Плюсы и минусы онлайн-обучения: анализируем опыт педагогов

Партнерский материал
2020-09-01T14:11:54.939Z
9 0

Прошедший учебный год заставил педагогов перейти на онлайн-формат обучения. Для многих это было вынужденной мерой. Но стоит ли отказываться от преимуществ цифровых инструментов? Мы побеседовали с руководителем направления «Математика для начальной школы» образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» Дарьей Островской и узнали, зачем задавать в начальной школе новую тему на дом, как использовать возможности интернет-образования во время обычного урока в классе и почему роль учителя в скором времени изменится.

Цифровые платформы в школе — это удобно?

Один из плюсов использования цифровых ресурсов на уроке — экономия времени учителя. 

Чтобы быстро проверить, хорошо ли усвоен материал, можно запустить проверочную работу на платформе «Учи.ру». Система анализирует результаты и показывает, по какой теме у учеников возникают сложности. После этого каждому выдаются дополнительные задания для работы над ошибками. Таким образом реализуется индивидуальный подход, − отмечает Дарья Островская.

По словам эксперта, образовательная онлайн-платформа может решить сразу несколько проблем. Во-первых, учителя отмечают, что тратят много времени на поиск разноплановых заданий к уроку в книгах и методичках. «Учи.ру» подготовил для педагогов подробный каталог, чтобы можно было быстро найти упражнения для закрепления знаний и домашних заданий. 

Во-вторых, сложно работать с учениками разного уровня в одном классе. Если есть отстающие, не всегда хватает времени на то, чтобы разобрать с ними сложные темы. Удобным инструментом могут стать индивидуальные задания платформы «Учи.ру». Учитель может не оставаться после уроков, а давать упражнения на дом. Система объясняет и дает подсказки, как правильно прийти к ответу. В результате ребенок осваивает тему.

Класс вверх дном

Онлайн-платформы могут сделать урок ярче и разнообразнее. Популярная сейчас смешанная форма обучения может иметь различные форматы, например, школы практикуют модели ротации станций и перевернутого класса. Ротация станций — это разделение класса на группы, для каждой из которых учитель выбирает задание по способностям и интересам. В системе перевернутого класса можно задать ученику новую тему на дом — видеоуроки и карточки помогают ознакомиться с теорией и сформулировать вопросы. 

Сложно представить себе, что второклассник самостоятельно разбирает новую тему дома, не обращаясь при этом к родителям. Для начальной школы не всегда характерен такой формат работы. Тем не менее он доказывает свою эффективность. Для того чтобы ученик начальной школы сам освоил новое правило, необходимо, чтобы это знание или навык ребенок получал через действие. Такой подход к обучению называется деятельностным. «Учи.ру» не выдает голую теорию, а подталкивает выводить ее из примеров, зоны ближайшего развития и уже знакомых правил. Ученик находится один на один с платформой, но в систему встроено много подсказок. 

Если ребенок решает задачу правильно с первого раза, он достаточно быстро перейдет на новый уровень заданий, чтобы закрепить результаты. Когда ученик допускает ошибку, всплывают подсказки в виде вопроса или пояснения, на что еще можно обратить внимание. Если это не помогает, алгоритм предлагает вспомнить задачу, с которой школьник уже справлялся. 

Например, при знакомстве с темой деления ребенок должен мышкой поровну разложить десять ракушек в два ящика. На экране появляется надпись, что это действие в математике называется делением, а десять разделить на два будет пять. В дальнейшем, если ученик ошибется в примере на деление, то ему предложат заново расфасовать ракушки по ящикам. 

С «Учи.ру» уже половина российских школьников!

Чаще всего платформой «Учи.ру» пользуются учителя начальных и средних классов, но и старшеклассники найдут здесь много полезного. На платформе занимаются 8 млн учеников — это каждый второй школьник в России. Для учеников с 1-го по 4-й класс представлены задания по всем основным предметам: математике, окружающему миру, русскому и английскому языкам. Для старшеклассников есть много упражнений по математике, русскому и английскому, в том числе для подготовки к ОГЭ. Есть уроки по химии, физике, биологии, географии, обществознанию и истории. 

