Хорошая школа – причина оттока кадров из региона: можно ли это изменить

2020-02-11T15:31:00.000Z
35 0

На состоявшемся 6 февраля в Большом Кремлевском дворце совместном заседании Госсовета и Совета по науке и образованию Владимир Путин заявил, что хорошо понимает выпускников многих школ в регионах, которые «уезжают в столицы». В чем разница между социальной лестницей и социальным лифтом, почему молодые люди уезжают и не возвращаются туда, где родились и выросли, и что нужно сделать, чтобы остановить отток молодежи из регионов, – на эти важные вопросы пытается найти ответы наш обозреватель, изучивший материалы заседания.

Источник фото: kremlin.ru

Образование лучше, жизнь интереснее

Расширенное заседание президиума Государственного совета и Совета при президенте РФ по науке и образованию, посвященное повышению роли регионов в подготовке кадров для экономики и социальной сферы, прошло под председательством Владимира Путина, выступление которого задало тон и определило вектор обсуждения проблем.

И хотя основное внимание на заседании было уделено развитию высшего и среднего специального образования в регионах, о проблемах российских школ выступающие тоже не забывали. Об одной из главных проблем – оттоке молодежи из регионов – говорили многие, в том числе и президент РФ.

Выбор многих выпускников школ в регионах хорошо понимаю. Они уезжают в столицы, где и образование лучше, и жизнь интереснее. Это мы с вами прекрасно понимаем, отдаем себе в этом отчет. И зачастую уже не возвращаются молодые люди туда, где родились, выросли. Регионы теряют самое ценное при этом – таланты, кадры, молодежь.

Владимир Путин

Нельзя сказать, что после слов президента РФ у меня пелена с глаз упала. Конечно, нет: все мы знаем, что талантливая, деятельная, жаждущая самореализации молодежь стремится в крупные города и столицы. Но меня, признаться, радует, что о проблеме массового оттока молодых людей из регионов заговорили в Кремле.

Ректор МГУ Виктор Садовничий обозначил, к чему приводит такая тенденция.

Школьники уезжают, молодые люди уезжают, трудности дальше с кадрами и со всем: и с медициной, и с педагогикой, и с наукой.

Виктор Садовничий

По лестнице взбираются, а лифт везет

Ярко и образно выступил Максим Пратусевич, заслуженный учитель РФ, директор Президентского физико-математического лицея № 239, одной из лучших школ Санкт-Петербурга. Максим Яковлевич подчеркнул важность «взгляда снизу, со стороны директора школы» и отметил, что родители не всегда осознают меру своей ответственности за образование детей.

Как ни парадоксально, сегодня хорошо работающая школа в регионе может помогать оттоку будущих квалифицированных кадров из региона. Инструменты этого известны, и я не буду сейчас их упоминать, все это накладывается еще и на такую системную проблему, как уменьшение понимаемой ответственности ученика и его семьи за свои образовательные результаты.

Максим Пратусевич

Изменились взгляды в обществе на социальную мобильность, и в этих изменениях, по мнению заслуженного учителя РФ, таятся угрозы пространственному развитию страны.

Если раньше говорили о социальной лестнице, то теперь говорят о социальном лифте. Разница в том, что по лестнице нужно взбираться самому, а лифт везет. Это такое наблюдение, показывающее существенное изменение именно мировоззрения в этом вопросе. Это создает угрожающую диспропорцию в пространственном развитии нашей страны, о которой вы сказали в своем вступительном слове.

Максим Пратусевич

Здесь необходимо пояснение: Владимир Путин отметил «сверхконцентрацию образовательных ресурсов в Москве и Санкт-Петербурге», подчеркнул, что на определенных исторических этапах эта концентрация была оправданной, но «затем   приобрела явно гипертрофированные формы», и сообщил, что видит в этом «серьезный вызов для сбалансированного развития всего пространства России».

Что огорчило?

Совершенно не ожидал услышать из уст уважаемой Елены Шмелевой, руководителя фонда «Талант и успех», слова о прогрессе школьного образования в регионах России.

Россия добилась существенного прогресса в школьном образовании, причем не только в столичных городах, но и в регионах.

Елена Шмелева

Редакция ActivityEdu рассказывала о семинаре «PISA-2018: проблемы и вызовы российского образования», организованном Институтом образования НИУ ВШЭ. Если сразу после объявления результатов PISA-2018 был просто зафиксирован неприятный факт снижения средних баллов функциональной грамотности 15-летних россиян, то углубленный анализ позволил подметить и другие негативные тенденции: увеличение социальной сегрегации школ и разрыва в уровнях функциональной грамотности между учащимися из деревень и мегаполисов, а также рост доли учащихся, которые не владеют минимальными навыками, необходимыми для жизни в современном обществе.

