Перевернутое обучение: плюсы и минусы

2019-07-01T08:59:16.732Z
4 0

Перевернутое обучение или перевернутый класс (flipped classroom, inverted classroom) набирает популярность. Предполагается, что теоретический материал учащиеся осваивают самостоятельно, в основном с помощью видеолекций, а на занятиях отрабатывают его на практике. Мы расскажем о том, как работает такая модель в школе и в вузе и с какими проблемами можно столкнуться при ее реализации.

Видео для прогульщиков

Само понятие «перевернутое обучение» появилось в 2007 году. В одной из сельских американских школ, ученики которой часто пропускали занятия, два учителя химии стали готовить видеоуроки для прогульщиков – чтобы не тратить время занятий на повторное объяснение пройденных тем. В результате эти записи стали использовать и те, кто уроков не пропускал, а общая успеваемость стала лучше. 

Когда речь идет о средней школе, под перевернутым обучением обычно понимают именно просмотр коротких видеолекций дома, а закрепление знаний и отработку практических навыков в классе – в форме групповой, творческой, проектной работы. Сильно упрощая, можно сказать, что классная и домашняя работа как бы меняются местами – отсюда «перевернутость». И хотя идея самостоятельного изучения нового материала не нова, перевернутое обучение в его современном виде стало возможным совсем недавно благодаря развитию информационных технологий. 

Есть и варианты сложнее – например, когда учащиеся сами ищут теоретическую информацию по теме. Это похоже на привычный для российских вузов формат семинара, к которому все студенты в группе готовятся по одному списку вопросов, а не делят их между собой. 

Массовое онлайн-образование

Понятие «перевернутое обучение» применяют и к высшей школе тоже, но речь в этом случае идет скорее о дистанционных технологиях в образовании. Традиционные лекции полностью заменяются записями – это уменьшает аудиторную нагрузку преподавателей и дает студентам больше свободы.

Следующий шаг – феномен массового открытого онлайн-образования, связанный с появлением межуниверситетских и даже международных образовательных платформ, где собраны курсы от ведущих университетов. Самый известный проект такого рода – Coursera, его российские аналоги – Универсариум, Открытый университет и другие. 

Задано устно – значит, не задано

Даже в самом простом варианте перевернутое обучение требует от студентов и школьников самостоятельности и вовлеченности. Тут уже нельзя рассчитывать, что материал будут «разжевывать» или хотя бы поставят плюсик за присутствие на лекции, даже если ее содержание пропущено мимо ушей. 

Неудивительно, что «перевернуть» обучение в условиях российской системы образования не самая простая задача. Значительная часть школьников и студентов в принципе не умеет работать самостоятельно. Поэтому новая модель может оказаться полезной сильным и мотивированным ученикам, а слабые, лишившись постоянной поддержки педагога, будут отставать еще больше. 

К тому же привычка к традиционной домашней работе вырабатывает у школьников рефлекс: «задано устно – значит, не задано». А за робким «я учил» или «я читал» часто скрывается полное отсутствие знаний. Здесь в какой-то степени может помочь использование обратной связи: есть вопросы – напиши учителю. Другой вариант – введение входного контроля: к аудиторным занятиям допускаются только те, кто прошел короткий письменный тест по теоретическому материалу. 

Нагрузка на педагогов и технические сложности

Другое слабое место перевернутого образования связано с нагрузкой на преподавателей. Подготовка видеолекций, особенно на первых этапах, это отдельная сложная работа. Можно использовать готовые разработки: видеокурсы ведущих вузов, авторские лекции известных ученых, материалы, собранные на образовательных порталах, таких как «Интернет-урок», «Больше, чем урок» и т. д. Но на отбор и адаптацию таких материалов в любом случае потребуется время, как и на поддержание обратной связи и подготовку к новому формату классной работы. И если на уровне вуза отказ от традиционных лекций действительно может разгрузить преподавателей, то в школе эта дополнительная нагрузка в дальнейшем никак не компенсируется. 

