Трудности пересказа, или Как школьнику запомнить объемный материал

Партнерский материал
2019-10-30T19:49:44.853Z
4 0

Обучаясь в школе, дети часто получают задания изучить материал самостоятельно и подготовить пересказ. Обычно ребенок один или несколько раз читает текст и произносит вслух все, что смог запомнить. Этот способ распространен, но эффективен он, только если объем материала небольшой. О том, как работать с длинным текстом, чтобы как можно лучше запомнить и пересказать его содержание, рассказываем в нашей статье. 

Материал подготовлен совместно с учителем-логопедом Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы Дарьей Белоусовой.

Шаг 1: Деление текста 

Первое, что нужно сделать, − научить детей разбивать текст на смысловые куски, выделяя подтемы. Для учащихся начальной школы это очень непростая задача, поскольку им кажется важным каждое предложение. Хорошо, если на начальном этапе ребенку будут помогать родители. 

Разберите вместе несколько небольших, хорошо структурированных текстов − пусть ребенок увидит, что, хотя в каждой из частей текста может говориться о разном, вместе они описывают одно явление или развивают одну мысль. 

Разбиение, сделанное ребенком, может не совпадать с разбиением взрослого, главное, чтобы деление текста на части было логичным. 

Шаг 2: Выбор подзаголовков

Если ребенок уже может самостоятельно делить текст на части, нужно научить его придумывать названия для выделенных частей. Подсказывайте и помогайте, если ребенку сложно справиться с этой задачей. Предлагайте несколько вариантов названия и вместе выбирайте самое точное.

Шаг 3: Составление плана пересказа и выбор ключевых слов

Составление плана рассказа – необходимый школьнику навык, упрощающий последующее воспроизведение текста. По сути, план рассказа – это список названий разделов, которые подобраны при смысловой группировке текста.

Для учеников средней школы более эффективным является использование ключевых слов. Ключевые слова не обязательно должны обобщать смысл фрагмента текста, они могут подбираться по ассоциациям. Главное, чтобы для ребенка эти слова стали подсказками, припомнив которые он вспомнит все содержимое отрывка текста.

Шаг 4: Непосредственно пересказ

На этом этапе ребенок должен попробовать пересказать текст, заглядывая в список подзаголовков и ключевых слов. Лучше, если взрослый проконтролирует ребенка и укажет, где были пропущены важные мысли исходного текста или нарушена логика изложения материала.

После того, как школьник научится разбивать текст на части, давать названия и подбирать ключевые слова этим частям, можно  отказаться от записи подсказок на бумаге. Тренируясь держать план пересказа в голове, ребенок будет учиться внутреннему, мысленному планированию и запоминанию объемной информации.

Другие виды пересказа

Эти варианты помогут разнообразить технику работы с запоминанием и передачей смысла текста.

Пересказ по иллюстрациям 

Ученикам начальной школы можно предложить игру «Путешествие по иллюстрациям к тексту»: ребенок должен рассказать обо всем, что изображено на иллюстрациях, стараясь припомнить и добавить в пересказ информацию из текста, которой нет на картинках.

Детям постарше можно дать более сложное задание. Для этого необходимо заранее подобрать к тексту несколько изображений, подходящих по смыслу. Предложите школьнику после прочтения текста расположить картинки в нужном порядке и, опираясь на них, сделать пересказ.

Пересказ художественного произведения от имени героев 

Можно предложить ребенку рассказать прочитанную историю от имени одного из персонажей. Такой вид пересказа особенно нравится ученикам начальной школы − он позволяет пофантазировать и примерить на себя роль героя произведения. 

Задание можно усложнить. Попросите пересказать текст от имени персонажа, давая оценку поступкам героев и высказывая свое мнение к ситуациям, описанным в произведении.

Читательский дневник

Ученикам средней школы очень полезно завести читательский дневник, где делаются записи о прочитанных книгах с указанием имен героев, фабулы и наиболее ярких моментов сюжета. Привычка вести читательский дневник облегчит обучение в старших классах, когда объемы обязательных для прочтения и пересказа текстов вырастут. 


