Командные игры для нормализации эмоционального благополучия детей 4-7 лет

Thu Oct 04 2018 14:18:43 GMT+0000 (GMT)
30 0 191

Светлана Князева, инструктор по физической культуре, ГБОУ «Лицей № 1598» ДО № 11, г. Москва

Игры для нормализации эмоционального благополучия. Методика

Правильная осанка — это не только конфигурация тела. Это — особый психический настрой, склад. В массовой практике физкультурно-оздоровительной работы это обстоятельство обычно игнорируется. Но, как писал ученик Л.С. Выготского, выдающийся психолог А.В. Запорожец, любое движение, прежде чем он станет управляемым, должно стать ощущаемым. И, вероятно, это должны быть какие-то особые «ощущения»…

Занимаясь формированием правильной осанки дошкольников на занятиях по физической культуре, я обратила внимание на то, что неуверенные в себе дети имеют более выраженное нарушение осанки в сравнении со своими более успешными сверстниками. Они часто зажаты, скованны, быстро утомляются. 

Для того, чтобы предотвратить неправильное развитие ребенка, я стала использовать метод «социальной терапии», разработанный Т.Н. Счастной. Речь идет о включении детей, имеющих низкий статус в группе сверстников, в подвижные игры и создании специальных условий, в которых они могут оказаться победителями. Для решения этих задач был разработан цикл специальных занятий, целью которых было познакомить дошкольников с новой игрой, ее правилами, содержанием ведущей роли. При проведении игры на роль ведущего назначались так называемые «изолированные» дети. Предварительно обученные и знающие образец действий и правил, в игре они оказывались в более выигрышном положении, чем остальные участники. Проведенная работа показала, что в такой ситуации дети чувствовали себя увереннее, с большим желанием соглашались на роль ведущего, быстрее двигались, не нарушали правил, предлагали сверстникам собственные варианты игры. В свою очередь я поддерживала детскую инициативу, а по окончании игры давала положительную оценку ведущим. 

Впоследствии выяснилось, что дети, с которыми проводилась дополнительная работа, стали более инициативны, жизнерадостны, активны, в их движениях появилась раскованность, улучшилась осанка. Это позволило мне сделать выводы о том, что, повышая статус ребенка в группе сверстников, мы предупреждаем нарушение осанки и возможность ее ухудшения у детей, уже имеющих отклонения. 

Таким образом, контроль за статусным положением ребенка в группе сверстников, то есть за его эмоциональным благополучием, может рассматриваться как одно из профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений осанки. 

Представляем вам подборку подвижных игр для нормализации эмоционального благополучия детей 4–7 лет.

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Цель: тренировать детей в быстром беге с увертыванием, развивать выдержку, ловкость, внимание. 

Описание: играющие становятся в круг плечом к плечу, руки за спиной, глаза закрыты. Воспитатель, двигаясь по внешней стороне круга, дотрагивается до руки ребенка, который будет «хитрой лисой», после чего возвращается на свое место и произносит: «Открывайте глаза». Дети три раза спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» Лиса старается своим видом не показывать, что ее выбрали, и вместе со всеми детьми проговаривает слова. Потом лиса прыгает в середину круга и кричит: «Я здесь!» Дети разбегаются в разные стороны, а лиса старается их поймать. В конце игры подсчитывается количество пойманных детей. 

Правила: если лиса выдала себя раньше, выбирается новый ведущий. Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие три раза хором спросят и лиса ответит: «Я здесь!» 

Варианты игры: выбор на роль «Хитрой лисы» нескольких  детей;  нельзя салить того, кто стоит на одной ноге;  игрок, которого поймала лиса, помогает ей ловить остальных играющих.

Подвижная игра «Два мороза»

Цель: тренировать детей в беге врассыпную с одной стороны площадки на другую, учить действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. 

