Качество приема в педвузы по Кравцову: 24 балла ЕГЭ будущего учителя




Министр просвещения Сергей Кравцов часто рассказывает о неуклонном росте качества приема в педагогических вузах, подведомственных министерству. Если раньше, по его словам, в педвузы шли «по остаточному принципу», то сейчас ситуация кардинально изменилась: наблюдается рост среднего балла. К сожалению, анализ опубликованных 17 августа приказов о зачислении поступающих в педвузы на бюджетное обучение позволяет утверждать, что оснований для оптимизма нет. В некоторых региональных педвузах приемная кампания проходила под девизом «Берем всех»: в Бийске, к примеру, будущим учителям русского языка и литературы достаточно было набрать 111 баллов за три ЕГЭ. Как же все-таки можно оценить промежуточные итоги приемной кампании: «качество приема растет» или «берем всех»? Попробуем разобраться.

1

Неточный прогноз: не 106, а 111 баллов

В мае текущего года в статье «Прием в педвузы: 22 балла ЕГЭ будущего учителя новой формации» был дан осторожный прогноз: не исключено, что для поступления на бюджет в Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина (АГГПУ) может хватить 106 баллов: 40 по русскому языку, 44 по обществознанию и 22 по иностранному языку. В процессе бурного обсуждения статьи автора даже обвиняли в том, что он не различает минимальные баллы и баллы, которые необходимы для поступления на бюджет педвуза. Для поступления на бюджет, дескать, требуется не 40 баллов по русскому языку и 22 балла по иностранному, а на несколько десятков баллов больше. Автор предлагал не делать поспешных выводов и дождаться появления приказов о зачислении.

Итак, приказы опубликованы, с ними может ознакомиться любой желающий. На направление 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки, профили «Русский язык» и «Литература») в Институт гуманитарного образования АГГПУ на основные конкурсные места приняли двух абитуриентов, набравших 111 баллов за три ЕГЭ. Еще раз подчеркну: это не целевики и не лица, обладающие особыми правами, речь идет о конкурсном приеме на бюджетное обучение в рамках контрольных цифр приема (КЦП). В приказе, к сожалению, нет расшифровки баллов по предметам, но нужную информацию можно найти на сайте приемной комиссии вуза в рейтинговых списках: набравшие 111 баллов абитуриенты сдали ЕГЭ по русскому языку на 40 баллов, по обществознанию на 47 баллов и по иностранному языку на 24 балла. Следует признать, что конкурс оказался чуть выше прогноза: 22 балла по иностранному языку не позволили бы учиться на бюджете, потребовалось 24.

Возможно, министр Кравцов видит в 111 баллах, позволяющих пройти на бюджет одного из подведомственных вузов, что-то позитивное, но для меня, как и для многих моих собеседников – преподавателей вузов, школьных учителей и родителей нынешних и будущих школьников, такие проходные баллы – это один из признаков провальной приемной кампании.

Олимпиадники не идут в педвузы

Есть и другие признаки того, что приемную кампанию в вузы, подведомственные Минпросвещения, едва ли можно считать успешной.

В этом году, по сведениям Минобрнауки, более 6,5 тыс. человек зачислено в российские вузы без вступительных испытаний (БВИ) – это победители и призеры школьных олимпиад. Если, как утверждает министр Кравцов, привлекательность педвузов для абитуриентов выросла и в них идут не «по остаточному принципу», то это неминуемо должно привести к росту числа победителей и призеров олимпиад, стремящихся стать педагогами. Что же мы наблюдаем в действительности?

Олимпиадники, поступающие БВИ, составляют заметную долю лишь в педвузах Москвы и Санкт-Петербурга. Беглый анализ приказов о зачислении от 6 августа показывает, что региональные педагогические вузы не привлекают победителей и призеров школьных олимпиад: в педвузах Нижнего Новгорода, Волгограда, Перми, Оренбурга, Воронежа олимпиадников нет вообще; в педвузах Самары и Уфы обнаружено по одному бэвэишнику на направлениях, связанных с подготовкой учителей физкультуры. И уж совсем невероятно встретить победителей школьных олимпиад в педвузах небольших городов, куда поступают выпускники школ с результатами ЕГЭ 24 балла.

Для подтверждения тезиса о непривлекательности региональных педвузов для олимпиадников сравним два вуза из Барнаула, столицы Алтайского края: в Алтайский государственный университет в этом году зачислено 23 победителя и призера школьных олимпиад, а в Алтайский государственный педагогический университет БВИ поступила лишь одна абитуриентка.

Не падение, а отрицательный рост

Проходной балл на бюджет в АГГПУ имени В. М. Шукшина (111 баллов на «Педагогическое образование» с двумя профилями – «Русский язык» и «Литература»), конечно, поражает, но где-то в глубине души все же таится надежда, что это, возможно, не совсем типичный случай, своего рода выброс, исключение из правил. Не может же министр просвещения победно рапортовать о блестящей приемной кампании, если в регионах такие провальные результаты.

