Театральный урок в начальной школе. Опыт педагога

Tue Oct 02 2018 13:54:10 GMT+0000 (GMT)
34 0 386

Перед вами тренинг, направленный на раскрепощение и умение вести себя на сцене. Множество веселых и полезных упражнений на развитие памяти, внимания, речи, фантазии, навыков взаимодействия. Подходит для детей от 6 лет. 


Данный тренинг основан на системе Станиславского и адаптирован для младших школьников. Все упражнения  неоднократно проверены и построены на играх, так что это будет очень интересно детям. А главное, такие уроки дают развитие по различным направлениям:

  • раскрепощение и снятие телесных зажимов;
  • развитие памяти и внимания;
  • развитие фантазии;
  • отработка навыков публичных выступлений;
  • развитие речи;
  • умение взаимодействовать с другими людьми и многое другое.

Такой урок можно провести перед постановкой сценок или спектакля со школьниками, чтобы улучшить их актерские навыки. Так же это занятие хорошо впишется в рамки воспитательного блока по профориентации. Его можно приурочить к Дню театра или  провести в рамках воспитательной работы по развитию личностных качеств детей.

Для урока вам понадобится просторное помещение, стулья, музыкальное оборудование, повязки на глаза. Хорошо, если будет сцена и подходящий реквизит для импровизированных сказок. Это сделает занятие ещё более ярким и запоминающимся.

Вступительная беседа

Можно усадить детей в круг и спросить, что они знают о профессии актера. После этого надо обозначить с ребятами, какими качествами и умениями должен обладать актер и почему. Ключевые компетенции можно выписать на доске для наглядности:

  • Умение владеть своим телом – чтобы всегда хорошо смотреться на сцене и в кадре, не выглядеть неуклюжим.
  • Внимание - чтобы уметь полностью сосредотачиваться на роли, копировать поведение других людей и т.д.
  • Память - чтобы запоминать тексты.
  • Четкая выразительная речь - иначе его никто не разберет.
  • Умение взаимодействовать с другими людьми - ведь на сцене или фильме он, как правило, играет не один.
  • Богатое воображение - чтобы ярко и интересно играть.

И закончить беседу можно вопросом: «А нужны ли все эти качества человеку в обычной жизни?».

Таким образом, мы приходим к выводу, что актерское мастерство помогает человеку развиваться, становиться лучше и эффективнее. После этого предложите ребятам сделать первые шаги в развитие этих качеств прямо сейчас.

Блок 1. Упражнения на умение владеть своим телом

Можно включить фоновую музыку и начать с обычной разминки, чтобы настроиться. А потом перейти к специфическим актерским упражнениям. Многие из них выполняются на ходу.

Объясните ребятам, что нужно спокойно ходить по помещению, ни с кем не сталкиваясь. Потренируйтесь по хлопку менять скорость по шкале от  1 до 5 – от самой низкой к самой высокой. Задача группы – настроиться друг на друга, чтобы скорость у всех была одинаковая.

«Камень-воздух» 

Для этого упражнения ребята продолжают ходить. Подойдет скорость №3 -  то есть обычный средний шаг.

По хлопку и команде «Камень!» все должны замереть и напрячь все мышцы. А по команде «Воздух!» ребята должны полностью расслабиться и двигаться так, будто они легкие, как ветерок. Можно кружиться, танцевать, поднимать руки. Главное – попытаться максимально расслабиться.

Следите за качеством выполнения упражнения – многим детям сложно целиком расслабиться.

Остановка на краю пропасти

Следующее упражнение выполняется на скорости №5, самой высокой. Здесь возникает опасность, что дети начнут бегать и пытаться сбить друг друга с ног. Так что лучше заранее предупредить, что прикасаться друг к другу запрещено правилами игры.

Дети быстро ходят, почти бегают, пока преподаватель не хлопнет в ладоши. В этот момент им надо представить, что прямо под ногами возникает пропасть. Важно вовремя остановиться, чтобы не упасть в нее.

Снова хлопок – значит можно идти на высокой скорости дальше.

Можно играть до тех пор, пока ребята научатся четко реагировать на хлопок и перестанут «падать в пропасть».

Блок 2. Упражнения на внимание

Следующий блок нацелен на усиление концентрации внимания. Помимо этих упражнений в него можно включать любые игры на развитие зрительного, слухового, осязательного внимания. 

