Зачем нужно изучать фонетику. Отвечает педагог

2019-03-25T12:57:19.468Z
28 6

Есть в школьном языкознании раздел «Фонетика». На просторах Интернета яростно ломаются копья противников и сторонников изучения сего раздела. Люди вполне толерантно и с пониманием относится к изучению фонетики (и транскрипции) иностранного языка. Но когда дело касается русского языка, начинают раздаваться возмущенные голоса.

Хочу выступить в защиту незаслуженно обижаемой фонетики. Скажу больше, это моя самая любимая тема в языкознании. С удовольствием учу детей фонетическому разбору. Мало того, стараюсь, чтобы и они получили от этого действа-головоломки удовольствие. Потому что русский язык – страшно интересная штука!

Итак, зачем «мучить» детей фонетикой с начальной школы? А затем, что в школе изучают русский язык как науку. Поэтому придется мне сейчас немного терминологии употребить, потерпите немного. Дети с первого класса занимаются языковедением, изучая лексику, фонетику, графику, морфемику, морфологию, грамматику, синтаксис, стилистику, семантику, этимологию, орфографию, пунктуацию, устную и, главное, – письменную речь. Ключевое слово – письменную.

Если бы в школе учили только говорить и заниматься устным творчеством – no problem, можно было бы обойтись и без многих вышеназванных разделов. И без фонетики в первую очередь. Почему в первую? А вы посмотрите, с чего начинается изучение любого иностранного языка? Именно с фонетики и транскрипции. Вы скажете: «У-у-у, так то иностранный язык. Ему учиться надо. А на своем-то мы и так говорить умеем, спасибо папе с мамой».

Так в школе и учат русскому языку, а не просто разговорной речи. Поэтому и начинают с фонетики: с гласных, согласных (звонких, глухих, твердых, мягких, сонорных, шипящих, свистящих), слогов, ударения, сильных и слабых позиций звуков. Причем эта премудрость начинается уже в добуквенный период в 1-м классе – в первые две недели сентября. Дети еще ни одной буквы, ни одного слова не встретили на страницах букваря, а уже разбирают слова на фонемы.    

Зачем и почему так рано? Затем, что фонетика первична по отношению к написанию. Потому что с 90-х годов прошлого столетия ведущим принципом орфографии (правописания) стал именно фонематический принцип. Он гласит: одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях. Фонема – звук-смыслоразличитель (дом – том, бык – бак). В одной и той же части слова  (морфеме) пишется одна и та же буква, независимо от произношения: снеГ – снеГа, кОтята – кОт, на конЕ – на деревЕ. 85–90 % правил правописания слов в русском языке основано на фонематическом принципе.

Фонематический принцип:

  1. Дает возможность понять глубже природу орфографии.
  2. Детально объясняет и объединяет правила проверки гласных, согласных (включая непроизносимые) в корне, приставках, суффиксах, окончаниях.
  3. Позволяет ребенку рано понять, что многие слова пишутся не так, как говорятся.
  4. Развивает «орфографическую зоркость».
  5. Существенно облегчает понимание правила и, главное, его применение на практике. 

Поверьте, детям все равно, чему учиться на уроке и каким способом. Им пока сравнить не с чем. Как учат, так и учатся. Родителям есть с чем сравнить, поскольку они-то школу закончили. Корень неприятия фонетики именно родителями часто лежит в том, что их самих учили по старому морфологическому принципу.

Он издавна считался ведущим в орфографии. Все методики обучения русскому языку, все учебники были построены по этому принципу. Он ориентирует ученика опираться при проверке на морфемный состав слова. Ученик должен четко понимать, где находится орфограмма: в корне, в суффиксе, в приставке или в окончании. Этот принцип и сейчас работает, он никуда из языка не делся. Но темы «Корень», «Родственные (однокоренные) слова» подробно начинают изучаться только во 2-м классе! Так зачем же терять год учебы, если фонематический принцип позволяет приступить к правописанию слов уже в 1-м классе?

Фонетику в начальную школу ввели в 90-е годы, когда появились новые подходы к обучению, новые методики. Когда на слуху у многих людей стали имена В. Давыдова, Д. Эльконина, В. Репкина, Ш. Амонашвили, С. Шаталова, С. Лысенковой, В. Илюхиной… Когда стала возможна вариативность программ, когда у учителя появился выбор учебника и методики. Это стало тогда настоящим откровением для многих учителей (и для меня в том числе) и прямым посылом к их собственному творчеству и экспериментам.

С тех пор фонетика в начальной школе прижилась, и это оправданно. От нее больше пользы, чем «вреда».