Материал подготовлен совместно с Департаментом образования и науки города Москвы


Читайте также
Комментарии (0)
2019-10-30T19:49:44.853Z
4 0

Трудности пересказа, или Как школьнику запомнить объемный материал

Партнерский материал

Обучаясь в школе, дети часто получают задания изучить материал самостоятельно и подготовить пересказ. Обычно ребенок один или несколько раз читает текст и произносит вслух все, что смог запомнить. Этот способ распространен, но эффективен он, только если объем материала небольшой. О том, как работать с длинным текстом, чтобы как можно лучше запомнить и пересказать его содержание, рассказываем в нашей статье. 

Материал подготовлен совместно с учителем-логопедом Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы Дарьей Белоусовой.

Шаг 1: Деление текста 

Первое, что нужно сделать, − научить детей разбивать текст на смысловые куски, выделяя подтемы. Для учащихся начальной школы это очень непростая задача, поскольку им кажется важным каждое предложение. Хорошо, если на начальном этапе ребенку будут помогать родители. 

Разберите вместе несколько небольших, хорошо структурированных текстов − пусть ребенок увидит, что, хотя в каждой из частей текста может говориться о разном, вместе они описывают одно явление или развивают одну мысль. 

Разбиение, сделанное ребенком, может не совпадать с разбиением взрослого, главное, чтобы деление текста на части было логичным. 

Шаг 2: Выбор подзаголовков

Если ребенок уже может самостоятельно делить текст на части, нужно научить его придумывать названия для выделенных частей. Подсказывайте и помогайте, если ребенку сложно справиться с этой задачей. Предлагайте несколько вариантов названия и вместе выбирайте самое точное.

Шаг 3: Составление плана пересказа и выбор ключевых слов

Составление плана рассказа – необходимый школьнику навык, упрощающий последующее воспроизведение текста. По сути, план рассказа – это список названий разделов, которые подобраны при смысловой группировке текста.

Для учеников средней школы более эффективным является использование ключевых слов. Ключевые слова не обязательно должны обобщать смысл фрагмента текста, они могут подбираться по ассоциациям. Главное, чтобы для ребенка эти слова стали подсказками, припомнив которые он вспомнит все содержимое отрывка текста.

Шаг 4: Непосредственно пересказ

На этом этапе ребенок должен попробовать пересказать текст, заглядывая в список подзаголовков и ключевых слов. Лучше, если взрослый проконтролирует ребенка и укажет, где были пропущены важные мысли исходного текста или нарушена логика изложения материала.

После того, как школьник научится разбивать текст на части, давать названия и подбирать ключевые слова этим частям, можно  отказаться от записи подсказок на бумаге. Тренируясь держать план пересказа в голове, ребенок будет учиться внутреннему, мысленному планированию и запоминанию объемной информации.

Другие виды пересказа

Эти варианты помогут разнообразить технику работы с запоминанием и передачей смысла текста.

Пересказ по иллюстрациям 

Ученикам начальной школы можно предложить игру «Путешествие по иллюстрациям к тексту»: ребенок должен рассказать обо всем, что изображено на иллюстрациях, стараясь припомнить и добавить в пересказ информацию из текста, которой нет на картинках.

Детям постарше можно дать более сложное задание. Для этого необходимо заранее подобрать к тексту несколько изображений, подходящих по смыслу. Предложите школьнику после прочтения текста расположить картинки в нужном порядке и, опираясь на них, сделать пересказ.

Пересказ художественного произведения от имени героев 

Можно предложить ребенку рассказать прочитанную историю от имени одного из персонажей. Такой вид пересказа особенно нравится ученикам начальной школы − он позволяет пофантазировать и примерить на себя роль героя произведения. 

Задание можно усложнить. Попросите пересказать текст от имени персонажа, давая оценку поступкам героев и высказывая свое мнение к ситуациям, описанным в произведении.

Читательский дневник

Ученикам средней школы очень полезно завести читательский дневник, где делаются записи о прочитанных книгах с указанием имен героев, фабулы и наиболее ярких моментов сюжета. Привычка вести читательский дневник облегчит обучение в старших классах, когда объемы обязательных для прочтения и пересказа текстов вырастут. 


Материал подготовлен совместно с Департаментом образования и науки города Москвы

Читайте также
Комментарии (0)