Уроки мира и патриотизма: как сделать их увлекательными и полезными

Fri Sep 28 2018 13:37:26 GMT+0000 (GMT)
1 0 184

Когда речь заходит об уроках мира и патриотизма, некоторых невольно клонит в сон. Возможно ли сделать подобные уроки увлекательными?

Люди, далекие от мира образования, часто без улыбки на лице вспоминают часы проведенные в душном классном кабинете (душным он был в том числе из-за концентрированной смертельной скуки в воздухе), и местами высокопарные, местами сухие слова учителя про "нашу Родину", про любовь к ней и про мир во всем мире. Да и учителя нередко признаются: эти уроки в принципе не могут понравиться нормальным детям, но, согласно школьным правилам и законам, педагоги должны их провести, а дети - пережить! Так ли это на самом деле, и возможно ли сделать подобные уроки увлекательными? Давайте разбираться.

Начнем с определений

Уроки мира и уроки патриотизма проводятся в школе в рамках обязательных классных часов. Каждое из этих занятий преследует определенную цель.

Урок патриотизма - это школьное занятие, во время которого ученики могут узнать многое о своей стране, обнаружить и укрепить свою национальную идентичность, научиться определять себя не только как отдельного человека, но и как представителя конкретной страны.

Урок мира - это школьное занятие, во время которого учитель стремится расширить представления учащихся о мире в целом, о взаимозависимости многих явлений, помочь посмотреть на себя как на частичку огромной истории, как на маленькое звеньице гигантской цепи человечества.

Уроки мира принято проводить 21 сентября в самых разных школах самых разных стран нашей большой и прекрасной планеты. Это занятие всегда приурочено к Международному дню мира, учрежденному Генеральной Ассамблеей ООН в самом начале нулевых. В России уроки мира также проводят 1 сентября - во Всемирный день мира в память о погибших во Второй мировой войне (учрежден в 1983 году). А после трагедии, произошедшей в Беслане в 2004 году, этот день приобрел для наших соотечественников еще один смысл, вдохновляющий на разговор с подрастающим поколением о важности жизни без войны.

Прямая и косвенная цели уроков

Цель любого внутришкольного урока, которую должен преследовать каждый хороший учитель - это не только доступное объяснение детям какой-то темы, не только донесение информации. Ведь если бы предоставление информации было единственной функцией образовательных учреждений, все родители уже давно перевели бы своих детей на домашнее обучение! Причем большинство из них обошлись бы без приглашенных репетиторов и сами обучили бы своих детей, пару раз зачитав вслух классические учебники по всем предметам. В чем же заключаются другие функции школы и школьных учителей? В том, что,  выстраивая свою работу определенным образом, учитель создает среду, плодотворную для развития важных качеств и навыков. Какие же качества и навыки можно развить во время уроков мира и патриотизма?

Во-первых, у этих уроков есть прямая цель: развить в каждом ученике такое полезное качество, как ответственность - ответственность по отношению к среде, в которой он живет, к людям, рядом с которыми живет, к целому миру, который его окружает. Проводить подобное занятие, не преследуя этой цели, практически бессмысленно. Разве что для учителя оно, закончится очередной галочкой в отчете о проделанной работе. 

При этом абсолютно любой школьный урок может стать возможностью для развития многих навыков: дети могут учиться формулировать и высказывать свое мнение, быстро запоминать и анализировать новую информацию, могут развивать внимательность, умение взаимодействовать в паре или в команде и так далее. Все это - косвенные, но безусловно важные цели уроков.

Наполнение уроков

Чтобы добиваться косвенных целей, можно прибегать к разнообразным творческим и игровым форматам. Разнообразие форм не даст ученикам заскучать и поможет на различных уровнях проанализировать полученную информацию. Какие формы деятельности возможны?

Творческие практики

Рисование, лепка, создание аппликаций или оригами - все эти и другие творческие техники, во-первых, выполняют некую терапевтическую функцию и помогают детям расслабиться, а во-вторых, дают время переосмыслить полученную информацию, сформулировать зарождающиеся мысли не вербально, а через художественные образы. Многим детям (особенно младшим школьникам) будет проще сначала нарисовать некую картинку, а уже потом с помощью слов объяснить, что именно они хотели изобразить, как это изображение связано с темой урока, какие мысли и эмоции эта тема у них вызывает.

Пример: во время патриотического урока предложите детям нарисовать вещи, которые они любят в своей стране, или вещи, которые вызывают у них различные эмоции.

