Математика: как и когда стоит начать заниматься с ребенком



18 февраля на нашем портале состоялся вебинар, на котором была представлена авторская методика обучения детей дошкольного возраста математическим, пространственным и временным понятиям «Элементарная математика». Создатель этой программы, ведущий методист дошкольного образования Марина Пашкевич ответила на вопросы нашего корреспондента о том, в каком возрасте ребенка лучше всего начинать обучать счету и знакомить с цифрами, почему для этого не годятся учебники для начальной школы и как с помощью простых инструментов не только воспитатели детских садов, но и родители могут превратить знакомство дошколят с математическими понятиями в интересную и увлекательную игру. 

Марина Павловна, когда стоит начинать изучать с ребенком математику?

Элементарные представления в области этой науки доступны детям уже с двух лет, когда у них формируется понимание, что значит «один» и «много». Ребенок в этом возрасте всему учится на практике: глядя на один камешек, говорит «один», а на несколько − «много». 

Дети, разбираясь с этими понятиями на игрушках, картинках, учатся считать, постепенно превращая «много» в «один, два, три»; сравнивая «два» и «три», запоминая значения слов «больше» и «меньше». В возрасте до трех лет дети одновременно с этим автоматически усваивают счет до пяти. 

Позже дети начинают понимать, что такое число и учатся обозначать его точкой, рисунком. Восприятие цифры − графического, знакового отображения числа− формируется у детей только к 4-5 годам. Так устроен человеческий мозг.

Многие родители, видя любознательность ребенка, покупают ему учебники по математике для первого класса школы. Так было со мной. Учебник подарила бабушка, уверенная, что «внучка умненькая, зачем ждать школы, и в 4 года что-то освоит». Правильный ли это подход?

Неправильный. Детям 3-4 лет еще рано давать учебники с задачами, для решения которых требуется применение логики и алгоритмов. Невозможно обучить математике по книге малыша, у которого еще нет понимания, как соотносится то, что он видит вокруг себя, со знаками «плюс», «минус», «больше», «меньше», «равно» с графическими обозначениями математических знаков и самих цифр. 

Математика − наука абстрактная, и обучать дошкольников 3-4 лет ее основам следует в быту, на материальных объектах: игрушках, пирамидках, то есть на примерах, которые приводят к пониманию терминов, а не наоборот. Ведь основным видом познавательной деятельности для детей этого возраста является игра, а новые знания им проще усваивать, если в основе этой игры лежит алгоритм «сначала потрогал, посмотрел, потом осмыслил и запомнил». 

Как строится обучение по вашей методике и с какого возраста по ней можно заниматься?

Мы, разрабатывая методику «Элементарная математика», основывались на физиологических и психологических особенностях детей 4 возрастных группы: 3–4 года, 4–5 лет, 5–6 и 6–7.

В 4 года ребенок должен:

  • уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков; 
  • сравнивать предметы по величине, цвету, форме и количеству; 
  • подбирать пару к предмету с заданным признаком; 
  • владеть понятиями «один – много», «большой – маленький», «высокий – низкий» и т. д.; 
  • знать основные цвета (красный, желтый, зеленый синий, белый, черный) и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

К семи же годам дети должны знать уже все цифры (0–9) и соотносить их с количеством предметов, знать прямой и обратный счет, соседей числа. 

Также ребенок должен:

  • знать основные геометрические фигуры (к знакомым ранее добавляются прямоугольник, ромб, трапеция, овал, шар, куб, цилиндр и др.);
  • различать и называть части суток, дни недели, месяцы, времена года по порядку;
  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, составлять композиции из фигур; решать задачи на сложение и вычитание в одно действие; 
  • уметь сравнивать две группы предметов, используя знаки «<» и «>», предметы по длине, 
  • уметь измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры; 
  • знать и называть основные цвета спектра и оттенки; 
  • определять время по часам.

Программа условно разделена на три цикла. При этом два из них идут последовательно. Третий начинается вместе с первым, но постепенно задания усложняются.

Первый цикл − доцифровая математика. В его рамках дети изучают числа, количественный счет, понятия «больше», «меньше», «равно» без графического обозначения этих понятий цифрами и математическими знаками. Все задания подразумевают на первом этапе визуализацию: используются карточки с иллюстрациями, игровые задания с детскими конструкторами, практические задания, например, счет шагов, сравнение разного количества предметов. Но опять же никаких цифр. 

«Столько треугольничков и столько квадратиков», «на сколько больше», на сколько меньше» − ко всем этим вопросам ребенок приходит во время практических упражнений.

В рамках этого же цикла мы знакомим ребенка с изображением изучаемых математических понятий на бумаге, вводим графическое обозначение чисел, но не цифрами, а точками.

Другой цикл − цифровая математика. Выполняя упражнения этого направления обучения, ребенок знакомится уже с графическим обозначением чисел от 1 до 10 цифрами, учится считать от 1 до 10, позднее – от 10 до 20, решает простейшие задачи и примеры на сложение и вычитание.

Еще один цикл – знакомство с понятиями пространства и времени. Он проходит параллельно с двумя описанными выше. Здесь мы изучаем пространственные координаты «налево», «направо», «вверх», «вниз», понятия «год», «неделя», «месяц», обозначение часов и минут на циферблате. Кроме этого, мы учим детей верно показывать верх и низ, право и лево на картинках, а также отображать на бумаге с помощью точек и черточек пространственные и временные понятия.

Главная особенность методики – упражнения в каждом из циклов подразумевают использование наглядных материалов: карточек с заданиями в форме иллюстраций, конструкторов, счетного материала. Всю информацию мы подаем посредством устной речи, графически, с помощью наглядных схем, конкретных объектов, абстрактных знаков и изображений.

Наша методика – это интересное содержание, вариативность заданий, простые инструкции и очень подробное методическое сопровождение. В конечном итоге она помогает развивать интеллект, раскрывать уникальные особенности ребенка, учит формулировать и делать выводы. 

Для кого предназначена эта методика? Могут ли ее использовать для занятий с малышом родители?

Заниматься с детьми по нашей методике можно как на занятиях в детском саду или в центрах дошкольного развития, так и дома.

Все три цикла включают множество простейших практических упражнений, а технологические карты (сценарии занятий) написаны настолько простым языком, что заниматься с ребенком по ним смогут и родители, у которых нет педагогического образования. При этом необязательно выполнять с ребенком все задания, предлагаемые в технологических картах− сценариях.

Дети вполне могут и самостоятельно, без участия взрослых, выполнять отдельные упражнения «Элементарной математики»: решать несложные и интересные задачки, проходить настольные игры-бродилки, работать с конструктором. Для них это даже не занятия будут, а увлекательные игры.

Педагог детского сада может использовать технологические карты занятий в своей работе как дополнение к основной программе, а отдельные упражнения – для проработки тем, которые ребенок не усвоил, занимаясь вместе со всеми. Многие упражнения и задания можно использовать в играх, вне занятий. 

Отмечу, «Элементарная математика» не замещает обычную программу и не конкурирует с ней. Она лишь дополнительный инструмент для педагога, и разработана для того, чтобы дети в его группе усваивали основные математические, временные и пространственные понятия быстрее и с большей легкостью.

Почему стоит изучать математику в раннем дошкольном возрасте?

Занятия по математике развивают логику и умение анализировать. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстрее этому научился, ему нужно давать как можно больше отправных точек для размышлений: подходящие ему по возрасту упражнения на сложение и вычитание, логические загадки, ребусы, задачи на ориентирование – все это развивает его логику и мышление. И конечно же, тренирует память и внимание.


Беседовала Наталья Кузнецова

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)