Пошумим? Как учитель организовал рэп-баттл на уроке истории

Thu Sep 20 2018 13:39:51 GMT+0000 (GMT)

Петр Первый против Ивана Грозного

Оксимирон, Слава КПСС, Ресторатор, Гарри Топор, Энди Картрайт, Джони Бой… Что означают сии вычурные прозвища для убеленного сединами профессора истории или рядового учителя российской школы? Ничего, terra incognitа. Между тем, они – кумиры молодежи, олицетворение российского рэп-баттлинга. Найти подростка, который ничего не слышал о них – задача, мягко говоря, сложная. Еще сложнее представить Оскимирона на школьном уроке. На первый взгляд, словно Бразилия и хоккей – несовместимо. Однако в моей преподавательской практике рэп-баттл оказался прижился в качестве весьма удачной формой проведения занятий, позволяющей решать важнейшие образовательные задачи.

Что такое рэп-баттл

Итак, обо всем по порядку. Для тех, кто не в курсе, начну с пояснений относительно термина. Рэп-баттл – публичный поединок, подобный спортивным боям без правил. Но задача здесь не избить противника, а публично унизить его. Запретов на использование лексики и тем нет: жаргонизмы, мат, высмеивание родителей, физических недостатков оппонента, личной жизни. Есть и другие «изюминки». Например, участникам не возбраняется потреблять спиртные напитки прямо «на поле боя». Победителя, как и в спортивных боях, определяют судьи, среди которых мелькали довольно известные персонажи: певец Дмитрий Маликов, блогеры с огромной аудиторией. Подобные действа, снимаемые на камеру, пользуются огромной популярностью. Например, ролик баттла Оксимирона против Славы КПСС набрал в ютубе более 30 миллионов просмотров, удостоившись сюжета на Первом канале. Если кратко, то как-то так. За подробностями добро пожаловать во всемогущий Интернет. Материала по теме, в том числе, кстати, и научных статей, более чем достаточно.  

Баттл Oxxxymironа и Гнойного. Фото с Ютуб-канала «versusbattleru»

Какую оценку дают явлению в обществе? Поборники морали сетуют на массовое падение нравов. Говорят, что такой тип поп-культуры, пришедший с Запада, по форме и содержанию чужд нашим ценностям и традициям. Примерно такие мысли были и у меня, когда впервые наткнулся в сети на видео с участием Оксимирона. Ужас! Шок! Это могут увидеть дети! В школе такому не может быть места!

Но одна вещь заставила позже задуматься, перевернуть медаль и посмотреть на ее обратную сторону. В баттле противники не просто словесно унижали друг друга, а делали это в поэтической форме. Публика и судьи явно позитивно оценивали хорошие рифмы, метафоры, гиперболы и другие художественные приемы. Да, работали они, конечно же, на цель не слишком высокую, но все-таки. И приход Славы КПСС, прославившегося в том числе и за умение подбирать оригинальные рифмы, на телеканал «Культура», где феномен рэп-баттлинга обсуждался в кругу авторитетных в поэтической среде людей, совершенно неслучаен. Кто знает, может быть, здесь есть точки для развития отечественного стихосложения. Ведь когда-то и самого Маяковского, оказавшего и продолжающего оказывать влияние на русскую поэзию, считали разрушителем моральных устоев, хулиганом. Стал смотреть другие поединки, выписывать интересные моменты.  Одновременно изучал телевизионные шоу, посвященные оценке исторических личностей, событий.  

Как появилась идея провести рэп-баттл на уроке истории

По сей день не утихают споры относительно роли Сталина, Ленина, Петра Великого, Октябрьской революции, распада Советского Союза. Точки зрения порой крайне полярные, а выражения далеки от политкорректности. Тогда и пришла в голову мысль: а почему в роли участников баттла не могут выступить ученики, надев на себя «маски» исторических персонажей? Ведь сегодня мы смотрим на наше прошлое критично, рассматриваем разные точки зрения, а не слепо принимаем заказ от государства, как в то происходило в СССР.

