Информационные технологии и качество образования. Есть ли связь?



Представьте такую ситуацию: в одной стране 70% учителей активно используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для проектов или работы в классе, а в другой – лишь 18%. Как вы думаете, школьники какой из этих стран показывают более высокие результаты по читательской, математической и естественно-научной грамотности в рамках международных исследований качества образования? Не торопитесь отвечать. Если вам кажется, что все очевидно, то вы не очень хорошо разбираетесь в реалиях современного школьного образования.

Простые тезисы эксперта ОЭСР

На международной онлайн-конференции «Первые итоги пандемии: вызовы и новые возможности для мировой системы образования» эксперты и чиновники из более чем 20 стран обсуждали вопросы, связанные с переходом на дистанционное обучение. Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о 10 млн уроков, которые столичные учителя провели с использованием цифровых образовательных платформ. Министр просвещения Сергей Кравцов сообщил о создании в ближайшем будущем единой информационной среды и предрек появление новой дидактики, которая позволит совмещать обучение в традиционном и онлайн-формате. Представители Сингапура, Испании, Португалии и других стран поделились опытом организации обучения школьников во время карантина.

Одним из самых содержательных можно назвать доклад директора департамента по образованию и навыкам (Director for the Directorate of Education and Skills) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреаса Шляйхера. Главные тезисы его выступления можно сформулировать следующим образом: 1) учитель является ключевым элементом в системе образования; 2) значимость учителя возрастает; 3) цифровые технологии усиливают неравенство.

О росте образовательного неравенства в условиях массового перехода к дистанционным форматам обучения редакция ActivityEdu писала уже не раз. В частности, мы рассматривали модели, разработанные специалистами Мирового банка, и описывали возможные сценарии роста неравенства образовательных результатов вследствие пандемии.

Для лучшего понимания значимости учителя в современной системе школьного образования, характеризующейся активным использованием ИКТ, предлагаю взглянуть на одну из иллюстраций доклада представителя ОЭСР.

Насколько хороши технологии

Всем чиновникам, отвечающим за цифровизацию школьного образования, рекомендую распечатать ключевой слайд доклада Андреаса Шляйхера и повесить у себя в кабинете на видном месте, чтобы внимательно рассматривать его всякий раз перед тем, как отдавать очередное распоряжение о незамедлительном и всеобъемлющем сборе данных по использованию ИКТ в учебном процессе.

На слайде представлена диаграмма, показывающая долю учителей, которые активно использовали ИКТ для проектов или работы в классе в 2013 и 2018 годах. Результаты получены в рамках исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS (Teaching and Learning International Survey).

Заголовок слайда – «Технологии настолько хороши, насколько вы умеете их применять» – должен, с моей точки зрения, стать слоганом для всех, кто занимается цифровизацией образования.

Слайд из доклада Андреаса Шляйхера на конференции «Первые итоги пандемии: вызовы и новые возможности для мировой системы образования»

Давайте разбираться, какую важную информацию можно извлечь из представленной на слайде диаграммы.

Сопоставляем результаты TALIS и PISA

Представитель ОЭСР отметил заметный рост за период с 2013 по 2018 год доли учителей, которые «часто» или «всегда» используют ИКТ в учебном процессе, назвал лидирующие страны и подчеркнул, что в России две трети школьных педагогов активно применяют цифровые технологии, назвав это очень хорошим показателем.

Но вот что странно. Андреас Шляйхер – один из самых информированных экспертов в области международных сопоставительных программ оценки качества образования. Его анализ результатов PISA (Programme for International Student Assessment) впечатляет глубиной и вниманием к мельчайшим нюансам. Почему же в таком случае эксперт даже не пытается установить, существует ли связь между использованием ИКТ в учебном процессе (TALIS-2018) и результатами по читательской, математической и естественно-научной грамотности (PISA-2018)?

Ответ, полагаю, прост: такая связь отсутствует. Не верите? Тогда предлагаю обратиться к бесстрастным цифрам, показывающим результаты всех стран, участвовавших в исследовании PISA-2018, по всем видам функциональной грамотности.

