Нужно ли стране ставить на одаренных

2019-07-05T12:35:15.251Z
20 3

В новостной ленте регулярно появляются сообщения о премиях, полученных талантливыми и мотивированными школьниками за победы в интеллектуальных соревнованиях, и грантах, выделенных государственными органами на поддержку и развитие школ с высокими образовательными результатами. Разумен ли такой подход или для роста экономики региона лучше сосредоточиться на обучении обычных детей из обычных школ.

Что такое одаренность

Читая новости о выделении 700 миллионов рублей учебно-научным центрам на обучение одаренных детей или о подготовке проекта постановления правительства, утверждающего новые правила выявления, сопровождения и мониторинга развития одаренных детей, поневоле задумываешься о содержании термина «одаренность».

Слушая доклады на секции «Развитие детской одаренности в системе дошкольного образования» VIII Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», недавно проходившей в МГИМО, размышляешь о том, человечно ли делить малышей на одаренных и лишенных права называться таковыми.

Что вообще такое «одаренность»? Если школьник становится призером Всероссийской олимпиады школьников, должен ли он автоматически попадать в государственный реестр «одаренных детей»? По моему мнению, большинство школьников, добившихся успехов на олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах, – это обычные дети, только более целеустремленные и способные к усвоению академических знаний, чем их сверстники.

Елена Белова из Психологического института Российской академии образования на упоминавшейся уже конференции представила доклад на тему «Особенности развития детей с высоким творческим потенциалом на этапе дошкольного детства». Один из результатов исследования – у 20% дошкольников выявлен высокий уровень творческого потенциала. Это означает, что у 80% высокий уровень творческого потенциала выявить не удалось. Поставим на них клеймо «неодаренные»?

Буквально за несколько дней до конференции прочитал высказывание Елены Ленской, декана факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук: «Мы отбираем одаренных, не задумываясь о том, какую травму наносим детям, не прошедшим по конкурсу. Одна из главных моих печалей заключается в том, что, когда у нас школы уже в первом классе начинают отбирать детей, мы как бы не замечаем, какую травму наносим детям, которых не отобрали».

Что влияет на рост экономики

Предположим, мы навели порядок с терминологией и перестали называть всех мотивированных и способных к усвоению академических знаний школьников одаренными, но и в этом случае главный вопрос – оправдана ли ставка на добивающихся высоких образовательных результатов детей – требует ответа.

На первый взгляд, ответ очевиден: интеллект – самый ценный продукт сегодня, поэтому государство обязано уделять внимание талантливым школьникам и студентам. Прежде всего – по экономическим соображениям.

С другой стороны, талантливые школьники и студенты, как правило, получив университетское образование, находят свое место в жизни, а вот тем, кто испытывал трудности с обучением и не смог получить аттестат, возможно, придется платить социальные пособия. 

Исследования канадских ученых свидетельствуют, что повышение уровня грамотности учащихся способствует росту экономики региона, так как снижаются затраты на пособия по безработице. Кроме того, снижается заболеваемость, поскольку люди, обладающие низким уровнем читательской грамотности, например, склонны доверять недостоверной и глупой информации по поводу собственного здоровья, в частности верят любой рекламе по телевизору и невежественным знахарям.

Не только абсолютные показатели, но и динамика роста

В России сейчас довольно часто можно наблюдать следующую цепь событий. Учащиеся школы, расположенной в районе с благоприятным социально-экономическим фоном, показывают высокие образовательные результаты (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, олимпиады). Школа и учащиеся получают гранты и премии за свои достижения. В школу переходят сильные педагоги и талантливые учащиеся из других образовательных организаций. Образовательные результаты учащихся школы повышаются. 

Возникает эффект раскручивающейся спирали. Можно, конечно, порадоваться за эту школу, но сильные педагоги и талантливые учащиеся переходят сюда из других образовательных организаций, ослабляя их.

В то же время школа в районе с неблагоприятным социально-экономическим фоном может успешно работать, демонстрировать устойчивый рост образовательных результатов, но не получать при этом материальных поощрений. Это объясняется тем, что успехи образовательных организаций в нашей стране принято оценивать исключительно по абсолютным показателям, хотя было бы неплохо это делать в том числе в категориях прироста умений учащихся.