Предлагаю вашему вниманию еще одну мысль руководителя образовательного фонда «Талант и успех».

Нам нужно двигаться к единой системе, которая объединит все уровни образования для каждого молодого человека в доступную для него траекторию развития на базе образовательного центра «Сириус», школ и университетов-партнеров, центров, работающих по его модели, научно-образовательных центров и инновационных центров, которые создаются в регионе.

Елена Шмелева

Очень высоко оцениваю деятельность Елены Шмелевой в сфере работы с талантливыми детьми. Нам всем приятны успехи наших школьников на международных интеллектуальных олимпиадах, и вклад руководителя фонда «Талант и успех» в активную и успешную работу по поиску, поддержке и развитию талантов неоценим, но давайте все же не забывать, что образовательный центр «Сириус» не ориентирован на развитие каждого школьника.

В PISA-2018 22 % 15-летних россиян не достигли порогового уровня читательской грамотности. Эти цифры неуспешности коррелируют с результатами ВПР-2019: примерно 20 % школьников 5–7-х классов получили как минимум одну двойку за ВПР – либо по математике, либо по русскому языку, либо по математике и русскому языку одновременно. Сложно не понять, что это значимая для страны проблема: навыками, необходимыми для жизни в современном обществе, не владеют более 20 % школьников.

Как тут не вспомнить слова заслуженного учителя РФ, директора московской школы № 109 Евгения Ямбурга: «Ставка исключительно на высшие достижения, олимпиадников и “Кванториумы” обречена на провал». 

Очень жаль, что заслуженный учитель не присутствовал на заседании. Должен же кто-то напоминать высокопоставленным чиновникам и руководителям прописные истины: «Вот это сладостное внимание только к интеллектуальной элите и забвение всей остальной массы детей – проблема уже государственной безопасности».

Понимая важность эффективной работы с талантливыми детьми, не устану – вслед за Евгением Александровичем – повторять, что талантливые и одаренные, скорее всего, уедут, а не обладающие способностями, плохо успевающие, имеющие проблемы с функциональной грамотностью, коммуникацией и социализацией дети точно останутся, вырастут и будут определять жизнь в регионе.

Еще один недостаток состоявшегося заседания заключался в отсутствии взгляда с мест. Полагаю, информация директора школы из небольшого провинциального городка о нехватке учителей, высокой текучести кадров и нежелании молодежи работать в школах была бы весьма уместна при разговоре о проблемах образования и позволила бы членам президиума Государственного совета и Совета при президенте РФ по науке и образованию глубже осознать трудности, которые испытывают образовательные организации в регионах.

Что же делать?

На первый взгляд, ответить на вопрос, сформулированный в подзаголовке, просто, и президент РФ сам дал краткий и емкий ответ: добиваться «реальных позитивных изменений в жизни на местах, в регионах». Вот только что стоит за этими словами?

Нужны условия для самореализации молодых людей, современные, привлекательные стандарты жизни и учебы, возможности для достижения успеха.

Владимир Путин

Президент страны напомнил, что уже с 2021 года – ежегодно – будет увеличиваться количество бюджетных мест в региональных вузах, и прежде всего в тех регионах, которые нуждаются в современных, молодых, перспективных кадрах. Речь, разумеется, идет не о тех учреждениях высшего образования, которые Владимир Путин назвал «вузами-пустышками», а в большей степени о научно-образовательных центрах мирового уровня, формирование которых начато в прошлом году в Пермском крае, Белгородской, Кемеровской, Нижегородской и Тюменской областях.

Мне, правда, ближе расшифровка необходимых изменений, предложенная Максимом Пратусевичем: качественное школьное и высшее образование в регионах; ясные перспективы трудоустройства выпускников на высокотехнологичные места; комфортная социальная и культурная инфраструктура.

Впрочем, и президент РФ подчеркнул значимость благоустройства городов и территорий, запуска новых производств и инвестиционных проектов в регионах.

Анонс Госсовета по развитию общего образования

Владимир Путин анонсировал заседание Госсовета, который будет целиком посвящен развитию общего образования в стране. Он состоится в начале следующего учебного года.

Отлично. Подождем. Важно только не забывать о недавно опубликованных Счетной палатой промежуточных результатах анализа реализации нацпроекта «Образование»: расходов бюджета РФ на образование в размере 3,6% валового внутреннего продукта недостаточно для обеспечения конкуренции со странами-лидерами в области образовательных технологий.

Хочу верить, что на осеннем Госсовете мы не только услышим слова «надо сделать, надо обеспечить, надо претворить в жизнь», но и узнаем о конкретных мерах по созданию в регионах высокотехнологичных рабочих мест и комфортной социальной и культурной инфраструктуры, иначе слова о «реальных позитивных изменениях в жизни» так и останутся красивыми словами.


