Будущее ЕГЭ: индивидуальные задания и искусственный интеллект



Из ежегодного доклада правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования следует, что под совершенствованием ЕГЭ и ОГЭ кабинет министров понимает в первую очередь перевод экзаменов в компьютерную форму и автоматическую генерацию индивидуальных вариантов КИМ. Если добавить к этому недавнее заявление директора ФИПИ Оксаны Решетниковой о проверке в будущем всех ответов ЕГЭ, включая развернутые, с помощью искусственного интеллекта, то станет ясно – спокойной жизни выпускникам российским школ ждать не стоит.

Суровое тестовое настоящее

В докладе правительства РФ утверждается, что ЕГЭ ежегодно совершенствуется как технологически, так и содержательно, усиливается научная и практико-ориентированная составляющая контрольных измерительных материалов. Подчеркивается, что «в современных контрольных измерительных материалах ЕГЭ отсутствуют задания с выбором ответа (тестовая часть) по всем учебным предметам (кроме ЕГЭ по иностранным языкам, раздел “Говорение”)».

На мой взгляд, авторы доклада выдают желаемое за действительное. Достаточно взглянуть на выложенный на сайте ФИПИ демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ 2019 года по русскому языку, чтобы понять: задания с выбором ответа по-прежнему используются. Читаем пояснения в демонстрационном варианте: «Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел)». Как иначе можно назвать задачу выбора цифры (числа), если не выбором ответа?

Кстати, не хотите проверить, не забыли ли вы русский язык? Вот как выглядит одно из тестовых заданий в демонстрационном варианте по русскому языку.


Предложение, о котором идет речь в задании: «Фольклорный театр представляет собой совокупность театральных явлений в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игру на музыкальных инструментах, пляски и др.». В ответе нужно написать 2. Надеюсь, с заданием вы справились.

Как вы считаете, это задание с выбором ответа?

Индивидуализация после цифровизации

Одной из задач, направленных на развитие школьного образования, в докладе правительства РФ Федеральному собранию названо «совершенствование контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ в целях цифровизации экзаменов и перевода их в компьютерную форму».

Цифровизация экзамена как цель совершенствования КИМ? Признаться, я полагал, что КИМы совершенствуются для того, чтобы точнее и глубже проверить знания и навыки экзаменуемых.

По замыслу Рособрнадзора, после перевода экзаменов в компьютерную форму станет возможна «автоматическая генерация индивидуальных вариантов контрольных измерительных материалов». К безусловным плюсам этого новшества можно отнести предотвращение утечек вариантов ЕГЭ. На мой взгляд, у индивидуальных вариантов КИМ есть и минусы. Главный из них – высокая вероятность появления сильно различающихся по сложности вариантов. И сейчас, без генерации индивидуальных вариантов, одной из зон – Дальнему Востоку, Сибири, Уралу или ЦФО – время от времени по какому-либо предмету достается вариант, отличающийся повышенной сложностью некоторых заданий. Автоматическая генерация будет гарантированно ставить экзаменуемых в неравные условия, поэтому следует детально проработать переход к индивидуальным вариантам.

Сроки перехода на автоматическую генерацию индивидуальных вариантов КИМ в Рособрнадзоре пока сообщить не могут.

Интеллектуальное будущее ЕГЭ

В будущем, по мнению директора Федерального института педагогических измерений Оксаны Решетниковой, проверку работ в рамках ЕГЭ можно будет полностью поручить искусственному интеллекту.

На первый взгляд, отказ от десятков тысяч экспертов и переход к машинной проверке позволит исключить субъективный фактор при проверке работ. В задании № 27 ЕГЭ по русскому языку требуется написать сочинение по прочитанному тексту. В этом году, например, некоторым экзаменуемым достался отрывок из повести Виктора Драгунского «Он упал на траву». У меня нет уверенности в том, что некий искусственный интеллект сможет оценить, насколько точно, емко и корректно в проверяемом сочинении сформулирована проблема, подобраны примеры-иллюстрации и выражено отношение к позиции автора.

Переход к автоматизированной проверке планируется в ФИПИ к 2030 году. Мне сложно дать точный прогноз уровня развития искусственного интеллекта к этому времени, но пока идеи ведомства звучат, на мой взгляд, фантастично.

В качестве заключения

Подводя итог краткого обзора новаций, запланированных чиновниками для совершенствования ЕГЭ, нельзя не упомянуть о недавнем предложении первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой внедрять элементы ЕГЭ начиная с начальной школы.

Стремление политиков, сенаторов и чиновников принять участие в развитии и реформировании ЕГЭ можно приветствовать, но, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев их идеи и предложения направлены не на глубину и точность проверки знаний и навыков экзаменуемых, а на организационную сторону процесса аттестации: централизованная закупка подходящих ручек для ЕГЭ, подготовка детей к ЕГЭ начиная с начальной школы, перевод экзаменов в компьютерную форму, использование искусственного интеллекта для проверки работ.

Очевидно, что не только механизм аттестации, но и содержательная часть требует совершенствования. До тех пор, пока из ЕГЭ не будут полностью исключены задания с выбором ответа, отношение к экзамену останется как минимум критичным.

Вместе с тем экзаменационная кампания этого года показала, что и организационные проблемы никуда не делись: 29 мая при получении заданий по математике произошел сбой в двух образовательных организациях города Иваново, из-за чего более 200 выпускников не смогли сдать экзамен, а 6 июня во время ЕГЭ едва не погиб выпускник симферопольской школы.

Таким образом, у ЕГЭ имеются как организационные, так и содержательные недостатки, и их устранение представляется гораздо более насущной задачей, чем автоматическая генерация индивидуальных вариантов и привлечение искусственного интеллекта.



к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)