Современные образовательные системы: «путеводитель» для родителей

2020-07-06T14:46:54.722Z
5 0

Количество программ, по которым на сегодняшний день проводится обучение в школах, многих родителей ставит в тупик. В действительности все не так сложно. Сразу оговоримся: любая программа должна соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). Все существующие образовательные системы условно разделяют на традиционные и развивающие. Детально рассмотреть каждую из них в рамках статьи, к сожалению, невозможно, однако мы постараемся выделить основные нюансы, значимые для родителей и их детей.

Традиционные системы обучения

Как правило, к ним относят следующие программы: «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Гармония», «Школа 2100», «Планета знаний», «Перспективная начальная школа», «РИТМ». Кратко расскажем о каждой из них.

«Школа России» – самая распространенная система обучения. Программа наиболее близка к традиционной, классической. 

К минусам можно отнести:

  • количество информации, изучаемой детьми за небольшие промежутки времени;
  • задания могут потребовать помощи взрослых и поиска дополнительных материалов;
  • опечатки в учебниках.

Но несомненным плюсом является ориентированность на учеников с разным уровнем подготовки, преемственность с программой для средней школы.

«Перспективная начальная школа» – ориентирована на системно-деятельностный подход в образовании. Этим объясняется большое количество проектной работы. 

В числе недостатков:

  • сложность при изложении материала; 
  • малое количество литературных произведений русских классиков, авторов Золотого и Серебряного века в программах;
  • сложные для понимания задания по математике.

Успех освоения этой программы во многом зависит от мастерства учителя. Если он хорошо подготовлен и имеет большой опыт работы в рамках «Перспективной начальной школы», дети могут показать неплохие результаты.

«РИТМ» («Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление») – доработка учебно-методического комплекта программы «Классическая начальная школа». Все учебники данной программы направлены на формирование у детей духовно-нравственных ценностей и развитие личности ребенка как гражданина и патриота своей страны. 

«Начальная школа XXI века» – создана под руководством профессора Н. Ф. Виноградовой. Учебные материалы, относящиеся к разным предметам, рассматриваются как целостный комплекс подготовки ученика. Программа учитывает преемственность между начальной и средней школой.

Недостатки:

  • многие родители отмечают сложность этой программы для среднего школьника и ее запутанность; 
  • отводится мало времени повторению пройденного материала.

«Перспектива» – программа предполагает соединение традиционного и развивающего типа обучения. Согласно ее требованиям, ребенок должен быть заинтересованным участником процесса, но достичь этого не всегда просто. 

Из недостатков: 

  • многие родители и педагоги отмечают поверхностное изложение материала;
  • длительное время дети занимаются по прописям, что впоследствии, при переходе к работе в тетрадях, вызывает сложности (как правило, учителя используют прописи других учебных программ);
  • для выполнения некоторых заданий нужны источники, не входящие в комплект; 
  • большое количество проектов потребует помощи родителей.

Из плюсов – программа позволяет легко адаптироваться к учебному процессу и подойдет детям, которые идут в школу, не умея читать и писать.

«Гармония» – учебная программа, основанная на деятельностном подходе в образовании, когда ребенок не получает решение проблемы в готовом виде, а учится добывать его самостоятельно. 

В числе минусов:

  • при таком подходе могут появиться сложности в восприятии нового материала; 
  • при изучении русского языка делается акцент на изучении орфоэпических норм, что не всегда хорошо − дети часто пишут, как слышат, или заменяют буквы на письме транскрипцией;
  • в целом письму отводится очень мало времени.

«Школа 2100» — это единственная программа непрерывного образования с детского сада и до одиннадцатого класса школы. На данный момент используется в ограниченном числе образовательных организаций, так как учебные пособия не прошли экспертизу Министерства просвещения. 

Среди недостатков: 

  • задания выполнимы лишь для детей со средним и высоким уровнем подготовки, часто требуют контроля и помощи со стороны родителей; 
  • минусом может стать отсутствие у педагогов желания продолжать обучение по программе в основной и средней школе.

К плюсам можно отнести акцент на развитие способности ребенка учиться и добывать знания. 