Читайте также
Комментарии (0)
2020-02-11T15:31:00.000Z
35 0

Хорошая школа – причина оттока кадров из региона: можно ли это изменить


На состоявшемся 6 февраля в Большом Кремлевском дворце совместном заседании Госсовета и Совета по науке и образованию Владимир Путин заявил, что хорошо понимает выпускников многих школ в регионах, которые «уезжают в столицы». В чем разница между социальной лестницей и социальным лифтом, почему молодые люди уезжают и не возвращаются туда, где родились и выросли, и что нужно сделать, чтобы остановить отток молодежи из регионов, – на эти важные вопросы пытается найти ответы наш обозреватель, изучивший материалы заседания.

Источник фото: kremlin.ru

Образование лучше, жизнь интереснее

Расширенное заседание президиума Государственного совета и Совета при президенте РФ по науке и образованию, посвященное повышению роли регионов в подготовке кадров для экономики и социальной сферы, прошло под председательством Владимира Путина, выступление которого задало тон и определило вектор обсуждения проблем.

И хотя основное внимание на заседании было уделено развитию высшего и среднего специального образования в регионах, о проблемах российских школ выступающие тоже не забывали. Об одной из главных проблем – оттоке молодежи из регионов – говорили многие, в том числе и президент РФ.

Выбор многих выпускников школ в регионах хорошо понимаю. Они уезжают в столицы, где и образование лучше, и жизнь интереснее. Это мы с вами прекрасно понимаем, отдаем себе в этом отчет. И зачастую уже не возвращаются молодые люди туда, где родились, выросли. Регионы теряют самое ценное при этом – таланты, кадры, молодежь.

Владимир Путин

Нельзя сказать, что после слов президента РФ у меня пелена с глаз упала. Конечно, нет: все мы знаем, что талантливая, деятельная, жаждущая самореализации молодежь стремится в крупные города и столицы. Но меня, признаться, радует, что о проблеме массового оттока молодых людей из регионов заговорили в Кремле.

Ректор МГУ Виктор Садовничий обозначил, к чему приводит такая тенденция.

Школьники уезжают, молодые люди уезжают, трудности дальше с кадрами и со всем: и с медициной, и с педагогикой, и с наукой.

Виктор Садовничий

По лестнице взбираются, а лифт везет

Ярко и образно выступил Максим Пратусевич, заслуженный учитель РФ, директор Президентского физико-математического лицея № 239, одной из лучших школ Санкт-Петербурга. Максим Яковлевич подчеркнул важность «взгляда снизу, со стороны директора школы» и отметил, что родители не всегда осознают меру своей ответственности за образование детей.

Как ни парадоксально, сегодня хорошо работающая школа в регионе может помогать оттоку будущих квалифицированных кадров из региона. Инструменты этого известны, и я не буду сейчас их упоминать, все это накладывается еще и на такую системную проблему, как уменьшение понимаемой ответственности ученика и его семьи за свои образовательные результаты.

Максим Пратусевич

Изменились взгляды в обществе на социальную мобильность, и в этих изменениях, по мнению заслуженного учителя РФ, таятся угрозы пространственному развитию страны.

Если раньше говорили о социальной лестнице, то теперь говорят о социальном лифте. Разница в том, что по лестнице нужно взбираться самому, а лифт везет. Это такое наблюдение, показывающее существенное изменение именно мировоззрения в этом вопросе. Это создает угрожающую диспропорцию в пространственном развитии нашей страны, о которой вы сказали в своем вступительном слове.

Максим Пратусевич

Здесь необходимо пояснение: Владимир Путин отметил «сверхконцентрацию образовательных ресурсов в Москве и Санкт-Петербурге», подчеркнул, что на определенных исторических этапах эта концентрация была оправданной, но «затем   приобрела явно гипертрофированные формы», и сообщил, что видит в этом «серьезный вызов для сбалансированного развития всего пространства России».

Что огорчило?

Совершенно не ожидал услышать из уст уважаемой Елены Шмелевой, руководителя фонда «Талант и успех», слова о прогрессе школьного образования в регионах России.

Россия добилась существенного прогресса в школьном образовании, причем не только в столичных городах, но и в регионах.

Елена Шмелева

Редакция ActivityEdu рассказывала о семинаре «PISA-2018: проблемы и вызовы российского образования», организованном Институтом образования НИУ ВШЭ. Если сразу после объявления результатов PISA-2018 был просто зафиксирован неприятный факт снижения средних баллов функциональной грамотности 15-летних россиян, то углубленный анализ позволил подметить и другие негативные тенденции: увеличение социальной сегрегации школ и разрыва в уровнях функциональной грамотности между учащимися из деревень и мегаполисов, а также рост доли учащихся, которые не владеют минимальными навыками, необходимыми для жизни в современном обществе.