На деле же ситуация обстоит следующим образом: престижная школа, в старшие классы которой приходит отлично подготовленный учащийся, получает почет, уважение и бонусы, а школа, в которой этот ученик достиг высокого уровня, не получает ничего. На мой взгляд, это несправедливо.

На фоне отсутствия бонусов для школ и учащихся, показывающих рост образовательных результатов, довольно странно смотрятся премии в размере 100 тысяч рублей, которые получают московские участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады, не ставшие призерами.

Резюме

Нельзя сказать, что государство сосредоточилось на поддержке исключительно способных, мотивированных и одаренных школьников и полностью игнорирует проблемы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие результаты обучения. Министерство просвещения регулярно публикует объявления о проведении отбора субъектов РФ, которым будут предоставлены субсидии на софинансирование программ, направленных на помощь проблемным школам.

Отмечу лишь, что освещению развития региональных центров выявления и поддержки одаренных детей по модели «Сириуса», создания сети «Кванториумов» и базовых школ РАН в российских СМИ уделяется гораздо больше внимания, чем скромным, но от этого не менее значимым успехам обычных школ, в которых учатся обычные дети, не попавшие в реестр одаренных.

Декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская считает, что всякая селекция и ставка на одаренных растлевает систему школьного образования. Этот тезис, пожалуй, чересчур хлесткий, но определенный перекос существует.

На мой взгляд, обычные школы, демонстрирующие устойчивый рост образовательных результатов как минимум заслуживают того, чтобы о них писали, их опыт пропагандировали и перенимали. Эти школы вносят больший вклад в будущий рост экономики региона, чем образовательные организации, в которых собраны талантливые дети, показывающие высокие результаты на ЕГЭ и олимпиадах и уезжающие из региона после поступления в лучшие вузы страны. 


Читайте также
Комментарии (3)
2019-07-05T12:35:15.251Z
20 3

Нужно ли стране ставить на одаренных


Сергей Блинов
Подписаться

В новостной ленте регулярно появляются сообщения о премиях, полученных талантливыми и мотивированными школьниками за победы в интеллектуальных соревнованиях, и грантах, выделенных государственными органами на поддержку и развитие школ с высокими образовательными результатами. Разумен ли такой подход или для роста экономики региона лучше сосредоточиться на обучении обычных детей из обычных школ.

Что такое одаренность

Читая новости о выделении 700 миллионов рублей учебно-научным центрам на обучение одаренных детей или о подготовке проекта постановления правительства, утверждающего новые правила выявления, сопровождения и мониторинга развития одаренных детей, поневоле задумываешься о содержании термина «одаренность».

Слушая доклады на секции «Развитие детской одаренности в системе дошкольного образования» VIII Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», недавно проходившей в МГИМО, размышляешь о том, человечно ли делить малышей на одаренных и лишенных права называться таковыми.

Что вообще такое «одаренность»? Если школьник становится призером Всероссийской олимпиады школьников, должен ли он автоматически попадать в государственный реестр «одаренных детей»? По моему мнению, большинство школьников, добившихся успехов на олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах, – это обычные дети, только более целеустремленные и способные к усвоению академических знаний, чем их сверстники.

Елена Белова из Психологического института Российской академии образования на упоминавшейся уже конференции представила доклад на тему «Особенности развития детей с высоким творческим потенциалом на этапе дошкольного детства». Один из результатов исследования – у 20% дошкольников выявлен высокий уровень творческого потенциала. Это означает, что у 80% высокий уровень творческого потенциала выявить не удалось. Поставим на них клеймо «неодаренные»?

Буквально за несколько дней до конференции прочитал высказывание Елены Ленской, декана факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук: «Мы отбираем одаренных, не задумываясь о том, какую травму наносим детям, не прошедшим по конкурсу. Одна из главных моих печалей заключается в том, что, когда у нас школы уже в первом классе начинают отбирать детей, мы как бы не замечаем, какую травму наносим детям, которых не отобрали».

