Не хочу учиться! Почему падает мотивация к обучению и что с этим делать

2019-08-13T11:45:24.787Z
15 0

Многие современные дети, как их называют специалисты − «цифровое поколение», не хотят ходить в школу. Часто это нежелание появляется из-за внушений самих взрослых, сделанных еще до того, как малыши становятся первоклассниками. Интерес к учебе пропадает и позже − в подростковом возрасте и в старших классах. Почему так происходит и как этого не допустить − разбираемся в нашей статье.

Родители, бабушки и дедушки говорят ребенку, припугивая его и не осознавая последствий своих слов: «Вот пойдешь в школу, и там нужно будет сидеть тихо, баловаться на уроках нельзя!», «Это ты пока можешь делать, что захочется, а пойдешь в школу – там тебе достанется!», «Как же ты учиться будешь, ты такой невнимательный!». Дошкольники зависимы от родителей и смотрят на мир их глазами. Разумеется, сами дети чувствуют тревогу взрослых и начинают думать, что учеба это что-то не совсем приятное, требующее невероятных усилий. Именно с таким настроем некоторые ребята впервые переступают порог школы. Не лучше ли вместо внушения страха подбодрить ребенка и настроить его положительно?

Если у детей не сформирована мотивация к получению новых знаний, учиться с охотой они не будут. При этом отсутствие интереса к обучению может появиться, как ни парадоксально, из-за оголтелого курса на «раннее развитие». Одни родители, обеспокоенные предстоящей учебой своих детей, стараются подготовить их к школе как можно лучше и требуют беглого чтения и счета чуть ли не с трех лет. Другие мамы и папы, чьи амбиции высоки, стремятся воспитать вундеркиндов с пеленок и начинают, например, обучать своих малышей иностранным языкам еще до того, как те начинают чисто говорить на родном языке. Зачастую причина такого «раннего старта» − неправильное представление о физиологических особенностях развития детей.

Недалеко от незнающих основ физиологии дошкольного возраста родителей уходят и некоторые специализированные детские сады, где дети только изредка играют и гуляют, а основное время проводят на занятиях. Результатом стремления научить всему и как можно раньше становятся не только антипатия, но и крайне негативное отношение ребенка к обучению в школе.

Если ребенка с раннего детства много нагружали развивающими занятиями, то в первый класс он может прийти уже уставший. Это значит, его перекормили раньше, чем проснулся аппетит. Важно идти в ногу с интересами ребенка, учитывать их, а не торопиться загрузить малыша информацией. 

Кроме того, если до школы он уже многое знает, на уроках ему будет скучно, а от скуки дети обычно находят другие занятия. Подвох в том, что можно пропустить тот момент, когда появится большой объем новых знаний, а привычка их усваивать и трудиться регулярно так и не будет сформирована, − утверждает психолог Надежда Керова.

Почему в школе пропадает мотивация к обучению

Допустим, что с привычкой учиться и мотивацией у ребенка все хорошо − бабушка-педагог научила его читать и писать, нагрузки до школы были в меру, обучали с любовью, используя правильные методики. Однако школьника ожидают обстоятельства, которые могут отбить желание познавать новое. Разберем некоторые из них:

Не получается хорошо учиться

Случается, что даже подготовленные первоклассники испытывают трудности, например, с математикой или письмом. Следствие − дети становятся невнимательными на уроках по предметам, в которых они неуспешны.

Задачи родителей и учителя − как можно раньше выявить проблемные дисциплины, помочь ребенку подтянуть знания и не допустить развития страха провала по этим предметам.

Непосильные учебные нагрузки

Ученики часто «заболевают», а родители не могут определить: ребенок действительно не может или просто не хочет идти в школу. При постоянных непосильных для ребенка нагрузках болезнь становится единственной возможностью для детей пропустить уроки. Когда подобный «номер» проходит раз, другой, третий, то притворство становится обычным делом.

Родителям важно дать понять ребенку − если заболел, то в постель и полоскать горло каждый час, а не за компьютер.

Страх перед трудностями

От детей можно услышать: «Я так боюсь ошибиться, что у меня ладошки мокрые». Оказаться смешным перед всем классом, получить двойку у доски – такие «боюсь» вызывают у школьников нежелание идти в школу.

Сможет ли ребенок побороть страхи − зависит от родителей, их любви и поддержки. Стоит как можно чаще внушать ребенку веру в свои силы, подбадривать его, демонстрировать доверие и поощрять самостоятельность.