Из подобных рассуждений выросла идея включить рэп-баттлы в авторскую методику преподавания истории. Разработка ее, к слову, началась с первого дня педагогической работы, когда я пришел учителем в сельскую школу. Продолжалась она и позже, в саратовских лицеях ЛГН и ЛИЕН.  А 2017/2018 учебный год мне предстояло начать в качестве преподавателя московского Политехнического колледжа им Н.Н.Годовикова (г. Москва). В процессе подготовки формат школьного рэп-баттлов получил окончательное оформление.

Опереться, кроме собственных разработок, было не на что. Из практики применения чего-то подобного стоит отметить лишь опыт преподавателя Лицея НИУ ВШЭ Василия Кузнецова, прочитавшего ученикам лекцию в стиле рэп о XVI веке (смотрите материал на mel.fm). Аналогичное делалось всего в нескольких образовательных учреждениях, но массовой практикой не стало. Непосредственно же рэп-баттлы не проводились нигде и никогда. Не было, соответственно, никаких методичек, правил или планов урока. Тот факт, что, по всей вероятности, буду первопроходцем в данной области щекотал профессиональное самолюбие, но и налагало большую ответственность: будет ли успешно? понравится ли ученикам? Были и другие критические размышления относительно собственной идеи. Специфика образовательного процесса в политехническом колледже подразумевает вспомогательную, второстепенную роль гуманитарных предметов относительно профильных: математики, физики, информатики. Гуманитарные предметы им не нужны, у станков не пригодятся. Много «хорошего» приходилось слышать о контингенте студентов, оказавшихся в колледжах, ПТУ по причине неуспеваемости в средней школе. Такие ребята к творческим порывам совершенно не склонны. Хотя корни их неуспеваемости – тема для отдельного разговора. В большинстве случаев это проблемы в семье, отношениях со сверстниками.

Подготовка к проведению

Так или иначе, сомнения могла развеять только практика. Заручившись поддержкой руководства колледжа, я приступил к подготовке эксперимента. Было понимание, что проводить такое сходу не имеет смысла. Работа на новом месте это всегда чистый лист: новые ученики, новые отношения. Нужно было выявить ребят активных, творческих, способных не просто зажечься идеей, но и реализовать ее. На протяжении месяца я присматривался к ребятам, выстраивал доверительные отношения, налаживал дисциплину, пробовал разные формы занятий, апробированные в прошлом. Весьма осторожно пытался говорить о трендах в молодежных субкультурах, и, конечно же, о рэп-баттлах, которые как-раз в то в время были на пике популярности. Важно было понять, кто и как понимает суть подобных феноменов. Видит ли кто-то не только их внешние стороны, такие как стиль одежды, поведения, но и смотрит глубже, прежде всего, задумывается над смыслом текстов, ищет причины возникновения.

Фото предоставлено автором

В итоге выбор пал на группу программистов. Ребята быстрее других откликались на любые новации, проявляли искренний интерес к обучению. Некоторые признавались, что с моим приходом поменяли свое отношение к истории в лучшую сторону, что, безусловно, было приятно. Поэтому в начале октября я озвучил свое предложение о проведении рэп-баттла. Были предложены следующие условия: 

1. Два студента выбирают исторических персонажей и готовят от их лица текст на три раунда поединка. 

2. В первом раунде должны быть затронуты государственные преобразования, исторические события; во втором – окружение, сподвижники; в третьем – личностные качества, факты биографии. 

3. Запрет на использование мата, жаргонизмов. 

4. Время на подготовку – два месяца. 

5. Баттл можно снимать на видео. 

6. Победителя определяют сами студенты закрытым голосованием. 

6. Оба участника баттла автоматически получают отличные оценки по итогам семестра. 

7. Текст согласовывается с преподавателем.  