«Повтори позу»

Все становятся в круг. Один человек выходит в центр. По вашему первому хлопку он должен принять любую позу. А по второму хлопку все должны повторить эту позу за ним. Следующий хлопок – опять для ведущего, а второй – для остальных. 

Поначалу ребята, как правило, не могут сконцентрироваться и меняют позу одновременно с ведущим. Нужно добиться четкости в выполнении упражнения. Ещё раз акцентируйте внимание, что первый хлопок – для ведущего, и только второй – для остальных. Все остальное время никто не должен двигаться. 

Предупредите ребят, чтобы они не принимали в кругу сложные позы, которые никто не сможет повторить. 

«Мы тебе не мешаем?»

Одному человеку дается книга. Он садится на стул и начинает читать про себя. Все остальные в это время начинают его отвлекать – звать, задавать вопросы, пытаться рассмешить. Только трогать запрещено.

По истечению времени ребенок должен рассказать все, что смог запомнить из книги. Это непростое упражнение, так что можно даже выбрать победителя – того, кто больше всего смог понять и запомнить при таком экстремальном чтении.

Блок 3. Упражнения на развитие памяти

Так как игры на развитие этого навыка обычно статичные, они не должны длиться долго. Иначе интерес у ребят угаснет, и динамика занятия собьется.

Я, обычно беру одно упражнение, которое очень смешит детей. Они не замечают, как в процессе запоминают множество слов.

«В бабушкином сундуке хранились…»

Все сидят в кругу. Первый человек говорит фразу «В бабушкином сундуке хранились…» и придумывает первое слово. Например: очки, шляпа, кошка или даже дедушка. К своему слову игрок придумывает какой-либо жест. Складывает пальцы в виде очков или держится за спину, как старик.

Следующий человек снова говорит «В бабушкином сундуке хранились…», а затем  называет и показывает слово предыдущего игрока. Потом придумывает своё.  И так по кругу.

Последний участник должен перечислить и показать все названные слова по очереди.

В конце упражнения дети должны  все вместе хором рассказать и показать все слова.

Блок 4. Упражнения на развитие речи

Один из самых эффективных способов сделать речь четкой и понятной – это как можно чаще делать упражнения со скороговорками.

«Битва»

Все присутствующие делятся на две команды и встают друг напротив друга. Каждая команда получает (или выбирает сама) скороговорку.

Дальше вы задаете условия для каждой из команд. Например, так:

Команда 1, произнесите скороговорку так, будто чего-то просите у команды 2. А теперь команда 2 – скажите свою скороговорку так, будто ругаетесь на команду 2. Ваша очередь, команда 1! Ответьте скороговоркой с такой интонацией, будто обиделись…

Меняйте условия и задавайте различные эмоции. Можно составлять целые связанные диалоги, где в середине происходит конфликт, но потом всё заканчивается примирением.

При этом следите, чтобы слова скороговорок выговаривались дружно, громко и четко.

Заданные эмоции

Это похожее задание, но теперь ребята смогут проявить себя не в группе, а индивидуально. Хорошо, если они при этом будут выходить на сцену и говорить перед остальным классом.

Можно также брать скороговорки или простые детские четверостишья.

Задача ребят – рассказывать их с теми эмоциями и в тех обстоятельствах, которые вы задаете.

Примеры:

  • как будто признаешься всем любви;
  • будто получил двойку;
  • будто у тебя горячая картошка во рту;
  • как будто сейчас заплачешь;
  • будто ты рассказываешь анекдот и т.д.

Эмоции и обстоятельства для каждого можно придумывать вместе с детьми.

Блок 5. Упражнения на взаимодействие

Такие задания учат быть внимательными друг к другу, лучше чувствовать и понимать других людей, доверять им. Распределяйте пары случайным образом или просите ребят выбирать тех, с кем они меньше всего общаются в классе.

«Хождение вслепую»

В паре одному из ребят завязывают глаза. Другой кладет руку ему на плечо и медленно, аккуратно водит его по помещению. Разговаривать запрещено, нужно полностью сосредоточиться на чувстве партнера.

Потом роли в паре меняются, и ведущий становится ведомым.

