Фантастика, мистика, ужасы: почему подростки не выбирают классику



Я была нетипичным подростком. В то время, когда мои сверстники фанатели от «Гарри Поттера», я зачитывалась потрепанными советскими книжками о детях-революционерах. В 16 лет я по второму кругу перечитывала «Преступление и наказание» и раз за разом возвращалась на страницы о бале Наташи Ростовой. Я искала в классике ответы на жизненные вопросы, но, несмотря на неукротимый оптимизм, спрашивала себя: неужели все так плохо? Сегодня мне интересно: почему в 15 лет мы должны писать сочинение о том, что суицид – это достойный выход из трудной жизненной ситуации молодой девушки, и нормально ли в приказном порядке читать внутренний монолог убийцы, если тебе 16? Чтобы узнать, что хотят читать современные подростки и стоит ли пересмотреть школьную программу по литературе, я побеседовала с клиническим психологом Марией Поповой.

Читают или нет

– Сейчас часто приходится слышать мнение, что подростки не читают. Поверьте мне, это неправда, – утверждает Мария Попова. – Они читают, и не просто для того, чтобы отстреляться и забыть, – они анализируют информацию, пытаются ее отфильтровать. Конечно, не всегда это получается в силу небольшого жизненного опыта, но тем не менее у подростков действительно пытливый ум. 

Как показало исследование, которое проводила Российская государственная детская библиотека среди школьников Перми и Пермской области, чтение носит регулярный характер. Ежедневно один или два раза в неделю читает 68% сельских и 78% городских подростков в Перми и области. На вопрос, любят ли они читать, положительно ответили 75% респондентов, и только 20% рассказали, что они читают исключительно в силу какой-то необходимости.

Однако чтение не занимает первое место в структуре подросткового досуга. Приоритет отдается просмотру телепередач и коммуникациям в интернете, далее идут помощь родителям и прогулки. Только на четвертом месте стоит чтение. До часа в день читает около 33% подростков, 2–3 часа в день читают около 34%, и от случая к случаю – около 18%. Пандемия несколько изменила ситуацию: гулять с друзьями нельзя, все время сидеть в интернете устанешь, поэтому интерес к чтению повысился. 

Кстати, то, насколько детей можно увлечь чтением, зависит от места их проживания. Я очень много ездила по России и обратила внимание, что практически не остается времени на книги у детей из сельской местности. Работы в селе очень много: дом, скотина, огород, который уходит далеко за горизонт. С утра дети идут в школу, потом помогают родителям по хозяйству, а дальше у них остается время только на то, чтобы сделать уроки. 

Что им интересно

Чем же сейчас заинтересованы подростки в плане чтения? Во-первых, им нравятся серийные произведения с яркими обложками. Очень интересный пример: самый любимый писатель у пермских подростков Майн Рид. Почему именно он? Оказалось, что местное издательство выпустило красиво оформленную серию его книг. И это очень показательно: неважно, сколько лет детям, они все равно выбирают книгу по обложке. Нам нужно учитывать тенденции современного поколения к зрительному восприятию – у детского издания должна быть яркая, красивая или интересная упаковка. 

По результатам исследований библиотек Волгоградской области и республиканской библиотеки для детей и юношества в Удмуртии, на первых местах в рейтинге литературных предпочтений подростков приключения, фэнтези и фантастика. Ужастики у мальчиков на третьем месте, у девочек – на пятом, детективы у тех и у других – на седьмом. Такой выбор отчасти можно объяснить тем, что подростки хотят жить «по-другому», даже самые благополучные и обеспеченные. Все равно бушуют гормоны, хочется новизны. Но так как они ограничены воспитанием и Уголовным кодексом, то именно чтение книг дает возможность побывать в необычных ситуациях, получить адреналин. 

Многие современные авторы затрагивают темы, которые очень важны для детей: вопросы самоидентификации, поиска своего места в обществе, дружбы, первой любви. Детей 14–17 лет увлекают книги об истории, мемуары, истории из жизни замечательных людей. Большой популярностью пользуются произведения современных скандинавских и американских писателей в переводе Ольги Дробот, Марии Людковской, Ольги Варшавер, Ольги Бухиной. Как мне объяснили дети, им очень легко их читать. Среди любимых книг моих подопечных я бы отметила повести Нины Дашевской, Пастернака, произведения Евгения Жвалевского. 