Упражнения на развитие памяти и внимательности

Как вам кажется, сколько новой информации, полученной во время школьного урока, ребенок на самом деле запоминает? Очевидно, не сто процентов, а зачастую, даже не пятьдесят. После урока по математике или истории, многим школьникам, которые не могут или не хотят постоянно удерживать внимание на теме, приходится уже самостоятельно перечитывать параграфы учебника. Но уроки мира, как правило, не предполагают обязательных домашних заданий или контрольных работ. Поэтому учителю стоит самостоятельно выстраивать урок таким образом, чтобы мотивировать детей концентрироваться на изучаемой теме.

Пример: в начале урока мира скажите ученикам, что через пятнадцать минут их ждет игра, для прохождения которой  необходимо запомнить как можно больше деталей из презентации учителя. Подготовьте карточки с вопросами, ответы на которые прозвучат в презентации, а затем предложите каждому ребенку вытянуть одну карточку и попробовать ответить на вопрос самостоятельно.

Задания, требующие выполнения в команде

Школьный класс - это коллектив, внутри которого сложно заниматься чем-либо, не обращая никакого внимания на других его участников. Детям хочется общаться друг с другом, и этим более чем естественным желанием не стоит пренебрегать. В конце любого урока предложите ученикам, разделившись на несколько команд по 5-6 человек выполнить одно задание, требующее командной работы. Это может быть совместное конспектирование пройденной темы, творческая практика или придумывание идеи для совместного проекта. 

Главные проблемы уроков мира и патриотизма

Итак, мы назвали некоторые способы разнообразить общую канву урока и добиться перечисленных выше косвенных целей. Как же добиться прямой цели - развития чувства личной ответственности в каждом ученике? 

Вспомните, пожалуйста, подобные уроки, на которых довелось побывать вам. Были ли среди них уроки, которые не оказали бы на участников этого процесса ни малейшего влияния, а принесли лишь усталость и раздражение? В чем была причина такой реакции? Существует несколько ошибок, которые часто допускают учителя. Именно работа над этими ошибками может в конечном счете сделать урок интересным, наполненным и осмысленным.

Первая ошибка: формальность и дидактичность учителя

На уроках мира и на патриотических уроках детям, как правило, предлагают не исследовать новую тему и прийти к собственному выводу, а согласиться с идеей, которая уже прописана в методичке учителя: страну надо любить, родине - служить, мир - беречь Подобная дидактичность редко вызывает доверие учеников. Впрочем, заучить все эти очевидные выводы для ребенка не составит никакого труда. К тому же дети очень часто понимают, какого ответа ждут от них учителя, и произносят эти ответы лишь для того, чтобы их оставили в покое. Не обладая необходимой чуткостью и внимательностью, педагог может подумать, что урок прошел хорошо, хотя для учеников он вылился в сорок пять минут потерянного времени. 

Что же делать, чтобы этого не случилось? Предоставьте ученикам свободу высказывания, избегайте категоричных аргументов и задавайте побольше открытых вопросов. Реагируя на ответы учеников не оценивайте их как "правильные" и "неправильные", но предлагайте размышлять дальше. К примеру, если во время патриотического урока, ребенок говорит, что любить страну совсем необязательно, спросите его, почему он так думает, предложите всем вместе сочинить сказку про мир, в котором люди перестали любить свою страну, обсудите то, что получилось. Пусть именно возможность проводить захватывающее исследование и приходить к собственным независимым выводам мотивирует детей посещать такие занятия.

Вторая ошибка: слова, лишенные для учеников всякого смысла

Слова "патриотизм", "страна", "родина", "мир" часто лишены для детей настоящего, глубокого смысла: они никак не связаны с их жизнью и с их интересами. При этом, если хорошенько обо всем подумать, любое из этих слов обладает совершенно неповторимым смыслом для каждого взрослого человека. Во многом задача учителя - помочь своим ученикам эти самые неповторимые смыслы обрести.

Старайтесь избегать сухих определений, а вместо этого предлагайте ученикам создавать свои. Для этого чаще задавайте открытые вопросы. Например: "Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "мир"?", "Что такое страна - для вас?", "Что такое родная страна?" и так далее. Возможно, для какого-то ребенка страна - это территория, на которой дети смотрят одни и те же мультики. Позволяя детям, самостоятельно наполнять слова личным смыслом и делиться этим смыслом со сверстниками, мы подготавливаем почву, из которой может произрасти личная ответственность за себя и за окружающий мир.  

Третья  ошибка: неактуальность темы для учеников

В конце концов, уроки мира и патриотизма порой катастрофически оторваны от реальности, в которой живут дети. Им может быть непонятно, как давно закончившиеся войны, глобальное потепление или президентские выборы могут быть связаны с их жизнью. Поэтому, если учитель хочет сделать подобные уроки интересными доя своих учеников, стоит вместе размышлять над вопросом: "Как это связано с каждым из нас"? Именно размышление над этим вопросом поможет развивать  ответственность.  

