Навыки XXI века vs фундаментальные знания, или ФГОС Екатерины Великой



«Будь готов к вызовам XXI века». «Раньше нужны были знания, а сегодня на первое место выходят soft skills – умение коммуницировать, отделять фейковую информацию от истинной, действовать в неопределенной ситуации». «Ребенок в классе знает больше, чем учитель». Знакомый набор призывов и безапелляционных утверждений? Почему модель «и фундаментальные знания, и навыки XXI века» перспективнее модели «или – или» и продуктивнее заклинания «учитель сейчас – не единственный источник знаний» – размышляет наш обозреватель.

Новое или хорошо забытое старое

Навыки XXI века – одно из самых популярных словосочетаний сегодняшнего дня. Есть еще одно обозначение, только для посвященных, – «4К»: креативность, коммуникация, кооперация и критическое мышление.

Преподносится концепт «4К» следующим образом: мы живем в изменчивом, неопределенном, сложном и неоднозначном мире, в котором ценность стремительно устаревающих знаний сомнительна, поэтому не передача предметных знаний, а формирование «4К», навыков XXI века, – вот главная задача образования.

С одной стороны, нет смысла оспаривать очевидное: способности творчески подходить к решению задач, общаться, взаимодействовать с коллегами, а также анализировать и делать выводы, опираясь на логику, – это чрезвычайно важные качества современного человека.

С другой стороны, не стоит утверждать, что только в XXI веке этот набор оказался востребованным. И 30, и 50 лет назад в школах, техникумах и вузах формировали подобные навыки, разве что называли иначе. Не креативность, а изобретательность, не коммуникация, а общительность, не кооперация или коллаборация, а работа в коллективе. Да и логику как основу способности критически мыслить я бы назвал основополагающим навыком на все времена.

Смешно, право, слушать о креативности как навыке XXI века, когда знаешь о теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанной в 40-50-х годах прошлого века. Никогда не считал себя креативным человеком, но благодаря своим учителям и преподавателям научился находить нестандартные решения и получил несколько авторских свидетельств на изобретения. На образовательных конференциях и форумах специально выяснял мнение апологетов soft skills (мягких, или гибких, навыков) о ТРИЗ – многие, увы, об этой теории даже не слышали.

«Скиллисизация» образования

Но не это главное: о новых ли навыках и компетенциях идет речь или о давно известных и как их называть. Важнее и опаснее, на мой взгляд, для развития общества другое: стремление уменьшить значимость фундаментальных знаний и противопоставить им «софт скиллз». На одной из научно-практических конференций Наталья Тарасова, директор НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, назвала этот процесс «скиллисизацией» образования.

Не вижу ничего плохого в том, чтобы человек в течение жизни много раз учился и переучивался, приобретал новые знания, навыки, компетенции, менял профессию. Проще всего это сделать, если есть классическое фундаментальное образование. Думаю, многие встречали на своем пути людей, получивших когда-то филологическое, физико-математическое, лингвистическое, юридическое или инженерное образование, а затем резко поменявших траекторию профессионального развития и добившихся на новом поприще впечатляющих результатов.

Инженерное образование позволило мне, например, поработать радиоинженером, преподавателем технических вузов, руководителем интернет-проектов и советником руководителя крупной спортивной организации. Сейчас погружаюсь в проблематику современного образования и пишу об этой важнейшей сфере, а в будущем, возможно, займусь разработкой математической модели компрессии в синхронном переводе. Нужно ли для этого учиться? Да, причем постоянно. Учиться и переучиваться.

Если же фундаментальные знания подменяются «скиллисизацией», то происходит следующее. Довольно часто встречаю прекрасно коммуницирующих и жаждущих работать в команде молодых людей, которые не только не знают элементарных вещей, но и путают причину со следствием. На онлайн-курсах, где они «прокачивали скиллы», им уже в красках рассказали, что для жизни нужны навыки «4К», а не фундаментальные знания. Они способны представить креативную презентацию, где на слайдах красуются «мудрые» мысли: ветер дует, потому что деревья качаются, а солнце восходит, потому что ночь кончилась. Простите, немного утрирую, конечно, но сути это не меняет.

Не единственный источник знаний

Одна из моих «любимых» фраз модных спикеров: «Учитель сейчас – не единственный источник знаний». Преподносится этот тезис как снизошедшее с небес озарение. Позвольте спросить: а когда учитель был единственным источником знаний?

Все хорошие учителя и преподаватели, встретившиеся мне в жизни, не только щедро делились знаниями, но и выступали в качестве гидов по безбрежному морю информации. Помогали не утонуть, а еще доступно объясняли, наталкивали на решение, поддерживали и мотивировали. Но главное – учили учиться.

Мир с чертами VUCA

Недавно на конференции в составе рабочей группы мне довелось участвовать в доработке одного из разделов документа с громким названием «Ключевые направления развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 года». Поделюсь, о чем размышлял при этом.

Все чаще можно слышать, что мир приобретает черты VUCA (англ. volatility – изменчивость, uncertainty – неопределенность, complexity – сложность, ambiguity – неоднозначность). И вот мы в 2020-м глубоко и всесторонне обсуждаем 2035-й, но при этом постоянно твердим, что живем в страшном и непонятном VUCA-мире. Давайте мысленно перенесемся ровно на один век назад и представим себе конференцию, на которой обсуждаются цели на 1935 год. И что, удалось бы в 1920-м определить цели устойчивого развития и предвидеть, каким станет мир в 1935-м? Полагаю, что вряд ли, хотя мир тогда еще не приобрел черты VUCA, то есть был не столь изменчивым, неопределенным, сложным, неустойчивым и многозначным, как в наше время.

Тогда почему мы сейчас уверены, что твердо знаем, чему и как учить детей, чтобы они в 2035-м жили хорошо и счастливо? Ответьте на вопрос: сможет ли работать в крупной государственной компании молодой человек, прочно овладевший навыками критического мышления и творчески относящийся к решению любой задачи? Вы думаете, что современному эффективному руководителю с «прокачанными скиллами» нужен подчиненный, который усомнится в результатах тендера или предложит более эффективное решение, чем то, что было утверждено на совете директоров? К сожалению, на практике чаще всего нужен просто послушный исполнитель, который без лишних вопросов сделает так, как положено.

Так что же делать? На мой взгляд, существует универсальный подход, который работал в 1920-м и не потерял актуальности в 2020 году.

ФГОС от Екатерины Великой

Навыки XXI века – это прекрасно, но как вы отнесетесь к хирургу, плохо владеющему скальпелем и при этом прекрасно коммуницирующему с коллегами. Не хотелось бы оказаться в руках такого хирурга-коммуникатора, не правда ли? А как вам образ конструктора мостов, который виртуозно опознает фейковые новости, но плохо знает сопромат? Риторические вопросы, полагаю.

Первое, что нужно сделать, – это перестать говорить о бессмысленности классического фундаментального образования и его якобы успешной замене краткосрочными онлайн-курсами. В условиях постоянной изменчивости и неопределенности именно классическое образование позволит молодым людям уверенно чувствовать себя завтра. Разумеется, в сочетании с модными сейчас навыками «4К». Станут завтра актуальными какие-то другие словосочетания и обозначения – не беда, ваше фундаментальное образование позволит вам переучиться и соответствовать новым вызовам и запросам.

Екатерина Великая когда-то написала «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина», своего рода ФГОС того времени. Там, в частности, были такие слова: «Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание». Мне кажется, эта мысль русской императрицы гораздо содержательнее, чем все многостраничные документы, определяющие цели устойчивого развития в сфере образования.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (4)