Программированное обучение: учителя не нужны?

2019-07-15T15:40:02.360Z
3 0

Школьники готовятся к ЕГЭ, выполняя тесты на популярных сайтах, а взрослые учат иностранные языки с помощью мобильных приложений. Онлайн-курсы и обучающие онлайн-программы – это уже обыденность, хотя вошли они в нашу жизнь не так давно. Но сама идея автоматизировать учебный процесс возникла несколько десятилетий назад и сразу же стала очень популярной. Достигнуты ли цели ученых 50-х, разработавших принципы программированного обучения, и где сегодня применяются эти принципы, читайте в нашей статье.

Программированное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материала.

История вопроса

Новая обучающая методика возникла на стыке педагогики, кибернетики и бихевиористского подхода в психологии в середине 1950-х – уже через несколько лет после создания первых ЭВМ. Ее разработал американский психолог Б. Ф. Скиннер (в 1972 г. Американская психологическая ассоциация назвала его самым выдающимся психологом двадцатого века – Зигмунд Фрейд оказался только на втором месте). 

Идею Скиннера подхватили многочисленные последователи, в том числе в СССР, где в это время только начинала развиваться кибернетика. Попытка преобразовать систему образования – а значит, и все общество – на основе строго научного подхода и простых, контролируемых механизмов оказывается очень востребованной. Программированное обучение как самую передовую и многообещающую методику противопоставляют традиционным методам – их считают «малоэффективными».

К теме программированного обучения обращались десятки авторов, в том числе действительно выдающиеся ученые: математик Б. В. Гнеденко, психологи Н. И. Жинкин и П. Я. Гальперин и другие. Лаборатории программированного обучения создавались в университетах и научных институтах: МГУ, МГПИ, Институте психологии Академии педагогических наук СССР и других, не только в Москве. В Пермском государственном педагогическом институте под руководством профессора И. Е. Шварца, главы секции педагогики высшей школы научно-методического совета Министерства просвещения РСФСР, создается кафедра научных основ управления педагогическими системами. 

Чуть позже, в 1980-е, новое поколение ученых назовет эту ситуацию абсолютизацией программированного обучения и подменой педагогики кибернетикой. Однако сколько-нибудь массовым применение новых методов на практике, несмотря на их популярность, все равно не стало – по самым очевидным причинам. В классе программированного обучения, который действовал при кафедре Шварца в ПГПИ, было всего две ЭВМ: «Экзаменатор» и «Репетитор».

Основные принципы

1.   Программированное обучение строится на самообучении и самоконтроле. В их основе – знаменитый принцип бихевиоризма «стимул – реакция», восходящий к И. П. Павлову. 

2.   Учебный материал подается в соответствии с алгоритмами, напоминающими компьютерную программу. Сам Скиннер разработал линейный алгоритм. Информация делится на небольшие блоки, которые учащийся должен освоить самостоятельно. Затем ему предлагают контрольные вопросы – с вариантами ответа или без. Отметим, что Скиннер считал, что открытые вопросы предпочтительнее. Если даны верные ответы, система открывает доступ к следующему блоку, если нет, возвращает учащегося к исходной точке. Пропустить ступень нельзя. 

Линейный алгоритм Скиннера усложнил и доработал Норман Кроудер. Он предложил усложнить и подачу материала, и вопросы. Вместо одного блока составляется несколько. Если учащийся не усваивает сложный материал с первой попытки, он может опуститься на одну ступень ниже, к более простому изложению и так далее. Алгоритм Кроудера называется разветвленным. 

По сравнению с алгоритмом Скиннера здесь больше возможностей для индивидуального подхода. Но дифференциация блоков по уровням сложности не позволяет учитывать все индивидуальные особенности, важные для процесса обучения.

3.   Роль педагога сводится к наблюдению и контролю, он освобождается от «рутинной» работы. Индивидуальный подход к подбору материала или контрольных заданий не предусмотрен. Отличаться может только скорость, с которой учащийся работает с каждым блоком. Это один из плюсов программированного обучения по сравнению с традиционным, когда все ученики в классе или в группе вынуждены подстраиваться под общий темп, заданный учителем. 

4.   Материал должен быть достаточно легким, а вопросы простыми, чтобы учащийся с большой долей вероятности смог ответить правильно. Это создает ситуацию положительного подкрепления и поощряет учащегося двигаться дальше. Скиннер указывал, что доля неправильных ответов не должна превышать 5 процентов. 

Где применяется программированное обучение

С помощью этой методики удобно запоминать даты из курса истории или новые слова на иностранном языке, но не анализировать художественный текст или развивать речевые навыки. 

Сегодня, через полвека после своего изобретения, программированное обучение снова стало актуальным. Работать с обучающими программами теперь можно не только из класса, но и из дома, метро, очереди к врачу. Принципы программированного обучения используются в сфере дистанционного обучения, например на онлайн-курсах, когда присутствие педагога-наблюдателя не предполагается вовсе.

Будущее образования: программированное или традиционное обучение?

Произвести революцию в образовании на основе автоматизации процессов во второй половине XX века не удалось. Но не только потому, что в то время, когда программированное обучение было на пике популярности, сами компьютерные технологии были недостаточно распространены и слишком дорого стоили (у ЭВМ был и более дешевый аналог – «программированные учебники», воспроизводящие алгоритм подачи материала на бумаге). 

Оказалось, что у традиционных методов есть ряд преимуществ, которыми программированное обучение не обладает. Педагога нельзя в полном смысле слова заменить машиной, а работа в группе не менее важна для учащихся, чем самостоятельная. К тому же выстроить в соответствии с алгоритмом можно не любой учебный материал.