В чем же заключается «вред и мучение», с точки зрения многих взрослых, вынужденных вместе со своими детьми «залезать в дебри» фонетики? 

Вот основные претензии:

  1.  Лидер по негативным отзывам – пресловутый «йожык». Родители говорят: дети начинают так писать после фонетического разбора и записи транскрипции слов – [й'ожык]. Так же, как и «сабака» после [сабака] и т. п. Приходится, мол, детей долго переучивать.
  2. Дети получают плохие отметки за фонетический разбор, потому что им трудно понять, что «я» – это [й'а], «ё» – это [й'о] и т. д. Особенно когда они смотрят на написанное слово.
  3. Взрослым трудно дается этот разбор, они не могут помочь ребенку сделать домашнее задание.

Отвечаю: 

  1. За почти 30 лет преподавания не встречала ребенка, который стал неграмотно писать именно после транскрибирования слов. 
  2. Напротив, фонетический разбор (и с транскрипцией в том числе) помогает отличить звук от буквы. Многие люди не видят разницы – так же, как между цифрой и числом. Правильно слышать – означает правильно писать. Это называется «иметь развитый фонематический слух». Люди с нарушением фонематического слуха правильно говорят, но неправильно пишут.
  3. Если ваш ребенок пишет йожык, лйуди, пойу, йаблоко (ежик, люди, пою, яблоко) – это повод обратиться к логопеду-дефектологу. Здесь вовсе не в транскрипции дело. Если ребенок не может расчленить слово на звуки – это повод обратиться к логопеду. Повторюсь, ребенок может говорить чисто. Речь именно о слухе. К сожалению, число детей, которым нужна помощь логопеда, растет. После устранения проблем с нарушением фонематического слуха не будет серьезных проблем с фонетическим разбором и правописанием.
  4. Исключение – дети, для которых русский язык неродной. Они имеют право на такие ошибки (временно).
  5. Взрослым трудно дается такой разбор, да. Это потому, что в школе они учились много лет назад по другой методике. Далеко не все занимались этим разбором в институтах. 
  6. О-о-о-очень много зависит от степени владения материалом самим учителем. К сожалению, много учителей в вопросах фонетики плавает. Но это – тема другой статьи.
Читайте также
Комментарии (6)

Зачем нужно изучать фонетику. Отвечает педагог

28 6

2019-03-25T12:57:19.468Z

Анна Литягина
Подписаться

Есть в школьном языкознании раздел «Фонетика». На просторах Интернета яростно ломаются копья противников и сторонников изучения сего раздела. Люди вполне толерантно и с пониманием относится к изучению фонетики (и транскрипции) иностранного языка. Но когда дело касается русского языка, начинают раздаваться возмущенные голоса.

Хочу выступить в защиту незаслуженно обижаемой фонетики. Скажу больше, это моя самая любимая тема в языкознании. С удовольствием учу детей фонетическому разбору. Мало того, стараюсь, чтобы и они получили от этого действа-головоломки удовольствие. Потому что русский язык – страшно интересная штука!

Итак, зачем «мучить» детей фонетикой с начальной школы? А затем, что в школе изучают русский язык как науку. Поэтому придется мне сейчас немного терминологии употребить, потерпите немного. Дети с первого класса занимаются языковедением, изучая лексику, фонетику, графику, морфемику, морфологию, грамматику, синтаксис, стилистику, семантику, этимологию, орфографию, пунктуацию, устную и, главное, – письменную речь. Ключевое слово – письменную.

Если бы в школе учили только говорить и заниматься устным творчеством – no problem, можно было бы обойтись и без многих вышеназванных разделов. И без фонетики в первую очередь. Почему в первую? А вы посмотрите, с чего начинается изучение любого иностранного языка? Именно с фонетики и транскрипции. Вы скажете: «У-у-у, так то иностранный язык. Ему учиться надо. А на своем-то мы и так говорить умеем, спасибо папе с мамой».

Так в школе и учат русскому языку, а не просто разговорной речи. Поэтому и начинают с фонетики: с гласных, согласных (звонких, глухих, твердых, мягких, сонорных, шипящих, свистящих), слогов, ударения, сильных и слабых позиций звуков. Причем эта премудрость начинается уже в добуквенный период в 1-м классе – в первые две недели сентября. Дети еще ни одной буквы, ни одного слова не встретили на страницах букваря, а уже разбирают слова на фонемы.    