Описание: на площадке отмечаются две линии на расстоянии 4–5 метров друг от друга. За ними располагаются «домики», между линиями — игровое поле. Игроки становятся за линию дома в шеренгу. Из общего числа играющих выбирают двух водящих, которые становятся в центре площадки и говорят рифмовку: Морозы: Мы два братца молодые, Два мороза удалые! Я Мороз — Красный нос! А я Мороз — Синий нос! Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Ребята: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз! Игроки проговаривают слова и после фразы «…и не страшен нам мороз!» начинают перебегать от одной линии к другой, в это время Морозы их стараются осалить. Кого Морозы осалили, тот останавливается и замирает на месте, превращаясь в ледяную фигуру. Морозы снова обращаются к игрокам: «Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?», игроки отвечают и перебегают обратно в «дом» на другую сторону площадки. Морозы вновь стараются осалить игроков. Пойманные (замороженные) игроки возвращаются в игру. Выбирается новая пара Морозов из числа непойманных. 

Правила: бег выполняется только в одну сторону, игрок, нарушивший это правило, считается пойманным. Нельзя долго задерживаться в до
мике. Пойманный игрок стоит на месте и не двигается. Морозы имеют право осалить до линии «дома». Определение победителей и подведение итогов. Побеждает пара Морозов, которая осалила больше игроков, а также отмечаются игроки, которые ни разу не были пойманы. 

Варианты игры: игрок, которого поймали, стоит на одной ноге.

Подвижная игра «Повар и котята»

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах, развивать выдержку, ловкость, внимание.  

Описание: выбирается водящий — повар. Повар становится в центр очерченного круга. По всему кругу лежат «сосиски» (косички, ленточки, эстафетные палочки). Остальные играющие — котята — начинают движение по кругу со словами:  «Плачут киски в коридоре, У котят большое горе, Хитрый повар бедным кискам Не дает стащить "сосиски"»

После последних слов котята пытаются отобрать «сосиски» у повара. Для этого необходимо запрыгнуть на двух ногах в круг, взять одну «сосиску» и таким же образом выпрыгнуть из круга. Повар старается осалить котят. Тот, кто был осален, возвращает «сосиску» и выпрыгивает из круга. В конце игры отмечают ловких котят, которым удалось забрать больше «сосисок» у повара. 

Правила: запрыгивать в круг и выпрыгивать из него можно только на двух ногах. За один прыжок в круг можно брать только одну «сосиску». Если повар осалил котенка в кругу, то котенок должен вернуть «сосиску» повару. 

Читайте также
Комментарии (0)

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Командные игры для нормализации эмоционального благополучия детей 4-7 лет

Методика инструктора по физической культуре
30 0 191

Thu Oct 04 2018 14:18:43 GMT+0000 (GMT)

Журнал "Обруч"
Подписаться

Светлана Князева, инструктор по физической культуре, ГБОУ «Лицей № 1598» ДО № 11, г. Москва

Игры для нормализации эмоционального благополучия. Методика

Правильная осанка — это не только конфигурация тела. Это — особый психический настрой, склад. В массовой практике физкультурно-оздоровительной работы это обстоятельство обычно игнорируется. Но, как писал ученик Л.С. Выготского, выдающийся психолог А.В. Запорожец, любое движение, прежде чем он станет управляемым, должно стать ощущаемым. И, вероятно, это должны быть какие-то особые «ощущения»…

Занимаясь формированием правильной осанки дошкольников на занятиях по физической культуре, я обратила внимание на то, что неуверенные в себе дети имеют более выраженное нарушение осанки в сравнении со своими более успешными сверстниками. Они часто зажаты, скованны, быстро утомляются. 

Для того, чтобы предотвратить неправильное развитие ребенка, я стала использовать метод «социальной терапии», разработанный Т.Н. Счастной. Речь идет о включении детей, имеющих низкий статус в группе сверстников, в подвижные игры и создании специальных условий, в которых они могут оказаться победителями. Для решения этих задач был разработан цикл специальных занятий, целью которых было познакомить дошкольников с новой игрой, ее правилами, содержанием ведущей роли. При проведении игры на роль ведущего назначались так называемые «изолированные» дети. Предварительно обученные и знающие образец действий и правил, в игре они оказывались в более выигрышном положении, чем остальные участники. Проведенная работа показала, что в такой ситуации дети чувствовали себя увереннее, с большим желанием соглашались на роль ведущего, быстрее двигались, не нарушали правил, предлагали сверстникам собственные варианты игры. В свою очередь я поддерживала детскую инициативу, а по окончании игры давала положительную оценку ведущим. 

