Читать ли все из списка литературы на лето? Мнение родителей и педагогов

2019-05-30T14:22:54.431Z
15 0

В интернете сегодня гуляет миллион ссылок на различные списки литературы для чтения летом. Составлять их придумали в прошлом веке, видимо, чтобы помочь ребятам провести с пользой три долгих месяца каникул. Самые ответственные родители уже в апреле начинают требовать перечень книг с учителей. А что школьники? Ответственно ли они подходят к летнему чтению? Нужно им это или нет? Разбираемся вместе с Алексеем Олейниковым, учителем литературы частной школы «Лицей «Ковчег-XXI» и Александром Демахиным, преподавателем МХК, «победителем конкурса «Учитель года – 2012». 

Прочтен по собственному желанию

Произведения из летнего списка не входят в школьную программу по литературе на следующий год. Не должны входить. Нет никаких официальных документов (ни на федеральном, ни на региональном уровнях), которые бы устанавливали его обязательный характер. Но, в силу перегруженности школьной программы (в 7-ом классе, например, всего два урока литературы в неделю!) и большого количества объемных произведений в ней, некоторые учителя по своему усмотрению (это важно!) включают в список на лето тексты из обязательной учебной программы. В надежде на то, что потом, в течение учебного года, ребятам будет легче, если они прочитают летом «Дон Кихота» или «Войну и мир». Но так или иначе, списки литературы, которые учителя дают для чтения летом, носят рекомендательный характер. Произведения из этих списков не обязательны, но желательны к прочтению. Обязательный список педагог литературы вручает школьнику в начале года на одном из первых уроков. И вот это уже будет официальное задание на год. А пока лето – выбирай сам. Заинтересовало что-то из списка? Отлично, читай! Нет? Ничего страшного, читай, что нравится. 

К этим спискам можно относиться по-разному, – говорит Алексей Олейников. – Для кого-то это своего рода дубинка, «помогающая» усадить ребенка за чтение. Но это лишь в том случае, если стоит задача «впихнуть» в школьника дополнительный «половник» классики в довесок к обширнейшей школьной программе. Хочется верить, что у большей части педагогов цель иная: заинтересовать чтением как практикой. Познакомить с тем, мимо чего ребенок может пробежать, не узнав. В этом задача образования: приподнять человека повыше. Списки литературы на лето – дополнительная возможность расширить образовательное поле ребенка.

Невозможный список

Скажем сразу, списки литературы, которые дают детям на лето в разных классах, целиком прочитать за одно лето вряд ли получится. Перечень произведений на лето для восьмиклассников, размещенный на одном из популярных образовательных сайтов, например, насчитывает 55 наименований.

Прочитать целиком такой объем, конечно, невозможно, – говорит Олейников. – Хотя при хорошей скорости чтения… Но тогда у человека просто не будет лета. Чтение – серьезная работа. Но я делал и буду делать списки литературы на лето принципиально большими. Такими, что прочитать их априори за три месяца нереально.

Список «от Оленикова» избыточен, классики дай Бог треть, если не четверть, там много современных текстов, тех, что вышли в ближайшие годы. Есть и фантастика, графические романы (комиксы) и нон-фикшн – такой литературный винегрет. 

Отправляя эту «простыню» родителям, крупными буквами пишу сверху, что это вообще необязательно, – отмечает учитель. – Прошу прочитать с детьми максимум один большой роман, что-то вдумчивое, неторопливое, что можно обсудить с родителями и даже поработать со словарем.  

Обратный эффект

В каждом классе найдется увлеченный чтением ученик или просто отличник, который будет галочками отмечать прочитанные летом произведения. Но есть ли смысл так досконально подходить к делу? 33-летний Александр Демахин хорошо помнит, как в школе был одним из немногих одноклассников, кто летом действительно читал все книги из списка литературы. 

Вплоть до 11-го класса я шел в библиотеку, брал все книги по списку, пересчитывал количество страниц в заданных произведениях, делил на количество летних дней и действительно в течение всего лета старательно читал возрастающую с каждым годом «норму», – делится «лайфхаком» учитель. – Помню, что чтение «Преступления и наказания» вызывало у меня буквально физическое недомогание, помню, с каким трудом продирался сквозь «Поднятую целину», но стойко держался.  