Желающие нашлись практически сразу. Мы определились, что баттл будет происходить между Иваном Грозным и Петром Первым, поскольку, во-первых, о них много информации, а, во-вторых, это персонажи в нашей истории весьма спорные и об их роли мы с ребятами не единожды вступали в дискуссии.

Работа закипела и в нее включилась практически вся группа. Ребята стали самостоятельно искать литературу и материалы в Сети, советоваться со мной по поводу их качества и целесообразности изучения. Двое студентов вызвались смонтировать видеоролик поединка. Участники баттла регулярно скидывали свои наработки в социальных сетях, вносили исправления. Сложилось так, что вся группа жила интригой, ожиданием грандиозного, по их меркам, события.

Сам рэп-баттл

В середине декабря настал день X. Само начало занятия было нестандартным, неожиданным. Мы вместе расставили парты и стулья по краям аудитории, освободив площадку для баттла. Я разрешил ребятам достать лимонад, шоколадки, снэки, пользоваться телефонами, криками и хлопками поддерживать или осуждать происходящее. Образовалась неформальная обстановка, свойственная реальным баттлам. Я, приняв роль ведущего, занял позицию в центре зала. На экране проектора появились портреты Ивана Грозного и Петра Великого.

Фото предоставлено автором

Противники проехались по всем фактам правления друг друга. Припомнили поражения в войнах, репрессии против народа, опричнину, физические изъяны, гибель людей при строительстве Петербурга, убийство сыновей и многое, многое другое. Удачные речевые обороты, наиболее острые уколы в адрес визави встречали веселые крики, аплодисменты. Закончив, мы поставили парты по местам и провели голосование. Я опасался, что предпочтения распределятся, исходя из личных симпатий, но, к счастью, этого не произошло.

Фото предоставлено автором

На волне позитивных эмоций мы перешли ко второй части занятия. С приятным удивлением заметил, что никто не смотрел на часы, напротив, все боялись, что времени не хватает. Студенты разделились на четыре группы, каждая из которых должна была выполнить задание и выдвинуть из своей среды лидера, который презентовал бы результаты труда. Здесь важнее было высказаться научным языком, показать свои ораторские способности. Первая группа готовила рассказ о положительных аспектах правления Ивана Грозного, вторая о негативных. Соответственно, третья и четвертая занималась Петром Первым. И здесь уже никаких проблем не возникло. Студенты работали быстро, продуктивно и с удовольствием. А уже в последние десять минут пары мы провели рефлексию. Обсудили, что мы смогли узнать нового, почему занятие понравилось, кто и какой заслуживает оценки.

Итого

Итоги эксперимента превзошли все мои ожидания. Главное, что удалось – радикально повысить уровень интереса к предмету. Причем, не только в рамках конкретной группы, а среди всех студентов колледжа. Благодаря такому формату ребята увидели, что история может быть «прикольной», веселой, что в ней много интересных фактов, дающих пищу для размышлений и сравнений с их собственной жизнью. В связи с этим, повысилась творческая и исследовательская активность. Участники баттла, готовясь к нему, поняли, что это не так просто, как казалось в начале. Пришлось проштудировать большое количество литературы, и серьезно потрудиться над тем, как облечь исторические факты в поэтическую форму. Но оказалось, что все это вполне под силу.

После того, как был смонтирован ролик и вместе с фотографиями занятия был размещен на сайте и на страницах колледжа в социальных сетях, активизировались ребята из других групп. Многие сами просили устроить рэп-баттлы. Скепсис, которые был у многих сменился на позитивное отношение.  Студенты старших курсов стали подходить с просьбой организовать соревнования уже на уровне колледжа. Таким образом, у меня образовался кружок и уже на следующий год планируется организация лиги исторического рэп-баттлинга.

Опираясь на свой собственный опыт, могу с уверенностью сказать, что не стоит бояться молодежных субкультур, а, наоборот, необходимо за ними постоянно следить и стараться использовать в практике преподавания. 