«Планета знаний» — это традиционная программа с развивающим компонентом, ориентированная на самостоятельную деятельность ребенка. 

Недостатки:

  • многие из проектных заданий дети не в состоянии выполнить самостоятельно; 
  • занимаясь по этой программе, школьник тратит массу времени на выполнение домашней работы.

В целом программу «Планета знаний» можно оценить как более сложную, чем «Школа России», но после обучения по ней дети отлично подготовлены к переходу в основную школу.

Развивающие системы обучения

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Авторы Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов – известные психологи, основатели системы развивающего обучения. Программа сложная, кардинально отличается от других. Она предполагает, что ребенок находится в постоянном поиске информации, развивает теоретическое мышление и воображение. При этом программа характеризуется минимумом домашних заданий. 

Среди минусов:

  • преподавание предметов ведется на сложном уровне; 
  • при переходе на другую систему обучения возникают трудности.

К плюсам можно отнести формирование высокой мотивации к обучению, получение глубоких знаний, развитие умения решать учебные задачи нестандартно. Уроки интересны, часто используются игры.

Система Л. В. Занкова. Большое внимание в программе уделено развитию логики, мышления, умения самостоятельно добывать знания.

В числе недостатков: 

  • при поступлении в школу нужна хорошая подготовка; 
  • так же, как в случае с системой Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, необходимо продолжение обучения по программе в основной и средней школе.

Среди плюсов можно выделить формирование осознанности обучения, обучение детей аргументировать и доказывать свою точку зрения, акцент на работу в группах.

Подведем итоги 

Выбирая учебную программу, нужно ориентироваться на уровень подготовленности и багаж знаний ребенка. Внимательно отнеситесь к выбору учителя начальных классов − какой бы ни была программа, очень многое будет зависеть от педагога, его стиля преподавания, заинтересованности, отношения к детям и работе. Помните, что успехи вашего ребенка в обучении будут также во многом зависеть от вашего желания участвовать в школьной жизни, тратить свои силы и время на воспитание.


Читайте также
Комментарии (0)
2020-07-06T14:46:54.722Z
5 0

Современные образовательные системы: «путеводитель» для родителей


Количество программ, по которым на сегодняшний день проводится обучение в школах, многих родителей ставит в тупик. В действительности все не так сложно. Сразу оговоримся: любая программа должна соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). Все существующие образовательные системы условно разделяют на традиционные и развивающие. Детально рассмотреть каждую из них в рамках статьи, к сожалению, невозможно, однако мы постараемся выделить основные нюансы, значимые для родителей и их детей.

Традиционные системы обучения

Как правило, к ним относят следующие программы: «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Гармония», «Школа 2100», «Планета знаний», «Перспективная начальная школа», «РИТМ». Кратко расскажем о каждой из них.

«Школа России» – самая распространенная система обучения. Программа наиболее близка к традиционной, классической. 

К минусам можно отнести:

  • количество информации, изучаемой детьми за небольшие промежутки времени;
  • задания могут потребовать помощи взрослых и поиска дополнительных материалов;
  • опечатки в учебниках.

Но несомненным плюсом является ориентированность на учеников с разным уровнем подготовки, преемственность с программой для средней школы.

«Перспективная начальная школа» – ориентирована на системно-деятельностный подход в образовании. Этим объясняется большое количество проектной работы. 

В числе недостатков:

  • сложность при изложении материала; 
  • малое количество литературных произведений русских классиков, авторов Золотого и Серебряного века в программах;
  • сложные для понимания задания по математике.

Успех освоения этой программы во многом зависит от мастерства учителя. Если он хорошо подготовлен и имеет большой опыт работы в рамках «Перспективной начальной школы», дети могут показать неплохие результаты.

«РИТМ» («Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление») – доработка учебно-методического комплекта программы «Классическая начальная школа». Все учебники данной программы направлены на формирование у детей духовно-нравственных ценностей и развитие личности ребенка как гражданина и патриота своей страны. 

«Начальная школа XXI века» – создана под руководством профессора Н. Ф. Виноградовой. Учебные материалы, относящиеся к разным предметам, рассматриваются как целостный комплекс подготовки ученика. Программа учитывает преемственность между начальной и средней школой.

