Сенсорные игры: развиваем все пять чувств у ребенка

Wed Aug 22 2018 11:22:09 GMT+0000 (GMT)
4 0 664

Знакомим детей с разноцветными кружочками, раскладываем предметы формочкам, вырезаем фигурки

Осваиваем систему сенсорных эталонов: знакомим детей с разноцветными кружочками, раскладываем предметы по готовым формочкам, вырезаем фигурки по лекалу... Так обычно проходят традиционные занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста. Взрослые создают материал для развития сенсорных умений и способностей детей по определенному замыслу, а дети, работая с ним, пытаются проникнуть в этот замысел, преобразуя и добавляя что-то свое. И в итоге, с опытом преобразования, заодно осваивают и сенсорные эталоны.

Чудо-солнышко: развиваем сенсорику 

Учитывая огромное значение сенсорного воспитания детей раннего возраста, я постаралась обогатить и разнообразить центр сенсорного развития в группе. На первом этапе работы были проведены и оформлены консультации, памятки по теме сенсорного воспитания для родителей. «Круглый стол» для семей я посвятила вопросам ознакомления малышей с цветом, формой, величиной. Была оформлена выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, и я объясняла взрослым, как играть с детьми. Затем мы совместными усилиями изготовили дидактические игры из различного материала, но с учетом педагогических, гигиенических и эстетических требований. Игры получились разнообразными, интересными, яркими, привлекающими внимание. Для различения и закрепления основных цветов родители вместе с детьми изготовили такие игры, как «Цветные автомобили», коврик «Веселые ежики», «Разложи карандаши по стаканчикам», «Чудо-солнышко», «Веселые прищепки». 

Веселые ежики

Описание пособия: на спине у каждого ежика пуговицы определенного цвета. Ребенку нужно застегнуть вырезанные из фетра фрукты того же цвета, что и пуговицы. Коврик развивает мышление, логику, мелкую моторику рук, помогает закреплять основные цвета спектра (красный, синий, желтый, зеленый). Для того чтобы детям было интересно, акцент в игре нужно делать и на развитие эмоциональной сферы. К примеру, чтобы развить у малышей чувство сострадания, можно использовать игру «Спасем зайку» (авторская разработка). На лист бумаги я приклеила четыре домика разного цвета. В каждом из них сидит зайчонок. Рядом с домиками расположено изображение лисы. Задача ребенка — спрятать зайчика от лисы при помощи ставен нужного цвета.

Разложи карандаши по стаканчикам

Описание пособия: из мягкого пластика вырезаны прямоугольные основы и фигурки карандашей. На основы приклеены вырезанные из самоклеющейся цветной пленки стаканчики разных цветов (желтый, красный, белый, синий, зеленый). Фигурки карандашей оклеены соответствующими цветами. Я прошу детей помочь кукле Кате собрать карандаши. Малыши с большим удовольствием подбирают карандаши к стаканчикам такого же цвета. В эту игру могут играть как один, так и несколько детей. Если ребенок играет один, взрослый может попросить его положить карандаши только одного цвета, например, синего или красного, и т. д. Фигурки карандашей можно использовать в качестве трафаретов: дети обводят карандаши и раскрашивают их соответствующим цветом.

Чудо-солнышко

Описание пособия: игра представлена в виде маленькой подушки, на которой пришито яркое круглое солнце. Лучи солнца закреплены в виде петелек, которые можно застегнуть на пришитые рядом пуговицы. Вместе детьми мы запоминаем названия основных цветов (пуговицы разного цвета, очень яркие, мягкие и приятные на ощупь, что привлекает ребенка). Игра также учит застегивать и расстегивать пуговицы, то есть развивает мелкую моторику рук. 

Веселые прищепки

Описание пособия: вырезанные из цветного картона силуэты рыбки, тучки, елки, ежа, солнца. Прищепки разного цвета. В ходе игры я загадываю загадки, например, о солнце. Рассматривая вырезанный силуэт солнца, дети определяют, каких частей у него хватает, чтобы согреть нас, и прикрепляют к основе лучики — прищепки желтого цвета. Подобным образом можно сделать дождик для тучки, плавники рыбке, иголки ежу, елке.

