Лучший способ отвратить… Комментарий к культурному нормативу школьника

2019-09-16T14:11:25.432Z
11 1

Опубликованный 13 сентября на сайте Министерства культуры проект Методических рекомендаций по реализации Всероссийского культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника» производит неоднозначное впечатление. Внутренний протест вызывают в первую очередь не рекомендуемые перечни произведений искусства, а стремление внедрить стандарт и норматив в сферу, которая в этом не нуждается. «Культурный норматив» как эффективный способ отвратить школьников от культуры – комментарий обозревателя ActivityEdu.

Что такое «норматив»

В феврале этого года в Сочи на Российском инвестиционном форуме министр культуры Владимир Мединский сообщил, что вверенное ему ведомство совместно в Министерством просвещения разрабатывает проект по внедрению в школьную программу особых культурных нормативов: ученики должны будут в течение учебного года посетить определенное количество музеев, памятников, выставок, концертов и посмотреть нужное число кинолент, предпочтительно российского производства. По итогам мероприятий ученики будут заполнять дневники и делиться своими впечатлениями с учителями и другими школьниками. Министр просвещения Ольга Васильева поддержала коллегу, подчеркнув, что вопросам российской истории и культуры в образовательной программе уделяется недостаточно внимания.

В начале августа мы узнали, что Минпросвещения и Минкультуры утвердили список произведений, которые войдут в «Культурный норматив школьника». Замминистра культуры Ольга Ярилова сообщила, что перечни по семи направлениям (литература, изобразительное искусство, архитектура, народная культура, музыка, театр и кинематограф) 15 августа разместят на ресурсах министерств и пилотных регионов, в которых с 1 сентября начнется апробация программы.

Ни 15 августа, ни 1 сентября утвержденные списки на указанных ресурсах не появились. Документ, именующийся «Проект Методических рекомендаций по реализации Всероссийского культурно-образовательного проекта “Культурный норматив школьника”», был опубликован 13 сентября.

Зачем нужен «норматив»

Формирование «собственного мнения по поводу искусства и культуры у школьников» – именно такая идея заявлена разработчиками проекта. Если раньше первоклассник смотрел мультик «Винни-Пух» режиссера Федора Хитрука просто для того, чтобы получить удовольствие, то теперь возникает серьезная задача – сформировать «собственное мнение по поводу культуры».

Ещё одна цитата из преамбулы документа: «Данный документ определяет объем необходимых для молодых людей знаний и представлений об отечественной и мировой культуре». В этом документе нет произведений Пушкина и Лермонтова, Чехова и Достоевского. Значит ли это, что они уже не являются необходимыми? Разумеется, я знаю, что произведения классиков входят в обязательную школьную программу, но из текста документа следует, что именно он определяет «объем необходимых знаний». Корректна ли такая формулировка?

И чем рекомендуемый список, к примеру, литературных произведений отличается от списков для внеклассного чтения, если не считать нового словосочетания «культурный норматив школьника»? К многочисленным аббревиатурам – ФГОС и ВПР, ГБОУ и МОУ СОШ, ВСОКО и УУД – добавится еще одна: КНШ.

Условно-добровольный формат «норматива»

В общих положениях есть пункт, который гласит: «Принципиальным условием реализации проекта является добровольность участия в нем школьников».

Для образовательных организаций добровольности нет, но есть обязанности, в соответствии с которыми они:

  • разрабатывают и утверждают план реализации проекта в образовательной организации;
  • разрабатывают и утверждают у учредителя графики выездов обучающихся на культурные мероприятия, указанные в плане реализации проекта;
  • обеспечивают ведение и контроль за ведением культурного дневника школьниками-участниками проекта;
  • организуют работу по контролю за усвоением знаний (сдачу школьниками культурного норматива);
  • обеспечивают организационное и педагогическое сопровождение культпоходов.

Содержание «норматива»

В наименьшей степени я настроен обсуждать перечни произведений по направлениям, но не потому, что у меня нет мнения на этот счет. Как раз наоборот – очень хочется высказаться, но я уверен, что специалисты разберут представленные списки детально.