Зачем и почему так рано? Затем, что фонетика первична по отношению к написанию. Потому что с 90-х годов прошлого столетия ведущим принципом орфографии (правописания) стал именно фонематический принцип. Он гласит: одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях. Фонема – звук-смыслоразличитель (дом – том, бык – бак). В одной и той же части слова  (морфеме) пишется одна и та же буква, независимо от произношения: снеГ – снеГа, кОтята – кОт, на конЕ – на деревЕ. 85–90 % правил правописания слов в русском языке основано на фонематическом принципе.

Фонематический принцип:

  1. Дает возможность понять глубже природу орфографии.
  2. Детально объясняет и объединяет правила проверки гласных, согласных (включая непроизносимые) в корне, приставках, суффиксах, окончаниях.
  3. Позволяет ребенку рано понять, что многие слова пишутся не так, как говорятся.
  4. Развивает «орфографическую зоркость».
  5. Существенно облегчает понимание правила и, главное, его применение на практике. 

Поверьте, детям все равно, чему учиться на уроке и каким способом. Им пока сравнить не с чем. Как учат, так и учатся. Родителям есть с чем сравнить, поскольку они-то школу закончили. Корень неприятия фонетики именно родителями часто лежит в том, что их самих учили по старому морфологическому принципу.

Он издавна считался ведущим в орфографии. Все методики обучения русскому языку, все учебники были построены по этому принципу. Он ориентирует ученика опираться при проверке на морфемный состав слова. Ученик должен четко понимать, где находится орфограмма: в корне, в суффиксе, в приставке или в окончании. Этот принцип и сейчас работает, он никуда из языка не делся. Но темы «Корень», «Родственные (однокоренные) слова» подробно начинают изучаться только во 2-м классе! Так зачем же терять год учебы, если фонематический принцип позволяет приступить к правописанию слов уже в 1-м классе?

Фонетику в начальную школу ввели в 90-е годы, когда появились новые подходы к обучению, новые методики. Когда на слуху у многих людей стали имена В. Давыдова, Д. Эльконина, В. Репкина, Ш. Амонашвили, С. Шаталова, С. Лысенковой, В. Илюхиной… Когда стала возможна вариативность программ, когда у учителя появился выбор учебника и методики. Это стало тогда настоящим откровением для многих учителей (и для меня в том числе) и прямым посылом к их собственному творчеству и экспериментам.

С тех пор фонетика в начальной школе прижилась, и это оправданно. От нее больше пользы, чем «вреда».

В чем же заключается «вред и мучение», с точки зрения многих взрослых, вынужденных вместе со своими детьми «залезать в дебри» фонетики? 

Вот основные претензии:

  1.  Лидер по негативным отзывам – пресловутый «йожык». Родители говорят: дети начинают так писать после фонетического разбора и записи транскрипции слов – [й'ожык]. Так же, как и «сабака» после [сабака] и т. п. Приходится, мол, детей долго переучивать.
  2. Дети получают плохие отметки за фонетический разбор, потому что им трудно понять, что «я» – это [й'а], «ё» – это [й'о] и т. д. Особенно когда они смотрят на написанное слово.
  3. Взрослым трудно дается этот разбор, они не могут помочь ребенку сделать домашнее задание.

Отвечаю: 

  1. За почти 30 лет преподавания не встречала ребенка, который стал неграмотно писать именно после транскрибирования слов. 
  2. Напротив, фонетический разбор (и с транскрипцией в том числе) помогает отличить звук от буквы. Многие люди не видят разницы – так же, как между цифрой и числом. Правильно слышать – означает правильно писать. Это называется «иметь развитый фонематический слух». Люди с нарушением фонематического слуха правильно говорят, но неправильно пишут.
  3. Если ваш ребенок пишет йожык, лйуди, пойу, йаблоко (ежик, люди, пою, яблоко) – это повод обратиться к логопеду-дефектологу. Здесь вовсе не в транскрипции дело. Если ребенок не может расчленить слово на звуки – это повод обратиться к логопеду. Повторюсь, ребенок может говорить чисто. Речь именно о слухе. К сожалению, число детей, которым нужна помощь логопеда, растет. После устранения проблем с нарушением фонематического слуха не будет серьезных проблем с фонетическим разбором и правописанием.
  4. Исключение – дети, для которых русский язык неродной. Они имеют право на такие ошибки (временно).
  5. Взрослым трудно дается такой разбор, да. Это потому, что в школе они учились много лет назад по другой методике. Далеко не все занимались этим разбором в институтах. 
  6. О-о-о-очень много зависит от степени владения материалом самим учителем. К сожалению, много учителей в вопросах фонетики плавает. Но это – тема другой статьи.
Читайте также
Комментарии (6)