Кравцов о гармонизации оплаты труда, помощи учителям и месте России




Как вы полагаете, что такое «гармонизация системы оплаты педагогического труда»? А в какой форме Минпросвещения оказывает «помощь учителям и детям для устранения образовательных дефицитов»? И, наконец, почему падение России в мировом рейтинге относительно исходной позиции министр просвещения Сергей Кравцов называет «хорошей динамикой»? На эти вопросы, появившиеся после публикации заметки на официальном сайте Минпросвещения, отвечает наш обозреватель.

Сергей Кравцов о гармонизации оплаты труда

Проблемы перевода с чиновничьего на русский

На онлайн-совещании с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, министр просвещения Сергей Кравцов говорил о всесторонней поддержке учителей, гармонизации системы оплаты педагогического труда, хорошей динамике изменения места России в мировом рейтинге.

Казалось бы, неплохой повод порадоваться, но выступления Сергея Кравцова давно уже приучили нас к тому, что словосочетания «вернуть учителя на пьедестал уважения», «всесторонняя поддержка», «гармонизация системы оплаты» и «хорошая динамика» не должны восприниматься буквально – требуются расшифровка и интерпретация.

Этот тезис недавно подтвердил директор департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения Сергей Шатунов, выступив на онлайн-форуме «Новая образовательная среда»:

Мы понимаем, что у нас в Министерстве просвещения сидят чиновники, даже в пресс-службе. Это люди, которые сидят на госслужбе и соответствующим образом воспитаны и обучены. И говорят они на языке определенном, таком, который зачастую может быть непонятен всем остальным, тем, кто нас слушает на той стороне – вот там, за экраном. Поэтому перед нами встала задача: вот этот язык – государственный, русский, чиновничий – перевести на язык той аудитории, до которой мы хотим достучаться. И тут возникает проблема: а кто переводчик? У нас же нет таких специалистов. У нас их просто нет, не существует физически, и никогда не было.

Если у министерства таких специалистов нет и никогда не было, придется мне поработать переводчиком с чиновничьего языка на русский – другого выхода не вижу.

Гармонизация и усовершенствование системы оплаты труда

Если внимательно читать последние новости о предстоящих в 2021 году изменениях в системе оплаты труда педагогов, можно заметить, что чиновники старательно избегают употребления такого словосочетания, как «повышение зарплаты». Вот и на онлайн-совещании, о котором идет речь в статье, Сергей Кравцов предпочел говорить не об увеличении учительской зарплаты при разумной учебной нагрузке, а о гармонизации, усовершенствовании и унификации системы оплаты труда, а также об устранении разбалансированности и переходе «к некой общей системе»:

Система оплаты труда разбалансирована, каждая школа устанавливает свою, а нужно приходить к некой общей системе. Прошу этот вопрос проработать, чтобы были конкретные предложения.

Бескорыстно помогая пресс-службе министерства, страдающей от отсутствия переводчиков, перевожу с чиновничьего языка на русский: повышения зарплаты педагогов в 2021 году не предвидится, поскольку в бюджете не запланированы дополнительные ассигнования на увеличение фонда оплаты труда (ФОТ).

Зампред правительства РФ Татьяна Голикова, выступая на совместном заседании Госсовета и Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, фактически подтвердила корректность моего перевода, сообщив, что правительство сформирует «прозрачную и понятную систему оплаты труда педагогов» и установит «единые требования».

Таким образом, учитель русского языка и литературы из Березников Пермского края, зарабатывавший до недавнего времени 22 тыс. рублей при работе более чем на две ставки и добившийся прибавки в 2,3 тыс. в месяц, получит после усовершенствования и гармонизации не рост зарплаты, а «прозрачное и понятное» объяснение, почему он так мало зарабатывает.

Оказание помощи учителям и детям 

В конце ноября в статье «После ВПР: больше аналитических отчетов – выше качество образования» мы проанализировали методические рекомендации Минпросвещения по организации образовательного процесса по итогам Всероссийских проверочных работ (ВПР), проведенных в сентябре – октябре 2020 года.