Приведу лишь несколько соображений. В списке рекомендуемых произведений есть роман Александра Грина «Бегущая по волнам», а вот повесть-феерия «Алые паруса» того же автора отсутствует, хотя является не менее значимым произведением отечественной культуры, так же, как и кинофильм по этой повести с Василием Лановым и Анастасией Вертинской. 

Кроме того, я считаю, что знакомить детей с операми Рихарда Вагнера в начальной школе рановато, но подчеркну – это мнение дилетанта. Учителя музыки и специалисты по возрастной психологии смогут точнее назвать подходящий возраст знакомства школьников с волшебной музыкой Вагнера.

В перечне «нормативной» зарубежной музыки имеется песня «Smells like teen spirit» группы Nirvana, но как быть, если подросток равнодушен к творчеству Курта Кобейна и погружен в музыкальный мир не включенных в норматив групп – Deep Purple или Rammstein? Или вот такой момент: сложно представить подростка, не слышавшего Сергея Шнурова и группировку «Ленинград» или популярных рэперов. Можно как угодно относиться к их творчеству, но нельзя игнорировать их популярность среди молодежи.

С другой стороны, я не вижу смысла включать композиции названных исполнителей в перечень «необходимых для молодых людей знаний и представлений об отечественной и мировой культуре». Я вообще не считаю, что какое-либо учреждение или ведомство имеет право определять – вот это необходимо, а без этого вполне можно обойтись.

Знаки культурно-нормативного отличия

Самым спорным моментом в обсуждаемом проекте методических рекомендаций являются «испытания на сдачу культурного норматива», которые будут проводиться в конце учебного года, не позднее 30 апреля. Испытания «в формате коллоквиума, на котором школьники проходят тестирование, разбирают кейсы и отвечают на вопросы», планируется проводить в учреждениях культуры, на базе которых должен быть сформирован экспертный совет. Каждый регион сам определяет, где состоятся испытания – в клубе, библиотеке, доме культуры. 

В документе подчеркивается добровольный характер участия в сдаче культурных нормативов. Обязательные элементы для желающих пройти испытания: заявка на участие; культурный дневник, содержащий список мероприятий, которые школьник посетил за год, и произведения, с которыми он познакомился; отзыв ответственного педагогического работника (классного руководителя) на деятельность школьника в течение года в рамках проекта.

В документе приведена таблица нормативов, которая содержит показатели по нормативному числу посещений учреждений культуры, количеству освоенных произведений и необходимых компетенций по всем семи направлениям искусства в рамках каждой категории («бронза», «серебро», «золото»). Речь идет о показателях за год.

Школьники, успешно прошедшие испытания, будут награждены соответствующим знаком отличия проекта «Культурный норматив школьника» («бронза», «серебро», «золото»). Приведу показатели по направлению «Литература», достижение которых позволит старшекласснику претендовать на получение золотого знака КНШ: 18 посещений учреждений культуры (библиотеки, литературные музеи, дома-музеи); 85 литературных произведений, 25 из них – пословицы, 10 – загадки, 12 – сказки, эпос, 15 – стихи, басни, 15 – рассказы, 8 – повести, романы, пьесы.

Можно провести параллель со значками ГТО, не находите? 10 раз подтянуться, прыгнуть в длину на 5 метров и пробежать километр за 3,5 минуты. Для физкультуры и спорта такой подход привычен, но уместен ли он при знакомстве с произведениями искусства?

Это точно документ Министерства культуры?

От текста, задающего стандарты и нормы «в освоении подрастающим поколением творческих компетенций и знаний о культуре и искусстве», я ожидал выверенных формулировок, точной терминологии и, разумеется, грамотного изложения. Увы, появившийся с опозданием на месяц проект Методических рекомендаций изобилует ошибками.

Речь идет не только о пропущенных буквах и отсутствующих запятых, но и о странных терминах. Например, «размер стихосложения» вместо привычного «стихотворного размера». Утверждения, что пословица и загадка – это литературные произведения. Поэт, писатель, бард Булат Шалвович Окуджава назван в документе С. Окуджава. Песню, которая в документе названа «Давайте говорить…», написал некий «С. Окуджава». Уверен, что речь идет о песне Булата Окуджавы «Пожелание друзьям».