Но, несмотря на такую прилежность, в течение учебного года на уроках у Александра Демахина возникали проблемы: мелкие факты из текста, о которых спрашивала учительница, лучше помнили те, кто полистал произведение перед уроком.

У меня эти мелочи в памяти не сохранялись. А поскольку для оценки за урок нужно было 4-5 «плюсиков» за правильные ответы, то после одного ответа наша учительница литературы начинала сама спрашивать тебя по этим самым фактам, чтобы накопить необходимое количество «плюсиков». Так я еще в седьмом классе решил не поднимать руку на уроке литературы и действительно ни разу не поднял ее до выпускного вечера, – вспоминает Демахин.  

Вот такой вот обратный эффект. 

В принципе, идея списков литературы на лето – неплохой «навигатор» для летнего чтения. И всего лишь один из так называемых инструментов образования. Конечно, если список на лето не будет прочитан, вселенской катастрофы не произойдет. Просто ребенку будет немного труднее на уроках литературы. Хотите облегчить школьную жизнь – увлекайте чадо чтением. Заинтересуйте. Читайте сами. Читайте вместе. Обсуждайте. Делайте постановки по небольшим отрывкам, квесты по прочитанному рассказу, в конце концов. Да, это будет работа и для вас. Но результат того стоит. 

Чего не должно быть в школьной программе по литературе. Мнения педагогов

Black List Алексея Олейникова:

  1.  «Дубровский», А.С. Пушкин. Если мы хотим поговорить про честь и честность, про весь сложный комплекс подобных качеств, то разговор этот с лихвой перекрывается «Капитанской дочкой». Это законченный роман уже самостоятельного состоявшегося Пушкина, в отличие от «Дубровского», который не дописан, и где автор еще «не созрел».
  1. «Тарас Бульба», Н. В. Гоголь. Это очень спорная повесть. Преподавать его как уроки патриотизма, как у нас часто и делают – в корне неправильно. Гоголь – великий мистик своего времени. Это наше русское фэтнтэзи. В повести «Тарас Бульба» очень много вымысла. И приводить его фантасмагории в качестве примеров патриотизма нельзя.
  1. Слово о полку Игореве. Нежно люблю этот текст, но проходить его стоит только в специализированных гимназиях. Он непостижим без специальных знаний.
  1. «Муму», И.С. Тургенев. Этот рассказ необходимо «перетащить» из начала средней школы ближе к 10 классу. Это текст не просто про собачку. Дети у нас рыдают от повести «Белый Бим, Черное Ухо», а мы им еще «Муму» вдогонку. Перебор . 

Black List Александра Демахина:

  1. А. Толстой «Петр Первый» 
  2. Фадеев «Разгром»
  3. Горький «Мать»
  4. Чернышевский «Что делать?»
  5. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» 

«Эти произведения для меня лишние в силу сочетания факторов "социального уклона" и литературной ценности текстов, учитывая также перегруженность программы. Как мне кажется, одна из главных задач литературы в школе – работа с языком как материалом словесности, в то время как школьный список несет еще следы "советской" структуризации по "социальной составляющей" содержания текстов»

Мнения родителей

Ксения Корзун, мама второклассника Александра

Список литературы нам выдали перед первым классом. Разъяснили, что носит он рекомендательный характер и распространяется на первый и второй классы. Но с детей никто не спрашивает знания текста. Летом между первым и вторым классом список не обновляли. Во время учебного года отсылок к этим книгам нет. А у детей нет стимула их прочитать.

Екатерина Щеголева, мама семиклассницы Дарьи и второклассника Даниила

Мои дети сами, конечно, ничего летом читать не начнут. Им дай волю - будут сидеть с планшетами. Но у нас в семье строго: есть список, значит надо осилить. Мне удобно, что в школе дают перечень рекомендованной литературы: не приходится искать самой. Поэтому я точно ЗА летние книжки. За полчаса чтения в день дети не перетрудятся.
 