Скульптура и скульптур

Один ребенок играет глину. Он полностью расслабляется и отдает себя во власть скульптора. Тот, направляя руки и ноги партнера так, как ему нужно, делает из него какую-то фигуру. Это его скульптура, которой он должен придумать название и представить всем.

Потом скульптор и скульптура меняются.

Можно продолжить это упражнение и разбиться на тройки или даже четверки. Тогда можно создавать целые скульптурные композиции. А остальные ребята могут пытаться угадать, что изображает каждое «изваяние».

Блок 6. Упражнения на развитии фантазии

Это один из самых важных и интересных блоков. Развитие фантазии в детстве – это залог креативного мышления во взрослом возрасте.

«Покажи цвет!»

Назначается ведущий, он выходит за дверь. Остальные загадывают цвет.

Когда человек возвращаются, группа по сигналу начинает показывать ему молчаливые этюды, которые намекают на этот цвет.

Например, если это «желтый», то обычно кто-то изображает цыпленка, другой - солнце, третий -цветок и т.д. Вы можете наблюдать и хвалить тех детей, у кого наблюдается самый творческий подход.

Ведущий пытается понять, какой цвет был загадан. Если он угадывает с третьей попытки, то назначается новый ведущий.

Обычно дети с удовольствием играют в эту игру, так что можно загадать 5-6 цветов, прежде, чем переходить к следующему упражнению.

«3 слова»

На первом этапе упражнения все ребята садятся в круг. Вы просите их назвать три слова. Причем, слова должны быть ничем не связаны друг с другом. Например, стул, пингвин, корабль.

Теперь эти три слова надо объединить в одну связанную историю. Просите не называть то, что лежит на поверхности, а искать более интересные варианты. То есть «пингвин занял свой стул на корабле и уплыл» - это слишком простой ответ. Поощряйте развернутые, оригинальные истории.

Следующий этап упражнения – не только придумать, но и показать истории. Для этого ребятам надо поделиться на команды по 3-6 человек. Слова для каждой команды могут придумываться совместно.

За 5-7 минут все команды должны распределить роли и порепетировать свои этюды. А потом показать их. Если есть возможность, то выступать лучше на сцене.

СОВЕТ: перед самостоятельной подготовкой ребят к каждому выступлению, пусть даже маленькому этюду, напоминайте о простых правилах:

  • Участвовать должны все члены мини-группы, никто не должен остаться в стороне. Если кому-то не хватает роли – придумайте для него роль.
  • При обсуждении этюда уважайте мнение друг друга.
  • У любой истории должно быть начало, середина и конец. Все должно быть четко и понятно.
  • Когда стоите на сцене, не поворачивайтесь к залу спиной. Старайтесь держаться в пол-оборота или лицом к зрителям.
  • Не смейтесь и не разговаривайте на отвлеченные темы во время выступлений.

Сказки на новый лад

Для этого этюда ребятам тоже нужно разбиться на группы. Заранее приготовьте нужное количество бумажек. На одних напишите названия известных сказок – «Колобок», «Репка» и т.д. На других – жанры фильмов – комедия, триллер, мелодрама и т.д.

Каждая команда вытаскивает сказку и жанр, в котором ее нужно сыграть.

На распределение ролей и подготовку нужно дать около десяти минут. Если дети сильно увлечены подготовкой и не успевают, то можно продлить время.

Ребятам понравится еще больше, если вы заранее приготовите для сказок элементы костюмов и декораций. Иногда во время этого упражнения рождаются по-настоящему яркие  и оригинальные сказки. И почти всегда они бывают очень смешные!

Данная схема проведения театрального занятия не является универсальной. Вы можете варьировать блоки и упражнения, как вам удобно. Можно даже объединить все  под одной темой и сделать квест. Главное, контролировать дисциплину и стараться, чтобы дети воспринимали не только веселую игровую форму, но и полезное содержание. В конце можно устроить обсуждение. Спросить, что нового ребята узнали об актерской профессии, чему научились, какие навыки развивали и что больше всего им понравилось.

Читайте также
Комментарии (0)
Мария Ковалева
все материалы автора
Творческая личность. Закончила филфак, 6 лет работала учителем начальных классов, потом преподавала ИЗО. Сейчас заканчиваю режиссёрский факультет. Преподаю актерское мастерство и ставлю спектакли с детьми и взрослыми.