Читайте также
Комментарии (0)

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Уроки мира и патриотизма: как сделать их увлекательными и полезными

Некоторых на них невольно может клонить в сон. Что делать? Разбираемся с педагогом
1 0 184

Fri Sep 28 2018 13:37:26 GMT+0000 (GMT)

Мария Хмара
Подписаться

Когда речь заходит об уроках мира и патриотизма, некоторых невольно клонит в сон. Возможно ли сделать подобные уроки увлекательными?

Люди, далекие от мира образования, часто без улыбки на лице вспоминают часы проведенные в душном классном кабинете (душным он был в том числе из-за концентрированной смертельной скуки в воздухе), и местами высокопарные, местами сухие слова учителя про "нашу Родину", про любовь к ней и про мир во всем мире. Да и учителя нередко признаются: эти уроки в принципе не могут понравиться нормальным детям, но, согласно школьным правилам и законам, педагоги должны их провести, а дети - пережить! Так ли это на самом деле, и возможно ли сделать подобные уроки увлекательными? Давайте разбираться.

Начнем с определений

Уроки мира и уроки патриотизма проводятся в школе в рамках обязательных классных часов. Каждое из этих занятий преследует определенную цель.

Урок патриотизма - это школьное занятие, во время которого ученики могут узнать многое о своей стране, обнаружить и укрепить свою национальную идентичность, научиться определять себя не только как отдельного человека, но и как представителя конкретной страны.

Урок мира - это школьное занятие, во время которого учитель стремится расширить представления учащихся о мире в целом, о взаимозависимости многих явлений, помочь посмотреть на себя как на частичку огромной истории, как на маленькое звеньице гигантской цепи человечества.

Уроки мира принято проводить 21 сентября в самых разных школах самых разных стран нашей большой и прекрасной планеты. Это занятие всегда приурочено к Международному дню мира, учрежденному Генеральной Ассамблеей ООН в самом начале нулевых. В России уроки мира также проводят 1 сентября - во Всемирный день мира в память о погибших во Второй мировой войне (учрежден в 1983 году). А после трагедии, произошедшей в Беслане в 2004 году, этот день приобрел для наших соотечественников еще один смысл, вдохновляющий на разговор с подрастающим поколением о важности жизни без войны.

Прямая и косвенная цели уроков

Цель любого внутришкольного урока, которую должен преследовать каждый хороший учитель - это не только доступное объяснение детям какой-то темы, не только донесение информации. Ведь если бы предоставление информации было единственной функцией образовательных учреждений, все родители уже давно перевели бы своих детей на домашнее обучение! Причем большинство из них обошлись бы без приглашенных репетиторов и сами обучили бы своих детей, пару раз зачитав вслух классические учебники по всем предметам. В чем же заключаются другие функции школы и школьных учителей? В том, что,  выстраивая свою работу определенным образом, учитель создает среду, плодотворную для развития важных качеств и навыков. Какие же качества и навыки можно развить во время уроков мира и патриотизма?

Во-первых, у этих уроков есть прямая цель: развить в каждом ученике такое полезное качество, как ответственность - ответственность по отношению к среде, в которой он живет, к людям, рядом с которыми живет, к целому миру, который его окружает. Проводить подобное занятие, не преследуя этой цели, практически бессмысленно. Разве что для учителя оно, закончится очередной галочкой в отчете о проделанной работе. 

При этом абсолютно любой школьный урок может стать возможностью для развития многих навыков: дети могут учиться формулировать и высказывать свое мнение, быстро запоминать и анализировать новую информацию, могут развивать внимательность, умение взаимодействовать в паре или в команде и так далее. Все это - косвенные, но безусловно важные цели уроков.

Наполнение уроков

Чтобы добиваться косвенных целей, можно прибегать к разнообразным творческим и игровым форматам. Разнообразие форм не даст ученикам заскучать и поможет на различных уровнях проанализировать полученную информацию. Какие формы деятельности возможны?

Творческие практики

Рисование, лепка, создание аппликаций или оригами - все эти и другие творческие техники, во-первых, выполняют некую терапевтическую функцию и помогают детям расслабиться, а во-вторых, дают время переосмыслить полученную информацию, сформулировать зарождающиеся мысли не вербально, а через художественные образы. Многим детям (особенно младшим школьникам) будет проще сначала нарисовать некую картинку, а уже потом с помощью слов объяснить, что именно они хотели изобразить, как это изображение связано с темой урока, какие мысли и эмоции эта тема у них вызывает.

Пример: во время патриотического урока предложите детям нарисовать вещи, которые они любят в своей стране, или вещи, которые вызывают у них различные эмоции.