Читайте также
Комментарии (2)

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Пошумим? Как учитель организовал рэп-баттл на уроке истории

Петр Первый против Ивана Грозного
Thu Sep 20 2018 13:39:51 GMT+0000 (GMT)

Виктор Бормотов
Подписаться
Оксимирон, Слава КПСС, Ресторатор, Гарри Топор, Энди Картрайт, Джони Бой… Что означают сии вычурные прозвища для убеленного сединами профессора истории или рядового учителя российской школы? Ничего, terra incognitа. Между тем, они – кумиры молодежи, олицетворение российского рэп-баттлинга. Найти подростка, который ничего не слышал о них – задача, мягко говоря, сложная. Еще сложнее представить Оскимирона на школьном уроке. На первый взгляд, словно Бразилия и хоккей – несовместимо. Однако в моей преподавательской практике рэп-баттл оказался прижился в качестве весьма удачной формой проведения занятий, позволяющей решать важнейшие образовательные задачи.

Что такое рэп-баттл

Итак, обо всем по порядку. Для тех, кто не в курсе, начну с пояснений относительно термина. Рэп-баттл – публичный поединок, подобный спортивным боям без правил. Но задача здесь не избить противника, а публично унизить его. Запретов на использование лексики и тем нет: жаргонизмы, мат, высмеивание родителей, физических недостатков оппонента, личной жизни. Есть и другие «изюминки». Например, участникам не возбраняется потреблять спиртные напитки прямо «на поле боя». Победителя, как и в спортивных боях, определяют судьи, среди которых мелькали довольно известные персонажи: певец Дмитрий Маликов, блогеры с огромной аудиторией. Подобные действа, снимаемые на камеру, пользуются огромной популярностью. Например, ролик баттла Оксимирона против Славы КПСС набрал в ютубе более 30 миллионов просмотров, удостоившись сюжета на Первом канале. Если кратко, то как-то так. За подробностями добро пожаловать во всемогущий Интернет. Материала по теме, в том числе, кстати, и научных статей, более чем достаточно.  

Баттл Oxxxymironа и Гнойного. Фото с Ютуб-канала «versusbattleru»

Какую оценку дают явлению в обществе? Поборники морали сетуют на массовое падение нравов. Говорят, что такой тип поп-культуры, пришедший с Запада, по форме и содержанию чужд нашим ценностям и традициям. Примерно такие мысли были и у меня, когда впервые наткнулся в сети на видео с участием Оксимирона. Ужас! Шок! Это могут увидеть дети! В школе такому не может быть места!

Но одна вещь заставила позже задуматься, перевернуть медаль и посмотреть на ее обратную сторону. В баттле противники не просто словесно унижали друг друга, а делали это в поэтической форме. Публика и судьи явно позитивно оценивали хорошие рифмы, метафоры, гиперболы и другие художественные приемы. Да, работали они, конечно же, на цель не слишком высокую, но все-таки. И приход Славы КПСС, прославившегося в том числе и за умение подбирать оригинальные рифмы, на телеканал «Культура», где феномен рэп-баттлинга обсуждался в кругу авторитетных в поэтической среде людей, совершенно неслучаен. Кто знает, может быть, здесь есть точки для развития отечественного стихосложения. Ведь когда-то и самого Маяковского, оказавшего и продолжающего оказывать влияние на русскую поэзию, считали разрушителем моральных устоев, хулиганом. Стал смотреть другие поединки, выписывать интересные моменты.  Одновременно изучал телевизионные шоу, посвященные оценке исторических личностей, событий.  

Как появилась идея провести рэп-баттл на уроке истории

По сей день не утихают споры относительно роли Сталина, Ленина, Петра Великого, Октябрьской революции, распада Советского Союза. Точки зрения порой крайне полярные, а выражения далеки от политкорректности. Тогда и пришла в голову мысль: а почему в роли участников баттла не могут выступить ученики, надев на себя «маски» исторических персонажей? Ведь сегодня мы смотрим на наше прошлое критично, рассматриваем разные точки зрения, а не слепо принимаем заказ от государства, как в то происходило в СССР.