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Театральный урок в начальной школе. Опыт педагога

Веселые и полезные упражнения на развитие памяти, внимания, речи, фантазии, навыков взаимодействия
34 0 386

Tue Oct 02 2018 13:54:10 GMT+0000 (GMT)

Мария Ковалева
Подписаться

Перед вами тренинг, направленный на раскрепощение и умение вести себя на сцене. Множество веселых и полезных упражнений на развитие памяти, внимания, речи, фантазии, навыков взаимодействия. Подходит для детей от 6 лет. 


Данный тренинг основан на системе Станиславского и адаптирован для младших школьников. Все упражнения  неоднократно проверены и построены на играх, так что это будет очень интересно детям. А главное, такие уроки дают развитие по различным направлениям:

  • раскрепощение и снятие телесных зажимов;
  • развитие памяти и внимания;
  • развитие фантазии;
  • отработка навыков публичных выступлений;
  • развитие речи;
  • умение взаимодействовать с другими людьми и многое другое.

Такой урок можно провести перед постановкой сценок или спектакля со школьниками, чтобы улучшить их актерские навыки. Так же это занятие хорошо впишется в рамки воспитательного блока по профориентации. Его можно приурочить к Дню театра или  провести в рамках воспитательной работы по развитию личностных качеств детей.

Для урока вам понадобится просторное помещение, стулья, музыкальное оборудование, повязки на глаза. Хорошо, если будет сцена и подходящий реквизит для импровизированных сказок. Это сделает занятие ещё более ярким и запоминающимся.

Вступительная беседа

Можно усадить детей в круг и спросить, что они знают о профессии актера. После этого надо обозначить с ребятами, какими качествами и умениями должен обладать актер и почему. Ключевые компетенции можно выписать на доске для наглядности:

  • Умение владеть своим телом – чтобы всегда хорошо смотреться на сцене и в кадре, не выглядеть неуклюжим.
  • Внимание - чтобы уметь полностью сосредотачиваться на роли, копировать поведение других людей и т.д.
  • Память - чтобы запоминать тексты.
  • Четкая выразительная речь - иначе его никто не разберет.
  • Умение взаимодействовать с другими людьми - ведь на сцене или фильме он, как правило, играет не один.
  • Богатое воображение - чтобы ярко и интересно играть.

И закончить беседу можно вопросом: «А нужны ли все эти качества человеку в обычной жизни?».

Таким образом, мы приходим к выводу, что актерское мастерство помогает человеку развиваться, становиться лучше и эффективнее. После этого предложите ребятам сделать первые шаги в развитие этих качеств прямо сейчас.

Блок 1. Упражнения на умение владеть своим телом

Можно включить фоновую музыку и начать с обычной разминки, чтобы настроиться. А потом перейти к специфическим актерским упражнениям. Многие из них выполняются на ходу.

Объясните ребятам, что нужно спокойно ходить по помещению, ни с кем не сталкиваясь. Потренируйтесь по хлопку менять скорость по шкале от  1 до 5 – от самой низкой к самой высокой. Задача группы – настроиться друг на друга, чтобы скорость у всех была одинаковая.

«Камень-воздух» 

Для этого упражнения ребята продолжают ходить. Подойдет скорость №3 -  то есть обычный средний шаг.

По хлопку и команде «Камень!» все должны замереть и напрячь все мышцы. А по команде «Воздух!» ребята должны полностью расслабиться и двигаться так, будто они легкие, как ветерок. Можно кружиться, танцевать, поднимать руки. Главное – попытаться максимально расслабиться.

Следите за качеством выполнения упражнения – многим детям сложно целиком расслабиться.

Остановка на краю пропасти

Следующее упражнение выполняется на скорости №5, самой высокой. Здесь возникает опасность, что дети начнут бегать и пытаться сбить друг друга с ног. Так что лучше заранее предупредить, что прикасаться друг к другу запрещено правилами игры.

Дети быстро ходят, почти бегают, пока преподаватель не хлопнет в ладоши. В этот момент им надо представить, что прямо под ногами возникает пропасть. Важно вовремя остановиться, чтобы не упасть в нее.

Снова хлопок – значит можно идти на высокой скорости дальше.