Недостатки:

  • многие родители отмечают сложность этой программы для среднего школьника и ее запутанность; 
  • отводится мало времени повторению пройденного материала.

«Перспектива» – программа предполагает соединение традиционного и развивающего типа обучения. Согласно ее требованиям, ребенок должен быть заинтересованным участником процесса, но достичь этого не всегда просто. 

Из недостатков: 

  • многие родители и педагоги отмечают поверхностное изложение материала;
  • длительное время дети занимаются по прописям, что впоследствии, при переходе к работе в тетрадях, вызывает сложности (как правило, учителя используют прописи других учебных программ);
  • для выполнения некоторых заданий нужны источники, не входящие в комплект; 
  • большое количество проектов потребует помощи родителей.

Из плюсов – программа позволяет легко адаптироваться к учебному процессу и подойдет детям, которые идут в школу, не умея читать и писать.

«Гармония» – учебная программа, основанная на деятельностном подходе в образовании, когда ребенок не получает решение проблемы в готовом виде, а учится добывать его самостоятельно. 

В числе минусов:

  • при таком подходе могут появиться сложности в восприятии нового материала; 
  • при изучении русского языка делается акцент на изучении орфоэпических норм, что не всегда хорошо − дети часто пишут, как слышат, или заменяют буквы на письме транскрипцией;
  • в целом письму отводится очень мало времени.

«Школа 2100» — это единственная программа непрерывного образования с детского сада и до одиннадцатого класса школы. На данный момент используется в ограниченном числе образовательных организаций, так как учебные пособия не прошли экспертизу Министерства просвещения. 

Среди недостатков: 

  • задания выполнимы лишь для детей со средним и высоким уровнем подготовки, часто требуют контроля и помощи со стороны родителей; 
  • минусом может стать отсутствие у педагогов желания продолжать обучение по программе в основной и средней школе.

К плюсам можно отнести акцент на развитие способности ребенка учиться и добывать знания. 

«Планета знаний» — это традиционная программа с развивающим компонентом, ориентированная на самостоятельную деятельность ребенка. 

Недостатки:

  • многие из проектных заданий дети не в состоянии выполнить самостоятельно; 
  • занимаясь по этой программе, школьник тратит массу времени на выполнение домашней работы.

В целом программу «Планета знаний» можно оценить как более сложную, чем «Школа России», но после обучения по ней дети отлично подготовлены к переходу в основную школу.

Развивающие системы обучения

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Авторы Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов – известные психологи, основатели системы развивающего обучения. Программа сложная, кардинально отличается от других. Она предполагает, что ребенок находится в постоянном поиске информации, развивает теоретическое мышление и воображение. При этом программа характеризуется минимумом домашних заданий. 

Среди минусов:

  • преподавание предметов ведется на сложном уровне; 
  • при переходе на другую систему обучения возникают трудности.

К плюсам можно отнести формирование высокой мотивации к обучению, получение глубоких знаний, развитие умения решать учебные задачи нестандартно. Уроки интересны, часто используются игры.

Система Л. В. Занкова. Большое внимание в программе уделено развитию логики, мышления, умения самостоятельно добывать знания.

В числе недостатков: 

  • при поступлении в школу нужна хорошая подготовка; 
  • так же, как в случае с системой Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, необходимо продолжение обучения по программе в основной и средней школе.

Среди плюсов можно выделить формирование осознанности обучения, обучение детей аргументировать и доказывать свою точку зрения, акцент на работу в группах.

Подведем итоги 

Выбирая учебную программу, нужно ориентироваться на уровень подготовленности и багаж знаний ребенка. Внимательно отнеситесь к выбору учителя начальных классов − какой бы ни была программа, очень многое будет зависеть от педагога, его стиля преподавания, заинтересованности, отношения к детям и работе. Помните, что успехи вашего ребенка в обучении будут также во многом зависеть от вашего желания участвовать в школьной жизни, тратить свои силы и время на воспитание.

Читайте также
Комментарии (0)