Цветные автомобили

Эта игра очень нравится мальчикам. К вырезанным из цветного картона автомобилям они подбирают колеса с учетом цвета машин.

Спрячемся от дождика

Описание пособия: геометрические фигуры, изготовленные из цветного картона, и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре (образец для детей). Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко, пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

Составь предмет

Яркий забавный конструктор можно изготовить самостоятельно за несколько минут. 

Описание пособия: из губчатых универсальных салфеток, которые продаются в любом магазине, вырезаны геометрические фигуры разнообразной формы и величины. Из этих фигур дети выкладывают дома, цветы, узоры, деревья и т. д. 

Пособие помогает: 

  • формировать представления о геометрических фигурах, формах; 
  • развивать мелкую моторику рук; 
  • учить обобщать и сравнивать предметы по величине; 
  • развивать у детей мышление, внимание, фантазию; 
  • закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету). 

Конструктор можно использовать как в самостоятельной, так и в организованной образовательной деятельности. Некоторые родители сделали эту игру для своего ребенка и используют ее дома.

Дидактическая бабочка

Эта игра помогает закрепить название геометрических фигур, цвет, а затем развивать чувство симметрии и понятия «слева» и «справа». В игру можно играть не один год.

Описание пособия: игра представлена в виде бабочки, которая сшита из фетра. Чтобы бабочка получилась объемной, внутри нее находится синтепон. На «бабочку» пришиты липучки, с помощью которых можно прикрепить различные геометрические фигуры, вырезанные из фетра. Хочу отметить, что фигур должно быть много, они должны быть разного цвета (основных цветов спектра). 

Закрой окна на ночь у зверей

Описание пособия: домик из пластикового материала (продается в магазине), «окна» (геометрические фигуры) с изображением зверей распечатаны и вырезаны из обычной бумаги. Геометрические фигуры-вкладыши вырезаны из цветного картона. Воспитатель сообщает, что наступает ночь. Животные ложатся спать. Нужно помочь им закрыть окна. Дети подбирают соответствующие геометрические фигуры-вкладыши и закрывают окна. При этом они сравнивают фигуры по размеру. Для закрепления понятия величины родители изготовили игры «Бусы», «Грибочки», «Подбери пару». Игры «Бусы», «Грибочки» сделаны из соленого теста. В игре «Бусы» девочкам нравится собирать крупные или маленькие бусы (для большой и для маленькой кукол). Можно предложить нанизывать большие бусинки, чередуя с маленькими. Все бусы — разноцветные, поэтому игра может использоваться для различения и закрепления цветов. Ребенок получает карточку с определенным вариантом бус и выкладывает такие же. 

Тактильная коробка

Описание пособия: коробочка изготовлена из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой, наполнена разными по фактуре кусочками ткани (шерстью, мехом, шелком, гипюром) и небольшими предметами (мягкими игрушками, молниями и т. д.).  Дети с большим удовольствием исследуют содержимое коробки. Время от времени это содержимое нужно обновлять, чтобы у детей не пропал интерес. Конечно же, наполняя коробку, нужно помнить, что предметы должны быть безопасными для жизни и здоровья детей. Еще одна игрушка, ежик, сделана из пластиковой бутылки, обшитой ворсистой тканью. Рот ежа — это крышка от бутылки, которая легко откручивается. Открутив крышку, ребенок кормит ежа фасолью, мягкими шариками, а затем закручивает крышку и радуется, что накормил ежа. К иглам ежа с помощью прищепок дети с удовольствием крепят фрукты, листочки, грибы, сшитые из яркого разноцветного материала. Эту игру можно использовать также с целью закрепления основных цветов, например, попросить ребенка прикрепить красное или зеленое яблочко, желтый или зеленый листик. Вначале некоторые дети не справлялись с пристегиванием фруктов и листочков к иголкам ежа. Но со временем у них развились необходимые навыки.