Можно играть до тех пор, пока ребята научатся четко реагировать на хлопок и перестанут «падать в пропасть».

Блок 2. Упражнения на внимание

Следующий блок нацелен на усиление концентрации внимания. Помимо этих упражнений в него можно включать любые игры на развитие зрительного, слухового, осязательного внимания. 

«Повтори позу»

Все становятся в круг. Один человек выходит в центр. По вашему первому хлопку он должен принять любую позу. А по второму хлопку все должны повторить эту позу за ним. Следующий хлопок – опять для ведущего, а второй – для остальных. 

Поначалу ребята, как правило, не могут сконцентрироваться и меняют позу одновременно с ведущим. Нужно добиться четкости в выполнении упражнения. Ещё раз акцентируйте внимание, что первый хлопок – для ведущего, и только второй – для остальных. Все остальное время никто не должен двигаться. 

Предупредите ребят, чтобы они не принимали в кругу сложные позы, которые никто не сможет повторить. 

«Мы тебе не мешаем?»

Одному человеку дается книга. Он садится на стул и начинает читать про себя. Все остальные в это время начинают его отвлекать – звать, задавать вопросы, пытаться рассмешить. Только трогать запрещено.

По истечению времени ребенок должен рассказать все, что смог запомнить из книги. Это непростое упражнение, так что можно даже выбрать победителя – того, кто больше всего смог понять и запомнить при таком экстремальном чтении.

Блок 3. Упражнения на развитие памяти

Так как игры на развитие этого навыка обычно статичные, они не должны длиться долго. Иначе интерес у ребят угаснет, и динамика занятия собьется.

Я, обычно беру одно упражнение, которое очень смешит детей. Они не замечают, как в процессе запоминают множество слов.

«В бабушкином сундуке хранились…»

Все сидят в кругу. Первый человек говорит фразу «В бабушкином сундуке хранились…» и придумывает первое слово. Например: очки, шляпа, кошка или даже дедушка. К своему слову игрок придумывает какой-либо жест. Складывает пальцы в виде очков или держится за спину, как старик.

Следующий человек снова говорит «В бабушкином сундуке хранились…», а затем  называет и показывает слово предыдущего игрока. Потом придумывает своё.  И так по кругу.

Последний участник должен перечислить и показать все названные слова по очереди.

В конце упражнения дети должны  все вместе хором рассказать и показать все слова.

Блок 4. Упражнения на развитие речи

Один из самых эффективных способов сделать речь четкой и понятной – это как можно чаще делать упражнения со скороговорками.

«Битва»

Все присутствующие делятся на две команды и встают друг напротив друга. Каждая команда получает (или выбирает сама) скороговорку.

Дальше вы задаете условия для каждой из команд. Например, так:

Команда 1, произнесите скороговорку так, будто чего-то просите у команды 2. А теперь команда 2 – скажите свою скороговорку так, будто ругаетесь на команду 2. Ваша очередь, команда 1! Ответьте скороговоркой с такой интонацией, будто обиделись…

Меняйте условия и задавайте различные эмоции. Можно составлять целые связанные диалоги, где в середине происходит конфликт, но потом всё заканчивается примирением.

При этом следите, чтобы слова скороговорок выговаривались дружно, громко и четко.

Заданные эмоции

Это похожее задание, но теперь ребята смогут проявить себя не в группе, а индивидуально. Хорошо, если они при этом будут выходить на сцену и говорить перед остальным классом.

Можно также брать скороговорки или простые детские четверостишья.

Задача ребят – рассказывать их с теми эмоциями и в тех обстоятельствах, которые вы задаете.

Примеры:

  • как будто признаешься всем любви;
  • будто получил двойку;
  • будто у тебя горячая картошка во рту;
  • как будто сейчас заплачешь;
  • будто ты рассказываешь анекдот и т.д.

Эмоции и обстоятельства для каждого можно придумывать вместе с детьми.

Блок 5. Упражнения на взаимодействие

Такие задания учат быть внимательными друг к другу, лучше чувствовать и понимать других людей, доверять им. Распределяйте пары случайным образом или просите ребят выбирать тех, с кем они меньше всего общаются в классе.