Например, ученику младших классов можно поручать походы в магазин у дома за хлебом, а школьнику постарше позволять самостоятельно распоряжаться карманными деньгами. При этом крайне важно не только хвалить ребенка за результаты, но и показывать на примерах, почему знания, полученные в школе, полезны в реальной жизни − без умения быстро читать или правильно считать сложно делать покупки в магазине, без азов по предмету «окружающий мир» − оценивать состояние погоды перед прогулкой и т.д.

Низкий авторитет педагога

Обесценивание авторитета учителя мало способствует желанию слушать его во время урока, поэтому о работе педагога лучше говорить в нейтральных или положительных тонах. Еще лучше − вообще исключить оценку действий учителя в присутствии детей.

Чрезмерная строгость и отсутствие похвалы

Когда родители осуждают и «штрафуют» детей за плохие оценки и при этом не хвалят за успехи в школе, у детей пропадает желание учиться. В таких случаях в помощи психолога нуждаются не только дети, но и сами родители.

Важно помнить, что чрезмерная строгость, особенно при отсутствии поддержки и похвалы, так же как и постоянная критика, – плохие помощники в формировании мотивации к учебе.

Плохие отношения с одноклассниками

Друзья, компании по интересам, формирование детского коллектива и лидерских качеств – все это необходимый для ребенка опыт на пути взросления. Часто подростки ходят в школу больше не из желания приобрести знания, а ради общения. Если же отношения с одноклассниками не складываются, то интерес к школе пропадает.

Родителям важно научиться быть другом своему ребенку и стараться быть в курсе не только его оценок, но и интересов. Если на лицо признаки буллинга, необходимо обсудить проблему с классным руководителем и вместе с ним принять меры по прекращению травли.

Учителю, если он замечает, что в классе травят кого-то из учеников, нужно обязательно выявить причину и вместе со школьным психологом разработать стратегию действий. Если ситуация зашла слишком далеко, к работе по устранению травли привлекают администрацию школы и родителей.

Скучно на уроках

Пожалуй, это самый главный фактор. В эпоху интернет-технологий большинству школьников неинтересно сидеть за партой и учиться, если им  и хочется получать знания, то здесь и сейчас, с минимальными усилиями и, по-возможности, в развлекательной форме. Ведь так просто найти ответ на любой вопрос, спросив у Google.

Конечно, в разрешении этой проблемы важны умение учителя преподносить материал, способность чувствовать атмосферу в классе и управлять ею, талант пробуждать интерес к предмету. Однако все уроки не могут быть игровыми и нестандартными, а кроме того, школьник должен не только знакомиться с новой информацией, но и осмысливать и запоминать ее. А это без усилий и труда невозможно.

Сторонниками учителя могут стать родители, которые должны развивать в детях ответственность, своим примером показывать, что обучение проходит не зря, если полученные знания остаются в памяти, отрабатываются навыки их применения в жизни, и для этого приходится стараться и прилагать усилия.

Ученики «перекормлены информацией»

Еще пару десятков лет назад мультфильмы можно было посмотреть только по телевизору и только в определенное время, не было возможности скачивать из интернета музыку любого жанра и направления, путешествия в дальние страны были мечтой, а знания, которые передает учитель, можно было получить только сидя за партой − записать в тетрадь и запомнить. Настало информационное пресыщение, многое из желаемого оказывается на ладони лишь по одному клику. Родители сетуют: «Ничего не хочет. Театры, экскурсии, поездки в другой город, в новую страну, возможность соприкоснуться с другой культурой — ничего не интересует».

Есть ли выход

Для большинства интерес к учебе во многом зависит от личности учителя. Именно педагог может (или, к сожалению, наоборот) привить ученику тягу к знаниям и любовь к своему предмету. При этом повторю,  воспитать интерес учиться, любознательность, любовь к книгам —  уже прерогатива родителей. При желании взрослым удается заинтересовать ребенка даже в подростковом возрасте и показать на личном примере, что всегда есть возможность открывать для себя что-то новое и интересное, ранее неведомое. Возможно, на какое-то время им стоит прекратить или максимально сузить бесперебойный поток удовольствий, радостей жизни. Родители должны обладать знаниями и волей, чтобы показать: учеба— это труд, без которого невозможно развитие.  

А какие причины нежелания учиться современных детей можете назвать вы?