Все материалы «Учи.ру» педагог и ученик во время школьных занятий с учителем могут использовать бесплатно. Для того чтобы получить доступ к курсам, обучающим играм и олимпиадам, учителю или родителю нужно зарегистрироваться на платформе «Учи.ру» и добавить туда детей. Педагог может раздать онлайн-задания прямо во время урока, нажав на кнопку «Начать урок». Если ребенок захочет учиться самостоятельно, на платформе предусмотрен ежедневный лимит бесплатных заданий. Когда они кончаются, система предлагает вернуться на следующий день или приобрести подписку с расширенным доступом. 

Не будет ли «обязаловки»

В ряде регионов при поддержке местных министерств образования и науки «Учи.ру» ведет проект «Цифровая школа», в рамках которого учителя один урок математики в неделю проводят на платформе «Учи.ру». 

Участие в проекте добровольное, − сообщает Дарья Островская. − Педагоги с помощью «Учи.ру» пробуют новые форматы обучения и дают обратную связь. С нашей стороны это попытка вовлечь учителей в использование цифровых продуктов, показать им разнообразие и удобство, рост эффективности обучения. Да, министерства образования и науки ищут полезные ресурсы, и «Учи.ру» − в числе их рекомендаций, но никто никого не заставляет пользоваться именно нашими сервисами и ничем другим.

Формат работы с карточками, задачками, видеоуроками «Учи.ру» определяется потребностями и желанием учителя. Они позволяют проиллюстрировать и объяснить тему ученику, практикуя деятельностный подход на уроке. Так, педагог может запустить эту же задачу про ракушки на интерактивной доске или проекторе. 

Есть также банк заданий проверочных и контрольных работ. Они сортированы по классам, темам и предметам. Есть готовые подборки задач, которые учитель может редактировать. Это дает возможность быстро получить срез знаний. Некоторые педагоги в старших классах просят учеников решить задачи в телефонах во время урока или задают проверочную работу на дом.

Если интернет «не тянет»

Задания«Учи.ру» содержат красочную анимацию и много картинок, поэтому запустить их можно, только если компьютер подключен к интернету. К сожалению, это означает, что пока в некоторых регионах учителям зачастую сложно использовать на уроках онлайн-ресурсы. 

В данный момент это обстоятельство действительно может увеличить разницу между сельским и городским образованием, − комментирует проблему Дарья Островская. − Если у детей дома есть компьютер, можно задавать домашнее задание на платформе. Во многих классах есть интерактивная доска или проектор. Но мы часто получаем отзывы от сельских педагогов: у некоторых из них один компьютер на класс или даже один компьютер у учителя дома. Нам пока сложно что-то с этим сделать, хотя мы стараемся подготовить упражнения для любой технической базы. Но невозможно что-то предпринять, если ее совсем нет. 

Есть и такая практика: сельские ученики по очереди решают упражнения «Учи.ру» на одном компьютере после уроков или на продленке. Учителю нравится, что у детей горят глаза, что решать задачи стало гораздо интереснее. 

Можно ли обойтись без учителя

По мнению Дарьи Островской, на данный момент невозможно представить полноценную замену живого общения в классе обучением в онлайне.

После занятий в летней онлайн-школе мои ученики поделились впечатлениями о последних месяцах учебы, − делится Дарья. − Выяснилось, что к дистанционке в том виде, в котором она была весной, есть претензии и у детей, и у родителей. Она вызвала огромную нагрузку на всех участников процесса. Учителям нужно было готовить множество материалов, разбираться в цифровых инструментах, которыми они никогда не пользовались. Иногда это выливалось в отсутствие какого-либо объяснения и гигантский объем домашней работы, в которой детям нужно было разобраться самим.

Схема самостоятельного получения знаний должна адаптироваться под возраст школьников. Естественно, для учеников начальной школы реализовать такой подход достаточно сложно. Наличие учителя в работе с детьми любого возраста не является вариативным, просто его роль становится другой. 