Из подобных рассуждений выросла идея включить рэп-баттлы в авторскую методику преподавания истории. Разработка ее, к слову, началась с первого дня педагогической работы, когда я пришел учителем в сельскую школу. Продолжалась она и позже, в саратовских лицеях ЛГН и ЛИЕН.  А 2017/2018 учебный год мне предстояло начать в качестве преподавателя московского Политехнического колледжа им Н.Н.Годовикова (г. Москва). В процессе подготовки формат школьного рэп-баттлов получил окончательное оформление.

Опереться, кроме собственных разработок, было не на что. Из практики применения чего-то подобного стоит отметить лишь опыт преподавателя Лицея НИУ ВШЭ Василия Кузнецова, прочитавшего ученикам лекцию в стиле рэп о XVI веке (смотрите материал на mel.fm). Аналогичное делалось всего в нескольких образовательных учреждениях, но массовой практикой не стало. Непосредственно же рэп-баттлы не проводились нигде и никогда. Не было, соответственно, никаких методичек, правил или планов урока. Тот факт, что, по всей вероятности, буду первопроходцем в данной области щекотал профессиональное самолюбие, но и налагало большую ответственность: будет ли успешно? понравится ли ученикам? Были и другие критические размышления относительно собственной идеи. Специфика образовательного процесса в политехническом колледже подразумевает вспомогательную, второстепенную роль гуманитарных предметов относительно профильных: математики, физики, информатики. Гуманитарные предметы им не нужны, у станков не пригодятся. Много «хорошего» приходилось слышать о контингенте студентов, оказавшихся в колледжах, ПТУ по причине неуспеваемости в средней школе. Такие ребята к творческим порывам совершенно не склонны. Хотя корни их неуспеваемости – тема для отдельного разговора. В большинстве случаев это проблемы в семье, отношениях со сверстниками.

Подготовка к проведению

Так или иначе, сомнения могла развеять только практика. Заручившись поддержкой руководства колледжа, я приступил к подготовке эксперимента. Было понимание, что проводить такое сходу не имеет смысла. Работа на новом месте это всегда чистый лист: новые ученики, новые отношения. Нужно было выявить ребят активных, творческих, способных не просто зажечься идеей, но и реализовать ее. На протяжении месяца я присматривался к ребятам, выстраивал доверительные отношения, налаживал дисциплину, пробовал разные формы занятий, апробированные в прошлом. Весьма осторожно пытался говорить о трендах в молодежных субкультурах, и, конечно же, о рэп-баттлах, которые как-раз в то в время были на пике популярности. Важно было понять, кто и как понимает суть подобных феноменов. Видит ли кто-то не только их внешние стороны, такие как стиль одежды, поведения, но и смотрит глубже, прежде всего, задумывается над смыслом текстов, ищет причины возникновения.

Фото предоставлено автором

В итоге выбор пал на группу программистов. Ребята быстрее других откликались на любые новации, проявляли искренний интерес к обучению. Некоторые признавались, что с моим приходом поменяли свое отношение к истории в лучшую сторону, что, безусловно, было приятно. Поэтому в начале октября я озвучил свое предложение о проведении рэп-баттла. Были предложены следующие условия: 

1. Два студента выбирают исторических персонажей и готовят от их лица текст на три раунда поединка. 

2. В первом раунде должны быть затронуты государственные преобразования, исторические события; во втором – окружение, сподвижники; в третьем – личностные качества, факты биографии. 

3. Запрет на использование мата, жаргонизмов. 

4. Время на подготовку – два месяца. 

5. Баттл можно снимать на видео. 

6. Победителя определяют сами студенты закрытым голосованием. 

6. Оба участника баттла автоматически получают отличные оценки по итогам семестра. 

7. Текст согласовывается с преподавателем.  