Достоевский и хэппи-энд

Подростки готовы читать взрослую литературу, но есть важная особенность: их привлекают произведения, где есть хэппи-энд и динамика. Пока человек учится в школе и даже на первых курсах института, ему важно понимать, что дальше все будет хорошо. У ребенка должно быть ощущение, что весь мир открыт, что все замечательно. Это нормально, это особенность возраста. Если ребенок остается разочарованным, он может начать изучать такие вещи, которые не очень хороши для его возраста. У меня есть один клиент, который после прочтения Достоевского заинтересовался Уголовным кодексом: что будет, если кого-то убить. Это живой пример из моей практики.

Да, «Преступление и наказание», «Война и мир» – это классика, мы должны ее знать. Но я бы включила в школьную программу побольше позитивных книг, произведений зарубежной литературы: Джека Лондона, Майн Рида, О. Генри. В моей практике был случай, когда мы смогли заинтересовать мальчика 13 лет произведением «Три мушкетера». До этого он не мог найти себе занятие, и родители не знали, как с этим справиться. После «Трех мушкетеров» ребенку захотелось научиться ездить на лошади. Сейчас он вырос и стал профессиональным жокеем. Нужно грамотно сочетать российскую и зарубежную литературу, брать не только старые произведения, но и смотреть на новое, не забывать о приключениях. 

Как им помочь

Я заметила одну нехорошую тенденцию: родители пытаются загрузить детей кружками, развивать в любых направлениях, но при этом настаивают на самостоятельном освоении внеклассного чтения. Если вы хотите заинтересовать ребенка чтением, пожалуйста, общайтесь с ним, обсуждайте книги. Начинайте делать это с раннего возраста. Не нужно думать, что в 13 лет ребенок неожиданно сам поймет, как полезно читать.

На мой взгляд, многие произведения из школьной программы тяжело воспринимаются современными детьми. В большинстве своем они не будут искать значение непонятных слов, старорусских выражений – скорее, прочитают их механически. Выбирая книги, родители и педагоги больше ориентируются на свое поколение, на то, что было интересно им самим. Никто не учитывает, что сейчас совершенно другое время.

Моей дочери 15 лет, она ищет книги в интернете, приносит мне, я смотрю, что она выбрала: в книгах могут быть завуалированы моменты насилия, и за этим нужно следить. Моя специализация – суицидология, я в курсе того, какими страшными вещами могут заниматься подростки. Книги помогают детям искать ориентиры, поэтому будьте внимательны к тому, что ваши дети хотят прочитать, смотрите аннотации, отзывы в интернете. 

Основные подростковые проблемы возникают из-за нехватки общения с родителями, отсутствия взаимопонимания. Детям очень сложно отфильтровать гигантское количество информации, которое сейчас есть в открытом доступе. Поэтому родители и школа должны задавать верное направление. 

Семейные чтения дают потрясающий результат. У меня была девочка, которая очень боялась с кем-либо разговаривать, была социально не адаптирована. Парадоксальным образом чтение по ролям ее раскрыло. Спустя полгода я встретилась с ее мамой, и она рассказала, что даже педагоги в школе заметили, как сильно девочка изменилась. 

Полезно выстраивать процесс по принципу «книга плюс демонстрация». Как-то группе очень сложных подростков я дала прочитать книгу Аники Тор «Остров в море», после чего отвезла их в Смоленскую область на мемориал «Катынь», где были расстреляны польские солдаты. Там вроде бы ничего эдакого нет: тихий-тихий лес, мостики над землей и раз в полчаса звонит колокол... Но на детей это оказало поразительное воздействие. Оттуда они возвращались притихшими, я бы сказала, совершенно другими. Если подходить к вопросу комплексно, можно воспитать потрясающее новое поколение.


Благодарим за помощь в подготовке материла пресс-службу Международного гуманитарного педагогического форума «Живая классика».

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)