Читайте также
Комментарии (0)

Читать ли все из списка литературы на лето? Мнение родителей и педагогов

15 0

2019-05-30T14:22:54.431Z

Мария Набиркина
Подписаться

В интернете сегодня гуляет миллион ссылок на различные списки литературы для чтения летом. Составлять их придумали в прошлом веке, видимо, чтобы помочь ребятам провести с пользой три долгих месяца каникул. Самые ответственные родители уже в апреле начинают требовать перечень книг с учителей. А что школьники? Ответственно ли они подходят к летнему чтению? Нужно им это или нет? Разбираемся вместе с Алексеем Олейниковым, учителем литературы частной школы «Лицей «Ковчег-XXI» и Александром Демахиным, преподавателем МХК, «победителем конкурса «Учитель года – 2012». 

Прочтен по собственному желанию

Произведения из летнего списка не входят в школьную программу по литературе на следующий год. Не должны входить. Нет никаких официальных документов (ни на федеральном, ни на региональном уровнях), которые бы устанавливали его обязательный характер. Но, в силу перегруженности школьной программы (в 7-ом классе, например, всего два урока литературы в неделю!) и большого количества объемных произведений в ней, некоторые учителя по своему усмотрению (это важно!) включают в список на лето тексты из обязательной учебной программы. В надежде на то, что потом, в течение учебного года, ребятам будет легче, если они прочитают летом «Дон Кихота» или «Войну и мир». Но так или иначе, списки литературы, которые учителя дают для чтения летом, носят рекомендательный характер. Произведения из этих списков не обязательны, но желательны к прочтению. Обязательный список педагог литературы вручает школьнику в начале года на одном из первых уроков. И вот это уже будет официальное задание на год. А пока лето – выбирай сам. Заинтересовало что-то из списка? Отлично, читай! Нет? Ничего страшного, читай, что нравится. 

К этим спискам можно относиться по-разному, – говорит Алексей Олейников. – Для кого-то это своего рода дубинка, «помогающая» усадить ребенка за чтение. Но это лишь в том случае, если стоит задача «впихнуть» в школьника дополнительный «половник» классики в довесок к обширнейшей школьной программе. Хочется верить, что у большей части педагогов цель иная: заинтересовать чтением как практикой. Познакомить с тем, мимо чего ребенок может пробежать, не узнав. В этом задача образования: приподнять человека повыше. Списки литературы на лето – дополнительная возможность расширить образовательное поле ребенка.

Невозможный список

Скажем сразу, списки литературы, которые дают детям на лето в разных классах, целиком прочитать за одно лето вряд ли получится. Перечень произведений на лето для восьмиклассников, размещенный на одном из популярных образовательных сайтов, например, насчитывает 55 наименований.

Прочитать целиком такой объем, конечно, невозможно, – говорит Олейников. – Хотя при хорошей скорости чтения… Но тогда у человека просто не будет лета. Чтение – серьезная работа. Но я делал и буду делать списки литературы на лето принципиально большими. Такими, что прочитать их априори за три месяца нереально.

Список «от Оленикова» избыточен, классики дай Бог треть, если не четверть, там много современных текстов, тех, что вышли в ближайшие годы. Есть и фантастика, графические романы (комиксы) и нон-фикшн – такой литературный винегрет. 

Отправляя эту «простыню» родителям, крупными буквами пишу сверху, что это вообще необязательно, – отмечает учитель. – Прошу прочитать с детьми максимум один большой роман, что-то вдумчивое, неторопливое, что можно обсудить с родителями и даже поработать со словарем.  

Обратный эффект

В каждом классе найдется увлеченный чтением ученик или просто отличник, который будет галочками отмечать прочитанные летом произведения. Но есть ли смысл так досконально подходить к делу? 33-летний Александр Демахин хорошо помнит, как в школе был одним из немногих одноклассников, кто летом действительно читал все книги из списка литературы. 

Вплоть до 11-го класса я шел в библиотеку, брал все книги по списку, пересчитывал количество страниц в заданных произведениях, делил на количество летних дней и действительно в течение всего лета старательно читал возрастающую с каждым годом «норму», – делится «лайфхаком» учитель. – Помню, что чтение «Преступления и наказания» вызывало у меня буквально физическое недомогание, помню, с каким трудом продирался сквозь «Поднятую целину», но стойко держался.  

