Профессор Савенков: педагогическая система Макаренко актуальна и в наше время



13 марта исполняется 132 года со дня рождения великого российского педагога, писателя, общественного деятеля Антона Семеновича Макаренко. Его авторская методика, несмотря на большое количество критики, широко применялась в советской педагогике. О том, актуальны ли ее положения сегодня, корреспондент портала побеседовала с Александром Ильичом Савенковым, директором института педагогики и психологии образования МГПУ, член-корреспондентом Российской академии образования, профессором, доктором педагогических и психологических наук.


Александр Ильич, как вы оцениваете вклад Макаренко в становление отечественной педагогики?

Антон Семенович Макаренко – безусловно, выдающийся человек. Он признан во всем мире. В тяжелую пору для нашего Отечества, когда было много беспризорных детей, он нашел гениальный способ их воспитания и инклюзии в социум. При этом Макаренко всегда позиционировал себя как практик и никогда не претендовал на звание теоретика-педагога, создавшего некую концепцию, которую можно широко транслировать. Значительная часть его достижений – практического свойства.  

Интересный факт

В тяжелое для страны постреволюционное и послевоенное время Макаренко организовал и возглавил колонии для беспризорников и несовершеннолетних нарушителей порядка и на личном примере доказал, что педагог – это призвание. Он обожал своих воспитанников, но никогда не был гуманистом. Макаренко удалось найти подход к колонистам, отличающимся высокой степенью свободолюбия, и обучить их жизни в соответствии с жесткой, почти военной, дисциплиной.

Его теория воспитания личности в коллективе была признана советской педагогикой. Она актуальна и в наше время, когда дети едва ли не с рождения погружены в виртуальную реальность, а это порождает сложности в их социализации. 

Сейчас во многих компаниях заговорили о необходимости развития эмоционального, социального интеллекта – даже термины такие вошли в обиход. Прежде, в советские времена, когда система Макаренко активно изучалась в педагогических университетах и использовалась в воспитательной работе в школах, слов таких не было и проблем таких не возникало. 

Используются ли сейчас наработки Макаренко в обычных школах? Насколько они эффективны?

Посмотреть, насколько эффективно реализуется система Антона Семеновича в чистом виде, наверное, невозможно. Но каждый педагог, получая образование, обязательно осваивает подходы Макаренко: три этапа развития коллектива, закономерности развития личности в социуме. Учитель эти знания, как говорят психологи, «интериоризирует» (овнутряет, – прим. ред.) и использует в практике, даже не осознавая, что это не его собственные наработки. Хотя задачу воспитания сняли с педагогов.

Вы сказали, что Макаренко получил признание не только в России, но и во всем мире. Но вряд ли везде в равной степени?

В большом почете он у японцев и китайцев. Европейские культуры более ориентированы на индивидуализм – этот их англо-саксонский подход к воспитанию, когда ребенок растет «как трава в огороде». А восточные культуры сосредоточены на воспитании коллективизма, и тут Макаренко – как нельзя кстати. 

Интересный факт

В 1988 году Макаренко был удостоен международного признания: по решению ЮНЕСКО его включили в список педагогов, определивших педагогическое мышление в XX веке, наряду с Джоном Дьюи, Марией Монтессори и Георгом Кершенштейнером.

А у нас какая культура − индивидуалистическая или коллективистская?

Мы находимся между Европой и Азией – у нас ментальность и азиатская, и европейская. С одной стороны, в нашу культуру пришло англо-саксонское представление о жизни, как об «успехе». Если раньше педагоги говорили о проблеме школьной неуспеваемости, теперь говорят о проблеме академической успешности. «Та же тетя, только в другой шляпке». 

Мы стали рассматривать проблему успеха и успешности человека в жизни, творчестве, учебе примерно так же, как англосаксы. Чтобы успеть, надо спешить. Но, с другой стороны, мы задаемся вопросом «куда?». Это уже ближе к восточной философии. 