Есть и технические сложности: учителю понадобится оборудование, навыки работы с ним (если записывать видеолекции самостоятельно), ИКТ-компетентность и, конечно, стабильный доступ в интернет. Компьютер, ноутбук или планшет и опять-таки доступ в интернет, необходимы в случае перевернутого обучения и ученикам. 

Введение электронного дневника показало, что в сельской местности, где зачастую всего один провайдер, это не мелочи.  

Исследование НИУ ВШЭ: одинаковые результаты при разных форматах обучения

Если к перевернутому обучению в порядке эксперимента обращается школьный учитель в работе с хорошо знакомым классом, шансы на успех во многом зависят от авторитета педагога, его отношений с учениками, умения мотивировать и «заражать». Как правило, это сильный, инициативный учитель. 

Но если такая модель применяется массово, «человеческий фактор» отступает на второй план. Особенно если применяется она в вузе, где преподаватели меняются чаще, а лекций в рамках одного курса может быть больше, чем практических или семинарских занятий.   

Эффективность разных моделей обучения в прошлом году попытались оценить социологи из Высшей школы экономики. В эксперименте приняли участие более 300 студентов-технарей из трех региональных российских вузов. Участников поделили на три группы. Первая изучала новую дисциплину в обычном формате, вторая – дистанционно, с помощью онлайн-лекций и форума, а третья смотрела онлайн-лекции и посещала семинары в университете. На экзамене, которым завершился курс, все три группы показали примерно одинаковые результаты обучения, хотя те, кто занимался дистанционно, были менее удовлетворены и предпочли бы другой формат. 

А некоторые западные университеты столкнулись с менее предсказуемой проблемой: если записи лекций оказываются в Сети, студенты чувствуют себя обделенными. То, что раньше было доступно только им, тем, кто смог хорошо сдать экзамены или заплатил за свое обучение, теперь могут бесплатно и без усилий получить все желающие. 


Читайте также
Комментарии (0)
2019-07-01T08:59:16.732Z
4 0

Перевернутое обучение: плюсы и минусы


Ирина Маркина
Подписаться

Перевернутое обучение или перевернутый класс (flipped classroom, inverted classroom) набирает популярность. Предполагается, что теоретический материал учащиеся осваивают самостоятельно, в основном с помощью видеолекций, а на занятиях отрабатывают его на практике. Мы расскажем о том, как работает такая модель в школе и в вузе и с какими проблемами можно столкнуться при ее реализации.

Видео для прогульщиков

Само понятие «перевернутое обучение» появилось в 2007 году. В одной из сельских американских школ, ученики которой часто пропускали занятия, два учителя химии стали готовить видеоуроки для прогульщиков – чтобы не тратить время занятий на повторное объяснение пройденных тем. В результате эти записи стали использовать и те, кто уроков не пропускал, а общая успеваемость стала лучше. 

Когда речь идет о средней школе, под перевернутым обучением обычно понимают именно просмотр коротких видеолекций дома, а закрепление знаний и отработку практических навыков в классе – в форме групповой, творческой, проектной работы. Сильно упрощая, можно сказать, что классная и домашняя работа как бы меняются местами – отсюда «перевернутость». И хотя идея самостоятельного изучения нового материала не нова, перевернутое обучение в его современном виде стало возможным совсем недавно благодаря развитию информационных технологий. 

Есть и варианты сложнее – например, когда учащиеся сами ищут теоретическую информацию по теме. Это похоже на привычный для российских вузов формат семинара, к которому все студенты в группе готовятся по одному списку вопросов, а не делят их между собой. 

Массовое онлайн-образование

Понятие «перевернутое обучение» применяют и к высшей школе тоже, но речь в этом случае идет скорее о дистанционных технологиях в образовании. Традиционные лекции полностью заменяются записями – это уменьшает аудиторную нагрузку преподавателей и дает студентам больше свободы.