Читайте также
Комментарии (0)
Лейсан Ибатуллина
все материалы автора
Воспитатель, детский сад №7 «Жемчужина», г. Стерлитамак

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Сенсорные игры: развиваем все пять чувств у ребенка

Знакомим детей с разноцветными кружочками, раскладываем предметы формочкам, вырезаем фигурки
4 0 664

Wed Aug 22 2018 11:22:09 GMT+0000 (GMT)

Лейсан Ибатуллина
Подписаться

Осваиваем систему сенсорных эталонов: знакомим детей с разноцветными кружочками, раскладываем предметы по готовым формочкам, вырезаем фигурки по лекалу... Так обычно проходят традиционные занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста. Взрослые создают материал для развития сенсорных умений и способностей детей по определенному замыслу, а дети, работая с ним, пытаются проникнуть в этот замысел, преобразуя и добавляя что-то свое. И в итоге, с опытом преобразования, заодно осваивают и сенсорные эталоны.

Чудо-солнышко: развиваем сенсорику 

Учитывая огромное значение сенсорного воспитания детей раннего возраста, я постаралась обогатить и разнообразить центр сенсорного развития в группе. На первом этапе работы были проведены и оформлены консультации, памятки по теме сенсорного воспитания для родителей. «Круглый стол» для семей я посвятила вопросам ознакомления малышей с цветом, формой, величиной. Была оформлена выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, и я объясняла взрослым, как играть с детьми. Затем мы совместными усилиями изготовили дидактические игры из различного материала, но с учетом педагогических, гигиенических и эстетических требований. Игры получились разнообразными, интересными, яркими, привлекающими внимание. Для различения и закрепления основных цветов родители вместе с детьми изготовили такие игры, как «Цветные автомобили», коврик «Веселые ежики», «Разложи карандаши по стаканчикам», «Чудо-солнышко», «Веселые прищепки». 

Веселые ежики

Описание пособия: на спине у каждого ежика пуговицы определенного цвета. Ребенку нужно застегнуть вырезанные из фетра фрукты того же цвета, что и пуговицы. Коврик развивает мышление, логику, мелкую моторику рук, помогает закреплять основные цвета спектра (красный, синий, желтый, зеленый). Для того чтобы детям было интересно, акцент в игре нужно делать и на развитие эмоциональной сферы. К примеру, чтобы развить у малышей чувство сострадания, можно использовать игру «Спасем зайку» (авторская разработка). На лист бумаги я приклеила четыре домика разного цвета. В каждом из них сидит зайчонок. Рядом с домиками расположено изображение лисы. Задача ребенка — спрятать зайчика от лисы при помощи ставен нужного цвета.

Разложи карандаши по стаканчикам

Описание пособия: из мягкого пластика вырезаны прямоугольные основы и фигурки карандашей. На основы приклеены вырезанные из самоклеющейся цветной пленки стаканчики разных цветов (желтый, красный, белый, синий, зеленый). Фигурки карандашей оклеены соответствующими цветами. Я прошу детей помочь кукле Кате собрать карандаши. Малыши с большим удовольствием подбирают карандаши к стаканчикам такого же цвета. В эту игру могут играть как один, так и несколько детей. Если ребенок играет один, взрослый может попросить его положить карандаши только одного цвета, например, синего или красного, и т. д. Фигурки карандашей можно использовать в качестве трафаретов: дети обводят карандаши и раскрашивают их соответствующим цветом.

Чудо-солнышко

Описание пособия: игра представлена в виде маленькой подушки, на которой пришито яркое круглое солнце. Лучи солнца закреплены в виде петелек, которые можно застегнуть на пришитые рядом пуговицы. Вместе детьми мы запоминаем названия основных цветов (пуговицы разного цвета, очень яркие, мягкие и приятные на ощупь, что привлекает ребенка). Игра также учит застегивать и расстегивать пуговицы, то есть развивает мелкую моторику рук. 

Веселые прищепки

Описание пособия: вырезанные из цветного картона силуэты рыбки, тучки, елки, ежа, солнца. Прищепки разного цвета. В ходе игры я загадываю загадки, например, о солнце. Рассматривая вырезанный силуэт солнца, дети определяют, каких частей у него хватает, чтобы согреть нас, и прикрепляют к основе лучики — прищепки желтого цвета. Подобным образом можно сделать дождик для тучки, плавники рыбке, иголки ежу, елке.

