Дети об учителе сегодня: это уже не тетя с забранными в пучок волосами




Проблема передачи накопленных знаний новому поколению волновала людей всегда. А вместе с ней всегда был и остается актуальным вопрос: какими качествами должен обладать учитель, чтобы ребенку хотелось у него эти знания перенимать? Для одних образ идеального педагога совпадает с образом первой учительницы, мягкой и заботливой, как мама. Другие считают лучшим в своей жизни учителя, который смог увлечь предметом и тем самым помог сделать первые шаги в сторону будущей профессии. Меняются реалии – меняется образ учителя мечты. А каких педагогов хотят видеть в школах сами дети? Приводим мнения российских школьников, которыми они поделились в интервью нашему корреспонденту, а также результаты исследований, проведенных в других странах.

Что говорят школьники России о том, каким должен быть учитель

Наргиза Гимадутдинова, 10-й класс:

Современный педагог – это уже не тетенька с забранными в пучок волосами, с большими очками, указкой под мышкой, строгим голосом, как было раньше. Дети сейчас другие, и к ним требуется другое отношение. Многие взрослые, конечно, могут сказать, что школьники грубые, невоспитанные. Но учитель должен уметь находить с ними общий язык. Самое главное, чтобы у педагога был спокойный, уравновешенный характер. А чувство юмора – это вообще незаменимое качество для учителя. Моя учительница истории как раз такая, она идеальный учитель. Умеет общаться с нами и понимает нас.

Полина Баскакова, 9-й класс:

Идеальный учитель занимается индивидуально с каждым ребенком и ориентируется на средних учеников. Старается объяснить так, чтобы даже самые тупые поняли. Сильным ученикам, которые уже усвоили весь материал, он дает более сложные задания. 

Он не считает, что его предмет самый важный. Этот человек разрешает ученикам иметь собственное мнение, ведет с ними дискуссии. 

Он молодой, понимает детей, добрый и отзывчивый, с чувством юмора. С ним можно поговорить как с другом, обсудить проблемы, не связанные со школой. Он часто проводит интересные мероприятия, экскурсии, походы.

Алина Галиахметова, 10-й класс:

У идеального учителя должны быть такие черты характера, как доброта, ответственность, справедливость, терпение. Он должен понимать своих учеников и собственным примером учить детей не только знаниям по своему предмету, но и ответственности, честности, умению общаться с людьми. Хороший педагог должен быть еще и психологом и иметь хорошее чувство юмора. В то же время ему нужно быть строгим и уметь поддерживать дисциплину в классе.

Алексей Тихонов, 9-й класс:

Идеальный учитель отлично знает свой предмет, умеет понятно объяснять и приводит интересные примеры из обычной жизни. Он должен хорошо выглядеть, а не пугать своим внешним видом детей. Голос должен быть приятный, а не пронзительный; еще нужна хорошая дикция и хорошие манеры. 

Хороший учитель уважает учеников и ставит оценки только по справедливости, не завышая их отличникам и не занижая тем, кто ему не нравится.

Екатерина Полякова, 10-й класс:

Идеальный учитель − это интеллигентный и высокообразованный человек, который обращается ко всем ученикам на «вы», не только к старшеклассникам. 

У него широкий кругозор, блестящая эрудиция, хорошее чувство юмора. Объясняет все очень простым и доступным языком, умеет заинтересовать своим предметом и может ответить на любой вопрос ученика в этой области. Он относится ко всем одинаково и ставит оценки справедливо, не ориентируясь на свою личную симпатию или неприязнь, без придирок. 

Он терпеливый. Понимает жизнь и трудности своих учеников, но не читает нравоучений. В нашей школе есть один такой учитель.

Сергей Атаманов, 11-й класс:

Идеального учителя не существует, потому что идеальных людей вообще нет. Но свой идеал педагога есть у всех учеников. Большинство из нас хочет, чтобы учитель ставил только четверки и пятерки. Но это же вовсе не значит, что он и правда хороший! 

Нужно, чтобы учитель был справедливым и лояльным ко всем ученикам, чтобы было взаимопонимание между ним и детьми. Строгий и одновременно добрый. И, конечно, ни один адекватный человек не смог бы работать без чувства юмора. 

Понятно, что учитель не может знать абсолютно все, поэтому он должен уметь признавать свои ошибки.

Школьники Москвы «учителем мечты» считают молодого специалиста не старше 30 лет. Он должен быть в курсе модных тенденций (при этом внешний вид педагога детей не волнует) и знать, чем живут и дышат его ученики; должен разбираться в современных гаджетах и использовать на уроке технические возможности самого актуального учебного оборудования. Школьники хотят, чтобы учитель, во-первых, любил их и был отзывчивым; во-вторых, активным и умел заинтересовать своим предметом; в-третьих, умел быть строгим и справедливым. 

В школах Череповца ученики 7–9-х классов считают, что для идеального педагога важны хорошее знание своего предмета и общая эрудиция, интеллигентность и доброжелательность, способность правильно построить урок, умение слушать учеников и находить к каждому свой подход. 