Обнаружив в документе очередную грубую грамматическую ошибку, вспомнил грубоватый анекдот о Министерстве культуры. Не думаю, что министерство заинтересовано в поддержании имиджа учреждения, о котором рассказывают анекдоты, но мнение общества едва ли изменится, если публикуемые документы будут иметь столь низкое качество.

Как отнестись к «нормативу»

Сразу после публикации проекта Методических рекомендаций в социальных сетях началось активное обсуждение. Высказывались разумные соображения о том, что выходные – это отличная возможность для детей побыть с родителями, навестить бабушек и дедушек, просто погулять, почитать книги, сходить с друзьями в кино. 

Учителя, имеющие по 30-40 часов учебной нагрузки, имеют законное право провести выходной день с собственной семьей, а не в культпоходе с классом.

Кроме того, нужно учитывать, что в России много небольших городов и поселков, в которых нет избытка учреждений культуры. Организация экскурсий в крупный город требует приличных материальных затрат, которые по карману далеко не всем семьям. В документе указано, что «участие в мероприятиях проекта является бесплатным», но говорит ли это о том, что всем желающим будут оплачены дальние поездки, дорогие спектакли и значимые выставки? Весьма вероятно, что для школьников из небольших населенных пунктов участие в проекте сведется к виртуальным экскурсиям, да и то при наличии высокоскоростного интернет-канала.

Не полезнее ли было бы Министерству культуры составить с помощью экспертов в рамках проекта «Культурный норматив школьника» расширенные рекомендательные списки произведений искусства и культуры без какой-либо погони за «голами-очками-секундами». Деньги, выделенные на реализацию проекта, в этом случае можно направить в отдаленные города и поселки для организации экскурсий и других культурных мероприятий.

Рекомендовать школьникам что-то прочитать-посмотреть-послушать  и заставить их заполнить культурные дневники, а также пройти тестирование, – это один из наиболее эффективных способов отвратить их от шедевров искусства и культуры. В одной из дискуссий встретил слова, которые, на мой взгляд, отлично подходят к процессу эстетического и художественного развития школьников за пределами образовательных организаций: «Подростки сами как-нибудь разберутся. Мы же разобрались».


Читайте также
Комментарии (1)
2019-09-16T14:11:25.432Z
11 1

Лучший способ отвратить… Комментарий к культурному нормативу школьника


Опубликованный 13 сентября на сайте Министерства культуры проект Методических рекомендаций по реализации Всероссийского культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника» производит неоднозначное впечатление. Внутренний протест вызывают в первую очередь не рекомендуемые перечни произведений искусства, а стремление внедрить стандарт и норматив в сферу, которая в этом не нуждается. «Культурный норматив» как эффективный способ отвратить школьников от культуры – комментарий обозревателя ActivityEdu.

Что такое «норматив»

В феврале этого года в Сочи на Российском инвестиционном форуме министр культуры Владимир Мединский сообщил, что вверенное ему ведомство совместно в Министерством просвещения разрабатывает проект по внедрению в школьную программу особых культурных нормативов: ученики должны будут в течение учебного года посетить определенное количество музеев, памятников, выставок, концертов и посмотреть нужное число кинолент, предпочтительно российского производства. По итогам мероприятий ученики будут заполнять дневники и делиться своими впечатлениями с учителями и другими школьниками. Министр просвещения Ольга Васильева поддержала коллегу, подчеркнув, что вопросам российской истории и культуры в образовательной программе уделяется недостаточно внимания.

В начале августа мы узнали, что Минпросвещения и Минкультуры утвердили список произведений, которые войдут в «Культурный норматив школьника». Замминистра культуры Ольга Ярилова сообщила, что перечни по семи направлениям (литература, изобразительное искусство, архитектура, народная культура, музыка, театр и кинематограф) 15 августа разместят на ресурсах министерств и пилотных регионов, в которых с 1 сентября начнется апробация программы.

Ни 15 августа, ни 1 сентября утвержденные списки на указанных ресурсах не появились. Документ, именующийся «Проект Методических рекомендаций по реализации Всероссийского культурно-образовательного проекта “Культурный норматив школьника”», был опубликован 13 сентября.