Предлагаю вашему вниманию еще одну мысль руководителя образовательного фонда «Талант и успех».

Нам нужно двигаться к единой системе, которая объединит все уровни образования для каждого молодого человека в доступную для него траекторию развития на базе образовательного центра «Сириус», школ и университетов-партнеров, центров, работающих по его модели, научно-образовательных центров и инновационных центров, которые создаются в регионе.

Елена Шмелева

Очень высоко оцениваю деятельность Елены Шмелевой в сфере работы с талантливыми детьми. Нам всем приятны успехи наших школьников на международных интеллектуальных олимпиадах, и вклад руководителя фонда «Талант и успех» в активную и успешную работу по поиску, поддержке и развитию талантов неоценим, но давайте все же не забывать, что образовательный центр «Сириус» не ориентирован на развитие каждого школьника.

В PISA-2018 22 % 15-летних россиян не достигли порогового уровня читательской грамотности. Эти цифры неуспешности коррелируют с результатами ВПР-2019: примерно 20 % школьников 5–7-х классов получили как минимум одну двойку за ВПР – либо по математике, либо по русскому языку, либо по математике и русскому языку одновременно. Сложно не понять, что это значимая для страны проблема: навыками, необходимыми для жизни в современном обществе, не владеют более 20 % школьников.

Как тут не вспомнить слова заслуженного учителя РФ, директора московской школы № 109 Евгения Ямбурга: «Ставка исключительно на высшие достижения, олимпиадников и “Кванториумы” обречена на провал». 

Очень жаль, что заслуженный учитель не присутствовал на заседании. Должен же кто-то напоминать высокопоставленным чиновникам и руководителям прописные истины: «Вот это сладостное внимание только к интеллектуальной элите и забвение всей остальной массы детей – проблема уже государственной безопасности».

Понимая важность эффективной работы с талантливыми детьми, не устану – вслед за Евгением Александровичем – повторять, что талантливые и одаренные, скорее всего, уедут, а не обладающие способностями, плохо успевающие, имеющие проблемы с функциональной грамотностью, коммуникацией и социализацией дети точно останутся, вырастут и будут определять жизнь в регионе.

Еще один недостаток состоявшегося заседания заключался в отсутствии взгляда с мест. Полагаю, информация директора школы из небольшого провинциального городка о нехватке учителей, высокой текучести кадров и нежелании молодежи работать в школах была бы весьма уместна при разговоре о проблемах образования и позволила бы членам президиума Государственного совета и Совета при президенте РФ по науке и образованию глубже осознать трудности, которые испытывают образовательные организации в регионах.

Что же делать?

На первый взгляд, ответить на вопрос, сформулированный в подзаголовке, просто, и президент РФ сам дал краткий и емкий ответ: добиваться «реальных позитивных изменений в жизни на местах, в регионах». Вот только что стоит за этими словами?

Нужны условия для самореализации молодых людей, современные, привлекательные стандарты жизни и учебы, возможности для достижения успеха.

Владимир Путин

Президент страны напомнил, что уже с 2021 года – ежегодно – будет увеличиваться количество бюджетных мест в региональных вузах, и прежде всего в тех регионах, которые нуждаются в современных, молодых, перспективных кадрах. Речь, разумеется, идет не о тех учреждениях высшего образования, которые Владимир Путин назвал «вузами-пустышками», а в большей степени о научно-образовательных центрах мирового уровня, формирование которых начато в прошлом году в Пермском крае, Белгородской, Кемеровской, Нижегородской и Тюменской областях.

Мне, правда, ближе расшифровка необходимых изменений, предложенная Максимом Пратусевичем: качественное школьное и высшее образование в регионах; ясные перспективы трудоустройства выпускников на высокотехнологичные места; комфортная социальная и культурная инфраструктура.

Впрочем, и президент РФ подчеркнул значимость благоустройства городов и территорий, запуска новых производств и инвестиционных проектов в регионах.

Анонс Госсовета по развитию общего образования

Владимир Путин анонсировал заседание Госсовета, который будет целиком посвящен развитию общего образования в стране. Он состоится в начале следующего учебного года.

Отлично. Подождем. Важно только не забывать о недавно опубликованных Счетной палатой промежуточных результатах анализа реализации нацпроекта «Образование»: расходов бюджета РФ на образование в размере 3,6% валового внутреннего продукта недостаточно для обеспечения конкуренции со странами-лидерами в области образовательных технологий.

Хочу верить, что на осеннем Госсовете мы не только услышим слова «надо сделать, надо обеспечить, надо претворить в жизнь», но и узнаем о конкретных мерах по созданию в регионах высокотехнологичных рабочих мест и комфортной социальной и культурной инфраструктуры, иначе слова о «реальных позитивных изменениях в жизни» так и останутся красивыми словами.

Читайте также
Комментарии (0)