По словам эксперта, сейчас педагог часто выглядит как «говорящая голова»: рассказывает что-то, ученики записывают, понимают или не понимают и идут дальше. В системе, когда каждый самостоятельно добывает знания, учитель становится ментором, путеводителем, подсказывает направление развития школьника, помогает подобрать задания, которые больше подходят ребенку по его уровню и интересам. У педагога появляется поле для творчества, а дети могут прийти даже к более серьезным результатам. 

Период пандемии стал экстренной ситуацией, которая побудила нас искать новые пути решения проблем, − продолжает Дарья Островская. − Дистанционное образование открывает возможности. Так, взрослые могут проходить курсы у лучших профессоров мира. Пользуясь онлайн-платформами, школьники могут заниматься по наработкам лучших учителей независимо от того, в каком городе они находятся. 

Что новенького

Дарья Островская поделилась предстоящими нововведениями на «Учи.ру». В сентябре планируется к запуску новый пилотный проект для начальной школы − полная подборка материалов по математике, окружающему миру и русскому языку под самые популярные учебно-методические комплекты «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Туда будут включены и задания для объяснения, и карточки для закрепления, и домашняя работа − все с соблюдением ФГОС. 

Сценарии уроков построены так, что учитель может использовать не все, а только то, что он хочет, или то, что соответствует техническому оснащению школы. Проект сильно облегчит поиск материалов и их подачу. По результатам пилотных запусков будет приниматься решение о его распространении среди учителей начальной школы, − поясняет эксперт.

«Учи.ру» планирует постепенно запустить обновленную систему мониторинга знаний по математике для учеников начальной школы. Педагог будет видеть, какие темы у класса вызывают наибольшие трудности, и получать рекомендованные наборы заданий для их устранения.

Находится в процессе подготовки к запуску и курс «Математика PRO» — для тех, кто выходит за рамки школьной программы и хочет научиться решать более сложные, нестандартные задачи.

Мы пошагово научим решать математические ребусы и головоломки — как всегда, через игру и постепенное увеличение сложности, − отмечает Дарья. − по математике для 3-го класса по мотивам «Школы волшебников».


Читайте также
Комментарии (0)
2020-09-01T14:11:54.939Z
9 0

Плюсы и минусы онлайн-обучения: анализируем опыт педагогов

Партнерский материал

Прошедший учебный год заставил педагогов перейти на онлайн-формат обучения. Для многих это было вынужденной мерой. Но стоит ли отказываться от преимуществ цифровых инструментов? Мы побеседовали с руководителем направления «Математика для начальной школы» образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» Дарьей Островской и узнали, зачем задавать в начальной школе новую тему на дом, как использовать возможности интернет-образования во время обычного урока в классе и почему роль учителя в скором времени изменится.

Цифровые платформы в школе — это удобно?

Один из плюсов использования цифровых ресурсов на уроке — экономия времени учителя. 

Чтобы быстро проверить, хорошо ли усвоен материал, можно запустить проверочную работу на платформе «Учи.ру». Система анализирует результаты и показывает, по какой теме у учеников возникают сложности. После этого каждому выдаются дополнительные задания для работы над ошибками. Таким образом реализуется индивидуальный подход, − отмечает Дарья Островская.

По словам эксперта, образовательная онлайн-платформа может решить сразу несколько проблем. Во-первых, учителя отмечают, что тратят много времени на поиск разноплановых заданий к уроку в книгах и методичках. «Учи.ру» подготовил для педагогов подробный каталог, чтобы можно было быстро найти упражнения для закрепления знаний и домашних заданий. 

Во-вторых, сложно работать с учениками разного уровня в одном классе. Если есть отстающие, не всегда хватает времени на то, чтобы разобрать с ними сложные темы. Удобным инструментом могут стать индивидуальные задания платформы «Учи.ру». Учитель может не оставаться после уроков, а давать упражнения на дом. Система объясняет и дает подсказки, как правильно прийти к ответу. В результате ребенок осваивает тему.