Но, несмотря на такую прилежность, в течение учебного года на уроках у Александра Демахина возникали проблемы: мелкие факты из текста, о которых спрашивала учительница, лучше помнили те, кто полистал произведение перед уроком.

У меня эти мелочи в памяти не сохранялись. А поскольку для оценки за урок нужно было 4-5 «плюсиков» за правильные ответы, то после одного ответа наша учительница литературы начинала сама спрашивать тебя по этим самым фактам, чтобы накопить необходимое количество «плюсиков». Так я еще в седьмом классе решил не поднимать руку на уроке литературы и действительно ни разу не поднял ее до выпускного вечера, – вспоминает Демахин.  

Вот такой вот обратный эффект. 

В принципе, идея списков литературы на лето – неплохой «навигатор» для летнего чтения. И всего лишь один из так называемых инструментов образования. Конечно, если список на лето не будет прочитан, вселенской катастрофы не произойдет. Просто ребенку будет немного труднее на уроках литературы. Хотите облегчить школьную жизнь – увлекайте чадо чтением. Заинтересуйте. Читайте сами. Читайте вместе. Обсуждайте. Делайте постановки по небольшим отрывкам, квесты по прочитанному рассказу, в конце концов. Да, это будет работа и для вас. Но результат того стоит. 

Чего не должно быть в школьной программе по литературе. Мнения педагогов

Black List Алексея Олейникова:

  1.  «Дубровский», А.С. Пушкин. Если мы хотим поговорить про честь и честность, про весь сложный комплекс подобных качеств, то разговор этот с лихвой перекрывается «Капитанской дочкой». Это законченный роман уже самостоятельного состоявшегося Пушкина, в отличие от «Дубровского», который не дописан, и где автор еще «не созрел».
  1. «Тарас Бульба», Н. В. Гоголь. Это очень спорная повесть. Преподавать его как уроки патриотизма, как у нас часто и делают – в корне неправильно. Гоголь – великий мистик своего времени. Это наше русское фэтнтэзи. В повести «Тарас Бульба» очень много вымысла. И приводить его фантасмагории в качестве примеров патриотизма нельзя.
  1. Слово о полку Игореве. Нежно люблю этот текст, но проходить его стоит только в специализированных гимназиях. Он непостижим без специальных знаний.
  1. «Муму», И.С. Тургенев. Этот рассказ необходимо «перетащить» из начала средней школы ближе к 10 классу. Это текст не просто про собачку. Дети у нас рыдают от повести «Белый Бим, Черное Ухо», а мы им еще «Муму» вдогонку. Перебор . 

Black List Александра Демахина:

  1. А. Толстой «Петр Первый» 
  2. Фадеев «Разгром»
  3. Горький «Мать»
  4. Чернышевский «Что делать?»
  5. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» 

«Эти произведения для меня лишние в силу сочетания факторов "социального уклона" и литературной ценности текстов, учитывая также перегруженность программы. Как мне кажется, одна из главных задач литературы в школе – работа с языком как материалом словесности, в то время как школьный список несет еще следы "советской" структуризации по "социальной составляющей" содержания текстов»

Мнения родителей

Ксения Корзун, мама второклассника Александра

Список литературы нам выдали перед первым классом. Разъяснили, что носит он рекомендательный характер и распространяется на первый и второй классы. Но с детей никто не спрашивает знания текста. Летом между первым и вторым классом список не обновляли. Во время учебного года отсылок к этим книгам нет. А у детей нет стимула их прочитать.

Екатерина Щеголева, мама семиклассницы Дарьи и второклассника Даниила

Мои дети сами, конечно, ничего летом читать не начнут. Им дай волю - будут сидеть с планшетами. Но у нас в семье строго: есть список, значит надо осилить. Мне удобно, что в школе дают перечень рекомендованной литературы: не приходится искать самой. Поэтому я точно ЗА летние книжки. За полчаса чтения в день дети не перетрудятся.
 

Читайте также
Комментарии (0)