Как говорил Лев Николаевич Толстой «Все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать». У китайцев еще лучше: «Если долго сидеть на берегу реки, мимо обязательно проплывет труп твоего врага». Европеец никогда не будет сидеть на берегу и ждать, пока нечто произойдет. Он пойдет делать революцию. Или что-то ломать. А мы, в силу своего промежуточного положения между Европой и Азией, восприняли и то, и другое. 

Когда нам удобно, мы успешны. Когда нет – сидим и ждем. Поэтому, с одной стороны, у нас популярны конкурсы, соревнования, олимпиады – конкурентные формы взаимодействия, а с другой – мы говорим о коллективизме, о сравнении себя с самим собой, а не с другими. Противоречивые мы очень. 

А Макаренко что предлагал? Ломать или ждать? 

Макаренко – скорее ломать, как ни странно. Он все-таки был человеком довольно энергичным. Всем известен его заочный спор с Сухомлинским. Макаренко настаивал на необходимости наказаний как метода воспитания. Сухомлинский же впоследствии категорически это отрицал. 

Позже для историков это стало проблемой, они даже пытались столкнуть великих педагогов заочно, мол, «Сухомлинский против Макаренко». Но Василий Александрович говорил о том, что воспитание без наказания невозможно не потому, что нереально в принципе, а потому, что наши педагоги не умеют воспитывать, не наказывая. И в своей книге «Павлышская средняя школа» он описал ситуацию, когда он сам, директор, работал без наказаний. Но, если почитать внимательно, отсутствие наказаний, которое предлагал Сухомлинский, это еще хуже, чем, например, выпороть ребенка розгами. Макаренко не предлагал, конечно, этого делать, но человеком был очень строгим, и использовал порою жесткие методы: это очевидно из его книг. 

Макаренко использовал в своей практике такой вид наказания, как социальная изоляция. Если ребенок совершил какой-то проступок, он должен быть наказан детским коллективом. Товарищи должны были продемонстрировать общественное осуждение. 

Сейчас подобное применяется в школах?

Категорически нет. Сейчас и социальная ситуация не та. Если послушать воспитанников Макаренко – мне удалось побывать на его столетии много лет назад, в 80-е годы – они рассказывали жуткие вещи. 

Одна пожилая дама поведала, как Антон Семенович мог поставить девочку, украсившую одежду или волосы бантиком, перед строем и начать обсуждать, как это все некрасиво и ужасно. Если сейчас такое сделать с ребенком, вас родители засудят. И правильно сделают. Но тогда была другая ситуация. Надо было жесткими методами воспитывать эстетические и нравственные чувства детей. 

Применима ли методика Макаренко в высшем образовании? 

Макаренко работал с подростками, это его основной контингент. В вузе уже другая жизнь и взрослые люди, а взрослого человека научить ничему нельзя. Взрослый человек может научиться, если захочет, поэтому его воспитание, обучение проходит в рамках педагогики высшей школы. И здесь как раз идеи Макаренко не очень востребованы. 

Если говорить о нашем университете, методика Макаренко весьма подробно освещается в истории педагогики. Раздел о системе Макаренко, воспитании личности в коллективе, есть в теории воспитания. 

Что касается научных трудов: в каждом солидном научно-педагогическом журнале есть рубрика, посвященная истории педагогики. Там регулярно, чаще всего, к знаменательным датам – дням рождения, юбилеям – обязательно появляются статьи о таких титанах как Макаренко, Песталоцци, Сухомлинский, Коменский. Все это – люди, стоящие в одном ряду, безусловно. Историки продолжают отыскивать новые документы, публиковать их. 

На ваш взгляд, будет ли востребована методика Макаренко в будущем? 

Антон Семенович занял свое место в истории педагогики, его признали! И сейчас элементы системы и некоторые его идеи активно используются социумом, профессиональным сообществом. К тому же, когда мы пишем научные труды, делаем отсылки не только к Макаренко, но и к педагогам более ранних времен, таким, как, например, Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци. Поэтому рано говорить о том, что все в прошлом. Еще не одним поколение будут востребованы труды великого педагога – Антона Семеновича Макаренко. 

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)