Класс вверх дном

Онлайн-платформы могут сделать урок ярче и разнообразнее. Популярная сейчас смешанная форма обучения может иметь различные форматы, например, школы практикуют модели ротации станций и перевернутого класса. Ротация станций — это разделение класса на группы, для каждой из которых учитель выбирает задание по способностям и интересам. В системе перевернутого класса можно задать ученику новую тему на дом — видеоуроки и карточки помогают ознакомиться с теорией и сформулировать вопросы. 

Сложно представить себе, что второклассник самостоятельно разбирает новую тему дома, не обращаясь при этом к родителям. Для начальной школы не всегда характерен такой формат работы. Тем не менее он доказывает свою эффективность. Для того чтобы ученик начальной школы сам освоил новое правило, необходимо, чтобы это знание или навык ребенок получал через действие. Такой подход к обучению называется деятельностным. «Учи.ру» не выдает голую теорию, а подталкивает выводить ее из примеров, зоны ближайшего развития и уже знакомых правил. Ученик находится один на один с платформой, но в систему встроено много подсказок. 

Если ребенок решает задачу правильно с первого раза, он достаточно быстро перейдет на новый уровень заданий, чтобы закрепить результаты. Когда ученик допускает ошибку, всплывают подсказки в виде вопроса или пояснения, на что еще можно обратить внимание. Если это не помогает, алгоритм предлагает вспомнить задачу, с которой школьник уже справлялся. 

Например, при знакомстве с темой деления ребенок должен мышкой поровну разложить десять ракушек в два ящика. На экране появляется надпись, что это действие в математике называется делением, а десять разделить на два будет пять. В дальнейшем, если ученик ошибется в примере на деление, то ему предложат заново расфасовать ракушки по ящикам. 

С «Учи.ру» уже половина российских школьников!

Чаще всего платформой «Учи.ру» пользуются учителя начальных и средних классов, но и старшеклассники найдут здесь много полезного. На платформе занимаются 8 млн учеников — это каждый второй школьник в России. Для учеников с 1-го по 4-й класс представлены задания по всем основным предметам: математике, окружающему миру, русскому и английскому языкам. Для старшеклассников есть много упражнений по математике, русскому и английскому, в том числе для подготовки к ОГЭ. Есть уроки по химии, физике, биологии, географии, обществознанию и истории. 

Все материалы «Учи.ру» педагог и ученик во время школьных занятий с учителем могут использовать бесплатно. Для того чтобы получить доступ к курсам, обучающим играм и олимпиадам, учителю или родителю нужно зарегистрироваться на платформе «Учи.ру» и добавить туда детей. Педагог может раздать онлайн-задания прямо во время урока, нажав на кнопку «Начать урок». Если ребенок захочет учиться самостоятельно, на платформе предусмотрен ежедневный лимит бесплатных заданий. Когда они кончаются, система предлагает вернуться на следующий день или приобрести подписку с расширенным доступом. 

Не будет ли «обязаловки»

В ряде регионов при поддержке местных министерств образования и науки «Учи.ру» ведет проект «Цифровая школа», в рамках которого учителя один урок математики в неделю проводят на платформе «Учи.ру». 

Участие в проекте добровольное, − сообщает Дарья Островская. − Педагоги с помощью «Учи.ру» пробуют новые форматы обучения и дают обратную связь. С нашей стороны это попытка вовлечь учителей в использование цифровых продуктов, показать им разнообразие и удобство, рост эффективности обучения. Да, министерства образования и науки ищут полезные ресурсы, и «Учи.ру» − в числе их рекомендаций, но никто никого не заставляет пользоваться именно нашими сервисами и ничем другим.

Формат работы с карточками, задачками, видеоуроками «Учи.ру» определяется потребностями и желанием учителя. Они позволяют проиллюстрировать и объяснить тему ученику, практикуя деятельностный подход на уроке. Так, педагог может запустить эту же задачу про ракушки на интерактивной доске или проекторе. 

Есть также банк заданий проверочных и контрольных работ. Они сортированы по классам, темам и предметам. Есть готовые подборки задач, которые учитель может редактировать. Это дает возможность быстро получить срез знаний. Некоторые педагоги в старших классах просят учеников решить задачи в телефонах во время урока или задают проверочную работу на дом.