Старшеклассники, которые учатся в школах в этом городе (10–11-я параллель), хотят, чтобы идеальный учитель был в первую очередь старшим и опытным товарищем, а профессиональные качества становятся второстепенными. Он должен быть добрым и терпеливым, справедливым и честным, общительным и понимающим, творческим, с хорошим чувством юмора. 

Старшеклассники из гимназии подмосковного Щелкова говорят, что идеальный учитель должен быть (в порядке убывания важности качеств), во-первых, строгим и терпеливым, интересно подавать материал; во-вторых, хорошо знать предмет; в-третьих, быть объективным и справедливым, толерантным; в-четвертых, обладать красноречием и чувством юмора. 

В гимназиях Новосибирска восьмиклассники рассказали о своем видении того, каким должен быть «учитель мечты». Он с пониманием и уважением относится к ученикам, умеет найти с ними общий язык. Внимательный, готов поддержать в тяжелую минуту, с ним можно поделиться и проблемами, и радостью, но при этом он не вмешивается в жизнь учеников, не сплетничает. А еще он красивый, добрый, с чувством юмора, интеллигентный, высокообразованный, понятно объясняет материал, приходит на урок вовремя. Он справедливый, не кричит на учеников и наказывает тех, кто срывает урок и не дает другим заниматься. 

В школах Нижнего Новгорода и Нижегородской области представлением об идеальном учителе поделились ученики 3–4-х и 10–11-х классов. По мнению выпускников начальной школы, этот человек должен быть добрым и спокойным, веселым, с чувством юмора, красивым, модным и аккуратным. Учитель интересно проводит уроки, понятно объясняет. Одинаково относится ко всем ученикам, радуется их успехам. Ему можно доверить любую тайну. Выпускники средней школы считают, что лучший возраст для учителя – 30–40 лет. Во главу угла они ставят такие качества, как доброту и справедливость, ум и широкий кругозор, чувство юмора, трудолюбие и терпеливость. Учитель может найти подход к каждому школьнику, уважает их чувства и мнение. Умеет заинтересовать своим предметом, доступно объясняет. Педагог должен быть принципиальным и с чувством собственного достоинства, строгим и требовательным. У него активная жизненная позиция, стремление к самосовершенствованию. 

А как у них?

Описывая в рамках одного из исследований черты идеального учителя, школьники Бразилии создали три портрета. 


В соответствии с первым, идеальный учитель − это дружелюбный и понимающий, общительный и жизнерадостный, спокойный и естественный человек. Он умный и красивый, модно одет, понятно и интересно объясняет материал, не вступает в конфронтацию с учениками.

Второй образ − учитель дружелюбный и ответственный. Он веселый, но не чрезмерно; динамичный, но не суетливый; креативный, гибкий, терпеливый и скромный. Он уверен в себе, с хорошим образованием, организован, но не педант.

Третий портрет изображает учителя терпеливым, дружелюбным, ответственным, динамичным и пунктуальным. Идеальный учитель объективно относится ко всем ученикам, уважает их мнение, общается на равных, поощряет слабых и добивается дисциплины в классе. Он высокообразован, хорошо знает свой предмет, творчески подходит к его преподаванию, использует разнообразные методики и технические средства обучения. 

Индийские школьники ждут от «учителя мечты» , что он всегда  будет рядом, поможет ученику справиться с любыми проблемами и укажет ему правильный путь. Он способен найти индивидуальный подход к каждому ребенку, его замечания всегда доброжелательны, а критика конструктивна. Он хорошо разбирается в детской психологии и мотивирует учеников максимально усердно заниматься образованием, расширять кругозор и самосовершенствоваться. Такого учителя дети Индии готовы боготворить. 

В Пакистане идеальным считается учитель, который блестяще знает свой предмет, имеет широкий кругозор, но продолжает самообразование; он уверен в себе и следит за своим внешним видом. У него хорошее чувство юмора, но он никогда не высмеивает учеников. Он терпелив и всегда готов помочь ребенку, который не справляется с предметом. Он может найти индивидуальный подход к каждому своему ученику, особенно к тому, кто не хочет учиться или кому обучение дается с трудом.


Школьники в США называют такие качества идеального педагога: самоуважение, честность и беспристрастность, высокая культура и хорошая речь, готовность помочь детям. Он с симпатией и уважением относится к каждому ученику, хорошо знает свой предмет и интересно его преподает. Он прививает детям любовь не только к своей дисциплине, но и к обучению вообще, всячески развивает их умственные способности и душевные качества. Он друг и наставник для учеников.

Так какой же он, идеальный учитель?

Как видим, качества, характеризующие «лучшего в мире» наставника в разных городах и странах практически совпадают. Большинство школьников считает, что идеальный учитель:

  • доброжелательный и понимающий;
  • терпеливый и спокойный;
  • веселый, с хорошим чувством юмора;
  • считается с мнением учеников, может найти с ними общий язык;
  • строгий и требовательный, следит за дисциплиной;
  • отлично знает свой предмет и обладает широким кругозором;
  • интересно ведет урок и понятным языком объясняет материал;
  • гибкий, использует индивидуальный подход к каждому ученику;
  • ровно относится ко всем детям и беспристрастно ставит оценки;
  • хорошо выглядит и во всем идет в ногу со временем.

И мы точно знаем, что в нашей стране таких людей в этой уважаемой профессии очень много.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (1)