Коварный предмет обществознание: как готовиться к сдаче ЕГЭ



Уже несколько лет обществознание оказывается самым выбираемым предметом ЕГЭ у старшеклассников. В прошлом году его сдавали 315 тысяч школьников, в 2018−м − 368 тысяч, в 2017-м – 358 тысяч. Статистики за этот год еще нет, но вряд ли что-то серьезно изменится. Причины такой популярности объяснимы − предмет нужен для поступления в вузы на специальности гуманитарных направлений, кроме того, существует стереотип, что получить высокие баллы за обществознание намного проще, чем, к примеру за английский или литературу. При этом сдают ЕГЭ слабо: в прошлом году больше 80 баллов (именно столько нужно получить, чтобы поступить на бюджет во многие вузы) получили только 7% выпускников. На что обратить внимание при подготовке к экзамену по обществознанию выпускникам 2020 года и как облегчить запоминание важных тем, редакции портала рассказал старший преподаватель образовательной компании MAXIMUM Education Ираклий Кикалишвили, успешно подготовивший по предмету не одну сотню одиннадцатиклассников.

Источник фото: maximumtest.ru 

Многие школьники ошибочно считают обществознание легким для сдачи на ЕГЭ предметом. Однако результаты − всего 7% сдававших набрали больше 80 баллов в прошлом году − доказывают обратное. В чем, на ваш взгляд, причина? Школьники неправильно готовятся?

Одна из главных ошибок всех выпускников, которые принимают решение сдавать ЕГЭ по обществознанию, – желание объять необъятное. Обществознание – это 5 огромных блоков, каждый из которых включает в себя сотни тем. Запомнить все нереально. И не нужно.

Повторить стоит только те темы, которые могут встретиться на экзамене, – все они перечислены в кодификаторе. Открываем, выписываем, готовимся.

«Я куплю сборник или буду решать задания в онлайн-тренажере. Кодификатор мне не нужен!» − говорит одиннадцатиклассник. Но сборник и онлайн-тренажер – это всего лишь хорошее подспорье в тренировке выполнения заданий формата ЕГЭ. Для того чтобы подготовиться к экзамену, их вряд ли будет достаточно.

В школьном курсе обществознания собрано колоссальное количество разнообразной информации, которую следует не просто знать, − нужно ее понимать, уметь приводить примеры из жизни. Старшеклассники этого не учитывают.

Что именно нужно выучить, разобравшись по кодификатору с темами?

Самая частая проблема, с которой мне приходится работать при подготовке школьников к сдаче обществознания, – их стремление выучить термины наизусть. Почему-то многие из них считают, что главное − сделать именно это.

Одиннадцатиклассники пытаются запомнить определения, тратят на это уйму времени и не успевают охватить весь необходимый материал. Приходится десятки раз объяснять, что зубрежка бесполезна и неэффективна, когда речь идет о подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Важнее научиться понимать термины.

Для того чтобы мои ученики понимали и запоминали их, я учу отвечать на три вопроса: 1) что это; 2) какое оно; 3) для чего это нужно? Вопросы могут видоизменяться в зависимости от определения. Отвечать лучше коротко.

Разберем пример с понятием «право»: 1) что это? – …система …; 2) какая это система? – …общеобязательных норм…; 3) для чего это нужно? – … регулирования поведения.

Получившееся определение звучит так: «Право – это система общеобязательных норм, установленных государством, необходимая для регулирования поведения в обществе».  

Если ученик понимает определение и знает, как вытащить формулировку из головы в нужный момент, ему будет проще охватить больше информации и получить высокий балл на экзамене.

Что еще может помочь при подготовке?

Все, что школьники изучают в рамках школьного курса обществознания, в том или ином виде встречается в повседневной жизни. Эту особенность предмета можно использовать при подготовке к ЕГЭ.

Любое определение или процесс можно описать реальной ситуацией, что упростит понимание и даст ассоциативную связь, облегчит запоминание и поможет на экзамене.

Для наглядности давайте разберем, что такое спрос и предложение на примере потерявшего актуальность спинера. Спрос на эту игрушку в конкретный период времени привел к тому, что она стала продаваться даже на кассах сетевых супермаркетов. Затем мода на спинеры прошла − спрос упал. Реально ли найти спинер на кассах сегодня? Вряд ли. Если школьник запомнит эту ситуацию, вопросов с тем, чтобы дать определение спросу и предложению, на экзамене у него не будет.
 
Другой пример. Зачастую школьникам сложно разобраться, что представляет собой административное правонарушение – для этого нужно научиться читать кодекс РФ об административных правонарушениях. Это даже звучит страшно.

Но когда норма рассматривается наглядно: «Гражданин Гулькин едет на BMW Х6 на красный цвет, создавая угрозу всем остальным участникам дорожного движения, а значит, заслуживает наказания в виде...», запомнить определение и его смысл становится намного проще.  

Конечно, было бы замечательно, чтобы живые примеры приводил на уроках учитель, тогда одиннадцатикласснику их оставалось бы только вспомнить. Даже когда до экзамена остается всего три месяца, прием запоминания сути на конкретных ситуациях очень действенный.

В ЕГЭ по обществознанию есть 29-е задание – мини-сочинение. Как к нему лучше готовиться?

В этом задании в качестве аргументов можно приводить примеры из жизни. И многие теряют баллы, описывая ситуацию из личного опыта, которая подходит лишь частично. Еще хуже, когда школьник не может дать ответ, потому что в его жизни требуемой ситуации не было.

При подготовке к ЕГЭ школьнику стоит проявить творчество и смоделировать, придумать как можно больше иллюстративных ситуаций, подходящих к темам, перечисленным в кодификаторе. Если не хватает собственного жизненного опыта, не лишним будет обратиться за помощью к педагогу, другим взрослым, погуглить.

Самое важное – не игнорировать подготовку к мини-сочинениям в рамках экзамена, надеясь на то, что, раз это пример из жизни, а не из учебника, он сам придет в голову во время сдачи ЕГЭ. Не придет. Или придет, но не тот.

Да, не так уж прост экзамен по обществознанию…

Именно! Несмотря на кажущуюся простоту, экзамен по обществознанию требует серьезной и внимательной подготовки. Однако существует стереотип, что сложные предметы – это физика, химия, математика и английский, а обществознание – это легко, и получить за него высокие баллы на ЕГЭ не такое уж и достижение. Подобное отношение приводит к низким результатам, а значит, закрывает дорогу на бюджетные места в вузы. Чтобы этого не случилось, к подготовке не стоит относиться c прохладцей.

Составьте план проработки тем из кодификатора, выявите пробелы в знаниях, как можно больше тренируйтесь сдавать экзамен на симуляторах, работайте над ошибками. И… ни пуха на экзамене. 

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)