Если интернет «не тянет»

Задания«Учи.ру» содержат красочную анимацию и много картинок, поэтому запустить их можно, только если компьютер подключен к интернету. К сожалению, это означает, что пока в некоторых регионах учителям зачастую сложно использовать на уроках онлайн-ресурсы. 

В данный момент это обстоятельство действительно может увеличить разницу между сельским и городским образованием, − комментирует проблему Дарья Островская. − Если у детей дома есть компьютер, можно задавать домашнее задание на платформе. Во многих классах есть интерактивная доска или проектор. Но мы часто получаем отзывы от сельских педагогов: у некоторых из них один компьютер на класс или даже один компьютер у учителя дома. Нам пока сложно что-то с этим сделать, хотя мы стараемся подготовить упражнения для любой технической базы. Но невозможно что-то предпринять, если ее совсем нет. 

Есть и такая практика: сельские ученики по очереди решают упражнения «Учи.ру» на одном компьютере после уроков или на продленке. Учителю нравится, что у детей горят глаза, что решать задачи стало гораздо интереснее. 

Можно ли обойтись без учителя

По мнению Дарьи Островской, на данный момент невозможно представить полноценную замену живого общения в классе обучением в онлайне.

После занятий в летней онлайн-школе мои ученики поделились впечатлениями о последних месяцах учебы, − делится Дарья. − Выяснилось, что к дистанционке в том виде, в котором она была весной, есть претензии и у детей, и у родителей. Она вызвала огромную нагрузку на всех участников процесса. Учителям нужно было готовить множество материалов, разбираться в цифровых инструментах, которыми они никогда не пользовались. Иногда это выливалось в отсутствие какого-либо объяснения и гигантский объем домашней работы, в которой детям нужно было разобраться самим.

Схема самостоятельного получения знаний должна адаптироваться под возраст школьников. Естественно, для учеников начальной школы реализовать такой подход достаточно сложно. Наличие учителя в работе с детьми любого возраста не является вариативным, просто его роль становится другой. 

По словам эксперта, сейчас педагог часто выглядит как «говорящая голова»: рассказывает что-то, ученики записывают, понимают или не понимают и идут дальше. В системе, когда каждый самостоятельно добывает знания, учитель становится ментором, путеводителем, подсказывает направление развития школьника, помогает подобрать задания, которые больше подходят ребенку по его уровню и интересам. У педагога появляется поле для творчества, а дети могут прийти даже к более серьезным результатам. 

Период пандемии стал экстренной ситуацией, которая побудила нас искать новые пути решения проблем, − продолжает Дарья Островская. − Дистанционное образование открывает возможности. Так, взрослые могут проходить курсы у лучших профессоров мира. Пользуясь онлайн-платформами, школьники могут заниматься по наработкам лучших учителей независимо от того, в каком городе они находятся. 

Что новенького

Дарья Островская поделилась предстоящими нововведениями на «Учи.ру». В сентябре планируется к запуску новый пилотный проект для начальной школы − полная подборка материалов по математике, окружающему миру и русскому языку под самые популярные учебно-методические комплекты «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Туда будут включены и задания для объяснения, и карточки для закрепления, и домашняя работа − все с соблюдением ФГОС. 

Сценарии уроков построены так, что учитель может использовать не все, а только то, что он хочет, или то, что соответствует техническому оснащению школы. Проект сильно облегчит поиск материалов и их подачу. По результатам пилотных запусков будет приниматься решение о его распространении среди учителей начальной школы, − поясняет эксперт.

«Учи.ру» планирует постепенно запустить обновленную систему мониторинга знаний по математике для учеников начальной школы. Педагог будет видеть, какие темы у класса вызывают наибольшие трудности, и получать рекомендованные наборы заданий для их устранения.

Находится в процессе подготовки к запуску и курс «Математика PRO» — для тех, кто выходит за рамки школьной программы и хочет научиться решать более сложные, нестандартные задачи.

Мы пошагово научим решать математические ребусы и головоломки — как всегда, через игру и постепенное увеличение сложности, − отмечает Дарья. − по математике для 3-го класса по мотивам «Школы волшебников».

Читайте также
Комментарии (0)