Что влияет на рост экономики

Предположим, мы навели порядок с терминологией и перестали называть всех мотивированных и способных к усвоению академических знаний школьников одаренными, но и в этом случае главный вопрос – оправдана ли ставка на добивающихся высоких образовательных результатов детей – требует ответа.

На первый взгляд, ответ очевиден: интеллект – самый ценный продукт сегодня, поэтому государство обязано уделять внимание талантливым школьникам и студентам. Прежде всего – по экономическим соображениям.

С другой стороны, талантливые школьники и студенты, как правило, получив университетское образование, находят свое место в жизни, а вот тем, кто испытывал трудности с обучением и не смог получить аттестат, возможно, придется платить социальные пособия. 

Исследования канадских ученых свидетельствуют, что повышение уровня грамотности учащихся способствует росту экономики региона, так как снижаются затраты на пособия по безработице. Кроме того, снижается заболеваемость, поскольку люди, обладающие низким уровнем читательской грамотности, например, склонны доверять недостоверной и глупой информации по поводу собственного здоровья, в частности верят любой рекламе по телевизору и невежественным знахарям.

Не только абсолютные показатели, но и динамика роста

В России сейчас довольно часто можно наблюдать следующую цепь событий. Учащиеся школы, расположенной в районе с благоприятным социально-экономическим фоном, показывают высокие образовательные результаты (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, олимпиады). Школа и учащиеся получают гранты и премии за свои достижения. В школу переходят сильные педагоги и талантливые учащиеся из других образовательных организаций. Образовательные результаты учащихся школы повышаются. 

Возникает эффект раскручивающейся спирали. Можно, конечно, порадоваться за эту школу, но сильные педагоги и талантливые учащиеся переходят сюда из других образовательных организаций, ослабляя их.

В то же время школа в районе с неблагоприятным социально-экономическим фоном может успешно работать, демонстрировать устойчивый рост образовательных результатов, но не получать при этом материальных поощрений. Это объясняется тем, что успехи образовательных организаций в нашей стране принято оценивать исключительно по абсолютным показателям, хотя было бы неплохо это делать в том числе в категориях прироста умений учащихся.

На деле же ситуация обстоит следующим образом: престижная школа, в старшие классы которой приходит отлично подготовленный учащийся, получает почет, уважение и бонусы, а школа, в которой этот ученик достиг высокого уровня, не получает ничего. На мой взгляд, это несправедливо.

На фоне отсутствия бонусов для школ и учащихся, показывающих рост образовательных результатов, довольно странно смотрятся премии в размере 100 тысяч рублей, которые получают московские участники заключительного этапа Всероссийской олимпиады, не ставшие призерами.

Резюме

Нельзя сказать, что государство сосредоточилось на поддержке исключительно способных, мотивированных и одаренных школьников и полностью игнорирует проблемы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие результаты обучения. Министерство просвещения регулярно публикует объявления о проведении отбора субъектов РФ, которым будут предоставлены субсидии на софинансирование программ, направленных на помощь проблемным школам.

Отмечу лишь, что освещению развития региональных центров выявления и поддержки одаренных детей по модели «Сириуса», создания сети «Кванториумов» и базовых школ РАН в российских СМИ уделяется гораздо больше внимания, чем скромным, но от этого не менее значимым успехам обычных школ, в которых учатся обычные дети, не попавшие в реестр одаренных.

Декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская считает, что всякая селекция и ставка на одаренных растлевает систему школьного образования. Этот тезис, пожалуй, чересчур хлесткий, но определенный перекос существует.

На мой взгляд, обычные школы, демонстрирующие устойчивый рост образовательных результатов как минимум заслуживают того, чтобы о них писали, их опыт пропагандировали и перенимали. Эти школы вносят больший вклад в будущий рост экономики региона, чем образовательные организации, в которых собраны талантливые дети, показывающие высокие результаты на ЕГЭ и олимпиадах и уезжающие из региона после поступления в лучшие вузы страны. 

Читайте также
Комментарии (3)