Увы, еще как может. Проходные баллы на бюджет в некоторые педагогические вузы страны иллюстрируют весьма печальное состояние дел, о котором министр Кравцов не говорит никогда.


Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет (Комсомольск-на-Амуре): 44.03.05 «Педагогическое образование» (профили «Математика» и «Информатика») – 123 балла; 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Педагогика и психология») – 124 балла.

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова: 44.03.05 «Педагогическое образование» (профили «Физика» и «Математика») – 132 балла.

Благовещенский государственный педагогический университет: 44.03.03 «Специальное» (дефектологическое) образование (профиль «Логопедия») – 124 балла.

Шадринский государственный педагогический университет: 44.03.05 «Педагогическое образование» (профили «История» и «Обществознание»/«Право») – 133 балла.

Армавирский государственный педагогический университет: 44.03.05 «Педагогическое образование» (профили «Технология» и «Образовательная робототехника») – 128 баллов.

Региональные педвузы вынуждены принимать на бюджет абитуриентов с такими низкими баллами ЕГЭ, фактически слабеньких троечников, поскольку других желающих просто нет. Уже на стадии приема в педвузы закладывается модель воспроизводства троечников. Наивно ожидать, что выпускники школ, которые за 11 лет обучения смогли освоить программу лишь на 40 баллов ЕГЭ, через несколько лет превратятся в педагогов-профессионалов. Если они сами так и не научились учиться, то едва ли смогут научить кого-то.


А мы продолжим выслушивать бравурные отчеты о том, как растет и колосится просвещение под мудрым руководством министра Сергея Кравцова. Мы уже твердо уяснили, что «130 – 120 – 110» – это не падение проходных баллов, а отрицательный рост качества приема.

Пропасть расширяется и углубляется

Пристальное внимание к низким проходным баллам во многих региональных педвузах ни в коем случае не означает, что такое удручающее состояние дел наблюдается везде. В педагогических университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Воронежа на подавляющем большинстве направлений довольно много сильных выпускников школ и, как следствие, высокие проходные баллы.

Так, например, в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) на направлении 44.03.05 «Педагогическое образование» (профили «Русский язык» и «Литература») наименьший балл – 277 (результаты ЕГЭ: русский язык – 98, литература – 94, обществознание – 85), а в неоднократно уже упоминавшемся АГГПУ имени В. М. Шукшина, расположенном в Бийске, – 111 баллов (русский язык – 40).

Большинство будущих учителей математики, поступивших в педвузы Москвы и Санкт-Петербурга, сдали ЕГЭ по профильной математике на 80−90 баллов, в то время как в ряде региональных педвузов многие будущие учителя математики набирают лишь 40−50 баллов, поскольку не способны решить даже простые однобалльные задачи профильного экзамена.

В Москве, Санкт-Петербурге и Московской области, особенно в сильных профильных школах, математику, физику и информатику часто преподают выпускники МГУ имени М.В. Ломоносова, Московского физико-технического университета и Высшей школы экономики, в то время как в регионах – бывшие школьные троечники, практически без конкурса поступившие в педвузы на профили «Математика и информатика» или «Математика и физика» с результатами 120−140 баллов за три ЕГЭ.


Отлично подготовленный выпускник столичного педагогического университета не поедет преподавать русский язык, математику или историю в Бийск, Шадринск или Комсомольск-на-Амуре, а это значит, что в Алтайском крае, Курганской области и Хабаровском крае через несколько лет работать в школы придут те самые троечники, которых в этом году набрали местные педвузы. Очевидно, что министра, ежегодно радостно сообщающего о росте качества приема в педвузы страны, все устраивает, он не собирается ничего предпринимать, поэтому пропасть между школьным образованием в этих регионах и в столицах продолжит расширяться и углубляться.

О чем не говорит Кравцов

Один из любимейших тезисов министра просвещения: «Количество трудоустроившихся в школы выпускников педвузов растет».

Судя по всему, кто-то посоветовал Сергею Кравцову в каждом выступлении сообщать, что в подведомственной ему сфере все растет и хорошеет: качество приема в педвузы, количество трудоустроившихся в школы, престиж учительской профессии. При этом министра ничуть не смущает, что ситуацию в стране сложно назвать благополучной: Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС оценил существующий сегодня кадровый дефицит в системе общего образования в четверть миллиона педагогов; в регионах лишь порядка 10-20% выпускников педвузов остаются в профессии.

Знаете, о чем министр просвещения не говорит никогда? О зарплатах учителей в регионах. О цифровой трансформации, повышении квалификации, позитивном восприятии педагогами всех программ и документов, которые Минпросвещения вываливает на головы учителей, – сколько угодно, но о зарплатах – ни слова.

Многочисленным советникам, экспертам и аналитикам Минпросвещения никак не удается обнаружить связь между зарплатами учителей и проходным баллом в педвузы и выяснить, почему в Москве для учебы на бюджете на учителя русского языка и литературы нужно набрать 277 баллов, а в Бийске хватит и 111 баллов. Вероятно, слишком сложная задача для нынешнего состава Минпросвещения во главе с министром, который в любом провале видит триумф.


Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)