Впоследствии выяснилось, что дети, с которыми проводилась дополнительная работа, стали более инициативны, жизнерадостны, активны, в их движениях появилась раскованность, улучшилась осанка. Это позволило мне сделать выводы о том, что, повышая статус ребенка в группе сверстников, мы предупреждаем нарушение осанки и возможность ее ухудшения у детей, уже имеющих отклонения. 

Таким образом, контроль за статусным положением ребенка в группе сверстников, то есть за его эмоциональным благополучием, может рассматриваться как одно из профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений осанки. 

Представляем вам подборку подвижных игр для нормализации эмоционального благополучия детей 4–7 лет.

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Цель: тренировать детей в быстром беге с увертыванием, развивать выдержку, ловкость, внимание. 

Описание: играющие становятся в круг плечом к плечу, руки за спиной, глаза закрыты. Воспитатель, двигаясь по внешней стороне круга, дотрагивается до руки ребенка, который будет «хитрой лисой», после чего возвращается на свое место и произносит: «Открывайте глаза». Дети три раза спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» Лиса старается своим видом не показывать, что ее выбрали, и вместе со всеми детьми проговаривает слова. Потом лиса прыгает в середину круга и кричит: «Я здесь!» Дети разбегаются в разные стороны, а лиса старается их поймать. В конце игры подсчитывается количество пойманных детей. 

Правила: если лиса выдала себя раньше, выбирается новый ведущий. Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие три раза хором спросят и лиса ответит: «Я здесь!» 

Варианты игры: выбор на роль «Хитрой лисы» нескольких  детей;  нельзя салить того, кто стоит на одной ноге;  игрок, которого поймала лиса, помогает ей ловить остальных играющих.

Подвижная игра «Два мороза»

Цель: тренировать детей в беге врассыпную с одной стороны площадки на другую, учить действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. 

Описание: на площадке отмечаются две линии на расстоянии 4–5 метров друг от друга. За ними располагаются «домики», между линиями — игровое поле. Игроки становятся за линию дома в шеренгу. Из общего числа играющих выбирают двух водящих, которые становятся в центре площадки и говорят рифмовку: Морозы: Мы два братца молодые, Два мороза удалые! Я Мороз — Красный нос! А я Мороз — Синий нос! Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Ребята: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз! Игроки проговаривают слова и после фразы «…и не страшен нам мороз!» начинают перебегать от одной линии к другой, в это время Морозы их стараются осалить. Кого Морозы осалили, тот останавливается и замирает на месте, превращаясь в ледяную фигуру. Морозы снова обращаются к игрокам: «Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?», игроки отвечают и перебегают обратно в «дом» на другую сторону площадки. Морозы вновь стараются осалить игроков. Пойманные (замороженные) игроки возвращаются в игру. Выбирается новая пара Морозов из числа непойманных. 

Правила: бег выполняется только в одну сторону, игрок, нарушивший это правило, считается пойманным. Нельзя долго задерживаться в до
мике. Пойманный игрок стоит на месте и не двигается. Морозы имеют право осалить до линии «дома». Определение победителей и подведение итогов. Побеждает пара Морозов, которая осалила больше игроков, а также отмечаются игроки, которые ни разу не были пойманы. 

Варианты игры: игрок, которого поймали, стоит на одной ноге.

Подвижная игра «Повар и котята»

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах, развивать выдержку, ловкость, внимание.  

Описание: выбирается водящий — повар. Повар становится в центр очерченного круга. По всему кругу лежат «сосиски» (косички, ленточки, эстафетные палочки). Остальные играющие — котята — начинают движение по кругу со словами:  «Плачут киски в коридоре, У котят большое горе, Хитрый повар бедным кискам Не дает стащить "сосиски"»

После последних слов котята пытаются отобрать «сосиски» у повара. Для этого необходимо запрыгнуть на двух ногах в круг, взять одну «сосиску» и таким же образом выпрыгнуть из круга. Повар старается осалить котят. Тот, кто был осален, возвращает «сосиску» и выпрыгивает из круга. В конце игры отмечают ловких котят, которым удалось забрать больше «сосисок» у повара. 

Правила: запрыгивать в круг и выпрыгивать из него можно только на двух ногах. За один прыжок в круг можно брать только одну «сосиску». Если повар осалил котенка в кругу, то котенок должен вернуть «сосиску» повару. 

Читайте также
Комментарии (0)