Желающие нашлись практически сразу. Мы определились, что баттл будет происходить между Иваном Грозным и Петром Первым, поскольку, во-первых, о них много информации, а, во-вторых, это персонажи в нашей истории весьма спорные и об их роли мы с ребятами не единожды вступали в дискуссии.

Работа закипела и в нее включилась практически вся группа. Ребята стали самостоятельно искать литературу и материалы в Сети, советоваться со мной по поводу их качества и целесообразности изучения. Двое студентов вызвались смонтировать видеоролик поединка. Участники баттла регулярно скидывали свои наработки в социальных сетях, вносили исправления. Сложилось так, что вся группа жила интригой, ожиданием грандиозного, по их меркам, события.

Сам рэп-баттл

В середине декабря настал день X. Само начало занятия было нестандартным, неожиданным. Мы вместе расставили парты и стулья по краям аудитории, освободив площадку для баттла. Я разрешил ребятам достать лимонад, шоколадки, снэки, пользоваться телефонами, криками и хлопками поддерживать или осуждать происходящее. Образовалась неформальная обстановка, свойственная реальным баттлам. Я, приняв роль ведущего, занял позицию в центре зала. На экране проектора появились портреты Ивана Грозного и Петра Великого.

Фото предоставлено автором

Противники проехались по всем фактам правления друг друга. Припомнили поражения в войнах, репрессии против народа, опричнину, физические изъяны, гибель людей при строительстве Петербурга, убийство сыновей и многое, многое другое. Удачные речевые обороты, наиболее острые уколы в адрес визави встречали веселые крики, аплодисменты. Закончив, мы поставили парты по местам и провели голосование. Я опасался, что предпочтения распределятся, исходя из личных симпатий, но, к счастью, этого не произошло.

Фото предоставлено автором

На волне позитивных эмоций мы перешли ко второй части занятия. С приятным удивлением заметил, что никто не смотрел на часы, напротив, все боялись, что времени не хватает. Студенты разделились на четыре группы, каждая из которых должна была выполнить задание и выдвинуть из своей среды лидера, который презентовал бы результаты труда. Здесь важнее было высказаться научным языком, показать свои ораторские способности. Первая группа готовила рассказ о положительных аспектах правления Ивана Грозного, вторая о негативных. Соответственно, третья и четвертая занималась Петром Первым. И здесь уже никаких проблем не возникло. Студенты работали быстро, продуктивно и с удовольствием. А уже в последние десять минут пары мы провели рефлексию. Обсудили, что мы смогли узнать нового, почему занятие понравилось, кто и какой заслуживает оценки.

Итого

Итоги эксперимента превзошли все мои ожидания. Главное, что удалось – радикально повысить уровень интереса к предмету. Причем, не только в рамках конкретной группы, а среди всех студентов колледжа. Благодаря такому формату ребята увидели, что история может быть «прикольной», веселой, что в ней много интересных фактов, дающих пищу для размышлений и сравнений с их собственной жизнью. В связи с этим, повысилась творческая и исследовательская активность. Участники баттла, готовясь к нему, поняли, что это не так просто, как казалось в начале. Пришлось проштудировать большое количество литературы, и серьезно потрудиться над тем, как облечь исторические факты в поэтическую форму. Но оказалось, что все это вполне под силу.

После того, как был смонтирован ролик и вместе с фотографиями занятия был размещен на сайте и на страницах колледжа в социальных сетях, активизировались ребята из других групп. Многие сами просили устроить рэп-баттлы. Скепсис, которые был у многих сменился на позитивное отношение.  Студенты старших курсов стали подходить с просьбой организовать соревнования уже на уровне колледжа. Таким образом, у меня образовался кружок и уже на следующий год планируется организация лиги исторического рэп-баттлинга.

Опираясь на свой собственный опыт, могу с уверенностью сказать, что не стоит бояться молодежных субкультур, а, наоборот, необходимо за ними постоянно следить и стараться использовать в практике преподавания. 

Читайте также
Комментарии (2)