Следующий шаг – феномен массового открытого онлайн-образования, связанный с появлением межуниверситетских и даже международных образовательных платформ, где собраны курсы от ведущих университетов. Самый известный проект такого рода – Coursera, его российские аналоги – Универсариум, Открытый университет и другие. 

Задано устно – значит, не задано

Даже в самом простом варианте перевернутое обучение требует от студентов и школьников самостоятельности и вовлеченности. Тут уже нельзя рассчитывать, что материал будут «разжевывать» или хотя бы поставят плюсик за присутствие на лекции, даже если ее содержание пропущено мимо ушей. 

Неудивительно, что «перевернуть» обучение в условиях российской системы образования не самая простая задача. Значительная часть школьников и студентов в принципе не умеет работать самостоятельно. Поэтому новая модель может оказаться полезной сильным и мотивированным ученикам, а слабые, лишившись постоянной поддержки педагога, будут отставать еще больше. 

К тому же привычка к традиционной домашней работе вырабатывает у школьников рефлекс: «задано устно – значит, не задано». А за робким «я учил» или «я читал» часто скрывается полное отсутствие знаний. Здесь в какой-то степени может помочь использование обратной связи: есть вопросы – напиши учителю. Другой вариант – введение входного контроля: к аудиторным занятиям допускаются только те, кто прошел короткий письменный тест по теоретическому материалу. 

Нагрузка на педагогов и технические сложности

Другое слабое место перевернутого образования связано с нагрузкой на преподавателей. Подготовка видеолекций, особенно на первых этапах, это отдельная сложная работа. Можно использовать готовые разработки: видеокурсы ведущих вузов, авторские лекции известных ученых, материалы, собранные на образовательных порталах, таких как «Интернет-урок», «Больше, чем урок» и т. д. Но на отбор и адаптацию таких материалов в любом случае потребуется время, как и на поддержание обратной связи и подготовку к новому формату классной работы. И если на уровне вуза отказ от традиционных лекций действительно может разгрузить преподавателей, то в школе эта дополнительная нагрузка в дальнейшем никак не компенсируется. 

Есть и технические сложности: учителю понадобится оборудование, навыки работы с ним (если записывать видеолекции самостоятельно), ИКТ-компетентность и, конечно, стабильный доступ в интернет. Компьютер, ноутбук или планшет и опять-таки доступ в интернет, необходимы в случае перевернутого обучения и ученикам. 

Введение электронного дневника показало, что в сельской местности, где зачастую всего один провайдер, это не мелочи.  

Исследование НИУ ВШЭ: одинаковые результаты при разных форматах обучения

Если к перевернутому обучению в порядке эксперимента обращается школьный учитель в работе с хорошо знакомым классом, шансы на успех во многом зависят от авторитета педагога, его отношений с учениками, умения мотивировать и «заражать». Как правило, это сильный, инициативный учитель. 

Но если такая модель применяется массово, «человеческий фактор» отступает на второй план. Особенно если применяется она в вузе, где преподаватели меняются чаще, а лекций в рамках одного курса может быть больше, чем практических или семинарских занятий.   

Эффективность разных моделей обучения в прошлом году попытались оценить социологи из Высшей школы экономики. В эксперименте приняли участие более 300 студентов-технарей из трех региональных российских вузов. Участников поделили на три группы. Первая изучала новую дисциплину в обычном формате, вторая – дистанционно, с помощью онлайн-лекций и форума, а третья смотрела онлайн-лекции и посещала семинары в университете. На экзамене, которым завершился курс, все три группы показали примерно одинаковые результаты обучения, хотя те, кто занимался дистанционно, были менее удовлетворены и предпочли бы другой формат. 

А некоторые западные университеты столкнулись с менее предсказуемой проблемой: если записи лекций оказываются в Сети, студенты чувствуют себя обделенными. То, что раньше было доступно только им, тем, кто смог хорошо сдать экзамены или заплатил за свое обучение, теперь могут бесплатно и без усилий получить все желающие. 

Читайте также
Комментарии (0)