По мнению Минпросвещения, этот 33-страничный документ с «дорожной картой» содержит «подробные шаги по оказанию помощи учителям и детям для устранения образовательных дефицитов».


Негативная реакция педагогического сообщества на методические рекомендации, предписывающие учителям и школьной администрации надолго погрузиться в пучину бессмысленных справок и отчетов о «дефицитах в виде несформированных результатов», была столь яростной, что не оставляла сомнений: перевод слов чиновников об «оказании помощи учителям» не нужен, учителя и без перевода прекрасно осознают сомнительную ценность этой «помощи» от министерства.

Собственно, для чиновников реакция педагогического сообщества на министерские методички не является секретом – с мнением учителей-практиков из разных регионов страны можно ознакомиться на официальных страницах Минпросвещения в соцсетях и на странице ActivityEdu в «Фейсбуке».

Хорошая динамика изменения позиции России

Весьма странно министр просвещения оценивает ход выполнения одной из стратегических задач – войти в десятку лучших стран по качеству образования.

Несмотря на ситуацию с вынужденным переходом на домашнее обучение в прошлом учебном году, мы делаем все, чтобы качество образования не понизилось. Наблюдается хорошая динамика по реализации указа президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». По последним данным, нам удалось подняться в рейтинге с 16-го места на 14-е,

– сообщил Сергей Кравцов.

Во-первых, не совсем понятно, каким образом министр связал вынужденный переход на домашнее обучение в прошлом учебном году и позицию России в мировом рейтинге качества школьного образования. Влияние дистанта на место России в рейтингах мы сможем оценить лишь после проведения очередных циклов международных сопоставительных исследований качества образования.

Во-вторых, утверждение о подъеме России в рейтинге с 16-го места на 14-е, мягко выражаясь, не соответствует действительности. В статье «Качество школьного образования: Россия по-прежнему не входит в десятку» мы рассмотрели, как рассчитывается место нашей страны в мировом рейтинге и какова динамика изменений за 3 последних года.

Динамика «средневзвешенного места» выглядит следующим образом: 14,5 (2018, базовое значение) – 16,1 (2019, по плану нацпроекта – 12,5) – 15,6 (2020, по плану – 12). Отказ от расчета «средневзвешенного места России в группе международных исследований» и переход к оценке среднего арифметического значения мест, занятых российскими школьниками, позволяет слегка приукрасить картину: 13,3 (2018, базовое значение) – 14,9 (2019) – 14,5 (2020).

При использовании любого показателя к концу 2020 года зафиксировано ухудшение позиции России в мировом рейтинге по сравнению с базовым значением, рассчитанным на момент начала реализации нацпроекта «Образование»: с 14,5 до 15,6 по «средневзвешенному месту» и с 13,3 до 14,5 по среднему арифметическому. Заявленный министерством план не выполняется.

Таким образом, слова министра о «хорошей динамике» по реализации указа президента можно перевести с чиновничьего языка на русский следующим образом: нам удалось не очень сильно ухудшить позиции России в мировом рейтинге.

Важность критического мышления

Для извлечения полезной информации из выступлений чиновников и из новостей на официальном сайте Минпросвещения чрезвычайно важен навык критического мышления, позволяющий анализировать полученную информацию, делать выводы и формировать собственную точку зрения.

Комментарии педагогов по поводу заявлений чиновников показывают, что этот навык сформирован. Учителя, на мой взгляд, легко распознают в словах о «гармонизации оплаты труда» отсутствие намерений увеличить зарплаты, под оказанием методической «помощи учителям» без труда понимают надвигающуюся на них лавину справок и отчетов, а сообщение чиновников о «хорошей динамике» моментально превращают в «устойчивый отрицательный рост».


Руководитель департамента, отвечающий в Минпросвещения за связи с общественностью, может не беспокоиться: российские учителя и без переводчиков с чиновничьего языка на русский способны понять, что скрывается за обещаниями и громкими фразами представителей министерства.

Источник фото: er-gosduma.ru

Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)