант может быть эффективной формой обучения.

2. У педагогов нет инструментария для проведения уроков через интернет. Чтобы занятие по предмету состоялось, детям приходилось использовать сразу несколько онлайн-платформ.

Было много технических проблем: возможности домашнего компьютера, скорость интернета, периодические отключения света во время занятий – никто этого не учитывал. Не приняли во внимание и то, что отсутствие двигательной активности и общения со сверстниками отрицательно влияет на здоровье и эмоциональное развитие ребенка.

Образовательные платформы не всегда вовремя открывались; от долгого нахождения за компьютером у ребенка стали болеть глаза и голова.

3. Без контроля и помощи родителей обучение прерывалось или вообще прекращалось.

Полное отсутствие онлайн-уроков! Я не владею методикой преподавания по всем предметам и не могу в полной мере помочь своему ребенку. Учителя же, как правило, ограничивались переписыванием названия темы и номеров заданий, которые ученик должен сделать.

4. Домашние задания стали куда более масштабными.

Педагоги не вели занятия, давали лишь список заданий на сайте школы, а ведь подростку трудно самоорганизоваться, в одиночку разобраться с новыми предметами (например, с химией).

Серьезным препятствием стало отсутствие обратной связи с учителем. Ребенку не всегда было понятно задание, при этом задать вопросы учителю возможности не было.

Между уроками были очень большие перерывы (до нескольких часов): ребенок слушал урок, делал задание и продолжал коротать время за компьютером в ожидании следующего занятия. В результате дети целыми днями сидели за мониторами. Добавим сюда увесистые домашние задания и накладки с синхронизацией электронных дневников: задание могло появиться в 8–9 вечера, а сделать его надо до 8 утра.

5. В большинстве российских семей (и в семьях педагогов, и в семьях учеников) банально не было компьютеров или на несколько членов семьи он был всего один.

Делиться ноутбуком с ребенком, который должен был ежедневно выходить в интернет, или купить ему отдельный компьютер оказалось проблемой.

У многих педагогов не было технической возможности работать удаленно, поэтому процентов 80 уроков не проводилось, фактически дети учились самостоятельно.

В ходе опроса выяснился еще один факт: 52% опрошенных родителей признались, что их дети, кроме занятий на школьных онлайн-уроках, дополнительно занимались на курсах или с репетитором. Еще 12% родителей отметили, что вынуждены были помогать ребенку сами.    

Чуть больше трети родителей в случае, если школы не откроют свои двери в сентябре 2020 года и обучение снова будет дистанционным, не планируют обеспечить ребенка альтернативным школьному обучением; 18%  родителей хотели бы прибегнуть к онлайн-обучению на коммерческой основе, но пока не имеют такой возможности; 13% думают об этом, но пока серьезно вопрос не изучали; и только у 6% семей есть для этого и желание, и финансовые возможности. 

Учителя оказались не готовы к дистанционному обучению: половины уроков не было, темы часто объясняли плохо, на вопросы детей не отвечали, обратной связи не было, возможность исправить оценки не давали. Можно сказать, что весь процесс обучения лег на плечи родителей.

Однако не будем забывать, что все же 33% родителей, принявших участие в опросе, поставили высокие оценки завершившемуся дистанту. И если все промахи и ошибки в его организации будут учтены и устранены, онлайн-обучение в нашей стране имеет все шансы стать востребованным.


Читайте также
Комментарии (0)
2020-06-25T15:24:10.537Z
12 0

Обратная сторона дистанта: родители об обучении детей через интернет


Учебный год, вторая половина которого из-за начавшейся пандемии коронавируса стала настоящим испытанием и для педагогов, и для учеников, и для их родителей, завершился. Но разговоры о дистанционном обучении, на которое были вынуждены перейти российские школы, до сих пор не утихают. Чтобы выяснить, какие именно аспекты онлайн-обучения волновали родителей больше всего, довольны ли они дистантом и с какими проблемами пришлось столкнуться детям, образовательная компания MAXIMUM Education провела опрос своих подписчиков, ста тысяч родителей учеников 5–11-х классов со всей страны. Приводим некоторые результаты этого онлайн-исследования. 

В ходе проведенного опроса выяснилось, что 75% родителей считают перевод на дистанционное обучение в условиях пандемии оправданной мерой. Пожалуй, это все, что можно отнести к однозначно позитивным результатам, поскольку другие показатели во многом демонстрируют недовольство обучением детей через интернет.

