Инновации в школе: внедрять, не разрушая



Инноваций можно опасаться, считать их преждевременными, поверхностными, нежизнеспособными. Но время идет вперед, появляются новые технологии, дети осваивают гаджеты раньше, чем учатся говорить. Можно ли в таких условиях полностью игнорировать новшества, в том числе и в области образования? Об этом рассуждает Тревор Мьюир, профессор Государственного университета Гранд-Вэлли (Мичиган, США), блогер, выступающий на многочисленных конференциях и форумах. В основе всех работ и выступлений Мьюира лежит убеждение, что каждый ученик способен добиться любых высот, а каждый учитель может раскрыть этот потенциал при должной подготовке и наличии необходимого оборудования.

Инновации в школе

Доводилось ли вам на конференции, презентации, семинаре или курсах повышения квалификации слушать пламенное выступление о новых подходах в образовании? Яркий спикер выступает перед аудиторией и увлеченно рассказывает о проектном обучении, работе с одаренными детьми, STEM-образовании, перевернутых классах или мобильных образовательных пространствах. Он говорит о том, насколько успешным было внедрение подобного метода в его классе, школе или районе, о том, что нужно срочно заменить все устаревшие способы обучения этим новым, являющимся величайшим педагогическим достижением всех времен.

Пока спикер показывает фотографии уроков, на которых дети строят гоночные машины, вертятся на офисных стульях за несколько десятков тысяч рублей каждый и изготавливают брелоки для ключей с помощью 3D-принтера, вы, вероятно, думаете о партах в своей школе, которые были приобретены еще до полета Гагарина в космос, о том, что уже несколько лет не хватает средств на приобретение оборудования, или о том, что единственные гоночные машины, которые строят ваши ученики, сделаны из рулонов туалетной бумаги, которую они принесли из дома.

Но при всем этом у вас могут быть проверенные годами собственные методы преподавания, дающие хороший результат, и вы совершенно не хотите от них отказываться только потому, что на горизонте образовательной системы замаячили новые увлечения.

Это все – реалии нашей жизни, которые часто игнорируются, когда мы говорим об инновациях в образовании. Педагогам часто пытаются «продать» идею – все или ничего: разрушьте старую классную комнату и постройте новую для проектного обучения, мол, только так будет правильно. Не оказывайте ученикам медвежью услугу, обязательно преобразуйте всю библиотеку в творческое пространство. Никогда не читайте одну и ту же лекцию дважды, не будьте «учителем старой школы», который не может эффективно преподавать для нового поколения.

Инновации плюс работающие методики

Конечно, мы не должны отказываться от инноваций вообще. Но нужно стремиться к балансу: вводить новшества осторожно, дабы не утратить методы, которые действительно работают. Вот несколько подходов, которые помогут справиться с этой задачей.

Смешивайте традиции с инновациями

Инновации совершенно не требуют отказаться от всего, что было ранее. Например, проектное обучение применяет традиционные методы, чтобы научить детей решать реальные проблемы за стенами школы. Настоящим новшеством в проектном обучении для мотивации учеников является использование не оценок, а заинтересованности в предмете исследования.

По этой причине зачастую проектные формы обучения могут выглядеть, как традиционные уроки. Например, учить детей убеждать в своей правоте окружающих можно, предложив написать письма важным именно для школьников политикам или звездам. Так вы покажете, что такое авторитет оратора, эмоциональные и личные аргументы, логика, рассуждения, доказательства и факты, но только с использованием писем реальным людям. Это поможет вовлечь детей в процесс. 

Навыки важнее технологий

Скорее всего, большинство учеников не будут использовать 3D-принтеры или программы для редактирования видео в своей будущей карьере. Но означает ли это, что данным инструментам не место в классе?

Совсем нет. Принимая решение о применении тех или иных технологий, педагоги должны сначала спросить себя, приобретают ли дети полезные навыки или просто знакомятся с оборудованием. Если использование 3D-принтера является эффективным способом показать ученикам, каким образом можно визуализировать концепцию или проект, то обязательно сделайте это. Если программное обеспечение для редактирования видео серьезно упростит обучение организационным навыкам и навыкам работы со сложными идеями, то игра стоит свеч.

Педагоги нуждаются в поддержке при внедрении инноваций

Один из главных факторов успеха для педагога – это поддержка коллег и руководства. Когда учителя имеют все необходимое оборудование и им не нужно вводить новшества в одиночку, у них гораздо больше шансов на успех. Поэтому так важно, чтобы методисты, завучи и руководители школ поддерживали педагогов в их попытках внедрить инновации. Помощь коллег тут также не будет лишней.

Директора и руководители всех уровней системы образования должны предоставить свободу действий педагогам и помогать при возможных неудачах, если каждый из них готов делать выводы и учиться. Необходимо создать такую систему профессионального обучения и поддержки, которая будет соответствовать требованиям учителей. Необходимо вложиться в онлайн-курсы о том, как успешно использовать творческие пространства, создать сеть педагогических лабораторий, где учителя смогут познакомиться с опытом коллег, узнать, как они работают, а потом перенести лучшие практики в свои классы.

Заключение

Подход «все или ничего» к инновациям может быть отталкивающим, да и в целом он не выгоден. Когда мы вместо этого станем реалистами и будем стремиться использовать лучшие методики и практики в работе с нашими учениками, станет очевидно – горизонты раздвигаются. Конечно, система образования нуждается в перестройке во многих областях, некоторые школы застряли в прошлом, но реальные изменения происходят изнутри, и случаются они только тогда, когда кто-то их проводит.

По материалам статьи Trevor Muir «Innovating Without Abandoning What Works» (Edutopia.org)

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)