Упражнения на развитие памяти и внимательности

Как вам кажется, сколько новой информации, полученной во время школьного урока, ребенок на самом деле запоминает? Очевидно, не сто процентов, а зачастую, даже не пятьдесят. После урока по математике или истории, многим школьникам, которые не могут или не хотят постоянно удерживать внимание на теме, приходится уже самостоятельно перечитывать параграфы учебника. Но уроки мира, как правило, не предполагают обязательных домашних заданий или контрольных работ. Поэтому учителю стоит самостоятельно выстраивать урок таким образом, чтобы мотивировать детей концентрироваться на изучаемой теме.

Пример: в начале урока мира скажите ученикам, что через пятнадцать минут их ждет игра, для прохождения которой  необходимо запомнить как можно больше деталей из презентации учителя. Подготовьте карточки с вопросами, ответы на которые прозвучат в презентации, а затем предложите каждому ребенку вытянуть одну карточку и попробовать ответить на вопрос самостоятельно.

Задания, требующие выполнения в команде

Школьный класс - это коллектив, внутри которого сложно заниматься чем-либо, не обращая никакого внимания на других его участников. Детям хочется общаться друг с другом, и этим более чем естественным желанием не стоит пренебрегать. В конце любого урока предложите ученикам, разделившись на несколько команд по 5-6 человек выполнить одно задание, требующее командной работы. Это может быть совместное конспектирование пройденной темы, творческая практика или придумывание идеи для совместного проекта. 

Главные проблемы уроков мира и патриотизма

Итак, мы назвали некоторые способы разнообразить общую канву урока и добиться перечисленных выше косвенных целей. Как же добиться прямой цели - развития чувства личной ответственности в каждом ученике? 

Вспомните, пожалуйста, подобные уроки, на которых довелось побывать вам. Были ли среди них уроки, которые не оказали бы на участников этого процесса ни малейшего влияния, а принесли лишь усталость и раздражение? В чем была причина такой реакции? Существует несколько ошибок, которые часто допускают учителя. Именно работа над этими ошибками может в конечном счете сделать урок интересным, наполненным и осмысленным.

Первая ошибка: формальность и дидактичность учителя

На уроках мира и на патриотических уроках детям, как правило, предлагают не исследовать новую тему и прийти к собственному выводу, а согласиться с идеей, которая уже прописана в методичке учителя: страну надо любить, родине - служить, мир - беречь Подобная дидактичность редко вызывает доверие учеников. Впрочем, заучить все эти очевидные выводы для ребенка не составит никакого труда. К тому же дети очень часто понимают, какого ответа ждут от них учителя, и произносят эти ответы лишь для того, чтобы их оставили в покое. Не обладая необходимой чуткостью и внимательностью, педагог может подумать, что урок прошел хорошо, хотя для учеников он вылился в сорок пять минут потерянного времени. 

Что же делать, чтобы этого не случилось? Предоставьте ученикам свободу высказывания, избегайте категоричных аргументов и задавайте побольше открытых вопросов. Реагируя на ответы учеников не оценивайте их как "правильные" и "неправильные", но предлагайте размышлять дальше. К примеру, если во время патриотического урока, ребенок говорит, что любить страну совсем необязательно, спросите его, почему он так думает, предложите всем вместе сочинить сказку про мир, в котором люди перестали любить свою страну, обсудите то, что получилось. Пусть именно возможность проводить захватывающее исследование и приходить к собственным независимым выводам мотивирует детей посещать такие занятия.

Вторая ошибка: слова, лишенные для учеников всякого смысла

Слова "патриотизм", "страна", "родина", "мир" часто лишены для детей настоящего, глубокого смысла: они никак не связаны с их жизнью и с их интересами. При этом, если хорошенько обо всем подумать, любое из этих слов обладает совершенно неповторимым смыслом для каждого взрослого человека. Во многом задача учителя - помочь своим ученикам эти самые неповторимые смыслы обрести.

Старайтесь избегать сухих определений, а вместо этого предлагайте ученикам создавать свои. Для этого чаще задавайте открытые вопросы. Например: "Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "мир"?", "Что такое страна - для вас?", "Что такое родная страна?" и так далее. Возможно, для какого-то ребенка страна - это территория, на которой дети смотрят одни и те же мультики. Позволяя детям, самостоятельно наполнять слова личным смыслом и делиться этим смыслом со сверстниками, мы подготавливаем почву, из которой может произрасти личная ответственность за себя и за окружающий мир.  

Третья  ошибка: неактуальность темы для учеников

В конце концов, уроки мира и патриотизма порой катастрофически оторваны от реальности, в которой живут дети. Им может быть непонятно, как давно закончившиеся войны, глобальное потепление или президентские выборы могут быть связаны с их жизнью. Поэтому, если учитель хочет сделать подобные уроки интересными доя своих учеников, стоит вместе размышлять над вопросом: "Как это связано с каждым из нас"? Именно размышление над этим вопросом поможет развивать  ответственность.  

Читайте также
Комментарии (0)