Мнение выпускника: Повышение зарплат подняло бы статус учителя




Не так давно мы провели опрос выпускников школ о том, какими были их школьные годы и что они изменили бы в российском образовании, будь у них такая возможность. Первое интервью, с призером Всероссийской олимпиады по немецкому языку Богданом Преображенским, опубликовано на нашем сайте. Предлагаем вашему вниманию еще одно мнение. Своими взглядами поделился выпускник 2016 года Иван Самоделкин.

Иван Самоделкин – выпускник ГБОУ Московская школа № 1543 на Юго-Западе

Иван Самоделкин

Выпускник ГБОУ «Московская школа № 1543 на Юго-Западе» (ранее – школа-гимназия № 1543), физико-химического класса. 

Обладатель золотой медали 14-й Международной олимпиады по лингвистике (IOL - 2016), проходившей в индийском Майсуре.

В настоящее время студент факультета химии и биохимии Рурского университета в Бохуме (Германия).

О школе

Какие у вас воспоминания о школе по прошествии трех лет после выпуска?

Воспоминания о школе сейчас остались только хорошие, все проблемные ситуации уже сгладились в памяти. Помнятся совместные поездки, приятная атмосфера в классе и в параллели, любимые учителя. Каждый год мы встречаемся классом в школе с нашей классной руководительницей, заходим иногда и к другим учителям, и хочется так же продолжать.

Есть ли, на ваш взгляд, лишние предметы в школьной программе?

У нас в гимназии не было таких предметов, как труд/технология или музыка, которые, честно говоря, в контексте средней школы кажутся мне лишними. Это дало возможность уделить основным предметам больше внимания: у нас было по 3 часа истории, биологии, английского языка и второго иностранного. Лишним я бы назвал новый предмет в начальной школе – основы религиозных культур.

Окажись вы на месте министра просвещения, каким был бы ваш первый приказ по модернизации школьного образования?

На месте министра просвещения я в первую очередь попытался бы обеспечить значительное увеличение зарплат учителей. Очень часто появляются новости о том, что очередной молодой преподаватель уволился из школы. А вот, например, в Германии работа учителя считается престижной, она хорошо оплачивается, отпуска у педагогов большие. Несколько моих знакомых немцев сейчас учатся на педагогическом и рассказывают о стажировках в школе, говорят, что ждут не дождутся, когда смогут начать преподавать.

Все образование сводится в конечном счете к учителю, именно от него зависит, будут ли ученики любить предмет и хорошо его знать . Повышение зарплат подняло бы статус учителя и позволило молодым, полным энтузиазма специалистам проявить себя.


Еще одним пунктом, который я изменил бы в российском образовании, был бы повсеместный ввод линейной программы истории в школах. На примере нашей гимназии я могу сказать, что такой подход дает возможность более глубокого погружения в каждую эпоху. Циклический же подход в большинстве школ подразумевает завершение всего курса к 10-му классу и оставляет 11-й класс на довольно поверхностное повторение всего материала от Древнего мира до XXI века.

О настоящем

Хватало ли вам знаний, полученных в школе, для обучения на первом курсе вуза?

На первом курсе школьных знаний хватило на два семестра физики и на полсеместра химии и математики. Однозначно могу сказать, что я и другие русские ребята чувствовали себя гораздо увереннее, чем немцы. Очень помогли семь лет школьного немецкого − понимать лекции было с самого начала относительно просто.

Что из школьной жизни, помимо учебы, пригодилось/помогло в вузе?

В остальном школа, к сожалению, не помогла: гимназическая жизнь приучила меня к постоянной работе, 6 рабочих дней в неделю, весь год. В университете же оказалось, что система совершенно другая. В конце семестра ты должен сдать экзамен – вот и все. Никаких обязательных домашних заданий, никаких проверочных и контрольных работ, зачетов, допусков к экзамену, контроля присутствия на лекциях и семинарах – ничего. Вся ответственность ложится на студента, только ты решаешь, что сегодня ты пойдешь на лекции, а завтра сделаешь домашнее задание. 

Такой объем свободы, неожиданно свалившийся на меня, позволил расслабиться, даже слишком. Собраться, регулярно ходить на лекции и более-менее учиться весь семестр удалось только ко второму курсу.

Есть ли у вас ощущение, что вы сделали правильный выбор вуза и направления?

В школе моими любимыми предметами были физика и биология. В старшей школе через олимпиады я открыл в себе еще и огромную любовь к лингвистике. В десятом классе нам в школе рассказали о программе, по которой три немецких университета принимают русских выпускников на технические направления сразу, без дополнительного года подготовки. Так как мне нравились сразу несколько естественных наук, я хотел найти что-нибудь на стыке. Только в Рурском университете Бохума была биохимия – направление, показавшееся наиболее интересным.

Получаете ли вы удовольствие от учебы?

За эти три года я понял, что химию однозначно не люблю, а чем больше предмет связан с биологией и человеком, тем больше он мне нравится. Тем не менее я не могу сказать, что у меня есть восторг и безумный интерес даже к этим предметам. То же самое касается и лабораторных практик, которых было очень и очень много. Пусть это в целом интересно, но сказать, что оно мне очень нравится, к сожалению, не могу. В магистратуре работы в лаборатории будет еще больше, и я сомневаюсь теперь, стоит ли продолжать.

О будущем

Планируете после бакалавриата продолжать обучение или предполагаете работать?

Если бы я остался в Москве, то наверняка пошел бы в НИУ ВШЭ на ФИЛ (фундаментальная и компьютерная лингвистика). Слушая рассказы друзей, поступивших туда, чувствую: шанс упущен, но в то же время уверен, что эта дорога для меня еще не закрыта.

Я точно хочу учиться как можно дольше, работа меня пока не привлекает, а учеба нравится. Пока я вижу себя в научной работе над близкой моей душе теме, естественно-научной или лингвистической.


Другие интервью с участниками опроса:

Мнение выпускника: Отдельные школьные предметы – убийство времени

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)