Читайте также
Комментарии (0)
2019-07-15T15:40:02.360Z
3 0

Программированное обучение: учителя не нужны?


Школьники готовятся к ЕГЭ, выполняя тесты на популярных сайтах, а взрослые учат иностранные языки с помощью мобильных приложений. Онлайн-курсы и обучающие онлайн-программы – это уже обыденность, хотя вошли они в нашу жизнь не так давно. Но сама идея автоматизировать учебный процесс возникла несколько десятилетий назад и сразу же стала очень популярной. Достигнуты ли цели ученых 50-х, разработавших принципы программированного обучения, и где сегодня применяются эти принципы, читайте в нашей статье.

Программированное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материала.

История вопроса

Новая обучающая методика возникла на стыке педагогики, кибернетики и бихевиористского подхода в психологии в середине 1950-х – уже через несколько лет после создания первых ЭВМ. Ее разработал американский психолог Б. Ф. Скиннер (в 1972 г. Американская психологическая ассоциация назвала его самым выдающимся психологом двадцатого века – Зигмунд Фрейд оказался только на втором месте). 

Идею Скиннера подхватили многочисленные последователи, в том числе в СССР, где в это время только начинала развиваться кибернетика. Попытка преобразовать систему образования – а значит, и все общество – на основе строго научного подхода и простых, контролируемых механизмов оказывается очень востребованной. Программированное обучение как самую передовую и многообещающую методику противопоставляют традиционным методам – их считают «малоэффективными».

К теме программированного обучения обращались десятки авторов, в том числе действительно выдающиеся ученые: математик Б. В. Гнеденко, психологи Н. И. Жинкин и П. Я. Гальперин и другие. Лаборатории программированного обучения создавались в университетах и научных институтах: МГУ, МГПИ, Институте психологии Академии педагогических наук СССР и других, не только в Москве. В Пермском государственном педагогическом институте под руководством профессора И. Е. Шварца, главы секции педагогики высшей школы научно-методического совета Министерства просвещения РСФСР, создается кафедра научных основ управления педагогическими системами. 

Чуть позже, в 1980-е, новое поколение ученых назовет эту ситуацию абсолютизацией программированного обучения и подменой педагогики кибернетикой. Однако сколько-нибудь массовым применение новых методов на практике, несмотря на их популярность, все равно не стало – по самым очевидным причинам. В классе программированного обучения, который действовал при кафедре Шварца в ПГПИ, было всего две ЭВМ: «Экзаменатор» и «Репетитор».

Основные принципы

1.   Программированное обучение строится на самообучении и самоконтроле. В их основе – знаменитый принцип бихевиоризма «стимул – реакция», восходящий к И. П. Павлову. 

2.   Учебный материал подается в соответствии с алгоритмами, напоминающими компьютерную программу. Сам Скиннер разработал линейный алгоритм. Информация делится на небольшие блоки, которые учащийся должен освоить самостоятельно. Затем ему предлагают контрольные вопросы – с вариантами ответа или без. Отметим, что Скиннер считал, что открытые вопросы предпочтительнее. Если даны верные ответы, система открывает доступ к следующему блоку, если нет, возвращает учащегося к исходной точке. Пропустить ступень нельзя. 

Линейный алгоритм Скиннера усложнил и доработал Норман Кроудер. Он предложил усложнить и подачу материала, и вопросы. Вместо одного блока составляется несколько. Если учащийся не усваивает сложный материал с первой попытки, он может опуститься на одну ступень ниже, к более простому изложению и так далее. Алгоритм Кроудера называется разветвленным. 

По сравнению с алгоритмом Скиннера здесь больше возможностей для индивидуального подхода. Но дифференциация блоков по уровням сложности не позволяет учитывать все индивидуальные особенности, важные для процесса обучения.

3.   Роль педагога сводится к наблюдению и контролю, он освобождается от «рутинной» работы. Индивидуальный подход к подбору материала или контрольных заданий не предусмотрен. Отличаться может только скорость, с которой учащийся работает с каждым блоком. Это один из плюсов программированного обучения по сравнению с традиционным, когда все ученики в классе или в группе вынуждены подстраиваться под общий темп, заданный учителем. 

4.   Материал должен быть достаточно легким, а вопросы простыми, чтобы учащийся с большой долей вероятности смог ответить правильно. Это создает ситуацию положительного подкрепления и поощряет учащегося двигаться дальше. Скиннер указывал, что доля неправильных ответов не должна превышать 5 процентов. 

Где применяется программированное обучение

С помощью этой методики удобно запоминать даты из курса истории или новые слова на иностранном языке, но не анализировать художественный текст или развивать речевые навыки. 

Сегодня, через полвека после своего изобретения, программированное обучение снова стало актуальным. Работать с обучающими программами теперь можно не только из класса, но и из дома, метро, очереди к врачу. Принципы программированного обучения используются в сфере дистанционного обучения, например на онлайн-курсах, когда присутствие педагога-наблюдателя не предполагается вовсе.

Будущее образования: программированное или традиционное обучение?

Произвести революцию в образовании на основе автоматизации процессов во второй половине XX века не удалось. Но не только потому, что в то время, когда программированное обучение было на пике популярности, сами компьютерные технологии были недостаточно распространены и слишком дорого стоили (у ЭВМ был и более дешевый аналог – «программированные учебники», воспроизводящие алгоритм подачи материала на бумаге). 

Оказалось, что у традиционных методов есть ряд преимуществ, которыми программированное обучение не обладает. Педагога нельзя в полном смысле слова заменить машиной, а работа в группе не менее важна для учащихся, чем самостоятельная. К тому же выстроить в соответствии с алгоритмом можно не любой учебный материал.


Читайте также
Комментарии (0)