Цветные автомобили

Эта игра очень нравится мальчикам. К вырезанным из цветного картона автомобилям они подбирают колеса с учетом цвета машин.

Спрячемся от дождика

Описание пособия: геометрические фигуры, изготовленные из цветного картона, и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре (образец для детей). Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко, пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

Составь предмет

Яркий забавный конструктор можно изготовить самостоятельно за несколько минут. 

Описание пособия: из губчатых универсальных салфеток, которые продаются в любом магазине, вырезаны геометрические фигуры разнообразной формы и величины. Из этих фигур дети выкладывают дома, цветы, узоры, деревья и т. д. 

Пособие помогает: 

  • формировать представления о геометрических фигурах, формах; 
  • развивать мелкую моторику рук; 
  • учить обобщать и сравнивать предметы по величине; 
  • развивать у детей мышление, внимание, фантазию; 
  • закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету). 

Конструктор можно использовать как в самостоятельной, так и в организованной образовательной деятельности. Некоторые родители сделали эту игру для своего ребенка и используют ее дома.

Дидактическая бабочка

Эта игра помогает закрепить название геометрических фигур, цвет, а затем развивать чувство симметрии и понятия «слева» и «справа». В игру можно играть не один год.

Описание пособия: игра представлена в виде бабочки, которая сшита из фетра. Чтобы бабочка получилась объемной, внутри нее находится синтепон. На «бабочку» пришиты липучки, с помощью которых можно прикрепить различные геометрические фигуры, вырезанные из фетра. Хочу отметить, что фигур должно быть много, они должны быть разного цвета (основных цветов спектра). 

Закрой окна на ночь у зверей

Описание пособия: домик из пластикового материала (продается в магазине), «окна» (геометрические фигуры) с изображением зверей распечатаны и вырезаны из обычной бумаги. Геометрические фигуры-вкладыши вырезаны из цветного картона. Воспитатель сообщает, что наступает ночь. Животные ложатся спать. Нужно помочь им закрыть окна. Дети подбирают соответствующие геометрические фигуры-вкладыши и закрывают окна. При этом они сравнивают фигуры по размеру. Для закрепления понятия величины родители изготовили игры «Бусы», «Грибочки», «Подбери пару». Игры «Бусы», «Грибочки» сделаны из соленого теста. В игре «Бусы» девочкам нравится собирать крупные или маленькие бусы (для большой и для маленькой кукол). Можно предложить нанизывать большие бусинки, чередуя с маленькими. Все бусы — разноцветные, поэтому игра может использоваться для различения и закрепления цветов. Ребенок получает карточку с определенным вариантом бус и выкладывает такие же. 

Тактильная коробка

Описание пособия: коробочка изготовлена из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой, наполнена разными по фактуре кусочками ткани (шерстью, мехом, шелком, гипюром) и небольшими предметами (мягкими игрушками, молниями и т. д.).  Дети с большим удовольствием исследуют содержимое коробки. Время от времени это содержимое нужно обновлять, чтобы у детей не пропал интерес. Конечно же, наполняя коробку, нужно помнить, что предметы должны быть безопасными для жизни и здоровья детей. Еще одна игрушка, ежик, сделана из пластиковой бутылки, обшитой ворсистой тканью. Рот ежа — это крышка от бутылки, которая легко откручивается. Открутив крышку, ребенок кормит ежа фасолью, мягкими шариками, а затем закручивает крышку и радуется, что накормил ежа. К иглам ежа с помощью прищепок дети с удовольствием крепят фрукты, листочки, грибы, сшитые из яркого разноцветного материала. Эту игру можно использовать также с целью закрепления основных цветов, например, попросить ребенка прикрепить красное или зеленое яблочко, желтый или зеленый листик. Вначале некоторые дети не справлялись с пристегиванием фруктов и листочков к иголкам ежа. Но со временем у них развились необходимые навыки.

Читайте также
Комментарии (0)