Роль чтения в развитии навыков XXI века



С 18 по 20 сентября под эгидой фонда «Живая классика» в Санкт-Петербурге в онлайн-формате прошел IV Международный гуманитарный педагогический форум. На мероприятии освещался широкий круг тем, тем не менее во многих докладах был сделан акцент на проблеме развития у детей и подростков любви к чтению. О важности книг для формирования навыков XXI века рассказала Татьяна Гельевна Галактионова, профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. Герцена, доктор педагогических наук. 

«Что день грядущий нам готовит?» 

Я глубоко задумалась над темой, после того как мне пожаловалась коллега-магистрантка. Она отметила, что, на ее взгляд, любовь к книгам и привычка к чтению – залог успешной жизни, однако для некоторых ее учеников, а также их родителей эта взаимосвязь не столь очевидна, – рассказывает Татьяна Гельевна. – Какие же доводы, аргументы можно приводить для того, чтобы дать понять детям, что процесс чтения – одно из проявлений самоценности? Как “вписать” любовь к книгам в развитие навыков XXI века? Какова очевидная польза от чтения в жизни современного человека?

Для лучшего понимания перспектив, по мнению Галактионовой, необходимо учитывать два сценария: пессимистический, представленный в мультфильме «Люди XXI века», и оптимистический – в документе ЮНЕСКО «Образование-2030». И если первый можно смело назвать апогеем хамства, эгоизма, бездушия и бескультурья, то через второй сквозными нитями протянута надежда на то, что подрастающее поколение может во многом превзойти своих родителей, однако для этого придется немало потрудиться. «Устойчивое развитие не может быть достигнуто исключительно за счет технологий, политического регулирования или финансовых механизмов. Человечеству необходимо изменить образ мышления и поведения», – говорится в документе. Дальше предлагается конкретная мера действия: обеспечение качественного образования в интересах устойчивого развития, на всех уровнях, независимо от социальных условий. И чтение в данном процессе занимает далеко не последнее место. 

«Четыре К и одно Ч» – чтение и навыки XXI века

Что же это за загадочные «навыки XXI века»? Самая краткая типология – 4К: критическое мышление, креативность, коммуникация, командная работа. Есть и другие классификации, где количество навыков колеблется от 9 до 13, но Татьяна Гельевна предлагает остановиться на самой лаконичной и проследить влияние чтения на развитие важных для будущей жизни качеств. 

  • Необходимость отличать достоверное, или информативное, от манипулятивного помогает ребенку развивать критическое мышление.
  • Креативность зависит от качества изучаемой литературы. Для развития этого навыка, помимо прочего, Татьяна Гельевна советует заниматься «творческим чтением», взаимосвязанным с другими видами искусства: например, актерским мастерством, театром, кино.
  • Чтение позволяет расширять круг тем для коммуникации. Нынешний ребенок – будущий взрослый – может не только пообщаться на «приземленные» бытовые темы, но и блеснуть своей эрудицией, а грамотная, богатая речь станет для него пропуском в «высшие эшелоны», в элитарные круги. 
  • Чтобы ребенок достиг успехов в командной работе, создается множество литературных проектов, творческих исследований на базе школ, библиотек, центров дошкольного и дополнительного образования.

Помимо четырех компетенций, упомянутых выше, в число важных навыков XXI века Татьяна Гельевна включает умение проектировать и способность к самообразованию. Взаимосвязь их с чтением, по мнению профессора, очевидна.

«С младых ногтей»: чтение и раннее развитие

Целесообразность и эффективность раннего развития – тема сложная, спорная, имеющая своих противников и сторонников в среде родителей, педагогов, методистов и даже ученых-нейрофизиологов. Однако Галактионова относится к «научению с младых ногтей» весьма позитивно. Она рекомендует широкому кругу читателей книгу японского автора Масару Ибуки «После трех уже поздно». Татьяна Гельевна приводит ряд важных цитат, которые, по мнению опытного педагога, подскажут взрослым, как превратить чтение в такой же естественный процесс, как чистка зубов по утрам, и помочь ребенку превзойти своих родителей и педагогов во имя грядущего прогресса. 

  • «Когда у ребенка возникает желание что-либо сделать без принуждения – это и есть идеальный способ обучения». 
  • «Успех раннего развития зависит от внимательности взрослых».
  • «Таланты воспитываются книгами и поощрением».
  • «Книги не навязывают. Ими окружают. Великим людям не говорили: “Ты должен стать великим”. Им говорили: “Я уверен(а), что ты великим можешь стать”». 
  • «Чтобы воспитывать ребенка, нужно вначале воспитать себя».
  • «Ученик должен превзойти учителя, иначе прогресс будет невозможен. Совет родителям: пусть ваш ребенок станет лучше вас».
  • «XXI век будут строить те, кто доверяет другим».

Мы, педагоги, ориентируемся в большей степени на европейское образование (начиная со школы Яна Амоса Коменского), – с некоторым сожалением подчеркивает Татьяна Гельевна. – Тем временем восточные традиции для России эксклюзив, источник новых знаний. К нему действительно стоит обращаться, но делать это нужно очень тонко и аккуратно. 

Обучение длиною в жизнь 

Чтение начинается с семьи. Только если семья не справляется, прививать любовь к чтению должен учитель, государство, – подчеркивает Галактионова. 

Переходя от теории к практике, она предлагает несколько полезных инициатив с педагогической позиции: 

1. Проект «Школа волонтеров чтения», получивший президентский грант. Его девиз: «Чтение не связано с регламентом жизни общества, оно естественно, как любовь и образ жизни». Сам проект уже завершен, однако на платформе «Степик» на его основе организован курс, соответствующий стандартам ФГОС. В рамках курса слушатели исследуют такие темы, как «Текст как феномен культуры» и «Феномен чтения и права читателей». Не обходят стороной и аспекты, связанные с мотивацией, психологией, коммуникацией, ведут разговор об успешной реализации проектов, превращении проектного опыта в текст. 

2. Проект-книга «Навигатор для самообразования» под эгидой Российской школьной библиотечной ассоциации и Российского государственного педагогического университета им. Герцена. Идеи, продвигаемые курсом, могут служить отдельными темами для дискуссий. Вот некоторые из них:

А. Книжная культура (культура чтения) – основа современной культуры.

Б. Читающие люди успешны. По словам Галактионовой, образованность – возможность расширить выбор. В этой связке можно говорить и о пути к субъективному благополучию, иначе именуемому успехом.

В. Смена книжного формата (с бумажного на электронный, по жанровой приоритетности) не меняет сути культуры.

Г. Хороший текст должен порождать новый текст.

3. Международный педагогический форум в Сочи (2019 г.) под эгидой «Русского мира». Сквозной нитью через обсуждения на форуме проходила тема «Литературное чтение как источник развития личностного потенциала», а это имеет самое прямое отношение к навыкам XXI века. 

4. «Педагогический барометр» – исследование, организованное Галактионовой в целях «измерения психологического комфорта и педагогических компетенций» как стимула для дальнейшей работы учителей и методистов над собой. По мнению Татьяны Гельевны, педагог имеет право советовать что-либо другим, только если всю жизнь совершенствуется сам. 

Подытоживая сказанное и подчеркивая критическую важность чтения как основы культурного прогресса, Галактионова приводит цитату современного французского писателя Бернара Вербера из его книги «Танатонавты»: «Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает. Лучше принадлежать к первым, я так полагаю». Думаю, многие наши читатели с этим согласятся. 



Благодарим за помощь в подготовке материла пресс-службу Международного гуманитарного педагогического форума «Живая классика».

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)