Читайте также
Комментарии (0)
2019-08-13T11:45:24.787Z
15 0

Не хочу учиться! Почему падает мотивация к обучению и что с этим делать


Многие современные дети, как их называют специалисты − «цифровое поколение», не хотят ходить в школу. Часто это нежелание появляется из-за внушений самих взрослых, сделанных еще до того, как малыши становятся первоклассниками. Интерес к учебе пропадает и позже − в подростковом возрасте и в старших классах. Почему так происходит и как этого не допустить − разбираемся в нашей статье.

Родители, бабушки и дедушки говорят ребенку, припугивая его и не осознавая последствий своих слов: «Вот пойдешь в школу, и там нужно будет сидеть тихо, баловаться на уроках нельзя!», «Это ты пока можешь делать, что захочется, а пойдешь в школу – там тебе достанется!», «Как же ты учиться будешь, ты такой невнимательный!». Дошкольники зависимы от родителей и смотрят на мир их глазами. Разумеется, сами дети чувствуют тревогу взрослых и начинают думать, что учеба это что-то не совсем приятное, требующее невероятных усилий. Именно с таким настроем некоторые ребята впервые переступают порог школы. Не лучше ли вместо внушения страха подбодрить ребенка и настроить его положительно?

Если у детей не сформирована мотивация к получению новых знаний, учиться с охотой они не будут. При этом отсутствие интереса к обучению может появиться, как ни парадоксально, из-за оголтелого курса на «раннее развитие». Одни родители, обеспокоенные предстоящей учебой своих детей, стараются подготовить их к школе как можно лучше и требуют беглого чтения и счета чуть ли не с трех лет. Другие мамы и папы, чьи амбиции высоки, стремятся воспитать вундеркиндов с пеленок и начинают, например, обучать своих малышей иностранным языкам еще до того, как те начинают чисто говорить на родном языке. Зачастую причина такого «раннего старта» − неправильное представление о физиологических особенностях развития детей.

Недалеко от незнающих основ физиологии дошкольного возраста родителей уходят и некоторые специализированные детские сады, где дети только изредка играют и гуляют, а основное время проводят на занятиях. Результатом стремления научить всему и как можно раньше становятся не только антипатия, но и крайне негативное отношение ребенка к обучению в школе.

Если ребенка с раннего детства много нагружали развивающими занятиями, то в первый класс он может прийти уже уставший. Это значит, его перекормили раньше, чем проснулся аппетит. Важно идти в ногу с интересами ребенка, учитывать их, а не торопиться загрузить малыша информацией. 

Кроме того, если до школы он уже многое знает, на уроках ему будет скучно, а от скуки дети обычно находят другие занятия. Подвох в том, что можно пропустить тот момент, когда появится большой объем новых знаний, а привычка их усваивать и трудиться регулярно так и не будет сформирована, − утверждает психолог Надежда Керова.

Почему в школе пропадает мотивация к обучению

Допустим, что с привычкой учиться и мотивацией у ребенка все хорошо − бабушка-педагог научила его читать и писать, нагрузки до школы были в меру, обучали с любовью, используя правильные методики. Однако школьника ожидают обстоятельства, которые могут отбить желание познавать новое. Разберем некоторые из них:

Не получается хорошо учиться

Случается, что даже подготовленные первоклассники испытывают трудности, например, с математикой или письмом. Следствие − дети становятся невнимательными на уроках по предметам, в которых они неуспешны.

Задачи родителей и учителя − как можно раньше выявить проблемные дисциплины, помочь ребенку подтянуть знания и не допустить развития страха провала по этим предметам.

Непосильные учебные нагрузки

Ученики часто «заболевают», а родители не могут определить: ребенок действительно не может или просто не хочет идти в школу. При постоянных непосильных для ребенка нагрузках болезнь становится единственной возможностью для детей пропустить уроки. Когда подобный «номер» проходит раз, другой, третий, то притворство становится обычным делом.

Родителям важно дать понять ребенку − если заболел, то в постель и полоскать горло каждый час, а не за компьютер.

Страх перед трудностями

От детей можно услышать: «Я так боюсь ошибиться, что у меня ладошки мокрые». Оказаться смешным перед всем классом, получить двойку у доски – такие «боюсь» вызывают у школьников нежелание идти в школу.

Сможет ли ребенок побороть страхи − зависит от родителей, их любви и поддержки. Стоит как можно чаще внушать ребенку веру в свои силы, подбадривать его, демонстрировать доверие и поощрять самостоятельность.