Зачем нужен «норматив»

Формирование «собственного мнения по поводу искусства и культуры у школьников» – именно такая идея заявлена разработчиками проекта. Если раньше первоклассник смотрел мультик «Винни-Пух» режиссера Федора Хитрука просто для того, чтобы получить удовольствие, то теперь возникает серьезная задача – сформировать «собственное мнение по поводу культуры».

Ещё одна цитата из преамбулы документа: «Данный документ определяет объем необходимых для молодых людей знаний и представлений об отечественной и мировой культуре». В этом документе нет произведений Пушкина и Лермонтова, Чехова и Достоевского. Значит ли это, что они уже не являются необходимыми? Разумеется, я знаю, что произведения классиков входят в обязательную школьную программу, но из текста документа следует, что именно он определяет «объем необходимых знаний». Корректна ли такая формулировка?

И чем рекомендуемый список, к примеру, литературных произведений отличается от списков для внеклассного чтения, если не считать нового словосочетания «культурный норматив школьника»? К многочисленным аббревиатурам – ФГОС и ВПР, ГБОУ и МОУ СОШ, ВСОКО и УУД – добавится еще одна: КНШ.

Условно-добровольный формат «норматива»

В общих положениях есть пункт, который гласит: «Принципиальным условием реализации проекта является добровольность участия в нем школьников».

Для образовательных организаций добровольности нет, но есть обязанности, в соответствии с которыми они:

  • разрабатывают и утверждают план реализации проекта в образовательной организации;
  • разрабатывают и утверждают у учредителя графики выездов обучающихся на культурные мероприятия, указанные в плане реализации проекта;
  • обеспечивают ведение и контроль за ведением культурного дневника школьниками-участниками проекта;
  • организуют работу по контролю за усвоением знаний (сдачу школьниками культурного норматива);
  • обеспечивают организационное и педагогическое сопровождение культпоходов.

Содержание «норматива»

В наименьшей степени я настроен обсуждать перечни произведений по направлениям, но не потому, что у меня нет мнения на этот счет. Как раз наоборот – очень хочется высказаться, но я уверен, что специалисты разберут представленные списки детально.

Приведу лишь несколько соображений. В списке рекомендуемых произведений есть роман Александра Грина «Бегущая по волнам», а вот повесть-феерия «Алые паруса» того же автора отсутствует, хотя является не менее значимым произведением отечественной культуры, так же, как и кинофильм по этой повести с Василием Лановым и Анастасией Вертинской. 

Кроме того, я считаю, что знакомить детей с операми Рихарда Вагнера в начальной школе рановато, но подчеркну – это мнение дилетанта. Учителя музыки и специалисты по возрастной психологии смогут точнее назвать подходящий возраст знакомства школьников с волшебной музыкой Вагнера.

В перечне «нормативной» зарубежной музыки имеется песня «Smells like teen spirit» группы Nirvana, но как быть, если подросток равнодушен к творчеству Курта Кобейна и погружен в музыкальный мир не включенных в норматив групп – Deep Purple или Rammstein? Или вот такой момент: сложно представить подростка, не слышавшего Сергея Шнурова и группировку «Ленинград» или популярных рэперов. Можно как угодно относиться к их творчеству, но нельзя игнорировать их популярность среди молодежи.

С другой стороны, я не вижу смысла включать композиции названных исполнителей в перечень «необходимых для молодых людей знаний и представлений об отечественной и мировой культуре». Я вообще не считаю, что какое-либо учреждение или ведомство имеет право определять – вот это необходимо, а без этого вполне можно обойтись.

Знаки культурно-нормативного отличия

Самым спорным моментом в обсуждаемом проекте методических рекомендаций являются «испытания на сдачу культурного норматива», которые будут проводиться в конце учебного года, не позднее 30 апреля. Испытания «в формате коллоквиума, на котором школьники проходят тестирование, разбирают кейсы и отвечают на вопросы», планируется проводить в учреждениях культуры, на базе которых должен быть сформирован экспертный совет. Каждый регион сам определяет, где состоятся испытания – в клубе, библиотеке, доме культуры. 

В документе подчеркивается добровольный характер участия в сдаче культурных нормативов. Обязательные элементы для желающих пройти испытания: заявка на участие; культурный дневник, содержащий список мероприятий, которые школьник посетил за год, и произведения, с которыми он познакомился; отзыв ответственного педагогического работника (классного руководителя) на деятельность школьника в течение года в рамках проекта.