«Хождение вслепую»

В паре одному из ребят завязывают глаза. Другой кладет руку ему на плечо и медленно, аккуратно водит его по помещению. Разговаривать запрещено, нужно полностью сосредоточиться на чувстве партнера.

Потом роли в паре меняются, и ведущий становится ведомым.

Скульптура и скульптур

Один ребенок играет глину. Он полностью расслабляется и отдает себя во власть скульптора. Тот, направляя руки и ноги партнера так, как ему нужно, делает из него какую-то фигуру. Это его скульптура, которой он должен придумать название и представить всем.

Потом скульптор и скульптура меняются.

Можно продолжить это упражнение и разбиться на тройки или даже четверки. Тогда можно создавать целые скульптурные композиции. А остальные ребята могут пытаться угадать, что изображает каждое «изваяние».

Блок 6. Упражнения на развитии фантазии

Это один из самых важных и интересных блоков. Развитие фантазии в детстве – это залог креативного мышления во взрослом возрасте.

«Покажи цвет!»

Назначается ведущий, он выходит за дверь. Остальные загадывают цвет.

Когда человек возвращаются, группа по сигналу начинает показывать ему молчаливые этюды, которые намекают на этот цвет.

Например, если это «желтый», то обычно кто-то изображает цыпленка, другой - солнце, третий -цветок и т.д. Вы можете наблюдать и хвалить тех детей, у кого наблюдается самый творческий подход.

Ведущий пытается понять, какой цвет был загадан. Если он угадывает с третьей попытки, то назначается новый ведущий.

Обычно дети с удовольствием играют в эту игру, так что можно загадать 5-6 цветов, прежде, чем переходить к следующему упражнению.

«3 слова»

На первом этапе упражнения все ребята садятся в круг. Вы просите их назвать три слова. Причем, слова должны быть ничем не связаны друг с другом. Например, стул, пингвин, корабль.

Теперь эти три слова надо объединить в одну связанную историю. Просите не называть то, что лежит на поверхности, а искать более интересные варианты. То есть «пингвин занял свой стул на корабле и уплыл» - это слишком простой ответ. Поощряйте развернутые, оригинальные истории.

Следующий этап упражнения – не только придумать, но и показать истории. Для этого ребятам надо поделиться на команды по 3-6 человек. Слова для каждой команды могут придумываться совместно.

За 5-7 минут все команды должны распределить роли и порепетировать свои этюды. А потом показать их. Если есть возможность, то выступать лучше на сцене.

СОВЕТ: перед самостоятельной подготовкой ребят к каждому выступлению, пусть даже маленькому этюду, напоминайте о простых правилах:

  • Участвовать должны все члены мини-группы, никто не должен остаться в стороне. Если кому-то не хватает роли – придумайте для него роль.
  • При обсуждении этюда уважайте мнение друг друга.
  • У любой истории должно быть начало, середина и конец. Все должно быть четко и понятно.
  • Когда стоите на сцене, не поворачивайтесь к залу спиной. Старайтесь держаться в пол-оборота или лицом к зрителям.
  • Не смейтесь и не разговаривайте на отвлеченные темы во время выступлений.

Сказки на новый лад

Для этого этюда ребятам тоже нужно разбиться на группы. Заранее приготовьте нужное количество бумажек. На одних напишите названия известных сказок – «Колобок», «Репка» и т.д. На других – жанры фильмов – комедия, триллер, мелодрама и т.д.

Каждая команда вытаскивает сказку и жанр, в котором ее нужно сыграть.

На распределение ролей и подготовку нужно дать около десяти минут. Если дети сильно увлечены подготовкой и не успевают, то можно продлить время.

Ребятам понравится еще больше, если вы заранее приготовите для сказок элементы костюмов и декораций. Иногда во время этого упражнения рождаются по-настоящему яркие  и оригинальные сказки. И почти всегда они бывают очень смешные!

Данная схема проведения театрального занятия не является универсальной. Вы можете варьировать блоки и упражнения, как вам удобно. Можно даже объединить все  под одной темой и сделать квест. Главное, контролировать дисциплину и стараться, чтобы дети воспринимали не только веселую игровую форму, но и полезное содержание. В конце можно устроить обсуждение. Спросить, что нового ребята узнали об актерской профессии, чему научились, какие навыки развивали и что больше всего им понравилось.

Читайте также
Комментарии (0)