Среди лидеров мирового рейтинга по использованию ИКТ в учебном процессе мы видим Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Колумбию (4-е и 5-е места соответственно), в то время как по функциональной грамотности школьники из ОАЭ располагаются в конце пятого десятка, а колумбийцы – в начале седьмого десятка стран, участвовавших в PISA-2018. 

И наоборот, Япония, показавшая в TALIS-2018 худший результат по активности использования цифровых технологий в учебном процессе, по функциональной грамотности 15-летних школьников расположилась в рейтинге PISA-2018 на 6-м месте из 79 стран-участниц. Низкие значения доли учителей, использующих ИКТ для проектов и работы в классе, зафиксированы в Шанхае (Китай), Южной Корее, Сингапуре и Эстонии. Отметим, что все названные страны и территории в последние годы уверенно занимают самые высокие места в международных рейтингах качества образования.

Задания по читательской грамотности в PISA-2018 школьники выполняли на компьютерах. В Колумбии около 70% учителей активно используют цифровые технологии для проектов и работы в классе, в Японии – лишь 18%. Средний балл по читательской грамотности у японских подростков – 504 по 1000-балльной шкале, у 15-летних школьников из Колумбии – 412. Разница в 90 с лишним баллов эквивалентна, по оценкам экспертов, примерно трем годам обучения.

Россия по доле учителей, активно применяющих цифровые технологии, располагается в рейтинге, как отметил Андреас Шляйхер, очень высоко (66%, 7-е место), в то время как средний балл читательской грамотности российских подростков (479) позволяет занимать места лишь в начале четвертого десятка стран.

Функциональная грамотность и использование ИКТ: есть ли связь

Может возникнуть соблазн сделать такой вывод: чем активнее учителя используют ИКТ в учебном процессе, тем хуже показатели читательской, математической и естественно-научной грамотности у 15-летних школьников. Разумеется, нет. Страны, лидирующие в мировом рейтинге по использованию цифровых технологий в учебном процессе (Дания, Новая Зеландия и Австралия), показывают хорошие результаты в PISA: высокие средние баллы по читательской грамотности (от 501 до 506) позволяют этим странам входить в топ-20.

Анализ диаграммы, представленной на слайде из презентации доклада Андреаса Шляйхера, и сопоставление данных TALIS и PISA позволяют утверждать, что связь между использованием ИКТ в учебном процессе и результатами по функциональной грамотности отсутствует. Собственно говоря, именно этот тезис и был обозначен с помощью яркого заголовка слайда: Technology is only as good as its use («Технологии настолько хороши, насколько вы умеете их применять»). Несколько удивляет лишь отсутствие комментариев маститого эксперта на эту тему. С помощью диаграммы можно было бы подтвердить тезис о высокой значимости роли учителя в современной школьной образовательной системе.

Задача – повысить качество образования

Почему потребовалось столь подробно анализировать именно этот слайд представительной международной конференции, на которой были рассмотрены разные аспекты влияния пандемии на мировую систему образования? Дело в том, что в российском образовании, на мой взгляд, довольно часто наблюдается подмена понятий: президентом России ставится задача войти в число мировых лидеров по качеству общего образования, а чиновники предпочитают ставить эксперименты и отчитываться о внедрении цифровой образовательной среды (ЦОС).

Данные авторитетных международных исследований убедительно свидетельствуют, что активное использование ИКТ само по себе не обеспечит результат, но мы категорически не желаем использовать опыт стран, лидирующих сейчас в мире по качеству общего образования, – Сингапура, Японии, Эстонии, Южной Кореи.

Стремление чиновников заменить показатели качества образования на показатели, характеризующие использование цифровых технологий в учебном процессе, понятно: это проще и не требует интеллектуальных усилий и управленческих навыков. Выделяй деньги – будут компьютеры, широкополосный интернет и цифровые платформы. Гораздо сложнее понять, почему японские школьники превосходят российских и по читательской, и по математической, и по естественно-научной грамотности, хотя в Японии доля учителей, активно использующих цифровые технологии в учебном процессе, в три с лишним раза ниже, чем в России. Но понять это необходимо, иначе мы так и продолжим поднимать уровень цифровизации учебного процесса на недосягаемую высоту, занимая при этом места в четвертом десятке стран по качеству образования.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)