В документе приведена таблица нормативов, которая содержит показатели по нормативному числу посещений учреждений культуры, количеству освоенных произведений и необходимых компетенций по всем семи направлениям искусства в рамках каждой категории («бронза», «серебро», «золото»). Речь идет о показателях за год.

Школьники, успешно прошедшие испытания, будут награждены соответствующим знаком отличия проекта «Культурный норматив школьника» («бронза», «серебро», «золото»). Приведу показатели по направлению «Литература», достижение которых позволит старшекласснику претендовать на получение золотого знака КНШ: 18 посещений учреждений культуры (библиотеки, литературные музеи, дома-музеи); 85 литературных произведений, 25 из них – пословицы, 10 – загадки, 12 – сказки, эпос, 15 – стихи, басни, 15 – рассказы, 8 – повести, романы, пьесы.

Можно провести параллель со значками ГТО, не находите? 10 раз подтянуться, прыгнуть в длину на 5 метров и пробежать километр за 3,5 минуты. Для физкультуры и спорта такой подход привычен, но уместен ли он при знакомстве с произведениями искусства?

Это точно документ Министерства культуры?

От текста, задающего стандарты и нормы «в освоении подрастающим поколением творческих компетенций и знаний о культуре и искусстве», я ожидал выверенных формулировок, точной терминологии и, разумеется, грамотного изложения. Увы, появившийся с опозданием на месяц проект Методических рекомендаций изобилует ошибками.

Речь идет не только о пропущенных буквах и отсутствующих запятых, но и о странных терминах. Например, «размер стихосложения» вместо привычного «стихотворного размера». Утверждения, что пословица и загадка – это литературные произведения. Поэт, писатель, бард Булат Шалвович Окуджава назван в документе С. Окуджава. Песню, которая в документе названа «Давайте говорить…», написал некий «С. Окуджава». Уверен, что речь идет о песне Булата Окуджавы «Пожелание друзьям».

Обнаружив в документе очередную грубую грамматическую ошибку, вспомнил грубоватый анекдот о Министерстве культуры. Не думаю, что министерство заинтересовано в поддержании имиджа учреждения, о котором рассказывают анекдоты, но мнение общества едва ли изменится, если публикуемые документы будут иметь столь низкое качество.

Как отнестись к «нормативу»

Сразу после публикации проекта Методических рекомендаций в социальных сетях началось активное обсуждение. Высказывались разумные соображения о том, что выходные – это отличная возможность для детей побыть с родителями, навестить бабушек и дедушек, просто погулять, почитать книги, сходить с друзьями в кино. 

Учителя, имеющие по 30-40 часов учебной нагрузки, имеют законное право провести выходной день с собственной семьей, а не в культпоходе с классом.

Кроме того, нужно учитывать, что в России много небольших городов и поселков, в которых нет избытка учреждений культуры. Организация экскурсий в крупный город требует приличных материальных затрат, которые по карману далеко не всем семьям. В документе указано, что «участие в мероприятиях проекта является бесплатным», но говорит ли это о том, что всем желающим будут оплачены дальние поездки, дорогие спектакли и значимые выставки? Весьма вероятно, что для школьников из небольших населенных пунктов участие в проекте сведется к виртуальным экскурсиям, да и то при наличии высокоскоростного интернет-канала.

Не полезнее ли было бы Министерству культуры составить с помощью экспертов в рамках проекта «Культурный норматив школьника» расширенные рекомендательные списки произведений искусства и культуры без какой-либо погони за «голами-очками-секундами». Деньги, выделенные на реализацию проекта, в этом случае можно направить в отдаленные города и поселки для организации экскурсий и других культурных мероприятий.

Рекомендовать школьникам что-то прочитать-посмотреть-послушать  и заставить их заполнить культурные дневники, а также пройти тестирование, – это один из наиболее эффективных способов отвратить их от шедевров искусства и культуры. В одной из дискуссий встретил слова, которые, на мой взгляд, отлично подходят к процессу эстетического и художественного развития школьников за пределами образовательных организаций: «Подростки сами как-нибудь разберутся. Мы же разобрались».

Читайте также
Комментарии (1)