Лишь 14% поставили этой форме обучения высший балл – пятерку, 19% – четверку, 32% – тройку, 17% – двойку и 18% – единицу.

Из множества причин столь низких оценок можно выделить несколько основных, высказывания родителей в отношении которых говорят сами за себя.

1. Уроки как таковые в режиме онлайн полноценно не велись.

Онлайн-уроков не было. Детям задавали домашнюю работу без объяснений. Причем требовали выполнить все задания. Но при этом двойки не ставили: не сделал – получи тройку. Вывод ребенка: зачем что-то делать? К тому же третий семестр, итоговая оценка в принципе уже выставлена. Одним словом, у нас не было никакого обучения. 

Не соблюдались требования к продолжительности урока, объему домашнего задания, использовались разные способы передачи информации ребенку, дети круглые сутки проводили за компьютером. 

Неприятно удивило халатное отношение некоторых педагогов к обучению, желание быстро сделать “абы как” и заняться своим делом. Хотя я уверен, при наличии единой качественной платформы и при условии, что у ребенка будет возможность учиться, общаясь с учителем, задавая вопросы, ведя беседу, консультируясь при необходимости, дистант может быть эффективной формой обучения.

2. У педагогов нет инструментария для проведения уроков через интернет. Чтобы занятие по предмету состоялось, детям приходилось использовать сразу несколько онлайн-платформ.

Было много технических проблем: возможности домашнего компьютера, скорость интернета, периодические отключения света во время занятий – никто этого не учитывал. Не приняли во внимание и то, что отсутствие двигательной активности и общения со сверстниками отрицательно влияет на здоровье и эмоциональное развитие ребенка.

Образовательные платформы не всегда вовремя открывались; от долгого нахождения за компьютером у ребенка стали болеть глаза и голова.

3. Без контроля и помощи родителей обучение прерывалось или вообще прекращалось.

Полное отсутствие онлайн-уроков! Я не владею методикой преподавания по всем предметам и не могу в полной мере помочь своему ребенку. Учителя же, как правило, ограничивались переписыванием названия темы и номеров заданий, которые ученик должен сделать.

4. Домашние задания стали куда более масштабными.

Педагоги не вели занятия, давали лишь список заданий на сайте школы, а ведь подростку трудно самоорганизоваться, в одиночку разобраться с новыми предметами (например, с химией).

Серьезным препятствием стало отсутствие обратной связи с учителем. Ребенку не всегда было понятно задание, при этом задать вопросы учителю возможности не было.

Между уроками были очень большие перерывы (до нескольких часов): ребенок слушал урок, делал задание и продолжал коротать время за компьютером в ожидании следующего занятия. В результате дети целыми днями сидели за мониторами. Добавим сюда увесистые домашние задания и накладки с синхронизацией электронных дневников: задание могло появиться в 8–9 вечера, а сделать его надо до 8 утра.

5. В большинстве российских семей (и в семьях педагогов, и в семьях учеников) банально не было компьютеров или на несколько членов семьи он был всего один.

Делиться ноутбуком с ребенком, который должен был ежедневно выходить в интернет, или купить ему отдельный компьютер оказалось проблемой.

У многих педагогов не было технической возможности работать удаленно, поэтому процентов 80 уроков не проводилось, фактически дети учились самостоятельно.

В ходе опроса выяснился еще один факт: 52% опрошенных родителей признались, что их дети, кроме занятий на школьных онлайн-уроках, дополнительно занимались на курсах или с репетитором. Еще 12% родителей отметили, что вынуждены были помогать ребенку сами.    

Чуть больше трети родителей в случае, если школы не откроют свои двери в сентябре 2020 года и обучение снова будет дистанционным, не планируют обеспечить ребенка альтернативным школьному обучением; 18%  родителей хотели бы прибегнуть к онлайн-обучению на коммерческой основе, но пока не имеют такой возможности; 13% думают об этом, но пока серьезно вопрос не изучали; и только у 6% семей есть для этого и желание, и финансовые возможности. 

Учителя оказались не готовы к дистанционному обучению: половины уроков не было, темы часто объясняли плохо, на вопросы детей не отвечали, обратной связи не было, возможность исправить оценки не давали. Можно сказать, что весь процесс обучения лег на плечи родителей.

Однако не будем забывать, что все же 33% родителей, принявших участие в опросе, поставили высокие оценки завершившемуся дистанту. И если все промахи и ошибки в его организации будут учтены и устранены, онлайн-обучение в нашей стране имеет все шансы стать востребованным.

Читайте также
Комментарии (0)