Например, ученику младших классов можно поручать походы в магазин у дома за хлебом, а школьнику постарше позволять самостоятельно распоряжаться карманными деньгами. При этом крайне важно не только хвалить ребенка за результаты, но и показывать на примерах, почему знания, полученные в школе, полезны в реальной жизни − без умения быстро читать или правильно считать сложно делать покупки в магазине, без азов по предмету «окружающий мир» − оценивать состояние погоды перед прогулкой и т.д.

Низкий авторитет педагога

Обесценивание авторитета учителя мало способствует желанию слушать его во время урока, поэтому о работе педагога лучше говорить в нейтральных или положительных тонах. Еще лучше − вообще исключить оценку действий учителя в присутствии детей.

Чрезмерная строгость и отсутствие похвалы

Когда родители осуждают и «штрафуют» детей за плохие оценки и при этом не хвалят за успехи в школе, у детей пропадает желание учиться. В таких случаях в помощи психолога нуждаются не только дети, но и сами родители.

Важно помнить, что чрезмерная строгость, особенно при отсутствии поддержки и похвалы, так же как и постоянная критика, – плохие помощники в формировании мотивации к учебе.

Плохие отношения с одноклассниками

Друзья, компании по интересам, формирование детского коллектива и лидерских качеств – все это необходимый для ребенка опыт на пути взросления. Часто подростки ходят в школу больше не из желания приобрести знания, а ради общения. Если же отношения с одноклассниками не складываются, то интерес к школе пропадает.

Родителям важно научиться быть другом своему ребенку и стараться быть в курсе не только его оценок, но и интересов. Если на лицо признаки буллинга, необходимо обсудить проблему с классным руководителем и вместе с ним принять меры по прекращению травли.

Учителю, если он замечает, что в классе травят кого-то из учеников, нужно обязательно выявить причину и вместе со школьным психологом разработать стратегию действий. Если ситуация зашла слишком далеко, к работе по устранению травли привлекают администрацию школы и родителей.

Скучно на уроках

Пожалуй, это самый главный фактор. В эпоху интернет-технологий большинству школьников неинтересно сидеть за партой и учиться, если им  и хочется получать знания, то здесь и сейчас, с минимальными усилиями и, по-возможности, в развлекательной форме. Ведь так просто найти ответ на любой вопрос, спросив у Google.

Конечно, в разрешении этой проблемы важны умение учителя преподносить материал, способность чувствовать атмосферу в классе и управлять ею, талант пробуждать интерес к предмету. Однако все уроки не могут быть игровыми и нестандартными, а кроме того, школьник должен не только знакомиться с новой информацией, но и осмысливать и запоминать ее. А это без усилий и труда невозможно.

Сторонниками учителя могут стать родители, которые должны развивать в детях ответственность, своим примером показывать, что обучение проходит не зря, если полученные знания остаются в памяти, отрабатываются навыки их применения в жизни, и для этого приходится стараться и прилагать усилия.

Ученики «перекормлены информацией»

Еще пару десятков лет назад мультфильмы можно было посмотреть только по телевизору и только в определенное время, не было возможности скачивать из интернета музыку любого жанра и направления, путешествия в дальние страны были мечтой, а знания, которые передает учитель, можно было получить только сидя за партой − записать в тетрадь и запомнить. Настало информационное пресыщение, многое из желаемого оказывается на ладони лишь по одному клику. Родители сетуют: «Ничего не хочет. Театры, экскурсии, поездки в другой город, в новую страну, возможность соприкоснуться с другой культурой — ничего не интересует».

Есть ли выход

Для большинства интерес к учебе во многом зависит от личности учителя. Именно педагог может (или, к сожалению, наоборот) привить ученику тягу к знаниям и любовь к своему предмету. При этом повторю,  воспитать интерес учиться, любознательность, любовь к книгам —  уже прерогатива родителей. При желании взрослым удается заинтересовать ребенка даже в подростковом возрасте и показать на личном примере, что всегда есть возможность открывать для себя что-то новое и интересное, ранее неведомое. Возможно, на какое-то время им стоит прекратить или максимально сузить бесперебойный поток удовольствий, радостей жизни. Родители должны обладать знаниями и волей, чтобы показать: учеба— это труд, без которого невозможно развитие.  

А какие причины нежелания учиться современных детей можете назвать вы?

Читайте также
Комментарии (0)